«Развивающая воспитательно-образовательная среда начальной школы как условие успешной реализации ФГОС»
учебно-методический материал
Обобщение опыта работы ШПОУ начальных классов «Развивающая воспитательно-образовательная среда начальной школы как условие успешной реализации ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema.docx | 41.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальные педагогические чтения
«Презентация методических тем ШПОУ начальных классов
муниципальных общеобразовательных организаций»
Методическая тема: «Развивающая воспитательно-образовательная среда начальной школы как условие успешной реализации ФГОС».
Струнина Людмила Александровна,
руководитель ШПОУ начальных классов
МБОУ СОШ№1 г.Мичуринска
Мичуринск 2017
«Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем». Данные постулаты известного педагога Ш. Амонашвили стали своеобразным девизом работы учителей начальных классов школы №1. С введением в образование ФГОС НОО встал вопрос об оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Коллектив учителей начальной школы с готовностью принял изменения, происходящие в сфере образования.
В 2011 году наша школа в числе первых школ Тамбовщины начала обучение по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования. Перед школой встала задача построения нового образовательного пространства, отвечающего требованиям, заложенным в Стандарте.
Приступить к решению данной задачи предстояло именно начальной школе. Начали мы свою работу с оценки имеющихся возможностей, проведя совместно со школьным психологом диагностические исследования коллектива учителей начальной школы. Были проведены следующие исследовния: Самотест «ГОТОВНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ» (автор Т.А.Ратанова, Н.Ф. Шляхта), диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию (автор Н.П. Фетискин) и диагностика коммуникативных и организаторских склонностей ( КОС-2) Автор методики В.А.Федоршин). По результатам этих диагностик у наших учителей преобладали средний и ниже среднего уровни парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию.
Мы увидели проблему: реальные показатели отстают от потенциальных возможностей наших учителей и не отвечают запросам современного образования.
Исходя из образовательного заказа общества и проанализировав имеющиеся условия и возможности, коллектив учителей начальных классов на заседании ШПОУ в 2013 году разработал целевую линию развития нашей школы, выраженную следующей методической темой: «Развивающая воспитательно-образовательная среда начальной школы как условие успешной реализации ФГОС».
Изучая психолого-педагогическую литературу по этой теме («Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»/под. ред. А.Г.Асмолова., «Планируемые результаты начального общего образования» / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой) выяснили, что созданию в школе развивающей образовательной среды способствуют следующие показатели:
- организация оптимальной системы управления;
- моделирование учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию личности;
- проведение в школе инновационной исследовательской работы;
- учебно-материальная база, достаточная для формирования развивающей среды;
- система эффективной научно-методической деятельности;
- сплоченный общностью цели коллектив учителей и учащихся.
Учителя начальной школы пришли к единому мнению, что разрабатывать, развивать и применять данные показатели вполне под силу нашему коллективу.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в ФГОС нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации. Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации социокультурной развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.
Поэтому на начальной ступени реализации методической темы наш коллектив поставил перед собой цель:
- Создание условий, при которых педагог достигнет успеха в реализации своих профессиональных способностей путём совершенствования методов, приёмов и форм организации образовательного процесса при переходе на ФГОС.
Задачи:
- Направить работу ШПО учителей начальных классов на выполнение требований ФГОС.
- Изучить педагогами литературу, которая поможет им получить научные знания о требованиях ФГОС, о системно-деятельностном подходе к обучению младших школьников (учитель должен знать и понимать суть системно-деятельностного подхода: «Чему учить?» «Как учить?» «Для чего учить?») и понять суть новых целей образования, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие школьника).
- Планомерно совершенствовать научно-теоретический уровень знаний учителя путём просветительской работы и личной презентации педагогом своего положительного опыта через участие в заседаниях педсоветов, семинарах, тематических заседаниях ШПО, курсах повышения квалификации с целью повышения педагогического мастерства.
- Путём диагностических методик выявлять трудности, возникающие у педагогов в решении вопросов организации образовательно-воспитательного процесса, и оказывать им индивидуальную помощь.
