"Приёмы и методы обучения на уроках деятельной направленности" - консультация молодым педагогам.
консультация

Ляшко Елена Михайловна

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправлено вести за собой развитие.учащихся. С этой целью спешу поделиться возможными методами и приемами  обучения с молодыми педагогами НОШ . Здесь можно познакомиться с перечнем методов и приёмов работы на каждом этапе урока. Даётся краткое их описание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 6

                             КОНСТРУКТОР УРОКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Этап урока

Возможные методы и приемы обучения

1

Этап мотивации  

Стихотворный настрой

Баллы и образы.

Взаимоопрос.

Графический диктант.

«Да-нетка».

Игра в случайность.

Идеальный опрос.

Индивидуальный опрос.

Интеллектуальная разминка или простой опрос.

Коммуникативная атака.

Линия времени.

Начало урока с высказывания выдающихся людей.

Начало урока с пословицы, поговорки.

Начало урока с элементами театрализации.

Начало урока с эпиграфа к уроку.

Отсроченная отгадка.

Перестановка, движение.

Пресс-конференция.

Рифмованное начало урока.

«Светофор».

Смотрю, вижу.

Тестовый контроль.

Удивляй!  

УМШ (фронтально).

Фантазер.

Фантастическая добавка.

Щадящий опрос.

Эмоциональное вхождение в урок.

Побуждающий диалог

2

Этап

актуализации и

фиксирования

индивидуального

затруднения в

пробном действии  

Разноуровневые самостоятельные работы 

Проблемный вопрос.

Проблемная ситуация.

Эвристический  вопрос

«Кластер»

Загадка

«Верные- неверные утверждения»                                                                    Ассоциативный ряд.                                                                                                  Видеосюжет.

Подводящий диалог

Игра в случайность.

Идеальный опрос.

Интеллектуальная разминка.

Лови ошибку.

Музыкальный фрагмент.

Обсуждение  выполнения домашнего задания.

Отсроченная отгадка.

Проблемный вопрос.

Проблемная ситуация.

Смена ролей.

Театрализация.  Ролевой сюжет.

3

Этап выявления  места и причины затруднения

Группировка.

Домысливание

Исключение.

Линия времени.

«Мозговой штурм».

Подводящий диалог.

Работа над понятием.

Ситуация яркого пятна.

«Тонкий и толстый вопрос».

4

Этап построения

проекта выхода из

затруднения

Деловая игра «Компетентность».

Деловая игра «НИЛ».

Деловая игра «Точка зрения».

Дерево целей.

Пресс-конференция.

Проблемный ряд.

Эксперимент.

5

Этап реализации

построенного

проекта

«Инсерт»

Выдвижение гипотезы.

Деловая игра «Точка зрения»

Доклад.

Лови ошибку!

Практичность теории.

Пресс-конференция.

Привлекательная цель.

Проблемный диалог.

Удивляй!

Фантастическая добавка.

6

Этап первичного

закрепления с

проговариванием

во внешней речи

Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, схемах. Использование компьютерного учебника.

  1. Закрепление:

«Инсерт».

Игра «Верите ли вы, что…».

Комментированное чтение.

Лови ошибку!

«Найди связь с жизнью».

Отсроченная отгадка.

Пресс-конференция.

Привлекательная цель.

Работа по инструкции.

Работа с сигнальными карточками.

Своя опора.

Синквейн.  

Подготовка презентации учащимися.

Рассказ-эстафета.

Снежный ком.

Удивляй!

Фиш-болл.

2) Динамическая пауза

Гимнастика для глаз.

Упражнения для профилактики плоскостопия.

Упражнения для профилактики сколиоза.

Упражнения на развитие моторики  кистей рук.

7

Этап  
самостоятельной

работы с

самопроверкой по

эталону

Да-нетка.

Деловая игра «Я – учитель».

Игра-тренинг.

Лови ошибку.

Найди соответствие.

Мини-исследование.

Мини-проекты.

Озвучивание «немого кино».

Работа в группах.

Работа с компьютером.

«Реставратор».

Решение орфографических задач.

Своя опора.

8

Этап включения

в систему знаний и

повторения

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра.

 Аукцион знаний.

Блиц-контрольная.

Вернисаж.

«Верю, не верю».

Выборочный контроль.

Группировка грамматического материала.

Деловая игра «Компетентность»

Деловая игра «Точка зрения».

Игра в случайность.

Идеальный опрос.

Кластер.                                                                                                                   Прием «Жокей и лошадь»                                                                                         Прием «Диктант значений».

Метод 6 шляп.

«Найди ошибку».

Обычная контрольная работа.

Придумывание своих заданий 

Пересечение тем.

Повторяем с контролем.

Повторяем с расширением.

Показательный ответ.

Программируемый опрос.

Реклама, эссе, резюме.

Решение или составление кроссворда.

«Светофор».

Свои примеры.

Своя опора.

Тест.  

Фактологический диктант

9

Этап рефлексии

учебной

деятельности на

уроке

1) Рефлексия эмоциональная

«Дерево творчества».

«Елочка».

Закончи предложение.

Интеллектуальная рефлексия.

Лесенка «Моё состояние».

Метод ранжирования.

«Огонек общения».

Оценка успешности.

Плюс-минус-интересно.
Рефлексивные карточки.

Рисуем настроение.

Свободный микрофон.

Скажи друг другу доброе слово.

Чудо-дерево.

2) Рефлексия оценочная

Блиц-контрольная.

Выборочный контроль.

Идеальный опрос.

Обсуждаем д/з.

Опрос-итог.

Отсроченная отгадка.

Программируемый опрос.

Релейная контрольная работа.

Роль «подводящий итоги».

Роль «психолог».

Тихий опрос.

3) Домашнее задание

Задание массивом.

Идеальное задание.

Необычная обычность.

Особое задание.

Творчество работает на будущее.  

Три уровня домашнего задания:

- стандартный минимум

- повышенный

- творческий

  Подробнее о некоторых приемах.

«Линия  времени».    На  доске  линия,  на  которой  обозначаются  этапы  изучения  темы,

формы контроля; проговариваются самые важные периоды, требующие от детей стопроцентной

самоотдачи,  находятся уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет  

увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и

уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.  

«Фантазёр». 

На доске записана тема  урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.  

Прием  «Баллы  и  образы».  Учащиеся  оценивают  свое  отношение  к  перечисленным

предметам и действиям:  

1 балл – совсем не нравится,  

2 балла – не нравится,  

3 балла – так себе,

 4 балла – нравится,  

5 баллов – очень нравится.  

Кроме того, желательно к каждой оценке подобрать соответствующий символ (цвет или

предмет, т.е. ассоциацию).

Прием  «Лесенка».  Представьте  себе,  что  есть  такая  лесенка,  на  которой  стоят  все

школьные  предметы.  На  первой  ступеньке  будут  самые  скучные,  трудные,  нелюбимые,  а  на

десятой – интересные, полезные, любимые. Укажите, на какой ступеньке (от 1 до 10) лично у

вас оказался бы русский язык.

Прием  «Незаконченные  предложения».  Учащимся  предлагается  закончить  ряд

предложений.

1.  На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..

2.  Я думаю, что уроки русского языка проходят……

3.  Больше всего на уроках русского языка я люблю….

4.  Мне не очень нравится……

5.  Если бы я был учителем русского языка, я бы …..

Прием  «Плюс-минус-интересно».  В  графу  «П»  -  «плюс»  записывается  все,  что

понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным,

вызвало  неприязнь,  осталось  непонятным,  или  информация,  которая,  по  мнению  ученика,

оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.  В

графу  «И» -  «интересно»  учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на

уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.  

Мозговая атака

            Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.    

Прием «Корзина идей» (приемы технологии РКМЧП)

           Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

  1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

  1.  Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
  2. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

 Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

  1. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Приём «Инсерт»

  В дословном переводе инсерт с английского языка означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов .

1 этап: предполагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

3 этап:Учащимися предполагается систематизировать информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V «галочка»                         (то, что уже известно)

Знак «минус»                        ( то, что противоречит представлению)

+ знак «плюс»                               ( то, что является интересным и неожиданным)

? « вопросительный знак» ( если что-то неясно, возникло же- лание узнать больше)

4 этап: последовательное обсуждение каждой графы таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий семинар для педагогов «Применение интерактивных и активных методов обучения на уроках. Технология модерации».

 Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и...

«Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»

Краснодарский край Апшеронский районг. Апшеронск          «Повышение мотивации учащихся  путем использования активных методов обучения на уроках ...

Особенности методов обучения в школе коррекционной направленности.

Особенности методов обучения в школе коррекционной направленности....

Приёмы активных методов обучения в школе

Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь...

Приёмы активных методов обучения в школе

Разработки уроков по русскому...

Приёмы и методы повышения мотивации учебной деятельности учащихся начальной школы

Чтобы ученики по - настоящему начали учиться, а не отсиживать уроки, их нужно заинтересовать – указать, что они не знают того, без чего больше не смогут жить, что на каждом уроке их жд...