Структура и анализ уроков
учебно-методический материал на тему

Тарасова Елена Юрьевна

Структура и анализ уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktury_i_analiz_urokov.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структура урока

в подготовительный период обучения грамоте

Безбуквенная ступень:

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

IV. Формирование практических умений и навыков.

V. Итог урока. Рефлексия.

Буквенная ступень:

I. Мобилизующая часть урока

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Беседа по предметной картинке.

2. Слого-звуковой анализ с опорой на схему.

3. Артикуляция и характеристика звука.

4. Упражнения, развивающие фонематический слух.

5. Обозначение звука буквой.

IV. Формирование практических умений и навыков.

1. Логические упражнения.

2. Беседа по сюжетной картинке. Составление рассказа.

3. Рассказывание сказки.

V. Итог урока. Рефлексия.

Структура урока

в основной период обучения грамоте

I. Мобилизующая часть урока

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Беседа по предметной картинке.

2. Слого-звуковой анализ с опорой на схему.

3. Артикуляция и характеристика звука.

4. Упражнения, развивающие фонематический слух.

5. Знакомство с буквой, её характеристика.

6. Чтение слогов-слияний с новой буквой.

IV. Формирование практических умений и навыков.

1. Чтение, составление и печатание слов, разнообразных по составу.

2. Чтение текста, соотношение его с сюжетной картинкой.

3. Лингвистические упражнения.

4. Развитие речи.

V. Итог урока. Рефлексия.


Структура урока письма в подготовительный период

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

III. Упражнение для пальцев. Рисование узора.

IV. Показ учителем написания элемента (буквы).

V. Письмо элемента (буквы):

     1) воображаемое;

     2) копировальное;

     3) по образцу.

VI. Сравнение нового элемента с ранее изученными.

VII. Итог урока.

Структура урока письма в основной период обучения грамоте

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

III. Упражнение для пальцев. Рисование узора.

IV. Знакомство с письменной буквой. Графический анализ буквы.

V. Показ учителем написания элемента (буквы).

VI. Письмо буквы:

     1) воображаемое;

     2) копировальное;

     3) по образцу.

VII. Письмо соединений.

VIII. Анализ и написание слов, предложений.

IX. Сравнение новой буквы с ранее изученными.

X. Итог урока.

Структура урока литературного чтения

Урок чтения и коллективного анализа произведения:

I. Мобилизующий этап.

II. Проверка домашнего задания.

III. Определение темы и целей урока.

IV. Подготовка к восприятию текста (Введение в тему урока).

V. Первичное восприятие текста.

VI. Эмоционально-оценочная беседа (проверка первичного восприятия).

VII. Повторное чтение и анализ содержания.

VIII. Обобщающая беседа.

IX. Итог урока.

X. Задание на дом.

     Примечание:

Если произведение крупнообъёмное, то работа над ним может быть построена по двум вариантам:

  1. произведение делится на 2 или 3 части, и каждая часть читается и анализируется на комбинированном уроке, т.е. каждый урок включает все этапы;
  2. проводятся 3 (или 2) урока: 1 – первые 4 этапа урока; 2 – анализ произведения (остальные этапы урока); 3 – обобщающий урок по произведению (общие выводы, перечитывание, творческие работы учащихся по следам прочитанного).

Урок чтения (слушания):

I. Мобилизующий этап.

II. Определение темы и целей урока.

III. Чтение вслух произведения учителем.

IV. Беседа о прочитанном.

V. Свободные высказывания детей.

VI. Размышления о прочитанном.

VII. Совместные переживания и выводы.

VIII. Итог урока.

IX. Задание на дом.

Обобщающий урок:

I. Мобилизующий этап.

II. Определение темы и целей урока.

III. Повторительно-обобщающая беседа по всей теме.

IV. Практические задания:

- нахождение в книге, тетрадях, словарях материала по темам плана;

- работа с дидактическим материалом, чтение дополнительных текстов;

- составление плана и рассказа по картине, нахождение в книге описания или соответствия выставленным картинкам;

- нахождение среди выставленных книг той, которая соответствует изученной теме, и краткое знакомство с ней.

V. Доклады, рассказы, отчёты

VI. Чтение по книге или наизусть, пересказ отдельных произведений.

VII. Прослушивание музыкальных произведений.

VIII. Оценка прочитанного и установление связи между фактами и явлениями, о которых читали.

IX. Итог урока.

X. Задание на дом.

     

Библиотечный урок:

I. Мобилизующий этап.

II. Определение темы и целей урока.

III. Рассматривание книг изучаемого автора разных лет издания, сравнение оформления.

IV.  Слушание произведения этого автора из учебной хрестоматии.

          5. Самостоятельная работа с выбранной книгой: рассматривание аппарата книги; выбор произведения; рассматривание иллюстраций; подготовка краткого рассказа о герое или произведении (аннотация).

          6. Чтение учителем интересных фактов из жизни писателя или поэта.

          7. Обобщение и проверка знаний по теме.

          8. Итог урока.