- Помогать учителю в правильном выборе и планировании работы по теме самообразования: умение ставить цель, выбирать пути её реализации и планировать результаты своей работы.
- Помогать молодым учителям в приобретении ими профессиональных умений и навыков путём индивидуального общения, обмена опытом при посещении уроков и внеклассных мероприятий коллег, а также участия в методических совещаниях, мастер-классах и т.д.
- Способствовать созданию в ШПО атмосферы профессионального, личностного взаимопонимания, творчества, что обеспечит качественный подход к работе с детьми и их родителями и будет способствовать самореализации каждого педагога.
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся;
-овладение учителями ШПО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
-создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
Исходя из этого, коллективом учителей нашей школы была запланирована работа, в результате которой, образовательная среда начальной школы должна стать не только обучающим, но и развивающим и социализирующим пространством, которое:
- обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- гарантирует охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
- является дружественной по отношению к обучающимся и педагогам.
Начать работу по выстраиванию новой образовательной среды начальной школы, основанной на деятельностном подходе, коллектив школы решил с существенных изменений внутренней педагогической системы:
- в ценностях, целях и результатах обучения и воспитания: от усвоения ЗУНов к формированию базовых социальных и предметных компетентностей современного человека;
- в содержании образования: от совокупности абстрактных теоретических понятий к системным, межпредметным, надпредметным, метапредметным, практико-ориентированным концептуальным представлениям о мире;
- в педагогической деятельности учителя: от монологического изложения к педагогике творческого сотрудничества и диалога с обучающимися;
- в учебно-познавательной деятельности учащихся: от репродуктивной, «ответной» позиции приёма и запоминания учебной информации к созиданию образа мира в себе самом посредством погружения в мир интеллектуальной, духовной, социальной и предметной культуры;
- в технологическом обеспечении образовательного процесса: от традиционных к инновационным технологиям деятельностного типа;
- в школьной образовательной среде как системе условий формирования, развития и социализации личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении;
- в отношениях с внешней средой, задающей внешний контекст образовательной деятельности школы: с семьёй, социальным окружением, средствами массовой информации, учреждениями культуры, отдыха и спорта, страной и миром.
Следующим этапом работы над развитием методической темы стала курсовая подготовка педагогов. В школе эффективно функционирует система непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов как в рамках внутришкольной учебы, так и через дистанционные курсы, очно-заочное обучение по программам ТОИПКРО. Так, уже в 2011 году курсы повышения квалификации по проблеме «Реализация ФГОС НОО» были пройдены 4 педагогами, в 2012 году -8 педагогами, в 2013 - 6 педагогами в 2014 – 5 педагогами. Таким образом, все педагоги нач.школы прошли курсовую подготовку по данной проблеме. Отмечая профессиональную компетентность педагогов нельзя не отметить тот факт, что в течение прошедшего уч.года учителями нашей школы пройдено 27 различных курсов, среди которых 4 чел. по инклюзивному образованию в Воронежском институте развития образования, 5 чел. по индивидуальноной программе ТОИПКРО (дистанционно), 10 чел. по программе «Актуальные вопросы преподавания русского языка (как родного, так и неродного», 5 чел. по программе «Актуальные вопросы преподавания ОРКСЭ», 3 чел. очередные курсы повышения квалификации при ТОИПКРО. Второй год в школе действует «Школа молодого педагога», деятельность которой способствует успешной педагогической адаптации начинающих учителей, помогает преодолеть возникающие профессиональные трудности, повысить их профессиональный уровень.
Образовательное пространство начальной школы представлено урочной, внеурочной, внеклассной деятельностью учащихся.
Предметное содержание образования т.е. урочное пространство реализуется через основные способы действия, систему предметных знаний и умений, работу с текстом, учебное сотрудничество, контрольно-оценочные действия младших школьников. Главная задача ученика начальной школы, поставленная в Стандарте, – освоение умения учиться. Именно поэтому среди основных педагогических технологий и приёмов организации учебного труда, используемых нашими учителями:
- проектная технология,
- технология РКМ, ТРИЗ-технология,
- проблемно-диалогическая форма проведения урока,
- игровые, интерактивные технологии,
- групповая работа, технология сотрудничества
- информационно-коммуникационные технологии,
- работа с интерактивной доской,
позволяющие поставить ученика в активную позицию, сделать его не объектом, а субъектом учения. Каждый педагог начальной школы имеет доступ к компьютеру, который находится на рабочем месте учителя в классе.
Для создания условий продвижения ребенка в образовательном пространстве младшей школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в нашей школе сформировано пространство внеурочной образовательной деятельности. Внеурочная деятельность может стать продолжением работы ребенка на уроке, таким образом, соединяющим фактором становится предметное содержание, на котором разворачивается исследовательская, проектная деятельность. Данному виду деятельности в нашей школе уделяется большое внимание. Наши ученики уже с первого класса становятся исследователями, педагоги включают этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. В нашей школе стали традиционными научно-исследовательские конференции по защите детских проектов. Результатом исследовательской работы в школе стала победа в муниципальном конкурсе и 3 место в областном конкурсе проектов «Юный исследователь» для учеников начальной школы работы ученика 3 «А» класса Лукичева Д. (руководитель Волкова Н.А.- 2016г.)
Кроме того, важно отметить, что образовательное пространство начальной школы тесно связано с социальной средой. Модель социального партерства нашей школы вы видите на следующем слайде, оно основано на взаимодейтвии школы с различными учреждениями: музеи города, драматический театр, музыкальная школа, спортивная школа, художественная школа и т.д.
Указанные связи позволяют в разных направлениях организовать продуктивную деятельность обучающихся: спортивно-оздоровительную, художественно-эстетическую, социальную, общекультурную.
На протяжении нескольких лет идет работа по созданию единой информационной образовательной среды. Уже два года в школе эффективно реализуется электронная система управления образовательным процессом «Дневник. Ру». Все классы полностью перешли на использование электронного дневника и журнала. Сравнительный анализ работы с ЭДЖ за последние три года позволяет увидеть положительную тенденцию высокого роста активности пользователей на портале «Дневник.ру»: в 2 раза увеличилось общее число пользователей, при этом активность обучающихся и родителей возросла в 1,3 раза.
Итак, работа в инновационном режиме в течение четырех лет дала возможность педагогическому коллективу:
- создать нормативную базу,
- наработать необходимый методический материал (рабочие программы учебных курсов, модифицированные программы внеурочной деятельности, технологические карты урока, электронно-образовательные ресурсы и др.) для достижения результатов основной образовательной программы начального общего образования.
Более 70% педагогов начальной школы стали активными участниками конкурсов профессионального мастерства разного уровня. Около 60% педагогов имеют свои авторские публикации по данному направлению, которые размещены на страницах их личных сайтов и различных порталах учительского сообщества. Опыт учителей нашего ШПО обобщен на региональном уровне, материалы размещены в сборнике « Проектирование современного урока».
Качество образовательной подготовки обучающихся начальной школы характеризуется достаточной стабильностью и составляет чуть более 70% при 100% успеваемости, эти показатели сохраняются на протяжении трех лет, что говорит о достаточно хорошей управляемости учебным процессом.
Качество образования в школе определяется качеством профессиональной компетентности работающих в школе педагогов. Мониторинг аттестации педагогических работников по состоянию на 1 июня 2017 года показал, что в школе из 26 учителей начальных классов аттестовано 23 педагогических работника (88%). Высшую квалификационную категорию имеют 9 педагогов (35%); первую – 14 педагогов (54 %).
Не менее важным показателем результативности работы педагогического коллектива является работа с одаренными детьми, участие обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах различных уровней, динамика результативности их участия. За 4 года число участников конкурсов увеличилось на 55%, а число победителей на 64%.
Пятый раз наша образовательная организация включена в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России».
На базе нашей ОО функционирует 11 стажировочных площадок федерального и регионального значения. Конечно деятельность коллектива начальной школы не остается в стороне от участия в работе этих площадок.
