Творческий семинар для педагогов «Применение интерактивных и активных методов обучения на уроках. Технология модерации».
методическая разработка по теме

Петошина Ольга Станиславовна

 

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.

 Особенностями пассивной модели является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Эта модель самая традиционная и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов. Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное. Интерактивная технология своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tvorcheskiy_semina_dlya_pedagogov.zip1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Творческий семинар для педагогов

«Применение интерактивных и активных методов обучения на уроках.

Технология модерации».

Творческий семинар для педагогов

«Применение интерактивных и активных методов обучения на уроках. Технология модерации».

Ход проведения семинара

Содержание образования – это король,

А технология образования – это Бог.

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.

 Особенностями пассивной модели является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Эта модель самая традиционная и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов. Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное. Интерактивная технология своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

Формула интерактивной технологии

Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группах,  где каждый обучающийся субъект  познания нового.

ВОПРОСЫ СО СЛАЙДА

Сегодня я хочу рассказать о технологии модерации, которая позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития. Технология модерации построена на применении АМО.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.

Сегодня модерация – это эффективная интерактивная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые активные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Все это является одним из главных требований ФГОС.

При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся.

Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.

Сегодняшнее занятие нашего семинара я проведу в технологии модерации и Вы наглядно увидите возможность применения различных АМО на всех этапах учебного занятия.

Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.

С чего начинается любой урок? (орг. момент)

Когда Вы входили в нашу аудиторию, Вы получили карточку с буквой и заняли место за определённым столом.

Это 1 фаза – инициация. Эта фаза знакомства учитель-ученик-предмет. При знакомстве учитель проводит мини - презентацию изучаемого предмета, в целях активизации учеников к познавательной деятельности. В игровой форме класс делится на малые группы для дальнейшей работы. У себя  на уроках я использую различные формы. Самый простой: рассчитаться на первый, второй и третий. Вам я предложила выбрать карточку с буквой. Какое слово у нас получилось? (УРОК). Да, действительно – урок. Ведь именно через урок идет познание нового. И несмотря на то, что мы сидим за разными столами – мы – одно целое!

2 фаза – формирование ожиданий 

Метод «Что у меня на сердце»

Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное,  а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

3 фаза – вхождение в тему

Основная задача для учителя - построить логическую цепь изучаемых тем по предмету и провести параллель с другими предметами, изучаемыми школьниками. Здесь главное для учителя - заинтересовать ученика к изучению данной темы и о возможности применения знаний по данной теме на других уроках. 

На этой фазе я применяю АМО – «Ульи». Цель этого метода: Развивать умение вырабатывать единую стратегию работы в группах.

Каждой группе я предложила по три вопроса: 1) Что я знаю по теме семинара? 2) Какие недостающие знания и умения я могу здесь получить? 3) Буду ли я использовать интерактивную технологию модерации на своих уроках?

(Идёт обсуждение в группах). Выступление групп.

4 фаза -- интерактивная лекция. Форма передачи информации ученикам различная – это может быть и обычная лекция (как правило, это форма самая скучная для учеников) и интегрированная передача информации с использованием мультимедийной аппаратуры (кино- и фотохроники), изучение информации по данной теме  в СМИ и глобальной сети Интернет. Более интересная, на мой взгляд, форма передачи информации для учеников - это проблемно-поисковая форма, т.е.  самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта.

Такую форму я предлагаю Вам.

С помощью АМ «Продвинутая лекция» мы составим информационную  карту по теме «Активные методы обучения: + и –» (работа в группах).

Цель этого метода: Обеспечить активность и разнообразие мыслительной практической деятельности в процессе освоения учебного материала, стимулировать их к критическому мышлению. Развивать исследовательские умения (сбор информации, анализ, построение гипотез, обобщения), совместно работать в команде.

Лекция организуется с применением активной учебной модели: вызов – осмысление – рефлексия.

У вас на столе есть модель интеллект-карты, состоящей из 4 секторов.

1-й этап проведения продвинутой лекции – вызов. Запищите в каждом секторе свои мысли по ведущим моментам  темы. Возможно, в ходе этого этапа, у вас останутся белые пятна в вашей интеллект-карте.

Обсуждение и запись информационного прогноза.

2-этап – осмысление. Я представляю вам информацию по нашей теме. По ходу моей лекции вы отмечаете в своей карте знаком + совпадения, а знаком – расхождения усушенной в лекции информации, со сделанным ранее прогнозом. Каждая группа представляет свой сектор.

3-этап – рефлексия. Мне бы хотелось задать всем группам один вопрос – Хотелось бы вам продолжать изучение материалов по теме АМО?

5 фаза – Проработка содержания темы

Собранная информация учениками обсуждается в малых группах и представляется на суд всего класса.  При организации    самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было    интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же    это можно сделать?!

На этом этапе можно использовать АМ «Ковёр идей».

 «Ковёр  идей» один из методов проработки содержания  проблемы. Работа в группах, используя ранее полученные и созданные материалы.

Задания для I группы.

Первый этап – понимание проблемы. Влияет ли мотивация всех участников образовательного процесса на результативность и качество проведения уроков. 

Второй этап – поиск решений. Предложите пути повышения мотивации, учитывая тему нашего семинара.

Третий этап – оценивание идей. Приведете пример АМО на фазе инициации.

Задания для II группы.

Первый этап – понимание проблемы. Можно ли вовлечь в образовательный процесс, построенный в технологии модерации вовлечь сразу всех участников?

Второй этап – поиск решений. Составьте схему взаимодействия участников образовательного процесса на интерактивном занятии.

Третий этап – оценивание идей. Приведете пример АМО на фазе вхождения или погружения в тему.

Задания для III группы.

Первый этап – понимание проблемы. На каких этапах урока, построенного в технологии модерации можно использовать АМО?

Второй этап – поиск решений. Назовите преимущества интерактивной лекции.

Третий этап – оценивание идей. Приведете пример АМО на фазе формирования ожиданий.

Задания для 4 группы

Первый этап – понимание проблемы. Есть ли недостатки применения АМО?

Второй этап – поиск решений. Что вы можете сделать для искоренения недостатков применения АМО?

Третий этап – оценивание идей. Приведете пример АМО на фазе интерактивная лекция.

6 фаза – подведение итогов. Рефлексия

После обсуждения в классе учитель подводит итог работы каждого ученика, группы и класса в целом. Формы подведения итогов различные.

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

Я предлагаю вернуться к нашему АМО «Ульи» и «Что у меня на сердце?». Прочитайте ещё раз вопросы, которые вам были заданы в начале нашего занятия и вспомните ваши ответы на них. Изменились ли они?  (Обмен мнениями).

Я надеюсь, что  Вам удалось получить базовое представление о технологии модерации и ее возможностях. Если же у Вас возникло желание более подробно познакомиться с этой современной образовательной технологией, Вы можете пройти на дистанционный курс «Эффективные образовательные технологии», на котором Вы сможете еще больше узнать про модерацию и активные методы обучения, но самое главное – овладеть этими эффективными инструментами современного учителя. Более того, Вы сможет в процессе обучения на курсе разработать свое собственное образовательное мероприятие с использованием технологии модерации и активных методов обучения и затем внедрить его у себя в школе! Вся эта информация имеется на сайте www.moi-universitet.ru  

Также я предлагаю Вам Буклеты, где Вы можете прочитать информацию по теме нашего семинара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: •    формирование положительной учебной мотивации; •    повышение познавательной активност...

Активные методы обучения на уроке музыки в общеобразовательной школе.

Во все времена музыкальное искусство, отражая жизнь и выполняя познавательную роль, воздействовало на человека, воспитывая его чувства и формируя вкусы.  Но стремительно развивающиеся изменения в...

Использование активных методов обучения на уроках технологии в начальной школе.

     Данная презентация раскрывает использование активных методов обучения на уроке технологии в 1 кл....

Технология активных методов обучения на уроках ОРКСЭ

            Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, раз...

мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...


 

Комментарии

Григорян Олеся Викторовна

Спасибо за материал. Очень полезная информация. Голосую за вас. Приглашаю к себе на страницу, познакомиться с моей работой.

Фомина Татьяна Александровна

взяла на заметку, голосую, мою работу можно посмотреть по ссылке http://nsportal.ru/node/651941

Спасибо. Очень интересная информация.

Филатова Валентина Петровна

Очень познавательный материал! Взяла себе на заметку.
Приходите к нам на страничку - http://nsportal.ru/node/655745

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020

Ярулина Надежда Владимировна

Спасибо огромное! Очень интересная и полезная информация!Ольга Станиславовна, подскажите, пожалуйста, где найти комментарии к использованию таких методов, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг". Спасибо.