Структуры и анализы урокоы
методическая разработка на тему
Структура урока
в подготовительный период обучения грамоте
Безбуквенная ступень:
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
IV. Формирование практических умений и навыков.
V. Итог урока. Рефлексия.
Буквенная ступень:
I. Мобилизующая часть урока
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. Беседа по предметной картинке.
2. Слого-звуковой анализ с опорой на схему.
3. Артикуляция и характеристика звука.
4. Упражнения, развивающие фонематический слух.
5. Обозначение звука буквой.
IV. Формирование практических умений и навыков.
1. Логические упражнения.
2. Беседа по сюжетной картинке. Составление рассказа.
3. Рассказывание сказки.
V. Итог урока. Рефлексия.
Структура урока
в основной период обучения грамоте
I. Мобилизующая часть урока
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. Беседа по предметной картинке.
2. Слого-звуковой анализ с опорой на схему.
3. Артикуляция и характеристика звука.
4. Упражнения, развивающие фонематический слух.
5. Знакомство с буквой, её характеристика.
6. Чтение слогов-слияний с новой буквой.
IV. Формирование практических умений и навыков.
1. Чтение, составление и печатание слов, разнообразных по составу.
2. Чтение текста, соотношение его с сюжетной картинкой.
3. Лингвистические упражнения.
4. Развитие речи.
V. Итог урока. Рефлексия.
Структура урока письма в подготовительный период
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
III. Упражнение для пальцев. Рисование узора.
IV. Показ учителем написания элемента (буквы).
V. Письмо элемента (буквы):
1) воображаемое;
2) копировальное;
3) по образцу.
VI. Сравнение нового элемента с ранее изученными.
VII. Итог урока.
Структура урока письма в основной период обучения грамоте
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
III. Упражнение для пальцев. Рисование узора.
IV. Знакомство с письменной буквой. Графический анализ буквы.
V. Показ учителем написания элемента (буквы).
VI. Письмо буквы:
1) воображаемое;
2) копировальное;
3) по образцу.
VII. Письмо соединений.
VIII. Анализ и написание слов, предложений.
IX. Сравнение новой буквы с ранее изученными.
X. Итог урока.
Структура урока литературного чтения
Урок чтения и коллективного анализа произведения:
I. Мобилизующий этап.
II. Проверка домашнего задания.
III. Определение темы и целей урока.
IV. Подготовка к восприятию текста (Введение в тему урока).
V. Первичное восприятие текста.
VI. Эмоционально-оценочная беседа (проверка первичного восприятия).
VII. Повторное чтение и анализ содержания.
VIII. Обобщающая беседа.
IX. Итог урока.
X. Задание на дом.
Примечание:
Если произведение крупнообъёмное, то работа над ним может быть построена по двум вариантам:
- произведение делится на 2 или 3 части, и каждая часть читается и анализируется на комбинированном уроке, т.е. каждый урок включает все этапы;
- проводятся 3 (или 2) урока: 1 – первые 4 этапа урока; 2 – анализ произведения (остальные этапы урока); 3 – обобщающий урок по произведению (общие выводы, перечитывание, творческие работы учащихся по следам прочитанного).
Урок чтения (слушания):
I. Мобилизующий этап.
II. Определение темы и целей урока.
III. Чтение вслух произведения учителем.
IV. Беседа о прочитанном.
V. Свободные высказывания детей.
VI. Размышления о прочитанном.
VII. Совместные переживания и выводы.
VIII. Итог урока.
IX. Задание на дом.
Обобщающий урок:
I. Мобилизующий этап.
II. Определение темы и целей урока.
III. Повторительно-обобщающая беседа по всей теме.
IV. Практические задания:
- нахождение в книге, тетрадях, словарях материала по темам плана;
- работа с дидактическим материалом, чтение дополнительных текстов;
- составление плана и рассказа по картине, нахождение в книге описания или соответствия выставленным картинкам;
- нахождение среди выставленных книг той, которая соответствует изученной теме, и краткое знакомство с ней.