Так, в 2013 г.в рамках деятельности федеральной базовой стажировочной площадки учителя начальных классов (Родюкова С.С. и Струнина Л.А.) представили два открытых урока на Межрегиональном семинаре-практикуме «Организация опытно- экспериментальной деятельности по реализации ФГОС общего образования по преемственности начального и основного образования в условиях открытой образовательной среды», слушателями которого были руководители ОО Тамбовской и Смоленской областей.
В сентябре 2015 года была проведена видеоконференция «Реализация ФГОС дошкольного и общего образования в рамках конструирования социального образовательного пространства», в которой приняли участие педагоги нашей школы и воспитатели ДОУ №26, 6 учителей нашего ШПО выступили по проблеме конференции.
Традиционно наши педагоги выступают на конференциях и педагогических чтениях по «Духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся: проблемы, поиск, перспективы» (Четверткова О.Ю., Кожаринова Т.В.)
Только в 2016-2017 учебном году учителя ШПОУ начальных классов приняли личное участие в 4 областных образовательных семинарах, 2 зональных (в г.Воронеже и г.Липецке).
Наши педагоги были лауреатами Муниципального этапа конкурса «Учитель года»- Смыкова Е.В. в 2014г, Соломатова Л.Е. в 2016 г.
Учителя нашего ШПОУ (Золотова Т.В., Родюкова С.С., Четверткова О.Ю., Кожаринова Т.В., Свотнева С.И.) являются лекторами на курсах повышения квалификации ТОИПКРО, на протяжении многих лет освещают актуальные вопросы начального образования для учителей области.
Отвечая на вопрос Какие практические рекомендации коллектив ШПОУ может дать своим коллегам из других ОО?, хочется сказать о том, что эти рекомендации, советы многие коллеги из других школ получали на «личных» встречах с нашими педагогами, ведь на протяжении пяти лет на базе нашей начальной школы функционирует стажировочная площадка слушателей курсов повышения квалификации ТОИПКРО. За это время было проведено 4 региональных семинара, а учителями начальных классов было представлено 28 открытых уроков и мастер-классов.
Наша школа открыта для всех, кто заинтересован в развитии образования, своей школы, своих учеников и себя лично. Уважаемые коллеги, будем рады услышать и ваше мнение, ваши советы и рекомендации, нам тоже есть чему у вас поучиться.
Таким образом, мы пришли к выводу, что образовательная среда в начальной школе МБОУ СОШ №1 соответствует современным требованиям к обучению. Особенно это актуально в период перехода на обучение по новым образовательным стандартам третьего поколения.
ШПОУ начальных классов завершило четырехлетнюю работу над методической темой «Развивающая воспитательно-образовательная среда начальной школы как условие успешной реализации ФГОС». Но это не значит, что работа по формированию развивающей среды закончена. Каждодневный кропотливый труд каждого педагога над развитием маленькой личностью будущего гражданина продолжается вечно… Ведь школа – это целый мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить урочную и внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Каков он, педагог 21 века? Он должен сочетать в себе фундаментальность знаний с инновационностью и исследовательским подходом. Именно инновационная деятельность учителей – основа развития образовательного учреждения. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества. Поэтому уже на первом заседании ШПО учителя рассмотрели новую проблему, решать которую нам предстоит ближайшее время: «Межпредметная интеграция как эффективный способ достижения метапредметных результатов образовательной программы
в начальной школе».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.
1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...
Использование ИКТ в начальной школе в условиях перехода на ФГОС НОО
В докладе описываются возможности использования ИКТ в начальной школе как одной из основных частей информатизации образования .Описаны варианты использования различных ИКТ ресурсов....
Проектирование современного урока в начальной школе в условиях работы по ФГОС НОО»
Презентация по материалам методического объединения...
Презентация "Организация предметно-пространственной среды в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС"
Большое внимание в стандарте уделяется предметно-пространственной среде, которая должна соответствовать запросам современного общества и удовлетворять потребности всех участников о...
Формирование языковых понятий на занятиях кружка «Риторика» в начальной школе в условиях перехода на ФГОС.
Урок риторики в начальной школе в условиях перехода на ФГОС....
«Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)
laquo;Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)...
Проект "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"
Разработка проекта обусловлена необходимостью создания условий для перехода ребенка из детского сада в школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но...