     9. Задание на дом.

Структуры уроков в зависимости от жанра произведения

Изучение басни:

I. Мобилизующий этап.

II. Проверка домашнего задания.

III. Определение темы и целей урока.

IV. Подготовка к восприятию текста (Введение в тему урока).

V. Первичное восприятие текста.

VI. Эмоционально-оценочная беседа (проверка первичного восприятия).

VII. Анализ конкретного содержания басни.

    1) Уточнение структуры и композиции басни (чтение, составление плана и т.д.)

    2) Выяснение поведения действующих лиц, их характерных черт (выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответы на вопросы).

    3) Сравнение героев, оценка их поступков.

    4) Определение отношения баснописца к героям.

    5) Установление главной мысли конкретного содержания басни.

VIII. Раскрытие аллегории (встречаются ли такие черты характера у людей?).

IX. Анализ части, в которой заключается мораль (основная мысль).

X. Наблюдение над языком басни.

XI. Выразительное чтение басни (чтение по ролям, драматизация).

XII. Аналогия из жизни.​ 

XIII. Итог урока.

X IV. Задание на дом.

Изучение стихотворения:

I. Мобилизующий этап.

II. Проверка домашнего задания.

III. Определение темы и целей урока.

IV. Подготовка к восприятию текста (Введение в тему урока).

V. Первичное восприятие текста.

VI. Эмоционально-оценочная беседа.

VII. Повторное чтение и языковой анализ.

VIII. Выразительное чтение.

IX. Обобщающая беседа.

X. Итог урока.

XI. Задание на дом.

Структура урока русского языка

Урок усвоения новых знаний:

I. Мобилизующий этап.

II. Актуализация знаний.

  1. Чистописание.
  2. Словарная работа.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

     При изучении грамматического понятия:

  1. Наблюдение языкового явления в целях выявления существенных признаков.
  2. Обобщение признаков, введение термина.
  3. Уточнение формулировки.

     При изучении орфографического правила:

  1. Раскрытие сущности правила.
  2. Овладение учащимися формулировкой правила.

V. Первичная проверка понимания

VI. Первичное закрепление.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VIII.  Рефлексия (подведение итогов занятия)

  

Урок комплексного применения знаний (урок закрепления):

I.  Мобилизующий  этап.

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

III. Актуализация знаний.

  1. Чистописание.
  2. Словарная работа.

IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

V. Первичное закрепление:

  1. Типовые упражнения.
  2. Конструктивные упражнения.

VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Урок актуализации знаний и умений (повторения):

I.  Мобилизующий этап.

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

III.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Актуализация знаний (с целью подготовки к контрольному уроку или с  целью подготовки к изучению новой темы).

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

VI. Обобщение и систематизация знаний.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

IX. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Урок систематизации знаний и умений (обобщения):

I. Мобилизующий этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.

  1. Чистописание.
  2. Словарная работа.

IV. Обобщение и систематизация знаний:

  1. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
  2. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Урок контроля знаний и умений:

I. Мобилизующий этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений (уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля, в зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура).

IV. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Урок коррекции знаний, умений и  навыков (работы над ошибками):

I.  Мобилизующий этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

IV. Коллективная работа над ошибками

V. Групповая и индивидуальная работа над ошибками.

VI.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Комбинированный урок:

I. Мобилизующий этап.

II Актуализация знаний.

  1. Чистописание.
  2. Словарная работа.

III.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

V. Первичная проверка понимания

VI.   Первичное закрепление

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

IX.  Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ урока обучения грамоте

в подготовительный и основной период

1. Соблюдение общедидактических требований:

а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:

б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
         
в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в системе уроков по данной теме, разделу;

г) научность, доступность материала;

д) разнообразие методических средств и приёмов работы, доступность методики, её занимательный и игровой характер;

е) обучение учащихся приёмам умственного труда;

ё) уровень познавательной активности учащихся;

ж) степень самостоятельности на уроке;

з) рациональное использование времени урока;

и) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);

к) соблюдение гигиенических требований.

2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:

а) забота учителя о речевой среде (речь учителя – образец для обучающихся, исправление речевых ошибок в речи детей);

б) расширение представлений об окружающем мире при проведении беседы по предметной картинке;

в) порядок и методика проведения слого-звукового анализа слова для выявления новых звуков;

г) разнообразие упражнений, развивающих фонематический слух;

д) разнообразие приёмов для запоминания буквы;

е)  формирования первоначальных навыков чтения: работа над слогом, словом, предложением, текстом (основной период обучения грамоте);

ё) работа по развитию речи учащихся.

Примечание: пункты г, д, е относятся к уроку в основной период обучения грамоте.

Анализ урока письма

в подготовительный и основной период

1. Соблюдение общедидактических требований:

а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:

б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
         
в) преемственность и перспективность урока, связь с уроком обучения грамоте (литературного чтения), его место в системе уроков по данной теме, разделу;

г) научность, доступность материала;

д) разнообразие методических средств и приёмов работы, доступность методики, её занимательный и игровой характер;

е) обучение учащихся приёмам умственного труда;

ё) уровень познавательной активности учащихся;

ж) степень самостоятельности на уроке;

з) рациональное использование времени урока;

и) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);

к) соблюдение гигиенических требований.