V. Доклады, рассказы, отчёты
VI. Чтение по книге или наизусть, пересказ отдельных произведений.
VII. Прослушивание музыкальных произведений.
VIII. Оценка прочитанного и установление связи между фактами и явлениями, о которых читали.
IX. Итог урока.
X. Задание на дом.
Библиотечный урок:
I. Мобилизующий этап.
II. Определение темы и целей урока.
III. Рассматривание книг изучаемого автора разных лет издания, сравнение оформления.
IV. Слушание произведения этого автора из учебной хрестоматии.
5. Самостоятельная работа с выбранной книгой: рассматривание аппарата книги; выбор произведения; рассматривание иллюстраций; подготовка краткого рассказа о герое или произведении (аннотация).
6. Чтение учителем интересных фактов из жизни писателя или поэта.
7. Обобщение и проверка знаний по теме.
8. Итог урока.
9. Задание на дом.
Структуры уроков в зависимости от жанра произведения
Изучение басни:
I. Мобилизующий этап.
II. Проверка домашнего задания.
III. Определение темы и целей урока.
IV. Подготовка к восприятию текста (Введение в тему урока).
V. Первичное восприятие текста.
VI. Эмоционально-оценочная беседа (проверка первичного восприятия).
VII. Анализ конкретного содержания басни.
1) Уточнение структуры и композиции басни (чтение, составление плана и т.д.)
2) Выяснение поведения действующих лиц, их характерных черт (выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответы на вопросы).
3) Сравнение героев, оценка их поступков.
4) Определение отношения баснописца к героям.
5) Установление главной мысли конкретного содержания басни.
VIII. Раскрытие аллегории (встречаются ли такие черты характера у людей?).
IX. Анализ части, в которой заключается мораль (основная мысль).
X. Наблюдение над языком басни.
XI. Выразительное чтение басни (чтение по ролям, драматизация).
XII. Аналогия из жизни.
XIII. Итог урока.
X IV. Задание на дом.
Изучение стихотворения:
I. Мобилизующий этап.
II. Проверка домашнего задания.
III. Определение темы и целей урока.
IV. Подготовка к восприятию текста (Введение в тему урока).
V. Первичное восприятие текста.
VI. Эмоционально-оценочная беседа.
VII. Повторное чтение и языковой анализ.
VIII. Выразительное чтение.
IX. Обобщающая беседа.
X. Итог урока.
XI. Задание на дом.
Структура урока русского языка
Урок усвоения новых знаний:
I. Мобилизующий этап.
II. Актуализация знаний.
- Чистописание.
- Словарная работа.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
При изучении грамматического понятия:
- Наблюдение языкового явления в целях выявления существенных признаков.
- Обобщение признаков, введение термина.
- Уточнение формулировки.
При изучении орфографического правила:
- Раскрытие сущности правила.
- Овладение учащимися формулировкой правила.
V. Первичная проверка понимания
VI. Первичное закрепление.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок комплексного применения знаний (урок закрепления):
I. Мобилизующий этап.
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
III. Актуализация знаний.
- Чистописание.
- Словарная работа.
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
V. Первичное закрепление:
- Типовые упражнения.
- Конструктивные упражнения.
VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок актуализации знаний и умений (повторения):
I. Мобилизующий этап.
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
IV. Актуализация знаний (с целью подготовки к контрольному уроку или с целью подготовки к изучению новой темы).
V. Применение знаний и умений в новой ситуации
VI. Обобщение и систематизация знаний.
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
IX. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Урок систематизации знаний и умений (обобщения):
I. Мобилизующий этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Актуализация знаний.
- Чистописание.
- Словарная работа.
IV. Обобщение и систематизация знаний:
- Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
- Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Урок контроля знаний и умений:
I. Мобилизующий этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений (уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля, в зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура).
IV. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок коррекции знаний, умений и навыков (работы над ошибками):
I. Мобилизующий этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
IV. Коллективная работа над ошибками
V. Групповая и индивидуальная работа над ошибками.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Комбинированный урок:
I. Мобилизующий этап.
II Актуализация знаний.
