Критерии оценки предметных результатов обучения умственно отсталых школьников (по 1 варианту АООП)
статья
Предлагается система оценивания предметных результатов обучающихся с УО по различным учебным областям начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_otsenki_predmetnyh_rezultatov_obucheniya_umstvenno_otstalyh_shkolnikov.docx | 46.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии оценки предметных результатов обучения умственно отсталых школьников (по 1 варианту АООП)
ВВЕДЕНИЕ
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели специальной школы. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие влекут за собой и изменение системы оценивания.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) закреплено два вида образовательных результатов: предметные и личностные. В современной отечественной педагогике оценивание предметных результатов имеет достаточно длительную традицию, характеризующуюся смещением акцентов с функции контроля учителя за деятельностью учащихся на функцию двухстороннего информирования педагогов и учащихся о причинах и характере успешности, или, напротив, неуспешности всего образовательного процесса или отдельных его этапов.
Предметные результаты обучения учащихся с легкой умственной отсталостью всегда рассматривались с точки зрения формирования у них определенного комплекса знаний и умений, способствующих как коррекции недостатков их познавательной деятельности, так и обеспечивающих поступательное развитие школьников. Поскольку до введения Стандарта обучение этой группы учащихся проводилось по двум вариантам учебных программ, то имелись некоторые различия в подходах к оценке этой группы результатов: по первому варианту программ они были не дифференцированы, по второму ― ранжировались по двум уровням. В настоящее время Стандартом уточнено содержательное наполнение предметных результатов, которые связаны с овладением обучающимися с легкой умственной отсталостью содержанием каждой из семи предметных областей, а также характеризуют достижения учащихся в усвоении знаний и умений, способность применять их в практической деятельности. В этой группе результатов выделено два уровня: минимальный и достаточный; при этом минимальный уровень является обязательным для большинства учащихся, однако его недостижение отдельными учениками по отдельным учебным предметам не является препятствием к продолжению обучения по варианту Программы, ориентированному на обучающихся с легкой умственной отсталостью. В Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) предметные результаты сформулированы на конец обучения в младших и старших классах (соответственно, это ― 4, 9 и 12 классы).
Следовательно, на промежуточных этапах эти результаты должны быть самостоятельно определены каждым учителем при составлении рабочих программ по предмету, что определено в письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства науки и образования Российской Федерации от 28 октября 2015 года.
Отсутствие определенных критериев оценивания приводит к значительным расхождениям в определении предметных результатов, их чрезмерному расширению или, напротив, сужению. В связи с этим у учителя возникает необходимость в разработке системы оценивания и выработке критериев оценки предметных результатов по каждому учебному предмету.
Цель данной проектной работы – составление программы оценивания, включающей критерии оценки предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью.
Требования ФГОС НОО у/о к контролю и оценке предметных результатов освоения АООП (1 вариант)
Предметные результаты АООП включают освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) специфические умения, знания и навыки для каждой предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с интеллектуальными нарушениями предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не допускает сравнения его с другими детьми.
Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знаний и степень самостоятельности в его применений в практической деятельности.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Он фиксируется в рабочих программах по предметам и курсам с ориентацией на всех обучающихся класса. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) ОО может перевести ученика на обучение по индивидуальному плану или на обучение по СИПР АООП (вариант 2).
Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Он фиксируется в рабочих программах по предметам и курсам адресно для отдельных учащихся с указанием фамилий после проведения входящей диагностики.
В связи с тем, что способности к обучению обучающихся с умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков могут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
Планируемые предметные результаты освоения АООП на I этапе представлены в Программе АООП.
Процедура оценки достижений предметных результатов АООП.
Оценка предметных результатов начинается со 2 класса, т.е. в тот период, когда у обучающихся уже сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них уже привычна, и они могут ее организовывать под руководством учителя.
Во время обучения в первом классе, используется качественная оценка деятельности обучающегося через словесное и эмоциональное поощрение.
Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся с нарушением интеллекта.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
• Дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий.
- Критериальность. Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно со специалистами службы сопровождения основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.
- Приоритет самооценки. Начала формирования способности учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности (уровень «нравится - не нравится»). Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.
- Непрерывность. С учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении.
- Гибкость и вариативность инструментария оценки. В учебном процессе используется разноуровневый подход к оцениванию, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика с, нарушениями интеллекта.
- Сочетание качественной и количественной составляющих оценки. Качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная, позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание количественных и качественных составляющий оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его психофизических особенностей.
- Естественность процесса контроля и оценки. Контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях. Главные критерии контроля и оценки следующие:
- усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям Стандарта;
- развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
- появление значимых предпосылок учебной деятельности, способность ее осуществления под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя,
- определенная доля самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Содержание и организация безотметочной системы контроля и оценки предметных знаний, умений и навыков обучающихся.
В первом классе устанавливаются следующие формы контроля развития предметных знаний и умений учащихся:
- устный опрос;
- письменный опрос:
- самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определённых тем;
- самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять усвоенные по определённой теме знания на практике;
- тестовые диагностические задания;
- графические работы (рисунки, чертежи и т.д.);
- административные проверочные работы, проверяющие усвоение обучающимися совокупности тем, разделов программы, курса обучения за определённый период времени (триместр и за учебный год).
Предметные результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). Система учета достижений и их оценивания также предполагает:
- использование наряду с оценочными безоценочных форм представления результатов образовательной деятельности - совокупности творческих работ, элементов работы по проектам, документов, свидетельствующих об участии;
- перемещение акцента в оценке с того, чего не знает и не умеет обучающийся на то, что знает и умеет по данному вопросу;
- стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения; формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке;
- использование оценки в виде суждений о причинах допущенных ошибок и возможных путях их исправления.
Инструментарий для оценивания предметных результатов:
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые работы - система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и миру природы и человека.
Проводится анализ результатов выполнения двух итоговых работ - по русскому языку и математике.
Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Текущая аттестация обучающихся может проводиться как письменно, так и устно.
Каждый педагог, специалист сопровождения, обучающий ребенка с умственной отсталостью проводит оценку планируемых достижений, которые являются предметом образования в данной предметной области по мере изучения разделов и тем образовательной программы, что позволит получить сведения об эффективности составленной образовательной программы и динамике развития ребенка.
Успешность овладения планируемыми результатами может быть выражена в виде определенного уровня его сформированности:
- высокий уровень сформированности предполагает полное овладение программным материалом, умение выполнять задания без помощи и поддержки взрослого, умение объяснять свои действия в самостоятельной развернутой речи;
- уровень сформированности выше среднего характеризуется усвоением информации в основном при наличии незначительных ошибок и неточностей воспроизведения, потребностью в организующей помощи взрослого, проявление осознанности полученных сведений в речи при наличии наводящих вопросов взрослого;
средний уровень сформированности - частичное освоение информации (более половины программных требований), потребность в помощи в виде наглядных опор, затруднения в осознании своих действий, которые выражаются в верных ответах на основные вопросы взрослого;
- уровень сформированности ниже среднего характеризуется частичным усвоением информации (менее половины программных требований), потребностью в практической помощи взрослого, слабой осознанности, которая выражается в отдельных верных ответах на вопросы взрослого;
- низкий уровень сформированности выражается в усвоении лишь единичных элементов информации, полной зависимости от взрослого, отсутствии осознанности и невозможности выразить свои затруднения в речи.
В соответствии с вышеизложенными требованиями и принципами Стандарта, предлагается система оценивания предметных достижений на основе следующих примерных критериев оценки по образовательным областям (с учетом дифференцированного и индивидуального подходов)
Критерии оценки предметных результатов
на основе индивидуального и дифференцированного подходов
(оценка овладением содержанием каждой образовательной области)
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса используется качественная оценка деятельности обучающегося через словесное и эмоциональное поощрение.
Ожидаемые результаты обучения на данном этапе:
• появление значимых предпосылок учебной деятельности, способность к ее осуществлению под непосредственным контролем педагога.
• развитие определенной доли самостоятельности во взаимодействии с
педагогом и одноклассниками.
Оценка достижения предметных результатов базируется на принципах:
• индивидуального подхода;
• дифференцированного подхода.
Балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний и ориентирована на следующие критерии:
- соответствие / несоответствие усвоения научных знаний и использование их в практике (полнота и надежность знаний);
- "верно" / "неверно" усвоены предметные результаты с точки зрения достоверности, свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления;
- прочность усвоения знаний (удовлетворительные, хорошие и очень хорошие (отличные).
Процедура оценки достижений включает в себя наблюдение за ребенком в ситуации выполнения им привычного учебного или бытового задания и оценку его успешности на основе следующих критериев:
- полнота усвоения информации;
- самостоятельность её использования;
- осознанность применения (умение обосновать свои действия с помощью речи) в практических ситуациях.
Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов в освоении АООП осуществляется с использованием традиционной системы отметок по 5-балльной шкале:
5 баллов — обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.;
4 балла — обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
3 балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
2 балла — не ставится.
Балльная система оценки позволяет объективно оценивать промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности БУД у учащихся, и на этой основе осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
При выставлении отметок необходимо в первую очередь руководствоваться требованиями программ.
Применение норм оценки БУД учащихся 1-4 классов по учебным предметам вносит единообразие в оценке устных ответов и письменных работ учащихся с учетом их психофизического развития и продвижения в овладении знаниями. Чтобы оценка стимулировала работу учащихся, учитель должен помочь умственно отсталому школьнику правильно оценить результаты своей деятельности.
Объективная оценка предметных результатов учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.
Текущая оценка позволяет учителю постоянно следить за успешностью обучения детей, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению этих пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся.
Итоговая оценка выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних письменных работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведении я текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого материала, содержание которых определяется учителем. Итоговые контрольные работы имеют целью установить на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продвижение в учении. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года.
Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.
Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Объем текстов контрольных работ в 1 классе: минимальный уровень - 5-10 слов, достаточный уровень - 10-15 слов; во 2 классе: минимальный уровень – 15-20 слов, достаточный уровень – 20-25 слов, в 3 классе: минимальный уровень - 20-25 слов, достаточный уровень - 25-30 слов, в 4 классе: минимальный уровень - 25- 30 слов, достаточный уровень - 30-35 слов;
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
По 2 классу:
5 - письменная работа выполнена без ошибок; допускается 1-2 явные описки.
4 - списывание, в котором не более 2 ошибок; диктант, в котором не более 3 ошибок;
3 - списывание с 3 ошибками; за диктант с 4 - 5 ошибками;
Оценка «2» не ставится.
по 3 — 4 классам:
5 - работа без ошибок;
4 - списывание с 1 - 2 ошибками; диктант, в котором не более 3 ошибок;
3 - списывание с 3 ошибками; диктант с 4 - 5 ошибками;
Оценка «2» не ставится.
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитываетс;.
б) две негрубые ошибки.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);
- недописывание слов;
- пропуск одной части слова при переносе;
- повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
5 - ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора работу выполняет без ошибок или допускает исправления;
4 - ученик обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применять свои знания , хотя и допускает 2-3 ошибки;
3 - ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по чтению
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
При оценке устных ответов принимаются во внимание:
- правильность ответа по содержанию;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
5 – ставиться если ученик, обнаружив понимание материала, может самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет;
4 - ставится, если ученик даёт полный ответ, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя, делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает 1-2 ошибки, но исправляет их с помощью учителя;
3 - ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами, нуждается в постоянной помощи учителя;
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по математике
Предметные достижения по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных ответов
Отметка «5» ставится ученику, если он:
- дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
- умеет самостоятельно или с минимальной помощью учителя правильно решать задачу, объяснить ход решения;
- умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
- правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
- правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность работы.
«4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оцениваемой работы на «5», но:
- при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
- при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
- при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
- с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
- выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредотачивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
«3» ставится ученику, если он:
- при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
- производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
- понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
- узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
- правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов выполнения.
«2» не ставится ученику.
Письменная проверка знаний, умений и навыков учащихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными – это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: во 2 - 3 классах – 25 - 40 мин; в 4 классах - 35 - 40 мин, причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но успеть ее проверить.
2 класс. В текст одной контрольной работы включается 2-3 задания. Например: а) одна простая арифметическая задача, 8-10 примеров и практическое задание - определить время по рисунку циферблата часов или начертить при помощи линейки одну - две геометрические фигуры; б) две простые задачи, 6-8 примеров и счет денег по образцам монет.
