Структуры и анализы урокоы
методическая разработка на тему

Структура урока

в подготовительный период обучения грамоте

 

Безбуквенная ступень:

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

IV. Формирование практических умений и навыков.

V. Итог урока. Рефлексия.

Буквенная ступень:

I. Мобилизующая часть урока

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Беседа по предметной картинке.

2. Слого-звуковой анализ с опорой на схему.

3. Артикуляция и характеристика звука.

4. Упражнения, развивающие фонематический слух.

5. Обозначение звука буквой.

IV. Формирование практических умений и навыков.

1. Логические упражнения.

2. Беседа по сюжетной картинке. Составление рассказа.

3. Рассказывание сказки.

V. Итог урока. Рефлексия.

 

Структура урока

в основной период обучения грамоте

 

I. Мобилизующая часть урока

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Беседа по предметной картинке.

2. Слого-звуковой анализ с опорой на схему.

3. Артикуляция и характеристика звука.

4. Упражнения, развивающие фонематический слух.

5. Знакомство с буквой, её характеристика.

6. Чтение слогов-слияний с новой буквой.

IV. Формирование практических умений и навыков.

1. Чтение, составление и печатание слов, разнообразных по составу.

2. Чтение текста, соотношение его с сюжетной картинкой.

3. Лингвистические упражнения.

4. Развитие речи.

V. Итог урока. Рефлексия.

 

 

Структура урока письма в подготовительный период

 

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

III. Упражнение для пальцев. Рисование узора.

IV. Показ учителем написания элемента (буквы).

V. Письмо элемента (буквы):

     1) воображаемое;

     2) копировальное;

     3) по образцу.

VI. Сравнение нового элемента с ранее изученными.

VII. Итог урока.

 

Структура урока письма в основной период обучения грамоте

 

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

III. Упражнение для пальцев. Рисование узора.

IV. Знакомство с письменной буквой. Графический анализ буквы.

V. Показ учителем написания элемента (буквы).

VI. Письмо буквы:

     1) воображаемое;

     2) копировальное;

     3) по образцу.

VII. Письмо соединений.

VIII. Анализ и написание слов, предложений.

IX. Сравнение новой буквы с ранее изученными.

X. Итог урока.

 

 

Структура урока литературного чтения

 

Урок чтения и коллективного анализа произведения:

I. Мобилизующий этап.

II. Проверка домашнего задания.

III. Определение темы и целей урока.

IV. Подготовка к восприятию текста (Введение в тему урока).

V. Первичное восприятие текста.

VI. Эмоционально-оценочная беседа (проверка первичного восприятия).

VII. Повторное чтение и анализ содержания.

VIII. Обобщающая беседа.

IX. Итог урока.

X. Задание на дом.

     Примечание:

Если произведение крупнообъёмное, то работа над ним может быть построена по двум вариантам:

  1. произведение делится на 2 или 3 части, и каждая часть читается и анализируется на комбинированном уроке, т.е. каждый урок включает все этапы;
  2. проводятся 3 (или 2) урока: 1 – первые 4 этапа урока; 2 – анализ произведения (остальные этапы урока); 3 – обобщающий урок по произведению (общие выводы, перечитывание, творческие работы учащихся по следам прочитанного).

 

Урок чтения (слушания):

I. Мобилизующий этап.

II. Определение темы и целей урока.

III. Чтение вслух произведения учителем.

IV. Беседа о прочитанном.

V. Свободные высказывания детей.

VI. Размышления о прочитанном.

VII. Совместные переживания и выводы.

VIII. Итог урока.

IX. Задание на дом.

 

Обобщающий урок:

I. Мобилизующий этап.

II. Определение темы и целей урока.

III. Повторительно-обобщающая беседа по всей теме.

IV. Практические задания:

- нахождение в книге, тетрадях, словарях материала по темам плана;

- работа с дидактическим материалом, чтение дополнительных текстов;

- составление плана и рассказа по картине, нахождение в книге описания или соответствия выставленным картинкам;

- нахождение среди выставленных книг той, которая соответствует изученной теме, и краткое знакомство с ней.