- Чистописание.
- Словарная работа.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
V. Первичная проверка понимания
VI. Первичное закрепление
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
IX. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ урока обучения грамоте
в подготовительный и основной период
1. Соблюдение общедидактических требований:
а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:
б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в системе уроков по данной теме, разделу;
г) научность, доступность материала;
д) разнообразие методических средств и приёмов работы, доступность методики, её занимательный и игровой характер;
е) обучение учащихся приёмам умственного труда;
ё) уровень познавательной активности учащихся;
ж) степень самостоятельности на уроке;
з) рациональное использование времени урока;
и) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);
к) соблюдение гигиенических требований.
2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:
а) забота учителя о речевой среде (речь учителя – образец для обучающихся, исправление речевых ошибок в речи детей);
б) расширение представлений об окружающем мире при проведении беседы по предметной картинке;
в) порядок и методика проведения слого-звукового анализа слова для выявления новых звуков;
г) разнообразие упражнений, развивающих фонематический слух;
д) разнообразие приёмов для запоминания буквы;
е) формирования первоначальных навыков чтения: работа над слогом, словом, предложением, текстом (основной период обучения грамоте);
ё) работа по развитию речи учащихся.
Примечание: пункты г, д, е относятся к уроку в основной период обучения грамоте.
Анализ урока письма
в подготовительный и основной период
1. Соблюдение общедидактических требований:
а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:
б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
в) преемственность и перспективность урока, связь с уроком обучения грамоте (литературного чтения), его место в системе уроков по данной теме, разделу;
г) научность, доступность материала;
д) разнообразие методических средств и приёмов работы, доступность методики, её занимательный и игровой характер;
е) обучение учащихся приёмам умственного труда;
ё) уровень познавательной активности учащихся;
ж) степень самостоятельности на уроке;
з) рациональное использование времени урока;
и) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);
к) соблюдение гигиенических требований.
2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:
а) подготовительная работа перед знакомством с написанием буквы (мотивация, приёмы при написании узора);
б) разнообразие приёмов графического анализа буквы;
в) доступность и последовательность объяснения написания буквы, опора на ориентиры, предупреждение типичных ошибок;
г) поэтапность при обучении письму букв: копирование, написание по образцу, самостоятельно);
д) работа над соединением букв;
е) разнообразие приёмов грамматико-орфографической пропедевтики при работе над словом и предложением;
ё) развитие логического мышления при выполнении упражнений на сравнение, классификацию и обобщение признаков;
ж) использование словесного поощрения;
Анализ урока литературного чтения
1. Соблюдение общедидактических требований:
а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:
б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в системе уроков по данной теме, разделу;
г) научность, доступность материала;
д) обучение учащихся приёмам умственного труда;
е) уровень познавательной активности учащихся;
ё) рациональное использование времени урока;
ж) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);
з) соблюдение гигиенических требований, создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:
а) приёмы, направленные на формулирование темы и цели урока обучающимися;
б) мотивация к изучению темы, характер работы на этапе подготовки к восприятию произведения;
в) выразительность чтения текста учителем;
г) совершенствование техники чтения обучающихся (работа над правильностью, беглостью, выразительностью, сознательностью);
д) владение технологией диалога при анализе произведения;
е) использование разнообразных форм, методов и приёмов работы с текстом произведения;
ё) учёт родо-жанровой специфики литературного произведения, работа над литературоведческими пончтиями;
ж) организация творческой работы;
з) формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся
и) разнообразие форм организации учебной деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная работа).
Анализ урока русского языка
1. Соблюдение общедидактических требований:
а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:
б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в системе уроков по данной теме, разделу;
г) научность, доступность материала;
д) обучение учащихся приёмам умственного труда;
е) уровень познавательной активности учащихся;
ё) рациональное использование времени урока;
ж) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);
з) соблюдение гигиенических требований, создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;
и) культура работы учителя на уроке: владение речью, умение работать на классной доске, внимание к детям, заинтересованность в успехе учащихся.
