Критерии оценки личностных результатов
статья

В образовательной системе XXI века отчётливо прослеживается ориентация на личность как субъект деятельности, на развитие способности обучаемого к преобразованиям и самореализации. Так в Федеральном государственном стандарте делается акцент на становлении личностных характеристик выпускника основной школы. Действительно, в современном обществе более успешными оказываются люди, имеющие не больше знаний, а большую личностную зрелость: способность ставить адекватные цели, находить ресурсы, выбирать оптимальные способы поведения, успешно взаимодействовать с другими, мотивировать себя и партнера и т.д. Отсюда и запрос родителей смещается с необходимости максимально расширить круг знаний, умений и навыков, получаемых детьми в школе, на стремление сформировать из ребенка личность, адекватную современным условиям. При всём значении предметных образовательных результатов школа никогда не ориентировалась исключительно на эти результаты, поскольку само школьное образование всегда рассматривалось как средство формирования личности. Важна прежде всего личность и происходящие в ней в процессе обучения изменения. Поэтому главными результатами школьного образования считались и считаются результаты, которые можно определить как личностные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii-otsenki-lichnostnyh-rezultatov.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии оценки личностных результатов

Крышкова Лариса Сергеевна, учитель начальных классов ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»

В образовательной системе XXI века отчётливо прослеживается ориентация на личность как субъект деятельности, на развитие способности обучаемого к преобразованиям и самореализации. Так в Федеральном государственном стандарте делается акцент на становлении личностных характеристик выпускника основной школы. Действительно, в современном обществе более успешными оказываются люди, имеющие не больше знаний, а большую личностную зрелость: способность ставить адекватные цели, находить ресурсы, выбирать оптимальные способы поведения, успешно взаимодействовать с другими, мотивировать себя и партнера и т.д. Отсюда и запрос родителей смещается с необходимости максимально расширить круг знаний, умений и навыков, получаемых детьми в школе, на стремление сформировать из ребенка личность, адекватную современным условиям. При всём значении предметных образовательных результатов школа никогда не ориентировалась исключительно на эти результаты, поскольку само школьное образование всегда рассматривалось как средство формирования личности. Важна прежде всего личность и происходящие в ней в процессе обучения изменения. Поэтому главными результатами школьного образования считались и считаются результаты, которые можно определить как личностные. Поэтому отслеживание личностных результатов развития становится все более актуальным именно в наше время.  Значит, одной из ключевых проблем стала проблема создания системы отслеживания личностных результатов учащихся, которая позволит «видеть» личностный рост школьника, планировать деятельность по развитию качественных новообразований, происходящих в нём. Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества. Итак, основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных действий, включаемых в следующие три основных блока:

• самоопределение — сформированность  внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

• смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

• морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:  1)характеристику достижений и положительных качеств учащегося; 2) определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом, как достижений, так и психологических проблем ребенка; 3) систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития. Оценивать личностный рост обучаемого крайне сложно. Среди основных принципов создания системы оценивания достижений учащихся назван принцип критериальности: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критерий – это своеобразный эталон, составляющий основу оценочной деятельности. Для выявления личностных результатов предлагаются следующие критерии оценки уровней  их сформированности.  Их можно представить так: 1)понимаю; 2)стремлюсь; 3)делаю. Первый уровень: у учащихся имеется  ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведении человека, в отношении с другими людьми, понимание собственной ответственности за судьбу Отечества. Второй уровень предполагает, что обучающийся стремится осуществить нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных  норм. Третий уровень свидетельствует о том, что у учащихся наблюдаются самостоятельные поступки на основе морального выбора и этических норм; ответственность за последствия совершаемых поступков, потребность к саморазвитию и самосовершенствованию.Итак, оценивание личностных результатов ориентировано на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Поэтому измерение в этой области позволит поднять эффективность работы.

Личностные действия определяют мотивационную ориентацию. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Рассмотрим оценивание  личностных результатов действий смыслообразования.

Личностные универсальные действия

Основные критерии оценивания

Мотивация учебной деятельности

- сформированность познавательных интересов

- интерес к новому

- сформированность учебных мотивов

- стремление к самоизменению- приобретению новых знаний

- сформированность социальных мотивов

При оценивании предметных результатов учащихся используется «Тематический оценочный лист», который  заполняется по мере изучения темы, и каждый учащийся может анализировать проделанную работу, искать пути получения дополнительных баллов, что приводит к активизации поиска новых знаний. Следовательно, использование «Тематического оценочного листа» направлено на усиление мотивации учебного труда, повышение ответственности учащихся за качество приобретаемого ими образования. Перед изучением темы оговариваются все виды деятельности, предусмотренное количество баллов и критерии оценивания. Например:

Список класса

Знание теор.

материала

Дом.

упр-я

Сам. работа

Написание рассказа

Инд. исслед.

работа

Оценка

на

уроке

Итого

баллов

Кол-во

баллов

5

5

10

15

до 23

5

По результатам оценивания по темам выводится рейтинг каждого ученика. Открытость рейтинговой системы оценивания достижений учащихся развивает дух здорового соперничества, что стимулирует весь учебный процесс. Рейтинг каждого ученика отслеживается на уровне школы уже в течение 4-х лет. Такая работа позволяет оценивать динамику успешности учащегося.