3 класс. В текст контрольной работы включается не более 3 заданий, а именно: а) 6-8 арифметических примеров с двумя числовыми компонентами (II полугодие) и одна простая задача; б) одна арифметическая задача в два действия и задание, в котором выясняется знание нумерации числа: в) знание табличного умножения и деления (в примерах и задачах), практическая работа с линейкой.
4 класс. В текст каждой контрольной работы включаются не менее 3 и не более 4 заданий, например: а) одна сложная (в 2-3 вопроса) арифметическая задача и 4-6 примеров; б) две простые задачи и 6-8 примеров. Как в первом, так и во втором случае в число заданий включается практическое задание по черчению при помощи ученической линейки.
При оценке комбинированных работ:
«5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
«4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
«3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна из двух составных задач, хотя бы с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
«2» не ставится.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
«5» ставится, если все задания выполнены правильно.
«4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
«3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
«2» не ставится.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т.д., задач на измерение и построение и др.):
«5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
«4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно.
«3» ставится, если не решена одна из двух-трех задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
«2» не ставится.
Итоговая оценка умений и навыков
За учебную четверть (кроме первого класса, первого полугодия второго класса) и за год знания, умения и навыки учащихся оцениваются одним баллом.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся по предмету
Мир природы и человека.
Организуя устный опрос / тестирование, учитель, в соответствии с уровнем учебных возможностей ученика, формулирует вопросы из пройденного материала в течение четверти, полугодии или учебного года таким образом, чтобы они были правильно поняты при прочтении или объявлении устно.
При оценке устных ответов принимаются во внимание:
- правильность ответа по содержанию;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии оценивания по предмету:
«5» – ставиться если ученик, обнаружив понимание материала, может самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает еди-ничные ошибки, которые сам исправляет;
«4» - ставится, если ученик даёт полный ответ, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя, делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает 1-2 ошибки, но исправляет их с помощью учителя;
«3» - ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами, нуждается в постоянной помощи учителя;
Оценка «2» не ставится.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся по предмету:
Технология. Ручной труд.
При промежуточной аттестации оценивается умение учащихся выполнять практические работы - поделки из предложенного материала. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности, готовит необходимый поделочный материал и инструменты, знакомит обучающихся с заданиями, учитывающими индивидуальные возможности каждого.
Результат продвижения в развитии определяется продуктивностью деятельности учеников (умением изготовлять различные поделки) и уровнем развития речи (умением дать словесный отчет о проделанной работе и анализ своего изделия по вопросам учителя).
Критерии оценивания по предмету:
2 класс
Оценка «5» выставляется ученику, если он умеет изготовлять поделки из предложенного учителем материала. Синхронно работает обеими руками. По вопросам учителя рассказывает о выполненной работе.
Оценка «4» выставляется ученику, если он умеет изготовлять поделки из предложенного материала по шаблону с помощью учителя. Приступает к работе без предварительного обдумывания порядка ее выполнения затрудняется в ответах на отдельные вопросы учителя о последовательности изготовления поделки.
Оценка «3» выставляется ученику, если он затрудняется изготовлять поделки из предложенного материала по шаблону и с натуры без помощи учителя. Недопонимает смысл задания, вопросы и пояснения учителя. Под контролем учителя и с его помощью выполняет задание. Объясняет сбивчиво порядок работы.
Оценка «2» не ставится.
3 класс
Оценка «5» выставляется ученику, если он самостоятельно ориентируется в задании. По вопросам учителя может составить план работы. Подбирает материалы и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно. Выполняет изделия с помощью учителя и самостоятельно. Может дать пояснения о поделке с помощью
вопросов учителя. Сравнивает образец поделки с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя.
Оценка «4» выставляется ученику, если он может составлять план работы и подбирать необходимый инструмент и материалы для поделки по вопросам учителя. С помощью учителя изготовляет поделку. Допускает отдельные неточности в терминологии, неправильные обороты речи.
Оценка «3» выставляется ученику, если он затрудняется в составлении плана работы, подборе инструмента и материалов, недопонимает последовательность выполнения поделки. С трудом, с помощью учителя, может изготовить поделку. Многие термины отсутствуют в речи при анализе изделия.
Оценка «2» не ставится.
4 класс
Оценка «5» выставляется ученику, если он ориентируется в задании, подбирает материал и инструмент для работы, изготовление поделки самостоятельно. Может сделать необходимую оценку, измерения с помощью наводящих вопросов учителя. Употребляет в речи слова и фразы, обозначающие пространственные признаки предметов.
Оценка «4» выставляется ученику, если он в ходе изготовления поделки допускает небольшие неточности, не влияющие на основные параметры поделки, которые исправляет при помощи учителя. Не может, без помощи учителя, самостоятельно ответить на отдельные вопросы.
Оценка «3» выставляется ученику, если он выполнять самостоятельно, без помощи учителя, предложенные поделки не может. Не всегда контролирует свои действия, требует постоянного внимания со стороны учителя при выполнении задания. Нечетко отвечает на поставленные вопросы, нередко недопонимания их.
Оценка «2» не ставится.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся
по физической культуре.
При оценивании успеваемости по физической культуре учитываются индивидуальные возможности обучающихся, согласно рекомендациям врача: уровень физического развития, двигательные возможности и последствия заболеваний учащихся (структура дефекта).
Успеваемость оценивается по пятибалльной системе.
Главными требованиями при оценивании умений и навыков является создание благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное выполнение:
- как ученик овладел основами двигательных навыков; - как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата; - как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
- как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения; - как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;
- как относится к урокам;
- каков его внешний вид;
- соблюдает ли дисциплину.
Последние два требования не влияют на итоговую оценку, но учитель должен напоминать об этом учащимся.
Критерии оценивания по предмету:
Оценка «5» выставляется, если при выполнении упражнения допущены мелкие ошибки.
Оценка «4» выставляется, если при выполнении упражнения допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены 2 значительные ошибки и несколько грубых. При повторных выполнениях упражнений ученик может улучшить результат.
Оценка «2» не ставится.
Примечания:
1. Мелкие ошибки - ошибки, не влияющие на качество и результат выполнения упражнения:
- неточность отталкивания;
- нарушение ритма;
- неправильное исходное положение.
2. Значительные ошибки - ошибки, не вызывающие особого искажения структуры движений, но влияющие на качество выполнения упражнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного:
- старт не из требуемого положения; - отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
-бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
- несинхронность выполнения упражнения.
3. Грубые ошибки - ошибки, искажающие технику движения, влияющие ни качество и результат выполнения упражнения.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся по музыке.
Музыкальное воспитание умственно отсталых детей - это специально организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного - развивающего образовательного процесса, цель которого - формирование музыкальной культуры, как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии воспитанников.
Критерии оценивания обучающихся по учебному предмету «Музыка и пение»: Оценка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен различать изученные жанры музыкальных произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен, самостоятельно исполнять знакомые песни; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях.
Оценка «4» ставится, если обучающийся проявляется интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен с помощью различать изученные жанры музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях с незначительной помощью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на знакомые музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает простейшие мелодии исполняет их, способен сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности.
Оценка «2» не ставится.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся
по изобразительному искусству.
Программа обучения умственно отсталых детей школьного возраста изобразительному искусству составлена с учетом особенностей их интеллектуального и физического развития, эмоционально-волевой сферы с целью формирования лучших положительных личностных качеств человека.
В процессе преподавания изобразительного искусства решаются задачи приобщения учащихся к творческому социально значимому труду, использования изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с умственной недостаточностью на всех этапах обучения в школе.
Критерии для оценки предмета «Изобразительное искусство»
2 класс
Отметка «5» выставляется, если ученик:
Проводит от руки линии в нужных направлениях, ориентируясь на плоскости листа бумаги, не поворачивая его при этом. Размещает изображение на листе бумаги в соответствии с заданными опорными точками. Равномерно закрашивает рисунок цветными карандашами, соблюдая его контуры, различает и называет цвета. Рисует от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы. Различает по форме и
цвету чередование элементов в узоре. Узнает в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявляет эмоционально- эстетическое отношение к ним.