2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:
а) соответствие структуры и содержания типу уроков по грамматике и орфографии;
б) способы проверки домашнего задания;
в) приёмы предупреждения типичных ошибок при проведении чистописания, связь упражнений в каллиграфии с темой урока;
г) владение методикой словарно-орфографической работы: как вводится новое слово, какие приёмы первичного закрепления используются, какие приёмы, способствующие лучшему запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами, используются);
д) приёмы, направленные на формулирование темы и цели урока обучающимися;
е) соблюдение этапов формирования нового грамматического понятия или знакомства с новым орфографическим правилом; обоснованность подбора содержания и выбора метода изучения грамматического понятия или правила;
ё) чёткость формулирования вопросов учителя, соблюдение принципа научности, требований логики, особенности речевого оформления вопросов, использование методов проблемного обучения, активизация познавательной деятельности учащихся; характер ответов учащихся (полнота, связность, осмысленность);
ж) работа с учебником для получения новых знаний, их обобщения и закрепления;
з) учёт при подборе упражнений специфики изучаемого материала, возможности опоры на различные виды восприятия материала, разъяснение задания, возрастающая доля самостоятельности учащихся, проведение работ творческого характера, упражнений, связанных с развитием устной и письменной речи учащихся, с повышением ее культуры, приёмы проверки выполнения упражнения;
и) методика контроля и учёта знаний учащихся, контроль работы слабоуспевающих учащихся, оказание им помощи, объективность оценки знаний;
к) задание на дом: объём, характер материала, его посильность, наличие и характер инструктажа; дифференцированность задания;
л) оснащённость урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими материалами; целесообразность их применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktury_i_analizy_urokov.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура урока
в подготовительный период обучения грамоте
Безбуквенная ступень:
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
IV. Формирование практических умений и навыков.
V. Итог урока. Рефлексия.
Буквенная ступень:
I. Мобилизующая часть урока
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. Беседа по предметной картинке.
2. Слого-звуковой анализ с опорой на схему.
3. Артикуляция и характеристика звука.
4. Упражнения, развивающие фонематический слух.
5. Обозначение звука буквой.
IV. Формирование практических умений и навыков.
1. Логические упражнения.
2. Беседа по сюжетной картинке. Составление рассказа.
3. Рассказывание сказки.
V. Итог урока. Рефлексия.
Структура урока
в основной период обучения грамоте
I. Мобилизующая часть урока
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. Беседа по предметной картинке.
2. Слого-звуковой анализ с опорой на схему.
3. Артикуляция и характеристика звука.
4. Упражнения, развивающие фонематический слух.
5. Знакомство с буквой, её характеристика.
6. Чтение слогов-слияний с новой буквой.
IV. Формирование практических умений и навыков.
1. Чтение, составление и печатание слов, разнообразных по составу.
2. Чтение текста, соотношение его с сюжетной картинкой.
3. Лингвистические упражнения.
4. Развитие речи.
V. Итог урока. Рефлексия.
Структура урока письма в подготовительный период
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
III. Упражнение для пальцев. Рисование узора.
IV. Показ учителем написания элемента (буквы).
V. Письмо элемента (буквы):
1) воображаемое;
2) копировальное;
3) по образцу.
VI. Сравнение нового элемента с ранее изученными.
VII. Итог урока.
Структура урока письма в основной период обучения грамоте
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
III. Упражнение для пальцев. Рисование узора.
IV. Знакомство с письменной буквой. Графический анализ буквы.
V. Показ учителем написания элемента (буквы).
VI. Письмо буквы:
1) воображаемое;
2) копировальное;
3) по образцу.