V. Доклады, рассказы, отчёты

VI. Чтение по книге или наизусть, пересказ отдельных произведений.

VII. Прослушивание музыкальных произведений.

VIII. Оценка прочитанного и установление связи между фактами и явлениями, о которых читали.

IX. Итог урока.

X. Задание на дом.

     

Библиотечный урок:

I. Мобилизующий этап.

II. Определение темы и целей урока.

III. Рассматривание книг изучаемого автора разных лет издания, сравнение оформления.

IV.  Слушание произведения этого автора из учебной хрестоматии.

          5. Самостоятельная работа с выбранной книгой: рассматривание аппарата книги; выбор произведения; рассматривание иллюстраций; подготовка краткого рассказа о герое или произведении (аннотация).

          6. Чтение учителем интересных фактов из жизни писателя или поэта.

          7. Обобщение и проверка знаний по теме.

          8. Итог урока.

     9. Задание на дом.

 

Структуры уроков в зависимости от жанра произведения

 

Изучение басни:

I. Мобилизующий этап.

II. Проверка домашнего задания.

III. Определение темы и целей урока.

IV. Подготовка к восприятию текста (Введение в тему урока).

V. Первичное восприятие текста.

VI. Эмоционально-оценочная беседа (проверка первичного восприятия).

VII. Анализ конкретного содержания басни.

    1) Уточнение структуры и композиции басни (чтение, составление плана и т.д.)

    2) Выяснение поведения действующих лиц, их характерных черт (выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответы на вопросы).

    3) Сравнение героев, оценка их поступков.

    4) Определение отношения баснописца к героям.

    5) Установление главной мысли конкретного содержания басни.

VIII. Раскрытие аллегории (встречаются ли такие черты характера у людей?).

IX. Анализ части, в которой заключается мораль (основная мысль).

X. Наблюдение над языком басни.

XI. Выразительное чтение басни (чтение по ролям, драматизация).

XII. Аналогия из жизни.​ 

XIII. Итог урока.

X IV. Задание на дом.

 

Изучение стихотворения:

I. Мобилизующий этап.

II. Проверка домашнего задания.

III. Определение темы и целей урока.

IV. Подготовка к восприятию текста (Введение в тему урока).

V. Первичное восприятие текста.

VI. Эмоционально-оценочная беседа.

VII. Повторное чтение и языковой анализ.

VIII. Выразительное чтение.

IX. Обобщающая беседа.

X. Итог урока.

XI. Задание на дом.

Структура урока русского языка

 

Урок усвоения новых знаний:

I. Мобилизующий этап.

II. Актуализация знаний.

  1. Чистописание.
  2. Словарная работа.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

     При изучении грамматического понятия:

  1. Наблюдение языкового явления в целях выявления существенных признаков.
  2. Обобщение признаков, введение термина.
  3. Уточнение формулировки.

     При изучении орфографического правила:

  1. Раскрытие сущности правила.
  2. Овладение учащимися формулировкой правила.

V. Первичная проверка понимания

VI. Первичное закрепление.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VIII.  Рефлексия (подведение итогов занятия)

  

Урок комплексного применения знаний (урок закрепления):

I.  Мобилизующий  этап.

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

III. Актуализация знаний.

  1. Чистописание.
  2. Словарная работа.

IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

V. Первичное закрепление:

  1. Типовые упражнения.
  2. Конструктивные упражнения.

VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Урок актуализации знаний и умений (повторения):

I.  Мобилизующий этап.

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

III.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Актуализация знаний (с целью подготовки к контрольному уроку или с  целью подготовки к изучению новой темы).

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

VI. Обобщение и систематизация знаний.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

IX. Рефлексия (подведение итогов занятия).

 

Урок систематизации знаний и умений (обобщения):

I. Мобилизующий этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.

  1. Чистописание.
  2. Словарная работа.

IV. Обобщение и систематизация знаний:

  1. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
  2. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

 

Урок контроля знаний и умений:

I. Мобилизующий этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений (уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля, в зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура).