Отметка «4» выставляется, если ученик:
Допускает незначительные ошибки в размещении предметов на листе бумаги.. Неравномерно закрашивает рисунок. Рисует от руки геометрические фигуры иногда прерывистой линией.
Отметка «3» выставляется, если ученик:
Не всегда ориентируется на плоскости листа бумаги, при рисовании поворачивает лист. Путает цвета, закрашивание рисунка неравномерное. Геометрические фигуры рисует, не
соблюдая контуров предметов. Путается в названиях персонажей народных сказок.
Оценка «2» не ставится.
3 класс
Отметка «5» выставляется, если ученик:
Правильно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения рисунка. Размещает изображение предмета посередине листа бумаги, в геометрической форме правильно распределяет величину изображения (предмета) на листе. Делит лист на глаз на две на четыре равные части. Рисует от руки предметы разной формы, передает и анализирует с помощью учителя их характерные особенности. Рисует узоры из геометрических фигур в квадрате по образцу. В рисунках на темы может изображать равные предметы: ближние - крупнее, дальние - меньше. Различает цвета и их оттенки. Узнает характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства, в иллюстрациях картин. С помощью учителя анализирует свой рисунок.
Отметка «4» выставляется, если ученик:
Размещает изображение предмета на листе бумаги с помощью учителя. Не всегда четко делит лист на части на глаз правильно. Иногда путает цвета. С трудом анализирует рисунок.
Отметка «3» выставляется, если ученик:
Правильно располагает на листе бумаги изображение предмета только с учителем. Слабо ориентируется на плоскости листа, искажает при изображении от руки геометрические формы предметов не всегда правильно.
Оценка «2» не ставится.
4 класс
Отметка «5» выставляется, если ученик:
Правильно определяет величину изображения в зависимости от размера листа бумаги. Умеет передавать в рисунках формы предметов несложной геометрической формы в их пространственном положении, используя при построении симметричных фигур осевые линии. Используя различную штриховку, передает объемную форму предметов, подбирает и передает в рисунках цвета изображаемых предметов. При рисовании может
пользоваться гуашевыми красками. Анализирует рисунок по вопросам учителя. В речи может употреблять слова, обозначающие пространственные признаки предметов. Может рассказать о содержании и особенности произведения изобразительного искусства.
Отметка «4» выставляется, если ученик:
Делает незначительные ошибки в изображениях форм предметов на листе бумаги, использовании штриховки для передачи объема фигуры.
Отметка «3» выставляется, если ученик:
Ошибается в определении величины изображаемого предмета в зависимости от размеров листа бумаги. Слабо выражает объем фигуры при рисовании. Путается при рассказе содержания произведения изобразительного искусства.
Оценка «2» не ставится.
Заключение
Разработанная система оценивания предметных результатов является, на наш взгляд, наиболее адаптированной к требованиям ФГОС НОО у/о, а также соответствует целевому разделу примерной АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Кроме того, предложенные критерии учитывают принципы дифференцированного и индивидуального подхода к оценке предметных достижений обучающихся.
Данная система оценивания может быть использована при составлении образовательных и рабочих программ по предметам, и в дальнейшем апробирована в работе учителей школ, реализующих адаптированные образовательные программы.
Список использованных источников
- Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.:Просвещение, 2017. 78 с.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2017. 365 с.
- Программы подготовительного и 1–4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида / под ред. В. В. Воронковой. М.: Просвещение, 2010. 192 с.
- С. Ю. Ильина, А. Зарин Проблема оценки образовательных результатов обучающихся с легкой умственной отсталостью / Известия РГПУ им. А. И. Герцена
5. Педагогика: учеб. пособие для студентов высших пед. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. И. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 576 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала....
Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математика» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык. Чтение» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. Чтение (подготовка к обучению грамоте)» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – Ф...
Диагностический инструментарий для оценки предметных результатов обучения
Применяю три вида оценивания предметных результатов - стартовую диагностику, текущее оценивание (тесно связано с процессом обучения), итоговое оценивание. В первом классе исключается система балльного...
Дифференцированный подход в обучении умственно отсталых школьников
Дифференцированный подход в обучении умственно отсталых школьников...
Мониторинг освоения личностных результатов АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью), вариант 2
Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребёнка используется методэкспертной группы. Данная группа объединяет участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно...