Особенности методов обучения в школе коррекционной направленности.
статья на тему
Особенности методов обучения в школе коррекционной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_metodov_obucheniya_v_shkole_korrektsionnoy_napravlennosti.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Особенность методов обучения в школе коррекционной направленности.
Урок – это основная форма организации учебной работы в современной школе, часть педагогического процесса, органически связанного со всей его системой.
В специальном обучении используются специфические для каждой категории обучающихся методы и приемы коррекционно-педагогической работы. Общепедагогические методы и приемы обучения применяются особым образом: путем сочетания методов, которые взаимно дополняют друг друга. Метод в обучении – самостоятельная структурная единица. Он всегда подчинен определенной цели, решает поставленную задачу, ведет к усвоению определенного содержания, приводит к планируемому результату.
Выделяют следующие факторы, определяющие выбор методов обучения:
- В связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы у обучающихся значительно снижены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной.
- Слово учителя в начале обучения не может быть ведущим.
- Разные типы нарушений развития приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов. Следовательно, предпочтение отдается индуктивному методу, а также объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.
Методы обучения, применяемые в специальной школе:
Практические методы:
1) упражнения;
2) лабораторно-практические работы;
3) опыты;
4) учебно-производственный труд;
5) игра.
Наглядные методы:
1) самостоятельное наблюдение;
2) метод иллюстраций;
3) метод демонстраций.
Словесные методы:
1) рассказ;
2) объяснение;
3) беседа;
4) работа с книгой.
Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умений и навыков. Они весьма разнообразны и используются при обучении школьников разным учебным предметам. В зависимости от целей обучения упражнения различаются на обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные); по месту оформления работы (классные и домашние); по форме словесного выражения мысли (устные и письменные); по мыслительным операциям, которых они требуют от ученика (аналитические, аналитико-синтетические, синтетические). Упражнения сочетаются с объяснением, беседой, рассказом, демонстрацией, игрой, лабораторной работой, применяются при работе с учебником.
Эффективность упражнений зависит от соблюдения ряда требований:
- Сознательное выполнение учащимися задания.
- Соблюдение определенной последовательности в подборе упражнений. Сформированные в ходе разных упражнений знания и умения служат фундаментом для дальнейшего обучения.
- Упражнения должны использоваться в определенной системе с постепенным повышением уровня трудности заданий и самостоятельности учащихся при их выполнении. Обязательным условием при этом является повторение определенных типов упражнений на ограниченном учебном материале, что необходимо для выработки определенных умений.
- Разнообразие упражнений, чтобы избежать механической работы детей и формировать у них умение применять полученные знания вначале в условиях приближенных к предыдущим, а затем в новых.
- Упражнения должны быть связаны с жизнью, практической деятельностью учащихся. Материалом для них могут быть уроки труда, социально-бытовой ориентировки, экскурсии на производство, в природу.
Лабораторно-практические работы в основном применяются как метод приобретения новых знаний, но могут использоваться и для закрепления. Этот метод в процессе обучения сочетается с беседой, объяснением, наблюдением, демонстрацией.
Проведение лабораторных работ и демонстрация опытов учителем позволяют показать учащимся связи единичного в целом и общего в единичном, помогают им разобраться в классификации и дифференциации объектов, способствуют воспитанию целенаправленного наблюдения, умению выделять существенные признаки и свойства, делать выводы на основе результатов опытов. Лабораторные работы могут проводиться после сообщения учителем теоретических знаний и служить подтверждением сказанному. Возможен и другой вариант, когда учащиеся приобретают знания на основе проведенных опытов, делают выводы и обобщения под руководством учителя.
Для эффективности применения лабораторных работ необходима тщательная подготовка. Практические работы — это предметная деятельность учащихся, связанная чаще всего с выработкой определенного умения.
Дидактические игры в специальной школе чаще всего применяются для закрепления и повторения пройденного, но иногда возможно их включение на этапе подготовки к усвоению нового материала. Они сочетаются с рассказом, беседой, объяснением учителя, наблюдениями, упражнениями. Место и характер игры диктуются изучаемой темой, составом класса, подготовленностью детей. Использование игр позволяет заинтересовать их, вызвать положительные эмоции, что повышает эффективность обучения.
Наблюдение. Этот метод определяется как целенаправленное, планомерно, различное по длительности восприятия человеком предметов и явлений окружающего мира. В старших классах учащиеся наблюдают опыты, различного рода наглядные пособия, тексты, работу механизмов, станков и т. п. Активное применение этого метода объясняется тем, что создаются условия, позволяющие (на основе чувственного познания окружающей действительности) развивать у учащихся наглядно-образное мышление, активизировать их внимание, стимулировать интерес к учению, расширять и обогащать знания.
Метод демонстрации позволяет проводить работу по развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у детей опыта, с другой – учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту.
Данный метод обучения, как правило, применяется в сочетании с другими методами. Демонстрироваться могут реальные объекты, опыты, способы выполнения двигательных приемов, все виды учебно-наглядных пособий. Последние можно подразделить на несколько видов: натуральная и образная наглядность, символическая наглядность, схематические изображения, графические средства наглядности. К наглядности относятся также технические демонстрационные средства. Наглядные пособия используются в ходе уроков на этапах сообщения новых: знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы.
К демонстрации как методу в специальной школе предъявляют следующие общие требования:
- Демонстрируемый объект должен быть хорошо виден со всех точек класса;
- Каждый учащийся действует согласно полученной инструкции и поставленной задаче, обращает внимание на те свойства и стороны демонстрируемого объекта, которые связаны с сообщаемыми знаниями;
- Словесное описание объекта учащимися должно способствовать развитию у них наблюдательности, формировать правильную, логически обоснованную речь.
Рассказ – форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей. В рассказе сообщаются сведения о научных открытиях, биографиях писателей, поэтов, исторических событиях, описывается жизнь животных и растений и т.п.
К рассказу в специальной школе предъявляются следующие требования:
- Определенность темы и содержания. Рассказ запоминается лучше и усваивается легче, если сведения, факты, события, примеры и т.д. объединяются одной общей темой, единой задачей, которая раскрывается последовательно и систематически.
- Эмоциональность. Связь рассказа с личным опытом ученика, с местными условиями и событиями делает его интересным и более доступным для понимания умственно отсталыми школьниками, вызывает сопереживания и пробуждает чувства. Учитель готовит свой рассказ, учитывая конкретную ситуацию и психологические особенности учеников.
- Четкость структуры. Рассказ учителя должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминация, финал. Как метод рассказ используется на разных этапах урока, он может быть и средством сообщения дополнительных знаний.
Рассказ может занимать на уроке самостоятельное место, а может быть включен в процесс объяснения на разных его этапах. В начале урока он подготавливает учащихся к усвоению нового материала. В этом случае в своем рассказе учитель систематизирует и обобщает знания по данной теме, полученные учащимися ранее. Если рассказ является основным методом сообщения новых знаний, то ему уделяется основная часть урока. В конце урока рассказ учителя обобщает изученное.
Объяснение – метод овладения теоретическим учебным материалом. Главная особенность этого метода – теоретические доказательства, которые предполагают:
- постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития учащихся;
- строгий, тщательный подбор фактического материала;
- определенную форму рассуждений: анализ, синтез, наблюдения и выводы, индукция (на основе конкретных фактов делается вывод), дедукция (на основе ранее изученных общих положений формулируется более конкретное правило, положение);
- использование иллюстративного материала;
- формулировку выводов;
- включение дополнительных разъясняющих моментов, которые бывают необходимы в связи с конкретной ситуацией обучения.
Существенным звеном объяснения является получение обратной связи, которая реализуется путем постановки вопросов, побуждения учащихся к высказыванию своего понимания трудных мест, предложения выполнить отдельные умственные или практические действия.
Беседа как метод обучения представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. Главное требование к использованию этого метода – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся.
Требования к постановке вопросов:
- четкость и правильность формулировок;
- доступность содержания;
- связь между задаваемыми вопросами;
- разнообразие их форм и формулировок;
- вопросы должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся.
Работа учащихся с учебником, книгой. Основное внимание при использовании этого метода обучения уделяется следующим требованиям: каждый ученик должен иметь книгу, уметь находить то место, которое изучается; учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению задания (найти абзац, прочитать, указать тему, вопрос, задание, правило и т.п.). В специальной школе необходимо проверить правильность усвоения полученной инструкции.
Методы обучения применительно к отдельному уроку или части урока приобретают более детальный характер. Метод в этом случае распадается на ряд приемов. Прием – это деталь, часть метода, отдельные операции мышления, моменты в процессе усвоения знаний, формирования умений и навыков. Метод строится из приемов, но не является их совокупностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы обучения в школе
Выступление на районном семинаре творческой группы "Современный урок"...
Дидактическая игра как один из методов обучения детей в коррекционной школе
В статье сказано о необходимости использования дидактических игр на уроках. Описаны задачи, тебования, виды дидактических игр, как проводить игру. Значение игры - у детей появляется интере...
Современные требования к уроку швейного дела в школе коррекционной направленности.
Современные требования к уроку швейного дела в школе 8 вида....
Развитие творческих способностей на уроках швейного дела в школе коррекционной направленности.
Развитие творческих способностей на уроках швейного дела в школе 8 вида. Представление личного опыта....
Методы формирования социально-бытовой адаптации на уроках трудового обучения в школе коррекционной направленности. Выступление на педсовете.
Представление личного опыта....
"Приёмы и методы обучения на уроках деятельной направленности" - консультация молодым педагогам.
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправлено вести за собой развитие.учащихся. С этой целью спешу поделиться возможными методами и приемами обучения с молодыми педагогами НОШ . Зд...
Особенности дистанционного обучения в школах для детей с особыми образовательными потребностями
Последние несколько лет активно развивается сфера онлайн обучения. На просторах интернета каждый день появляются новые курсы, программы самообразования в самых различных сферах. Современные реалии обя...