мастер класс
статья

Ленченкова Надежда Анатольевна

мастер класс на тему "Успех"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс «Успех. Успешный учитель. Успешный ученик»

Цель: рассмотреть создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий создания успешной и творческой личности. 

Пришла учительница в класс,

Сама чуть-чуть постарше нас,

И провела такой урок,

Что мы забыли про звонок.

Нам хотелось больше знать,

И взрослыми быстрее стать,

И выбрать в жизни верный путь,

И в будущее заглянуть.

Быть может, кто-нибудь из нас

Войдет вот так же в школьный класс

И проведет такой урок,

Что все забудут про звонок.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами о педагогической технологии создания ситуации успеха. Но прежде чем мы начнем, я предлагаю каждому из Вас стать капитаном корабля, пусть только вырезанного из бумаги. У каждого корабля должно быть имя и Вам предлагается назвать свой корабль так, чтобы это название отражало Ваше внутреннее состояние перед началом нашей студии. Предлагаю назвать свой корабль, согласно рекомендации капитана Врунгеля «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт) можно так же вписать своё имя – имя капитана.

Сегодня мы поведем разговор о ситуации успеха, ее типах и создании ситуации успеха в практической деятельности учителей.

Век назад один девятилетний мальчик из итальянского городка Неаполь страстно хотел заниматься музыкой. Но первый учитель охладил его:

-Ты,не сможешь петь,у тебя совершенно нет слуха и голоса.

Эти слова сильно огорчили мальчика,но его мать простая крестьянка обняла сына и сказала:

-Никого не слушай. Ты всё сможешь. Я уже вижу как ты даришь людям радость.

Эти слова приободрили его .Благодаря этой женщине весь мир может наслаждаться чудесным голосом Энрике Карузо.

Успех-значит вовремя успеть помочь ребёнку поверить в свои силы. Успеть взрослому понять внутренний мир ребенка и направить его в нужном направлении. Успех — как бабочка,может коснуться своим крылышком и окрылить,дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо.

Быть хорошим учителем сейчас это значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке.

- Я, хочу предложить вам поговорить о том, как создать ситуацию успеха для учащихся.

- Что же такое успех? Что он для вас?

( Ответы аудитории………………………………………………………..)

  • Успех- это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием. 
    В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. 

Игра-активатор “Друг к дружке”-3минуты .

- Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера. Итак, начали:

- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!

Всем спасибо!

Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это происходит? Первоклассник приходит в школу преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль играет при этом учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

На эти и другие вопросы искали ответ не только наши современники, но педагоги прошлых лет.

Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.

Игра «Ассоциации»

 -Хочу чтобы вы ответили?

  1. Назовите 5 богатейших людей на планете.
  2. Назовите 5 последних победительниц «Мисс мира».
  3. Назовите 5 последних лауреатов Нобелевской премии.
  4. Назовите 5 последних лауреатов кино-премии «Оскар» за лучшую роль.

- Не совсем получилось?

- Трудновато, не так ли?

- Не беспокойтесь, никто этого не помнит!

Аплодисменты стихают. Призы покрываются пылью. Победителей со временем забывают. А счастья хочется всегда!

- А теперь задачу усложним. Каждый поработает самостоятельно. Возьмите карточки желтого цвета и ответьте на эти вопросы.

Карточки с вопросами:

1. Назовите 3 учителей, которые внесли вклад в твое образование.

2. Назовите 3 друзей, которые помогли тебе в трудную минуту.

3. Вспомни несколько человек, которые вызвали у тебя особые чувства.

4. Назови несколько человек, с которыми тебе нравится проводить свой

досуг.

- Это легче? Не так ли?

Вывод: Это те, кто заботятся о тебе, дорожат тобой, те, кто не смотря ни на что, остаются рядом. Задумайтесь на мгновение…. Не в этом ли счастье?...

 А счастливому человеку  легче стать успешным.

А теперь:

1.     Подобрать и записать все, что приходит на ум при слове школа… 1 мин

2.     Записать все, что приходит на ум при упоминании об

учителе…1 мин

3.Записать все, что приходит на ум при упоминании об

ученике…1 мин

Учителя вслух прочитают свои ответы.

 

Каким должен быть успешный учитель?

Каким должен быть успешный ученик?

Создавая ситуацию успеха, мы даем возможность ученику пережить состояние радости, удовлетворения от результатов его деятельности.

Роль ситуации успеха велика на любом этапе урока и вне его.

-Успех легко измерить. Это расстояние между тем ,с чего вы начинали, и вашим последним достижением»

-У вас на столах лежат чистые листы бумаги и карандаши. Разбейтесь на пары. Ваша задача ничего не говорить, а нарисовать рисунок одним карандашом, держась за карандаш вместе.

- Скажите что мешало вам нарисовать картину. Достигли вы успеха в этом деле? Почему?

- Давайте разберёмся, что делать , чтобы добиться успеха.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Создание ситуаций успеха в детском коллективе оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения .

Успех является источником внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». Можно сказать и так: « Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».



Я приведу несколько примеров из моей практики. Повторять одну и ту же ситуацию можно часто, можно несколько раз, но с каким-то временным интервалом, а что-то можно применить единожды.

Начать урок можно так:
- Сядьте те, кто доволен выполнением своей домашней работы.

- А что тебя огорчило? Что не так? (дети могут ответить, что были исправления в тетради, не получилось написать аккуратно, не смогли выполнить все задания и т.д.)

- Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок. Поднимите левую руку те, кто хочет работать у доски.

 Часто на уроке использую прием, как я назвала его Приём: «Лестница” 
Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет детей поступательно вверх, поднимаясь с ними по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих. 

На своих уроках я стараюсь не сообщать детям тему урока,а поступательно подводить их к выводу о том ,чем сегодня будем заниматься на уроке.

Предлагаю вам побывать в роли моих учеников.

Коллективная работа.

1.«Порядок действий»

5 см, 5 см, 3 см; Перед вами треугольник.Найдите периметр.

5+5+3 = 13 (см)

-Как по другому можно записать?

5 х 2 + 3

-Как сосчитать? Выберите верный вариант.

2 1

5 х 2 + 3 = 25

1 2

5 х 2 + 3 = 13

-А теперь подумайте и сформулируйте тему нашего урока.

2. «Приставки и суффиксы.»

-Разбейте слова на две группы. По какому признаку вы это сделали?

-Что у них общего?

Ник, ниц, очк, еньк, ушк, юшк, н, к, ок, ек, за, перед, при, под, в, над, от, пере, у с,

-Сформулируйте тему урока.


В течение всего урока я использую так называемое «эмоциональное поглаживание ». Часто произношу слова: «хорошо», «отлично», «молодец», «умница». В конце концов, ребенок поверит учителю и станет принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я «молодец»!

Вот несколько вариантов сказать ученику: «Ты молодец!».

Да ты, умничка!

Ты очень постарался! 

Это достижение! Я ценю то, что ты сделал!

Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!

Благодарю за работу!

Ты меня порадовал!

Уже намного лучше!

Горжусь тобой!

Грандиозно!

Поздравляю, молодец!

Продолжай также хорошо работать.


Самое главное – это снятие страха.

- Ничего страшного, если ошибешься, даже взрослые люди иногда ошибаются. 

Итак, можно сделать вывод: чтобы достичь цели ситуации успеха, учителю необходима улыбка и добрый взгляд, интерес к каждому ученику, отмечать «персональную исключительность», верить в способности ученика. Уже доказана прямая зависимость качества обучения от ситуации успеха.

«Гвозди и цветы»

- Я попрошу выйти ко мне два человека. Один из вас ученик, который стремится к успеху, а другой - кто избегает неудач. Вы должны слушать фразы и если это говорится о вас то, один вбивает гвоздь, а другой опускает цветок в вазу.

Я вам не мешаю, и вы меня не трогайте.

Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе.

Я не смогу это сделать, никогда не справлюсь

У меня всё равно не получиться.

Всё зависит от меня, я – источник.

Я пешка от меня ничего не зависит.

Ситуация меняется, если я на неё влияю.

Кто-то определяет ситуацию, но не я.

Вот видите это всего лишь слова ,но некоторые цветами расцветают в нас, а некоторые словно гвозди приколачивают и не дают сдвинуться с места.


- Жил человек, гневливый до предела,

Он молод был, и вот отец его

Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,

Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.

Сначала столб пронизывали гвозди

По нескольку десятков каждый день,

Потом всё меньше, и однажды вовсе

Он молотком забора не задел.

Отец ему заданье дал другое:

Когда он сможет снова гнев сдержать,

За каждую победу над собою -

По одному теперь их выдирать.

И вот настал тот день, когда в заборе

Он не нашёл гвоздя ни одного,

И сын сказал, довольный сам собою:

-Смотри, отец, я победил его!

Гнев побеждён, и для отца важнее,

Чем столб, дырявым ставший от гвоздей,

И молвил он, что сказанное в гневе,-

Гвоздей железных может быть острей.

И как забор уже не будет новым,

Так в сердце шрамы, словно от гвоздей,

От грубого презрительного слова

Навеки остаются у людей.

  • Попробуйте вынуть гвозди . Что осталось?

Пусть эти цветы будут олицетворением успеха,так как чтобы вырастить этот цветок нужно приложить немало усилий,также и прежде чем достичь успеха.

Очень часто, дети, которые не чувствуют в себе силы хорошо учиться раскрываются в творческой деятельности. Но ведь мы учителя часто их не замечаем, думаем, а порой и говорим: «Ты даже пять строчек не можешь выучить, домашнее задание не выполняешь, в тетради, как курица лапой пишешь, а хочешь в празднике участвовать. Куда тебе…»

Но поверьте, необходимо дать детям шанс, пусть сначала маленький, а потом все больше и поверьте, они и учиться от этого станут лучше. Поверьте в них.

(Пример Абдул Керим, не называю фамилии).

Ну а теперь давайте проверим ваши творческие способности. Ведь учитель – это еще и актер.

Моментальный спектакль Сказка-экспромт "Лень-матушка". 7 человек.

(Автор Т.В.Ушакова)


Выпускник - "А я чё? Я ничё...",
Лень - матушка - "Ба-а-лдёж!",
Директор школы - "Что здесь происходит?"
Классный руководитель - "Они у меня хорошие!"
Маманя - "Куда только школа смотрит?!"
Папаня - "Ремня получит!"
Одноклассники - «Хорош дурака валять!» 

Текст (читает ведущий)

        Жил да был Выпускник...Итак бы себе он спокойно поживал, да обуяла Выпускника...Лень-матушка...Первым забеспокоился Директор школы...А Выпускник ему...Все потому, что нашептывала ему не ушко Лень-матушка...Директор школы...вызвал Классного руководителя...Классный руководитель... пошел к Выпускнику...Да только тому по-прежнему шепчет Лень-матушка...Тогда Классный руководитель...вызвал Маманю...Пошли Маманя.. и Классный руководитель...к Директору...И сказал Директор...А Классный руководитель...ответил. А Маманя...сказала. На что Выпускник ...ответил. Потому что шептала ему на ушко Лень -матушка...Отправилась Маманя... за Папаней...Пришли Папаня...,Маманя...,Классный руководитель... и Директор...к Выпускнику...А Выпускник им...А Лень-матушка ему...И рванул Папаня...за Одноклассниками...,потому что любое дело в коллективе лучше решаемо.Прибежали Одноклассники...И хотела бы сказать им Лень-матушка...,да только сначала сказал Директор...потом добавил Классный руководитель...выступила Маманя...Громко крикнул Папаня...После чего в спор вступили Одноклассники...На что Выпускник ответил...

Участники спектакля проявили творческие способности, талант, артистизм, умение преподнести себя, культуру исполнения. Мы увидели новые звездочки на нашем небосклоне. И не важно, что одна загорелась ярче, а другая тускней. Главное, что каждый участник к своей роли подошел с душой, и принял участие. Мне хотелось бы поблагодарить всех участников моментального спектакля « Лень-матушка». И конечно они заслужили бурные аплодисменты.

Школа – это не просто место, где дети получают образование. Школа – это отдельный мир, целая система из отношений, своих разочарований и побед. Да, пожалуй, именно люди делают то или иное место. Успех учителя - к успехам ученика. Успешный учитель и ученик признак успешной школы. 

А закончить мне хотелось бы афоризмом, что счастливого человека может воспитать только счастливый человек. А успех школьнику может создать только тот учитель, который сам переживает радость успеха.

Поэтому:

1.Несмотря на все трудности и неудачи, не падать духом.  

Сроки: Постоянно.

2. Быть оптимистом, излучать счастье, доброту.

Сроки: Постоянно.

3. Быть успешными  профи своего дела.

Сроки: Постоянно.

Совет

Мой вам совет: при любых обстоятельствах
Делайте вид, что на сердце покой.
Это ваш шанс избежать обязательства
Всем объяснять, что случилось с тобой!

Будьте приветливы, доброжелательны,
Стрессоустойчивы, в чем-то просты.
Много читайте, тогда обязательно
Речи и мысли не будут пусты.

Не осуждайте других, не злорадствуйте!
Помните истину: прошлого нет.
Возраст неважен, указанный в паспорте,
Только душа знает, сколько вам лет.

Будет тогда в жизни все замечательно,
Снимет любую печаль, как рукой!

Но главное здесь — при любых обстоятельствах
Делайте вид, что на сердце покой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...