Использование ИКТ в начальной школе в условиях перехода на ФГОС НОО
статья на тему
В докладе описываются возможности использования ИКТ в начальной школе как одной из основных частей информатизации образования .Описаны варианты использования различных ИКТ ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_maresevoy_n.m.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему :
«Использование ИКТ в начальной школе
в условиях перехода на ФГОС»
Подготовила :
Маресева Н.М.,
учитель высшей категории,
МБОУ Казаковская сош.
2012 г.
Актуальность.
С 1 сентября 2011 года наша школа, как и все образовательные учреждения России перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотьемлимой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия(УУД).
Важным элементом УУД обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ- компетентность).
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Оснащение учебного процесса
Учебное пространство насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
В прошлом учебном году 1 класс нашей школы был укомплектован оборудованием (для учащихся- 10 нетбуков с программым обеспечением, рабочее место учителя – компьютер, проектор, сенсорная интерактивная доска).
В школу поступило новое учебное оборудование: мультимедийное программное обеспечение (диски по предметам, диски с электронными энциклопедиями) дидактические материалы по математике (магнитные плакаты основных математических понятий, раздаточный счетный материал, раздаточные тематические карточки); русскому языку (таблицы основных правил и понятий 1-4класс, словарных слов, игровой модуль для ролевой игры и речевого развития, театрализации и инсценирования); ознакомлению с окружающим миром (магнитные плакаты природных сообществ, зон,», «Наблюдение за погодой», микроскопы , гербарии, разнообразные коллекции, раздаточный материал, модели, муляжи, глобусы ). Также по математике, русскому языку, окружающему миру поступили комплекты динамических раздаточных пособий со шнуровками. Всё это помогает превратить процесс обучения в увлекательное занятие.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
- усилить образовательные эффекты;
- повысить качество усвоения материала;
- построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
- повысить эффективность и качество процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;
В своей работе активно использую информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе.
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.
Использование мультимедийных презентаций
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Я нахожу нужную информацию, затем переработав и размножив её, устанавливаю на все нетбуки и предлагаю детям самостоятельно с ней поработать в парах, группах, индивидуально, используя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, предложив учащимся разные виды заданий: провести исследование, выбрать главное, составить схему, презентацию, заполнить таблицу.
Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более
интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях информационного общества. Научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья.
Работа на интерактивной доске.
Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся.. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске.
Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.
Имея в кабинете интерактивную доску Smart Notebook, я смогла разнообразить уроки с применением ИКТ. Дети научились передвигать предметы, слова и целые предложения, писать и моментально стирать. Smart Notebook позволяет растянуть страницу и записать всю нужную информацию, перейти быстро на следующую, а можно показать сразу две страницы и сравнить записи. Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм есть «волшебное перо», с помощью которого запись исчезает через несколько секунд. Просмотрел, отвлёкся и не знаешь, что надо записать на месте пропуска… Индивидуальная работа у доски выполняется на «Ура». Чтобы получить возможность поработать на такой доске, детям необходимо активно поработать устно, аккуратно выполнить работу в тетради. Рисование на доске, когда можно сделать интересную заливку, да еще заставить, с помощью функции «анимация», картинку двигаться, вызывает восторг! Такая работа у доски является поощрением за успешную работу на уроке, хорошо выполненное домашнее задание и т.п.
Самыми популярными стали физкультминутки под музыку. На интерактивную доску проецируется слайд со сказочным героем, который под музыку показывает движения, а дети повторяют.
Использование различных обучающих программ
На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках.
В настоящее время разработано немало программных средств для уроков в школе I ступени. Одним из их является учебно-методический комплект «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия». Это комплект представляет собой систему электронных образовательных ресурсов по русскому языку, математике, окружающему миру, информатике, адаптированных для персонального компьютера школьника.
Ресурсы представляют собой электронную базу иллюстраций,
анимаций, интерактивов и видеофрагментов. При применении данного ком-
плекта уроки становятся насыщеннее, интереснее, разнообразнее. Ученик, ра-
ботая на компьютере, может выбрать оптимальный для себя темп работы; возможность рассмотреть разнообразные способы представления информации; он не боится сделать ошибки, так как имеет возможность вернуться и исправить их. Как следствие этого повышается мотивация обучения, возрастает интерес.
Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мира, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме поможет пробудить в ребенке жажду открытий, доступно объяснит и познакомит с серьезными энциклопедическими знаниями, поможет освоить школьные предметы. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» - это более 10000 удивительных фактов и явлений, богатейшая сокровищница знаний обо всем.
Яркие иллюстрации, интересные интерактивные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связанного с повседневной жизнью, делают занятия с диском интересными и эффективными.
.
Использование ресурсов Интернет
Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.
Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда.
Далее приведу примеры использования Интернет-ресурсов для подготовки к урокам.
Проектно-исследовательская деятельность
Проектно-исследовательская деятельность одна из форм реализации деятельностного подхода в воспитании учащихся.
Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методике обучения.
Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.
За прошлый учебный год с детьми реализовали множество проектов, в которых дети знакомились друг с другом, обменивались информацией о себе, о школе, о своих увлечениях.
Самым наиболее продолжительным проектом стал для нас проект «Алфавитная семья». Он проводился в рамках изучения темы «Алфавит» по предмету обучение грамоте и письму.
Дети делились на группы и выполняли задания, затем полученная информация собиралась и анализировалась. Работа над проектом проводилась совместно с родителями. Им был предоставлен буклет, в котором содержалась полная информация о проекте. Совместно с родителями в рамках данного проекта выполняли творческую работу «Моя любимая буква» .В процессе работы дети заполняли оценочные листы, которые позволяли провести самооценку детей .
Презентация проекта проходила на празднике: «Прощай, Азбука!».Данный проект оформлен в портфолио .
Для реализации проекта использовались ИКТ:(на слайде перечень)
Портфолио .
Важнейшим условием эффективности системы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников, в условиях введения ФГОС НОО второго поколения, является учёт их индивидуальных особенностей.
Незаменимую помощь в этом оказывает портфолио.
С 1 класса на каждого ребёнка я завела папку, в которой сформировала несколько разделов: «Это –Я», «Моя семья», «Мои друзья», «Мои увлечения», «Моя школьная жизнь», «Мои достижения», «Портфолио работ», «Портфолио документов».
Моим ученикам всегда есть что положить в портфолио: они с удовольствием расскажут и напишут о себе, своей семье, о том, чем любят заниматься. В портфолио мы вкладываем сочинения о друзьях, материал о своем имени, о своей фамилии и т.д. Конечно в 1 классе ещё дети самостоятельно без моей помощи и помощи родителей обойтись не могут. Со временем эта помощь будет сводиться к минимуму. На каждого ребёнка я распечатала титульные листы и бланки, в которых они отражают все свои успехи.
В портфолио дети вкладывают все свои письменные работы по предметам, рисунки, фото поделок, творческие работы.
Работа по технологии «портфеля» позволяет учителю оценить уровень самостоятельности детей, выявить проблемы в формировании у них самооценки, определить преобладающую мотивацию ребёнка.
ВЫВОД:
Урок с применением ИКТ требует от учителя немалой подготовки методических материалов, но составленные таблицы, схемы, наглядные пособия можно многократно использовать на следующих занятиях. Это помогает улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение деятельности учителя начальных классов в условиях перехода на ФГОС
Обобщение опыта работы ШМО учителей начальных классов МОУ "Бюргановская СОШ Буинского района РТ" на 2010-2011 учебный год....
Использование ИКТ в начальной школе в условиях внедрения ФГОС
Материал представлен в виде презентации, где описывается опыт работы по данной теме....
Формирование языковых понятий на занятиях кружка «Риторика» в начальной школе в условиях перехода на ФГОС.
Урок риторики в начальной школе в условиях перехода на ФГОС....
«Использование ИКТ в начальной школ в условиях перехода на ФГОС»
Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает?...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕА-АЛИЗАЦИИ ФГОС
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕААЛИЗАЦИИ ФГОС...
Статья " Использование ИКТ в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Они создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, ...
Статья "Использование ИКТ в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
В статье раскрываются возможности использования ИКТ в начальной школе. Использование средств ИКТ позволяет сделать уроки и внеклассные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными.Они создаю...