IV. Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Урок коррекции знаний, умений и  навыков (работы над ошибками):

I.  Мобилизующий этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

IV. Коллективная работа над ошибками

V. Групповая и индивидуальная работа над ошибками.

VI.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Комбинированный урок:

I. Мобилизующий этап.

II Актуализация знаний.

  1. Чистописание.
  2. Словарная работа.

III.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

V. Первичная проверка понимания

VI.   Первичное закрепление

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

IX.  Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Анализ урока обучения грамоте

в подготовительный и основной период

1. Соблюдение общедидактических требований:

а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:

б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
         в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в системе уроков по данной теме, разделу;

г) научность, доступность материала;

д) разнообразие методических средств и приёмов работы, доступность методики, её занимательный и игровой характер;

е) обучение учащихся приёмам умственного труда;

ё) уровень познавательной активности учащихся;

ж) степень самостоятельности на уроке;

з) рациональное использование времени урока;

и) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);

к) соблюдение гигиенических требований.

2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:

а) забота учителя о речевой среде (речь учителя – образец для обучающихся, исправление речевых ошибок в речи детей);

б) расширение представлений об окружающем мире при проведении беседы по предметной картинке;

в) порядок и методика проведения слого-звукового анализа слова для выявления новых звуков;

г) разнообразие упражнений, развивающих фонематический слух;

д) разнообразие приёмов для запоминания буквы;

е)  формирования первоначальных навыков чтения: работа над слогом, словом, предложением, текстом (основной период обучения грамоте);

ё) работа по развитию речи учащихся.

Примечание: пункты г, д, е относятся к уроку в основной период обучения грамоте.

 

Анализ урока письма

в подготовительный и основной период

1. Соблюдение общедидактических требований:

а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:

б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
         в) преемственность и перспективность урока, связь с уроком обучения грамоте (литературного чтения), его место в системе уроков по данной теме, разделу;

г) научность, доступность материала;

д) разнообразие методических средств и приёмов работы, доступность методики, её занимательный и игровой характер;

е) обучение учащихся приёмам умственного труда;

ё) уровень познавательной активности учащихся;

ж) степень самостоятельности на уроке;

з) рациональное использование времени урока;

и) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);

к) соблюдение гигиенических требований.

2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:

          а) подготовительная работа перед знакомством с написанием буквы (мотивация, приёмы при написании узора);

          б) разнообразие приёмов графического анализа буквы;

          в) доступность и последовательность объяснения написания буквы, опора на ориентиры, предупреждение типичных ошибок;

          г) поэтапность при обучении письму букв: копирование, написание по образцу, самостоятельно);

          д) работа над соединением букв;

          е) разнообразие приёмов грамматико-орфографической пропедевтики при работе над словом и предложением;

          ё) развитие логического мышления при выполнении упражнений на сравнение, классификацию и обобщение признаков;

          ж) использование словесного поощрения;

 

 

Анализ урока литературного чтения

1. Соблюдение общедидактических требований:

а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:

б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
         в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в системе уроков по данной теме, разделу;

г) научность, доступность материала;

д) обучение учащихся приёмам умственного труда;

е) уровень познавательной активности учащихся;

ё) рациональное использование времени урока;

ж) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);

          з) соблюдение гигиенических требований, создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:

         а) приёмы, направленные на формулирование темы и цели урока обучающимися;

         б) мотивация к изучению темы, характер работы на этапе подготовки к восприятию произведения;

         в) выразительность чтения текста учителем;

         г) совершенствование техники чтения обучающихся (работа над правильностью, беглостью, выразительностью, сознательностью);

         д) владение технологией диалога при анализе произведения;

         е) использование разнообразных форм, методов и приёмов работы с текстом произведения;

         ё) учёт родо-жанровой специфики литературного произведения, работа над литературоведческими пончтиями;

          ж) организация творческой работы;

           з) формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся

          и) разнообразие форм организации учебной деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная работа).