В блок личностных универсальных учебных действий входит  самоопределение- определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего « способа жизни» и места в обществе.  Поэтому крайне важным фактором в оценивании личностного результата является самооценка и самоанализ обучаемым собственных действий и поступков.

Личностные универсальные действия

Основные критерии оценивания

Самооценка

- широта диапазона оценок

- рефлексивность как осознанное представление о качествах учебного труда

-  осознание своих возможностей в   учении

- способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха

Для понимания границ «что я знаю» и  того «что не знаю» учащимися основного звена  используется « Лист оценки моих достижений», где шаг вперёд оценивается знаком + Например: Тема: Части речи (2 класс)

1.

 Умею находить имена существительные

2.

Умею находить имена прилагательные

3.

Умею находить глагол

4.

Умею строить предложения с частями речи

5.

Умею находить предмет, признак предмета, действия предмета.

У каждого ученика своя дистанция изучения нового  материала. Кто-то этот лист может заполнить быстро, а кому- то понадобится ни один урок, чтобы поставить себе положительную отметку. Когда малое достижение зафиксировано, это уже успех.  Такая кропотливая работа поможет развивать способность к самооценке и самоанализу

        Среди возможных методов оценивания личностных результатов можно выделить наблюдение и тестирование. В процессе тестирования используются разные варианты ответов на вопросы ( да, нет, не знаю, редко, никогда) и  разные критерии оценки уровня личностных результатов обучающегося (низкий, средний, высокий уровень развития, устойчивое, неустойчивое отношение к нравственным нормам). Для обработки результатов можно использовать следующие критерии: 0 баллов – ребёнок не имеет чётких нравственных ориентиров, неправильно объясняет поступки; 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребёнок не стремится; 2 балла - нравственные ориентиры существуют, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое; 3 балла – ребёнок обосновывает свой выбор нравственных установок, отношение к нравственным нормам устойчивое. Метод тестирования позволяет выявить не только уровень знаний, умений и навыков, но и качества личности. Личностных результатов помогают достичь тесты, материал для которых подбирается самими учащимися. Другие составляются на основе исторического материала: пребывание казаков в Селенгинский район, Новоселенгинцы - защитники Отечества. Содержание подобранных текстов помогут развить  систему ценностных ориентаций,  определить своё место  в обществе, осознать принадлежность к малой родине. Ключи к тестам помогут провести самооценку.  Например:

 «    Дядя Володя привез из поездки в Африку маленькую обезьянку. Андрей был очень рад подарку.

      Сразу в доме начались сплошные беспорядки. Вдруг упал столик и разбилась посуда. Книги и карандаши попадали под кровать. В мамином платье появилась большая дыра.

      Везде лежали следы проделок обезьянки. Пришлось отдать обезьянку в цирк.»                                                                                        

1. Докажите, что это текст. Озаглавьте его.

2.Запишите текст.

3.Определите части речи.

4. С помощью каких языковых средств автор рассказывает об обезьянке.

5. Объясните значение слов «беспорядки» , «проделки»

Использование таких форм работы, как дискуссия и дебаты, помогают выявить готовность и способность учащихся выражать и отстаивать свою позицию.  Дебаты (например,«Молодёжный сленг: за и против») можно провести  как общественную экспертизу личностных результатов. Для этого формируется группа экспертов из специалистов, родителей. Экспертами  используется оценочный лист с разработанными критериями: знаниевая база общекультурной компетентности (максимум5б), аргументация (5б), речевая культура (2б), культура презентации (3б), разнообразие источников информации (2 б). К каждому критерию подобраны показатели.

Одним из методов оценки личностных результатов, используемых в образовательной практике, является оценка личностного прогресса ученика с помощью  Портфолио (портфель достижений) Портфель достижений предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Таким образом, личностное развитие станет более успешным, если будет разработана специальная система оценивания личностных результатов обучаемого, позволяющая деликатно корректировать траекторию его личностного развития. В данной статье предпринята попытка обозначить пути решения этой проблемы.

Литература:

1.Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. Козлова В. 2.Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов             учащихся.- КАРО, Санкт-Петербург, 2009

3    Курцева З.И. Подходы к оцениванию личностного результата обучаемого.- М.:     Просвещение, 2009г

4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.- М.: Просвещение, 2011(Стандарты второго поколения)

5. Кондакова А. М.-М.Просвещение, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки личностных результатов школьника

И системе оценки личностных результатов школьника )из опыта работы)...

Оценка личностных результатов

Оценка личностных результатов...

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.

Статья по теме  Оценка личностных результатов обучающихся в условиях введения ФГОС.Я считаю ,что личностные результаты самые важные в воспитании детей.Хотелось бы уделить внимание технологиям оце...

Программа оценки личностных результатов освоения АООП 1 вариант

Выступление на педагогическом совете по теме: "Программа оценки личностных результатов освоения АООП 1 вариант"...

Программа оценки личностных результатов освоения АООП 1 вариант (презентация)

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "Программа оценки личностных результатов освоения АООП 1 вариант"...

Критерии оценки предметных результатов обучения умственно отсталых школьников (по 1 варианту АООП)

Предлагается система оценивания предметных результатов обучающихся с УО по различным учебным областям начальной школы...

Программа оценки личностных результатов обучающихся с НОДА с УО (интеллектуальными нарушениями)

Оценочный лист можно использовать для мониторинга достижений личностных результатов по окончании года. Исходя из результатов оценки ичностных достижений мы определяем задачи воспитания на следующий уч...