Формирование языковых понятий на занятиях кружка «Риторика» в начальной школе в условиях перехода на ФГОС.
план-конспект урока (1 класс) на тему

Елгина Таисия Сергеевна

Урок риторики в начальной школе в условиях перехода на ФГОС.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                               Т.С. Елгина

                                                                               БОУ «Гимназия № 88», г. Омск

Формирование языковых понятий на занятиях кружка «Риторика» в начальной школе в условиях перехода на ФГОС.

1.Теоритическая часть

Необходимость формирования научных понятий.

1.1.Система научных понятий составляет основу каждого учебного предмета. Без этой системы невозможно понимание и сознательное усвоение закономерностей и правил. Понятия сопоставляются, противопоставляются, группируются, подчиняются одно другому. Понятие – это совокупность суждений, в которой указаны отличительные признаки изучаемого объекта. Понятие – мысль, в которой подтверждаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.

Определить понятие – значит, установить его границы, позволяющие отличить его от других понятий. Важно выделять его от других понятий. Важно выделять в понятии существенные признаки и применять их в практической деятельности. В начальных классах начинается работа над формированием синтаксических понятий «словосочетание», «предложение», «текст».

1.2. Алгоритм формирования понятий.

1.Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. На данном этапе осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование. 

2. Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования. 

3. Осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними. 

4. Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале.

1.3. Условия обеспечивающие успешное усвоение понятий.

1) активная умственная деятельность учащихся (коллективный поиск для решения проблемы) 

 2) целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению; 

3) осознание существенных и несущественных признаков понятия;

 4) включение нового понятия в систему ранее изученных; 

5) раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории; 

6) наглядное изучение понятия (таблицы, схемы)

1.4.Понятие текста и его признаков.

Готовясь к уроку «Риторики» по теме «Текст – что это такое?», я столкнулась с проблемой отсутствия определения понятию «текст», доступного для понимания учащихся 1го класса. Определение текста, выделение его основных признаков - довольно большая проблема в лингвистике; мнения ученых по этому вопросу сильно разнятся. Над данной проблемой работают следующие ученые: Лосева Л.М., Нечаева О.Л., Одинцов В.В., Гальперин И.Р., и др.

Отечественными и зарубежными лингвистами предложен ряд определений текста.

Лосева Л.М.: текст - это сообщение в письменной форме; текст характеризуется содержательной и структурной завершенностью, в тексте выражается отношение автора к сообщаемому (авторская установка).

Нечаева О. Л. определяет текст как основную единицу коммуникации, способ сохранения и передачи информации, форму существования культуры, определенной исторической эпохи, отражение психической жизни индивида и т.д.

Конечно, такие определения понятию «текст» нельзя использовать на уроках в начальной школе, т.к. учащиеся не владеют лингвистической терминологией.

За основу формирования понятия «текст» в своем уроке я взяла признаки текста, выделенные Т.А. Ладыженской.

1. Членимость текста ? обязательный его признак, так как текст состоит из двух и более предложений.

2. Смысловая цельность ? заключается в том, что все предложения соотносятся с единой темой и подчинены доказательству какой-либо основной мысли. заглавие текста является как бы свёрнутым текстом и именно в нём отражается тема, чаще основная мысль.

3. Цепная связь, при которой каждое последующее предложение продолжает мысль предыдущего. Языковыми средствами связи являются местоимения, синонимы, повторы. Цепная связь встречается в текстах повествовательного характера.

2.Практическая часть.

2.1. Урок риторики в 1ом классе по формированию понятия «текст».  (см. в приложении «Открытый урок риторики по теме «Текст – что это такое?»)

Фрагмент урока. Этап решения учебных задач.

Результат этапа: формулировка нового понятия «текст»

Цель этапа: формулирование и развитие ценностного отношения у совместной познавательной деятельности по открытию нового понятия «текст».

Действие педагога

Действие ученика

1.-Прочитайте, что написано в левом столбике на доске

-Что написано в этом столбике?

-Сколько предложений?

-О ком говорится в каждом предложении?

-Сколько картинок можно нарисовать?

Учитель помещает рядом с предложениями картинки осы, бабочки, жука

-Прочитайте, что написано в правом столбике

-Что написано в этом столбике?

-Сколько предложений?

-О ком говорится в каждом предложении?

-Сколько картинок можно нарисовать?

Учитель помещает рядом с текстом картинку осы с изображением осы

-Давайте сравним эти записки

-Чем они похожи?

-Чем отличаются?

-Какая запись будет являться текстом, а какая набором предложений

-Какие элементы текста вы отследили, выполняя сравнение

Учитель вешает «группа предложений»

Говорят, что предложения в тексте связаны темой.

-На следующем занятии мы познакомимся с понятием тема текста. Это то, о ком или о чем говорится в тексте

Учитель вешает на доску запись «тема»

2.Откройте учебник на стр. 2, где нарисованы один не обычный сказочный зверек

-Кто его узнал?

-Из какой он сказки?

-Кто автор сказки?

-У него две головы и каждая смотрит на разные странички с записями

-Что же он читает

-Обсудим сразу обе записи. Какая запись представляет собой простой набор предложений, а какая текст?

-Как еще связаны предложения в тексте?

-Говорят, что предложения в тексте связанны по смыслу

Учитель вешает запись на доску «предложения связанны по смыслу»

-Можно ли озаглавить предложения из первой записи

-А предложения из второй записи

-Озаглавте эту запись

-Сделайте вывод об еще одной особенности текста

Учитель вешает запись «можно озаглавить»

-Исходя из составленных на доске записей, сформулируйте, что такое текст

-Сверим ваш ответ с определением, данным в толковом словаре.

Дети читают определение и делают вывод

-Мы ответили на вопрос, который записан в теме урока?

-Можно ли сказать, что мы достигли цели урока

-Перед тем, как начать составлять свои тексты, немного отдохнем

Физминутка

1.-Оса - это насекомое. На цветок села красивая бабочка. К нам в окно влетел жук

-Предложения

-Здесь три предложения

-Об осе, бабочке, жуке

-Можно нарисовать три картинки

-Оса-это насекомое, У осы шесть лапок У осы есть жало

-Тоже предложения

-Их три

-Говорится об осе

-Можно нарисовать одну картинку

-Состоят из трех предложений

-Они про насекомые

-В левом столбике про разных насекомых, отдельные предложения. В правом - все об осе

-В левом столбике набор предложений, а в правом текст

-Текст состоит из группы предложений

В этих предложениях говорится об одном и том же

2.Открывают учебники на странице 2

-Этого героя зовут Танитолкай

-Он из сказки К. Чуковского «Доктор Айболит»

-Читают записи из учебника

1.»Мы учимся в 1ом классе. Пчела – насекомое. Тянитолкай – зверь из сказки «Айболит»

2.ТЯнитолкай – удивительный зверь. У него 2 головы: одна спит, другая по сторонам глядит. Ни один охотник не может его поймать.

-Первая запись  - это набор предложений. Вторая запись – текст, т.к. предложения в нем объединятся темой

-Одно предложение вытекает из другого

-Из озаглавить нельзя, т.к. в каждом из них говорится о разном

-Да, т.к. у них одна тема

-«Тянитолкай», «Удивительный зверь»

-Текст можно озаглавить

-Текст – это группа предложений, связанных темой и по смыслу. Текст можно озаглавить

-Да, мы ответили

Дети сверяют то, что они уже делали на уроке с задачей урока, записанными на доске.

-нет, т.к. мы еще не попробовали составить свои тексты

3.Вывод.

В рамках введения в учебный процесс ФГОС учитель уже не дает детям знаний в готовом виде, а стимулирует их к самостоятельной, познавательной деятельности.

Сейчас редко можно встретить в учебниках правил в рамочках. Основные предметные понятия и алгоритмы действий выводят дети под руководством учителя.

Такая работа требует от учителя выбора особых форм и методов работы, подбора языкового материала и заданий, которые должны привести детей к формированию понятия (достижению цели урока) .

4. Литература.

1. Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др. «Планируемые результаты начального общего образования».  М.: Просвещение, 2011 г.

2. Чемерис Дмитрий Юрьевич, сайт:  http://www.referat.ru/referats/view/22710

3. Ладыженская Таиса Алексеевна "Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов." М., 1983. Изд. 2-е, 1990.

4. Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение деятельности учителя начальных классов в условиях перехода на ФГОС

Обобщение опыта работы ШМО учителей начальных классов МОУ "Бюргановская СОШ Буинского района РТ" на 2010-2011 учебный год....

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...

Использование ИКТ в начальной школе в условиях перехода на ФГОС НОО

В докладе описываются возможности использования ИКТ  в начальной школе как  одной из основных частей информатизации образования .Описаны варианты использования различных ИКТ ресурсов....

«Использование ИКТ в начальной школ в условиях перехода на ФГОС»

Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает?...

Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС

Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе...

Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС

Формирование орфографической грамотности - одна из трудных задач, решаемых в школе. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, знакомясь с орфографиче...