VII. Письмо соединений.
VIII. Анализ и написание слов, предложений.
IX. Сравнение новой буквы с ранее изученными.
X. Итог урока.
Структура урока литературного чтения
Урок чтения и коллективного анализа произведения:
I. Мобилизующий этап.
II. Проверка домашнего задания.
III. Определение темы и целей урока.
IV. Подготовка к восприятию текста (Введение в тему урока).
V. Первичное восприятие текста.
VI. Эмоционально-оценочная беседа (проверка первичного восприятия).
VII. Повторное чтение и анализ содержания.
VIII. Обобщающая беседа.
IX. Итог урока.
X. Задание на дом.
Примечание:
Если произведение крупнообъёмное, то работа над ним может быть построена по двум вариантам:
- произведение делится на 2 или 3 части, и каждая часть читается и анализируется на комбинированном уроке, т.е. каждый урок включает все этапы;
- проводятся 3 (или 2) урока: 1 – первые 4 этапа урока; 2 – анализ произведения (остальные этапы урока); 3 – обобщающий урок по произведению (общие выводы, перечитывание, творческие работы учащихся по следам прочитанного).
Урок чтения (слушания):
I. Мобилизующий этап.
II. Определение темы и целей урока.
III. Чтение вслух произведения учителем.
IV. Беседа о прочитанном.
V. Свободные высказывания детей.
VI. Размышления о прочитанном.
VII. Совместные переживания и выводы.
VIII. Итог урока.
IX. Задание на дом.
Обобщающий урок:
I. Мобилизующий этап.
II. Определение темы и целей урока.
III. Повторительно-обобщающая беседа по всей теме.
IV. Практические задания:
- нахождение в книге, тетрадях, словарях материала по темам плана;
- работа с дидактическим материалом, чтение дополнительных текстов;
- составление плана и рассказа по картине, нахождение в книге описания или соответствия выставленным картинкам;
- нахождение среди выставленных книг той, которая соответствует изученной теме, и краткое знакомство с ней.
V. Доклады, рассказы, отчёты
VI. Чтение по книге или наизусть, пересказ отдельных произведений.
VII. Прослушивание музыкальных произведений.
VIII. Оценка прочитанного и установление связи между фактами и явлениями, о которых читали.
IX. Итог урока.
X. Задание на дом.
Библиотечный урок:
I. Мобилизующий этап.
II. Определение темы и целей урока.
III. Рассматривание книг изучаемого автора разных лет издания, сравнение оформления.
IV. Слушание произведения этого автора из учебной хрестоматии.
5. Самостоятельная работа с выбранной книгой: рассматривание аппарата книги; выбор произведения; рассматривание иллюстраций; подготовка краткого рассказа о герое или произведении (аннотация).
6. Чтение учителем интересных фактов из жизни писателя или поэта.
7. Обобщение и проверка знаний по теме.
8. Итог урока.
9. Задание на дом.
Структуры уроков в зависимости от жанра произведения
Изучение басни:
I. Мобилизующий этап.
II. Проверка домашнего задания.
III. Определение темы и целей урока.
IV. Подготовка к восприятию текста (Введение в тему урока).
V. Первичное восприятие текста.
VI. Эмоционально-оценочная беседа (проверка первичного восприятия).
VII. Анализ конкретного содержания басни.
1) Уточнение структуры и композиции басни (чтение, составление плана и т.д.)
2) Выяснение поведения действующих лиц, их характерных черт (выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответы на вопросы).
3) Сравнение героев, оценка их поступков.
4) Определение отношения баснописца к героям.
5) Установление главной мысли конкретного содержания басни.
VIII. Раскрытие аллегории (встречаются ли такие черты характера у людей?).
IX. Анализ части, в которой заключается мораль (основная мысль).
X. Наблюдение над языком басни.
XI. Выразительное чтение басни (чтение по ролям, драматизация).
XII. Аналогия из жизни.
XIII. Итог урока.
X IV. Задание на дом.
Изучение стихотворения:
I. Мобилизующий этап.
II. Проверка домашнего задания.
III. Определение темы и целей урока.
IV. Подготовка к восприятию текста (Введение в тему урока).
V. Первичное восприятие текста.
VI. Эмоционально-оценочная беседа.
VII. Повторное чтение и языковой анализ.
VIII. Выразительное чтение.
IX. Обобщающая беседа.
X. Итог урока.
XI. Задание на дом.
Структура урока русского языка
Урок усвоения новых знаний:
I. Мобилизующий этап.
II. Актуализация знаний.
- Чистописание.
- Словарная работа.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
При изучении грамматического понятия:
- Наблюдение языкового явления в целях выявления существенных признаков.
- Обобщение признаков, введение термина.
- Уточнение формулировки.
При изучении орфографического правила:
- Раскрытие сущности правила.
- Овладение учащимися формулировкой правила.
V. Первичная проверка понимания
VI. Первичное закрепление.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок комплексного применения знаний (урок закрепления):
I. Мобилизующий этап.
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
III. Актуализация знаний.
- Чистописание.
- Словарная работа.
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
V. Первичное закрепление:
- Типовые упражнения.
- Конструктивные упражнения.
VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок актуализации знаний и умений (повторения):
I. Мобилизующий этап.
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
IV. Актуализация знаний (с целью подготовки к контрольному уроку или с целью подготовки к изучению новой темы).
V. Применение знаний и умений в новой ситуации
VI. Обобщение и систематизация знаний.
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
IX. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Урок систематизации знаний и умений (обобщения):
I. Мобилизующий этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Актуализация знаний.
- Чистописание.
- Словарная работа.
IV. Обобщение и систематизация знаний:
- Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
- Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Урок контроля знаний и умений:
I. Мобилизующий этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений (уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля, в зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура).
IV. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок коррекции знаний, умений и навыков (работы над ошибками):
I. Мобилизующий этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
IV. Коллективная работа над ошибками
V. Групповая и индивидуальная работа над ошибками.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Комбинированный урок:
I. Мобилизующий этап.
II Актуализация знаний.
- Чистописание.
- Словарная работа.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
V. Первичная проверка понимания
VI. Первичное закрепление
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
IX. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ урока обучения грамоте
в подготовительный и основной период
1. Соблюдение общедидактических требований:
а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:
б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в системе уроков по данной теме, разделу;
г) научность, доступность материала;
д) разнообразие методических средств и приёмов работы, доступность методики, её занимательный и игровой характер;
е) обучение учащихся приёмам умственного труда;
ё) уровень познавательной активности учащихся;
ж) степень самостоятельности на уроке;
з) рациональное использование времени урока;
и) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);
к) соблюдение гигиенических требований.
2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:
а) забота учителя о речевой среде (речь учителя – образец для обучающихся, исправление речевых ошибок в речи детей);
б) расширение представлений об окружающем мире при проведении беседы по предметной картинке;
в) порядок и методика проведения слого-звукового анализа слова для выявления новых звуков;
г) разнообразие упражнений, развивающих фонематический слух;
д) разнообразие приёмов для запоминания буквы;
е) формирования первоначальных навыков чтения: работа над слогом, словом, предложением, текстом (основной период обучения грамоте);
ё) работа по развитию речи учащихся.
Примечание: пункты г, д, е относятся к уроку в основной период обучения грамоте.
Анализ урока письма
в подготовительный и основной период
1. Соблюдение общедидактических требований:
а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:
б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
в) преемственность и перспективность урока, связь с уроком обучения грамоте (литературного чтения), его место в системе уроков по данной теме, разделу;
г) научность, доступность материала;
д) разнообразие методических средств и приёмов работы, доступность методики, её занимательный и игровой характер;
е) обучение учащихся приёмам умственного труда;
ё) уровень познавательной активности учащихся;
ж) степень самостоятельности на уроке;
з) рациональное использование времени урока;
и) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);
к) соблюдение гигиенических требований.
2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:
а) подготовительная работа перед знакомством с написанием буквы (мотивация, приёмы при написании узора);
б) разнообразие приёмов графического анализа буквы;
в) доступность и последовательность объяснения написания буквы, опора на ориентиры, предупреждение типичных ошибок;
г) поэтапность при обучении письму букв: копирование, написание по образцу, самостоятельно);
д) работа над соединением букв;
е) разнообразие приёмов грамматико-орфографической пропедевтики при работе над словом и предложением;
ё) развитие логического мышления при выполнении упражнений на сравнение, классификацию и обобщение признаков;
ж) использование словесного поощрения;
Анализ урока литературного чтения
1. Соблюдение общедидактических требований:
а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:
б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в системе уроков по данной теме, разделу;
г) научность, доступность материала;
д) обучение учащихся приёмам умственного труда;
е) уровень познавательной активности учащихся;
ё) рациональное использование времени урока;
ж) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);
з) соблюдение гигиенических требований, создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:
а) приёмы, направленные на формулирование темы и цели урока обучающимися;
б) мотивация к изучению темы, характер работы на этапе подготовки к восприятию произведения;
в) выразительность чтения текста учителем;
г) совершенствование техники чтения обучающихся (работа над правильностью, беглостью, выразительностью, сознательностью);
д) владение технологией диалога при анализе произведения;
е) использование разнообразных форм, методов и приёмов работы с текстом произведения;
ё) учёт родо-жанровой специфики литературного произведения, работа над литературоведческими пончтиями;
ж) организация творческой работы;
з) формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся
и) разнообразие форм организации учебной деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная работа).
Анализ урока русского языка
1. Соблюдение общедидактических требований:
а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:
б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в системе уроков по данной теме, разделу;
г) научность, доступность материала;
д) обучение учащихся приёмам умственного труда;
е) уровень познавательной активности учащихся;
ё) рациональное использование времени урока;
ж) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);
з) соблюдение гигиенических требований, создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;
и) культура работы учителя на уроке: владение речью, умение работать на классной доске, внимание к детям, заинтересованность в успехе учащихся.
2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:
а) соответствие структуры и содержания типу уроков по грамматике и орфографии;
б) способы проверки домашнего задания;
в) приёмы предупреждения типичных ошибок при проведении чистописания, связь упражнений в каллиграфии с темой урока;
г) владение методикой словарно-орфографической работы: как вводится новое слово, какие приёмы первичного закрепления используются, какие приёмы, способствующие лучшему запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами, используются);
д) приёмы, направленные на формулирование темы и цели урока обучающимися;
е) соблюдение этапов формирования нового грамматического понятия или знакомства с новым орфографическим правилом; обоснованность подбора содержания и выбора метода изучения грамматического понятия или правила;
ё) чёткость формулирования вопросов учителя, соблюдение принципа научности, требований логики, особенности речевого оформления вопросов, использование методов проблемного обучения, активизация познавательной деятельности учащихся; характер ответов учащихся (полнота, связность, осмысленность);
ж) работа с учебником для получения новых знаний, их обобщения и закрепления;
з) учёт при подборе упражнений специфики изучаемого материала, возможности опоры на различные виды восприятия материала, разъяснение задания, возрастающая доля самостоятельности учащихся, проведение работ творческого характера, упражнений, связанных с развитием устной и письменной речи учащихся, с повышением ее культуры, приёмы проверки выполнения упражнения;
и) методика контроля и учёта знаний учащихся, контроль работы слабоуспевающих учащихся, оказание им помощи, объективность оценки знаний;
к) задание на дом: объём, характер материала, его посильность, наличие и характер инструктажа; дифференцированность задания;
л) оснащённость урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими материалами; целесообразность их применения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование урокоы ИЗО во 2 классе
Календарно - тематическое планирование уроков ИЗО во 2 классе, "Школа России"...
Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."
Конспект логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....
Конспект логопедического занятия-игры "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Дифференциация звуков [Р-Л]"
Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида....
Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Морское путешествие."
Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида....
Логопедическое занятие. Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.
Тема: Правила дорожного движения, транспорт. Цели и задачи.- развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;- развитие речеслуховой, зрительной...
Структуры и анализы уроков
Структуры и анализы уроков...
Структура и анализ уроков
Структура и анализ уроков...