 

Анализ урока русского языка

1. Соблюдение общедидактических требований:

а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:

б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
         в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в системе уроков по данной теме, разделу;

г) научность, доступность материала;

д) обучение учащихся приёмам умственного труда;

е) уровень познавательной активности учащихся;

ё) рациональное использование времени урока;

ж) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);

          з) соблюдение гигиенических требований, создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;

          и) культура работы учителя на уроке: владение речью, умение работать на классной доске, внимание к детям, заинтересованность в успехе учащихся.

2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:

          а) соответствие структуры и содержания типу уроков по грамматике и орфографии;

          б) способы проверки домашнего задания;

          в) приёмы предупреждения типичных ошибок при проведении чистописания, связь упражнений в каллиграфии с темой урока;

          г) владение методикой словарно-орфографической работы: как вводится новое слово, какие приёмы первичного закрепления используются, какие приёмы, способствующие лучшему запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами, используются);

           д) приёмы, направленные на формулирование темы и цели урока обучающимися;

            е) соблюдение этапов формирования нового грамматического понятия или знакомства с новым  орфографическим правилом; обоснованность подбора содержания и выбора метода изучения грамматического понятия или правила;

            ё) чёткость формулирования вопросов учителя, соблюдение принципа научности, требований логики, особенности речевого оформления вопросов, использование методов проблемного обучения, активизация познавательной деятельности учащихся; характер ответов учащихся (полнота, связность, осмысленность);

            ж) работа с учебником для получения новых знаний, их обобщения и закрепления;

             з) учёт при подборе упражнений специфики изучаемого материала, возможности опоры на различные виды восприятия материала, разъяснение задания, возрастающая доля самостоятельности учащихся, проведение работ творческого характера, упражнений, связанных с развитием устной и письменной речи учащихся, с повышением ее культуры, приёмы проверки выполнения упражнения;

             и) методика контроля и учёта знаний учащихся, контроль работы слабоуспевающих учащихся, оказание им помощи, объективность оценки знаний;

             к) задание на дом: объём, характер материала, его посильность, наличие и характер инструктажа; дифференцированность задания;

             л) оснащённость урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими материалами; целесообразность их применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktury_i_analizy_urokov.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структура урока

в подготовительный период обучения грамоте

Безбуквенная ступень:

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

IV. Формирование практических умений и навыков.

V. Итог урока. Рефлексия.

Буквенная ступень:

I. Мобилизующая часть урока

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Беседа по предметной картинке.

2. Слого-звуковой анализ с опорой на схему.

3. Артикуляция и характеристика звука.

4. Упражнения, развивающие фонематический слух.

5. Обозначение звука буквой.

IV. Формирование практических умений и навыков.

1. Логические упражнения.

2. Беседа по сюжетной картинке. Составление рассказа.

3. Рассказывание сказки.

V. Итог урока. Рефлексия.

Структура урока

в основной период обучения грамоте

I. Мобилизующая часть урока

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Беседа по предметной картинке.

2. Слого-звуковой анализ с опорой на схему.

3. Артикуляция и характеристика звука.

4. Упражнения, развивающие фонематический слух.

5. Знакомство с буквой, её характеристика.

6. Чтение слогов-слияний с новой буквой.

IV. Формирование практических умений и навыков.

1. Чтение, составление и печатание слов, разнообразных по составу.

2. Чтение текста, соотношение его с сюжетной картинкой.

3. Лингвистические упражнения.

4. Развитие речи.

V. Итог урока. Рефлексия.


Структура урока письма в подготовительный период

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

III. Упражнение для пальцев. Рисование узора.

IV. Показ учителем написания элемента (буквы).

V. Письмо элемента (буквы):

     1) воображаемое;

     2) копировальное;

     3) по образцу.

VI. Сравнение нового элемента с ранее изученными.

VII. Итог урока.

Структура урока письма в основной период обучения грамоте

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

III. Упражнение для пальцев. Рисование узора.

IV. Знакомство с письменной буквой. Графический анализ буквы.

V. Показ учителем написания элемента (буквы).

VI. Письмо буквы:

     1) воображаемое;

     2) копировальное;

     3) по образцу.

VII. Письмо соединений.

VIII. Анализ и написание слов, предложений.

IX. Сравнение новой буквы с ранее изученными.

X. Итог урока.

Структура урока литературного чтения

Урок чтения и коллективного анализа произведения:

I. Мобилизующий этап.

II. Проверка домашнего задания.

III. Определение темы и целей урока.

IV. Подготовка к восприятию текста (Введение в тему урока).

V. Первичное восприятие текста.

VI. Эмоционально-оценочная беседа (проверка первичного восприятия).

VII. Повторное чтение и анализ содержания.

VIII. Обобщающая беседа.

IX. Итог урока.

X. Задание на дом.

     Примечание:

Если произведение крупнообъёмное, то работа над ним может быть построена по двум вариантам:

  1. произведение делится на 2 или 3 части, и каждая часть читается и анализируется на комбинированном уроке, т.е. каждый урок включает все этапы;
  2. проводятся 3 (или 2) урока: 1 – первые 4 этапа урока; 2 – анализ произведения (остальные этапы урока); 3 – обобщающий урок по произведению (общие выводы, перечитывание, творческие работы учащихся по следам прочитанного).

Урок чтения (слушания):

I. Мобилизующий этап.

II. Определение темы и целей урока.

III. Чтение вслух произведения учителем.

IV. Беседа о прочитанном.

V. Свободные высказывания детей.

VI. Размышления о прочитанном.

VII. Совместные переживания и выводы.

VIII. Итог урока.

IX. Задание на дом.

Обобщающий урок:

I. Мобилизующий этап.

II. Определение темы и целей урока.

III. Повторительно-обобщающая беседа по всей теме.

IV. Практические задания:

- нахождение в книге, тетрадях, словарях материала по темам плана;

- работа с дидактическим материалом, чтение дополнительных текстов;

- составление плана и рассказа по картине, нахождение в книге описания или соответствия выставленным картинкам;

- нахождение среди выставленных книг той, которая соответствует изученной теме, и краткое знакомство с ней.

V. Доклады, рассказы, отчёты

VI. Чтение по книге или наизусть, пересказ отдельных произведений.

VII. Прослушивание музыкальных произведений.

VIII. Оценка прочитанного и установление связи между фактами и явлениями, о которых читали.

IX. Итог урока.

X. Задание на дом.

     

Библиотечный урок:

I. Мобилизующий этап.

II. Определение темы и целей урока.

III. Рассматривание книг изучаемого автора разных лет издания, сравнение оформления.

IV.  Слушание произведения этого автора из учебной хрестоматии.

          5. Самостоятельная работа с выбранной книгой: рассматривание аппарата книги; выбор произведения; рассматривание иллюстраций; подготовка краткого рассказа о герое или произведении (аннотация).

          6. Чтение учителем интересных фактов из жизни писателя или поэта.

          7. Обобщение и проверка знаний по теме.

          8. Итог урока.

     9. Задание на дом.

Структуры уроков в зависимости от жанра произведения

Изучение басни:

I. Мобилизующий этап.

II. Проверка домашнего задания.

III. Определение темы и целей урока.

IV. Подготовка к восприятию текста (Введение в тему урока).

V. Первичное восприятие текста.

VI. Эмоционально-оценочная беседа (проверка первичного восприятия).

VII. Анализ конкретного содержания басни.

    1) Уточнение структуры и композиции басни (чтение, составление плана и т.д.)

    2) Выяснение поведения действующих лиц, их характерных черт (выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответы на вопросы).

    3) Сравнение героев, оценка их поступков.

    4) Определение отношения баснописца к героям.

    5) Установление главной мысли конкретного содержания басни.

VIII. Раскрытие аллегории (встречаются ли такие черты характера у людей?).

IX. Анализ части, в которой заключается мораль (основная мысль).

X. Наблюдение над языком басни.

XI. Выразительное чтение басни (чтение по ролям, драматизация).

XII. Аналогия из жизни.​ 

XIII. Итог урока.

X IV. Задание на дом.

Изучение стихотворения:

I. Мобилизующий этап.

II. Проверка домашнего задания.

III. Определение темы и целей урока.

IV. Подготовка к восприятию текста (Введение в тему урока).

V. Первичное восприятие текста.

VI. Эмоционально-оценочная беседа.

VII. Повторное чтение и языковой анализ.

VIII. Выразительное чтение.

IX. Обобщающая беседа.

X. Итог урока.

XI. Задание на дом.

Структура урока русского языка

Урок усвоения новых знаний:

I. Мобилизующий этап.

II. Актуализация знаний.

  1. Чистописание.
  2. Словарная работа.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

     При изучении грамматического понятия:

  1. Наблюдение языкового явления в целях выявления существенных признаков.
  2. Обобщение признаков, введение термина.
  3. Уточнение формулировки.

     При изучении орфографического правила:

  1. Раскрытие сущности правила.
  2. Овладение учащимися формулировкой правила.

V. Первичная проверка понимания

VI. Первичное закрепление.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VIII.  Рефлексия (подведение итогов занятия)

  

Урок комплексного применения знаний (урок закрепления):

I.  Мобилизующий  этап.

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

III. Актуализация знаний.

  1. Чистописание.
  2. Словарная работа.

IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

V. Первичное закрепление:

  1. Типовые упражнения.
  2. Конструктивные упражнения.

VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Урок актуализации знаний и умений (повторения):

I.  Мобилизующий этап.

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

III.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Актуализация знаний (с целью подготовки к контрольному уроку или с  целью подготовки к изучению новой темы).

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

VI. Обобщение и систематизация знаний.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

IX. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Урок систематизации знаний и умений (обобщения):

I. Мобилизующий этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.

  1. Чистописание.
  2. Словарная работа.

IV. Обобщение и систематизация знаний:

  1. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
  2. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Урок контроля знаний и умений:

I. Мобилизующий этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений (уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля, в зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура).

IV. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Урок коррекции знаний, умений и  навыков (работы над ошибками):

I.  Мобилизующий этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

IV. Коллективная работа над ошибками

V. Групповая и индивидуальная работа над ошибками.

VI.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Комбинированный урок:

I. Мобилизующий этап.

II Актуализация знаний.

  1. Чистописание.
  2. Словарная работа.

III.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

V. Первичная проверка понимания

VI.   Первичное закрепление

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

IX.  Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ урока обучения грамоте

в подготовительный и основной период

1. Соблюдение общедидактических требований:

а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:

б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
         
в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в системе уроков по данной теме, разделу;

г) научность, доступность материала;

д) разнообразие методических средств и приёмов работы, доступность методики, её занимательный и игровой характер;

е) обучение учащихся приёмам умственного труда;

ё) уровень познавательной активности учащихся;

ж) степень самостоятельности на уроке;

з) рациональное использование времени урока;

и) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);

к) соблюдение гигиенических требований.

2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:

а) забота учителя о речевой среде (речь учителя – образец для обучающихся, исправление речевых ошибок в речи детей);

б) расширение представлений об окружающем мире при проведении беседы по предметной картинке;

в) порядок и методика проведения слого-звукового анализа слова для выявления новых звуков;

г) разнообразие упражнений, развивающих фонематический слух;

д) разнообразие приёмов для запоминания буквы;

е)  формирования первоначальных навыков чтения: работа над слогом, словом, предложением, текстом (основной период обучения грамоте);

ё) работа по развитию речи учащихся.

Примечание: пункты г, д, е относятся к уроку в основной период обучения грамоте.

Анализ урока письма

в подготовительный и основной период

1. Соблюдение общедидактических требований:

а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:

б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
         
в) преемственность и перспективность урока, связь с уроком обучения грамоте (литературного чтения), его место в системе уроков по данной теме, разделу;

г) научность, доступность материала;

д) разнообразие методических средств и приёмов работы, доступность методики, её занимательный и игровой характер;

е) обучение учащихся приёмам умственного труда;

ё) уровень познавательной активности учащихся;

ж) степень самостоятельности на уроке;

з) рациональное использование времени урока;

и) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);

к) соблюдение гигиенических требований.

2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:

          а) подготовительная работа перед знакомством с написанием буквы (мотивация, приёмы при написании узора);

          б) разнообразие приёмов графического анализа буквы;

          в) доступность и последовательность объяснения написания буквы, опора на ориентиры, предупреждение типичных ошибок;

          г) поэтапность при обучении письму букв: копирование, написание по образцу, самостоятельно);

          д) работа над соединением букв;

          е) разнообразие приёмов грамматико-орфографической пропедевтики при работе над словом и предложением;

          ё) развитие логического мышления при выполнении упражнений на сравнение, классификацию и обобщение признаков;

          ж) использование словесного поощрения;

Анализ урока литературного чтения

1. Соблюдение общедидактических требований:

а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:

б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
         
в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в системе уроков по данной теме, разделу;

г) научность, доступность материала;

д) обучение учащихся приёмам умственного труда;

е) уровень познавательной активности учащихся;

ё) рациональное использование времени урока;

ж) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);

          з) соблюдение гигиенических требований, создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:

         а) приёмы, направленные на формулирование темы и цели урока обучающимися;

         б) мотивация к изучению темы, характер работы на этапе подготовки к восприятию произведения;

         в) выразительность чтения текста учителем;

         г) совершенствование техники чтения обучающихся (работа над правильностью, беглостью, выразительностью, сознательностью);

         д) владение технологией диалога при анализе произведения;

         е) использование разнообразных форм, методов и приёмов работы с текстом произведения;

         ё) учёт родо-жанровой специфики литературного произведения, работа над литературоведческими пончтиями;

          ж) организация творческой работы;

           з) формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся

          и) разнообразие форм организации учебной деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная работа).

Анализ урока русского языка

1. Соблюдение общедидактических требований:

а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:

б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
         
в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в системе уроков по данной теме, разделу;

г) научность, доступность материала;

д) обучение учащихся приёмам умственного труда;

е) уровень познавательной активности учащихся;

ё) рациональное использование времени урока;

ж) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);

          з) соблюдение гигиенических требований, создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;

          и) культура работы учителя на уроке: владение речью, умение работать на классной доске, внимание к детям, заинтересованность в успехе учащихся.

2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:

          а) соответствие структуры и содержания типу уроков по грамматике и орфографии;

          б) способы проверки домашнего задания;

          в) приёмы предупреждения типичных ошибок при проведении чистописания, связь упражнений в каллиграфии с темой урока;

          г) владение методикой словарно-орфографической работы: как вводится новое слово, какие приёмы первичного закрепления используются, какие приёмы, способствующие лучшему запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами, используются);

           д) приёмы, направленные на формулирование темы и цели урока обучающимися;

            е) соблюдение этапов формирования нового грамматического понятия или знакомства с новым  орфографическим правилом; обоснованность подбора содержания и выбора метода изучения грамматического понятия или правила;

            ё) чёткость формулирования вопросов учителя, соблюдение принципа научности, требований логики, особенности речевого оформления вопросов, использование методов проблемного обучения, активизация познавательной деятельности учащихся; характер ответов учащихся (полнота, связность, осмысленность);

            ж) работа с учебником для получения новых знаний, их обобщения и закрепления;

             з) учёт при подборе упражнений специфики изучаемого материала, возможности опоры на различные виды восприятия материала, разъяснение задания, возрастающая доля самостоятельности учащихся, проведение работ творческого характера, упражнений, связанных с развитием устной и письменной речи учащихся, с повышением ее культуры, приёмы проверки выполнения упражнения;

             и) методика контроля и учёта знаний учащихся, контроль работы слабоуспевающих учащихся, оказание им помощи, объективность оценки знаний;

             к) задание на дом: объём, характер материала, его посильность, наличие и характер инструктажа; дифференцированность задания;

             л) оснащённость урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими материалами; целесообразность их применения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование урокоы ИЗО во 2 классе

Календарно - тематическое планирование уроков ИЗО во 2 классе, "Школа России"...

Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

Логопедическое занятие. Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.

Тема: Правила дорожного движения, транспорт. Цели и задачи.- развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;- развитие речеслуховой, зрительной...

Структуры и анализы уроков

Структуры и анализы уроков...

Структура и анализ уроков

Структура и анализ уроков...