2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:

          а) подготовительная работа перед знакомством с написанием буквы (мотивация, приёмы при написании узора);

          б) разнообразие приёмов графического анализа буквы;

          в) доступность и последовательность объяснения написания буквы, опора на ориентиры, предупреждение типичных ошибок;

          г) поэтапность при обучении письму букв: копирование, написание по образцу, самостоятельно);

          д) работа над соединением букв;

          е) разнообразие приёмов грамматико-орфографической пропедевтики при работе над словом и предложением;

          ё) развитие логического мышления при выполнении упражнений на сравнение, классификацию и обобщение признаков;

          ж) использование словесного поощрения;

Анализ урока литературного чтения

1. Соблюдение общедидактических требований:

а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:

б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
         
в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в системе уроков по данной теме, разделу;

г) научность, доступность материала;

д) обучение учащихся приёмам умственного труда;

е) уровень познавательной активности учащихся;

ё) рациональное использование времени урока;

ж) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);

          з) соблюдение гигиенических требований, создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:

         а) приёмы, направленные на формулирование темы и цели урока обучающимися;

         б) мотивация к изучению темы, характер работы на этапе подготовки к восприятию произведения;

         в) выразительность чтения текста учителем;

         г) совершенствование техники чтения обучающихся (работа над правильностью, беглостью, выразительностью, сознательностью);

         д) владение технологией диалога при анализе произведения;

         е) использование разнообразных форм, методов и приёмов работы с текстом произведения;

         ё) учёт родо-жанровой специфики литературного произведения, работа над литературоведческими пончтиями;

          ж) организация творческой работы;

           з) формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся

          и) разнообразие форм организации учебной деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная работа).

Анализ урока русского языка

1. Соблюдение общедидактических требований:

а) чёткость постановки учебной цели урока: что нового дети узнают, какие умения и навыки будут развивать:

б) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели урока;
         
в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в системе уроков по данной теме, разделу;

г) научность, доступность материала;

д) обучение учащихся приёмам умственного труда;

е) уровень познавательной активности учащихся;

ё) рациональное использование времени урока;

ж) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе урока, наличие обратной связи (от учителя к учащемуся) на всех этапах урока);

          з) соблюдение гигиенических требований, создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;

          и) культура работы учителя на уроке: владение речью, умение работать на классной доске, внимание к детям, заинтересованность в успехе учащихся.

2. Соблюдение методических требований с учётом специфики предмета:

          а) соответствие структуры и содержания типу уроков по грамматике и орфографии;

          б) способы проверки домашнего задания;

          в) приёмы предупреждения типичных ошибок при проведении чистописания, связь упражнений в каллиграфии с темой урока;

          г) владение методикой словарно-орфографической работы: как вводится новое слово, какие приёмы первичного закрепления используются, какие приёмы, способствующие лучшему запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами, используются);

           д) приёмы, направленные на формулирование темы и цели урока обучающимися;

            е) соблюдение этапов формирования нового грамматического понятия или знакомства с новым  орфографическим правилом; обоснованность подбора содержания и выбора метода изучения грамматического понятия или правила;

            ё) чёткость формулирования вопросов учителя, соблюдение принципа научности, требований логики, особенности речевого оформления вопросов, использование методов проблемного обучения, активизация познавательной деятельности учащихся; характер ответов учащихся (полнота, связность, осмысленность);

            ж) работа с учебником для получения новых знаний, их обобщения и закрепления;

             з) учёт при подборе упражнений специфики изучаемого материала, возможности опоры на различные виды восприятия материала, разъяснение задания, возрастающая доля самостоятельности учащихся, проведение работ творческого характера, упражнений, связанных с развитием устной и письменной речи учащихся, с повышением ее культуры, приёмы проверки выполнения упражнения;

             и) методика контроля и учёта знаний учащихся, контроль работы слабоуспевающих учащихся, оказание им помощи, объективность оценки знаний;

             к) задание на дом: объём, характер материала, его посильность, наличие и характер инструктажа; дифференцированность задания;

             л) оснащённость урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими материалами; целесообразность их применения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Аспектный анализ урока как основной вид анализа современного урока"

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, дл...

Влияние новых технологий обучения на структуру и содержание урока в соответствии с требованиями ФГОС

Структура урока и ее изменение  в результате использования на уроках новых технологий обучения. Влияние цели урока на  содержание....

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

Структуры и анализы уроков

Структуры и анализы уроков...

Структуры и анализы урокоы

Структура урокав подготовительный период обучения грамоте Безбуквенная ступень:I. Мобилизующая часть урока.II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.III. Формирование новых ...

Требования к современному уроку. Анализ и самоанализ урока в свете реализации ФГОС НОО. Структура и типы уроков по ФГОС.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умен...