Приёмы активных методов обучения в школе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Разработки уроков по русскому 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Начальная форма глагола25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

в 3 классе («Школа России»)

Тема: «Начальная (неопределённая) форма глагола»

Цели: познакомить с неопределённой формой глагола; формировать умение распознавать глаголы в неопределённой форме.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание.

Метапредметные:

Регулятивные

- совершенствовать умение контролировать свою деятельность по результату;

- учиться адекватно оценивать своего одноклассника;

- формировать умение прогнозировать.

Познавательные

– формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

- формировать умение использовать глаголы в неопределенной форме в своей речи.

Коммуникативные

- развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;

- формировать умение быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков сотрудничества.

Предметные:

- определять начальную форму глаголов;

- ставить глаголы в неопределенную форму.



Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка.

- А началом нашей работы станет девиз (слайд)

- Прочитайте.

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому (Джордж Пойа).

- Как вы понимаете это высказывание?

- Можем ли мы это высказывание сделать девизом нашего урока?

- В конце урока мы ещё вернёмся к нашему девизу.

II. Актуализация знаний

Минутка чистописания

Начало каждого урока открывается минутой чистописания.

- Для чего нужна минута чистописания на уроке каждому из вас? (Нужна для того, чтобы красиво и правильно писать буквы).

- Сегодня мы пропишем буквы н и ф.

Н. ф.

- Дадим этим звукам характеристику (Н - согласный, звонкий непарный, твердый парный, обозначен буквой «эн». Ф – согласный, глухой парный, твердый парный, обозначен буквой «эф»).

- Где мы уже встречали эти буквы в таком сочетании? (При записи морфологического разбора имени существительного и прилагательного).

- Что они обозначают? (Начальную форму).

III. Самоопределение к деятельности

Работа с пословицей

- Соберите пословицу. (слайд)

Разговориться напиться что мёду с умным

Проверка:

С умным разговориться — что мёду напиться.

- Объясните её смысл. (С умным человеком приятно разговаривать, от него узнаешь много интересного).

— Поставьте слова в начальную форму. (Мёд – форма именительного падежа единственного числа, умный – форма именительного падежа единственного числа мужского рода. С глаголом мы это сделать не можем.)

— А как вы думаете, у глагола есть начальная форма?

Обсуждение детей, возникает спор. Есть дети, которые не уверены в том, что у глагола есть начальная форма.

— Сформулируйте тему урока. (Сегодня на уроке мы будем говорить о начальной форме глагола).

Поставим перед собой цели.

Дети продолжают высказывания:

1. Сегодня на уроке мы узнаем… (О неопределенной форме глагола, есть ли у глагола неопределенная форма)

2. Мы научимся… (Находить глаголы в неопределенной форме, использовать их в речи)

IV. Подготовка к работе на основном этапе. Открытие нового знания

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Работа в парах

Ученики должны ответить на вопросы, записанные на доске.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

При возникновении затруднений они могут взять карточку с опорными словами.

Проверка

- Что такое глагол? (Часть речи.)

- Что обозначает глагол? (Действие предмета.)

- На какие вопросы отвечает глагол? (Что делает? Что сделает? и т.д.)

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (Сказуемым.)

Самооценка

Оцените себя за выполненную работу (показывают на «светофоре»):

- Всё получилось!

- Есть недочёты, но я старался.

1. Работа по учебнику

Разобраться в новой теме нам поможет учебник.

Откроем учебники на странице 106, упражнение 181.

- Приступаем к выполнению упражнения.

— Прочитайте пары слов. Сравните их.

— Что в них общего? (Это однокоренные слова)

— Чем они различаются? (В одном глаголе нет приставки, в другом есть. Первый глагол отвечает на вопрос что делать?, второй – что сделать?)

- Запишите первую пару глаголов. (Говорить – поговорить.)

- Какую пропущенную букву вы вставили? (Безударную гласную о – проверочное слово говор.)

- Подчеркните глагол, который отвечает на вопрос что сделать?, выделите приставку.

Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.

Г…ворить – пог...в…рить, ж…лать – пож…лать, спр…сить – переспр…сить, р…совать – нар…совать, м…розить – зам…розить, х…дить – ух…дить, см…треть – посм…треть, об…яснить – об…яснять, ехать – под…ехать.

- Что вы можете сказать про глаголы? (Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? употребляются с приставками).

— Убедимся в правильности наших выводов, прочитав правило.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на –ть (решать, решить); -ти (нести, унести); -чь (печь, испечь).

Продолжите высказывание:

- Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…

- Неопределённая форма – это …

- Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на …

2. Первичное закрепление. Выборочное списывание.

Чтение учителем отрывка из сказки А.С.Пушкина

— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о золотом петушке».)

— Назовите автора этого произведения. (А. С. Пушкин.)

Следующее задание покажет, сможете ли вы отличить глаголы, стоящие в неопределенной форме от других частей речи.

— Вам нужно будет выписать глаголы в неопределённой форме. (слайд)

Царь Дадон под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

А. Пушкин

Взаимопроверка (обмен тетрадями)

— Назовите глаголы, которые вы выписали. Проверка по образцу (Отдохнуть, устроить, беспокоить, охранять, содержать.)

- Я не услышала слова старость и рать. Почему вы их не выписали? (Это имена существительные, они отвечают на вопрос что?)

Самооценка по шкале (отмечают на полях)

справился

сомневался

не справился



V. Физкультминутка. Усвоение новых знаний

1. Грамматическая зарядка

— Вам нужно будет назвать действие в неопределенной форме, которое показывается и повторить его. (Плавать, прыгать, бежать, кружиться, улыбаться, хлопать, гладить, сидеть, спать).

Молодцы. Присели.

2. «Сон наоборот» (слайд)

— А теперь положите голову на парту и закройте глаза. Одному моему знакомому мальчику приснился удивительный сон. Послушайте, о чём он мне рассказал и постарайтесь запомнить глаголы в неопределенной форме.

«Надо же было мне во сне на Северном полюсе очутиться! Как начал я там зябнуть, мерзнуть, дрожать, трястись и зубами стучать. Стал я на себя всякие кофты и шубы натягивать, голову заматывать, кутать, ноги обувать, на руки дышать. И еще прыгать и в ладоши хлопать, чтобы согреться. Принялся костер разжигать и от ветра прятаться. Ужасно я начал злиться и сердиться на свой сон! И тут как раз проснулся».

— Запишите все глаголы, которые запомнили, в тетрадь. Кто больше запомнил? (самопроверка с образца.)

Образец. Очутиться, зябнуть, мерзнуть, дрожать, трястись, стучать, натягивать, заматывать, кутать, обувать, дышать, прыгать, хлопать, согреться, разжигать, прятаться, злиться, сердиться.

— Кто написал все?

— Кто написал больше 10?

VI. Применение новых знаний

1. Игра «Будь внимателен!» (Коллективно)

– Собери фразу. (Устойчивые сочетания слов).

– Что мы называем устойчивыми сочетаниями слов? (Фразеологизмы)

Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

– Хорошо ли знаем фразеологизмы? Это мы проверим в игре «Будь внимателен». (слайд)

В ней необходимо заменить фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

Это задание мы выполним устно.

Зарубить на носу - запомнить.

Клевать носом - дремать.

Пропустить мимо ушей - прослушать.

Вставлять палки в колёса - мешать.

Делать из мухи слона - преувеличивать.

Обвести вокруг пальца - обмануть.

Держать язык за зубами – молчать.

Самооценка

Оцените себя за выполненную работу (показывают на «светофоре»):

- Всё получилось!

- Есть недочёты, но я старался.

2. Творческая работа

Проигрывается видеоролик с фотографиями природы весной под музыку фоном.

Учитель читает:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

– О чем эта загадка? (О весне)

Весна действительно пришла к нам. Назовите, какие явления, связанные с её приходом, происходят в природе (ответы детей).

Пробуждается природа, всё вокруг расцветает и оживает.

Предлагаю выполнить небольшую творческую работу. Это будет текст-повествование на тему: «Весна».

– Какой тип текста мы называем повествованием? (Рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.)

– В тексте мы должны использовать глаголы в неопределенной форме. Если у вас возникнут затруднения, предлагаю воспользоваться опорными словами. (слайд)

Стало пригревать

Начал таять

Будет зеленеть

Начнут прилетать

Будут радовать

Звучит музыка, учащиеся составляют текст. Несколько текстов зачитываются вслух ребятами.

Самооценка и оценка учениками прозвучавших работ.

Самооценка по шкале (отмечают на полях)

справился

были трудности

не справился

VII. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока

Я хочу вам прочитать стихотворение поэта Семена Островского.

В жизни по–разному можно жить:

В горе можно. И в радости.

Вовремя есть. Вовремя пить.

Вовремя делать гадости.



А можно и так: на рассвете вставать

И помышляя о чуде

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

— Поделитесь своими впечатлениями о стихотворении.

— Почему автор хотел бы подарить солнышко людям? (ответы детей).

Работа в паре

— Это стихотворение есть у вас на карточках. Подчеркните в карточке глаголы, стоящие в неопределённой форме. Проверка по образцу. (Жить, есть, пить, делать, вставать, достать, подарить).

— Вспомним о целях, поставленных в начале урока? Мы смогли их достигнуть? (Высказывания детей)

— Вернёмся к нашему девизу – «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.» (Джордж Пойа). (слайд)

— Найдем в этом предложении глаголы в неопределенной форме (Изучить, открыть.)

— На какие вопросы они отвечают? (Что сделать?)

— На что оканчиваются данные глаголы? (На –ть, -ти, -чь).

— Почему эти глаголы так названы? (Не указывают на время и число)

— Интересно ли вам было на уроке?

— С каким настроением вы работали?

— Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

VIII. Домашнее задание

Вы можете выбрать домашнее задание:

1.    С. 106 (выучить правило), выполнить упр. 184 (с. 107).

2.    Творческое задание – придумать и записать «запоминалку» о глаголах неопределённой формы (схема, рисунок, стихотворение и т.п.).

Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии активных методов обучения в начальной школе

Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...

Активные методы обучения в начальной школе.

Жизнь стремительна и многообразна и каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решать, но и найти рациональное и  неординарное реше...

Активные методы обучения на уроке музыки в общеобразовательной школе.

Во все времена музыкальное искусство, отражая жизнь и выполняя познавательную роль, воздействовало на человека, воспитывая его чувства и формируя вкусы.  Но стремительно развивающиеся изменения в...

Использование активных методов обучения на уроках технологии в начальной школе.

     Данная презентация раскрывает использование активных методов обучения на уроке технологии в 1 кл....

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

"Развитие познавательной активности в начальной школе Активными методами обучения в условиях реализации ФГОС"

В 2016 году я прошла курс обучения на образовательном портале "Мой университет". Тема: "Технологии АМО в начальной школе в условиях реализации ФГОС". Чтобы поделиться со своими коллегами опытом работы...

Приёмы активных методов обучения в школе

Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь...