Доклад на тему: Развитие творческого потенциала младших школьников.
статья по чтению (3 класс) по теме
Доклад на тему:
Развитие творческого потенциала младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад: Развитие творческих способностей учащихся начальных классов.
Актуальность данной темы объясняется следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности.
Соотношение обучения и развития является основной проблемой образовательного процесса. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она хочет творить. А.С.Макаренко подчеркивал, что развитие творческих возможностей личности – это всегда трудно, так как творчество связано с напряжением всех сил человека, с преодолением лености мысли, с проявлением самостоятельности личности, с поиском нового.
Российские психологи Выготский, Эльконин, Давыдов пришли к выводу, что ведущей деятельностью является «межличностное общение» учащихся, «общественно значимая для ребенка деятельность». Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации. Опираясь на современные достижения педагогики, мы должны использовать все многообразие приемов и методов обучения главной цели - научить учащихся учиться. Научить свободно ориентироваться в огромном потоке информации, которую сегодня получают современные ученики. Научить выделить главное, можно последовательно излагать свои мысли, то есть сформировать такие умения, которые позволили бы школьникам пополнять знания в порядке самообразования в последующей трудовой деятельности. Эффективным будет считаться лишь то обучение, которое ведёт за собой развитие. Развивающим будет лишь то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей учащихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть знаниями, умениями и навыками на адекватно их способностям уровне, так и творческих способностей.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика. Практический опыт школы убеждает, что как общее развитие ученика, так и развитие его творческих способностей, может идти в процессе учебной деятельности. При решении проблемы развития творческих способностей учащихся предполагается учёт и введение в обиход системы специальных развивающих средств. Важная роль в этом процессе отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей, что вытекает из необходимости познания и преобразования действительности, и использованию технологий игровых форм обучения в урочной деятельности. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являются инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.
В процессе обучения в школе необходимо включать интегрированные задачи, которые синтезируют информацию из различных областей знания, т. к. отсутствует система познавательных задач, направленных на "обучение” творчеству в каждом отдельно взятом учебном предмете. Очень важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддаётся воспитанию и развитию творческих способностей ребёнка. Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Творческие способности проявляются в решении творческих задач. Но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям: - познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности; - задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым; - система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение. В своей работе использую систему познавательных задач, позволяющую целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.
"Составь слово”.
Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы. В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. Глухой – ф, звонкий -… Предпоследняя буква в слове "ветер”. Стоит за буквой Р. Суффикс в слове "речной”. Первая буква алфавита. Ответ: ВЕСНА.
"Цифровой диктант”.
Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции. Детям предлагается среагировать на утверждения, которые могут быть составлены верно или заведомо неправильно. Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1, если нет – 0.
"Числовой диктант”.
В любом предмете, почти на каждом уроке есть понятия, которые можно выразить в виде числа. Проверяя степень усвоения, учитель действует следующим образом: называет понятия опосредованно, через число и предлагает совершить действие между полученными числами. Пример: · К числу букв в слове "молоко” прибавьте номер склонения этого же существительного (6+2=8). Число сторон в треугольнике умножьте на количество углов в квадрате. · Номер буквы "Е” в алфавите разделите на число месяцев во времени года.
"Буквенный диктант”.
Ученики не отвечают вслух на вопрос, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…). Как называется часть суток после ночи? (утро – У) Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол – Г)
"Ребусы, анаграммы”.
Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала. Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания: У ШКА (подушка) 100Л (стол) Анаграммы. Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите… Пример: ЛГУО – угол, РЗОЕО – озеро, ОРУК – урок.
"Развиваем логику”
По определению назови слово: - хрустящий, зелёный, пупырчатый; - маленькая, пугливая, компьютерная; - интересная, толстая, библиотечная. Придумай два аналогичных примера. "Найди соответствие” 1. Вставьте в текст прилагательные: После ____, __ зимы с её ____ ненастьем, наконец – то, наступила ____,____весна. ______стаи ____ воробышков с _____чириканьем наслаждались _____ погодой.
"Закодированное слово”
Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание. Обозначим следующие буквы цифрами: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т Какие слова кроются под номерами: 47561101 Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.
"Кто быстрее”
Этот блок заданий, вызывающий дух здоровой соревновательности, очень хорошо помогает отработать автоматизм необходимых умений и навыков. Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным: красота, красивый, краска, красный, красить… Составьте как можно больше слов по конструкции: с- - о (село, сено, сало…) Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, - гора – алмаз – зима). Работа, направленная на развитие творческих способностей школьников, решение системы познавательных задач путём целенаправленного включения учащихся на всех этапах урока в продуктивный, творческий учебный диалог, обучение на основе принципов, методов и других средств развивающего обучения, использование достижений психологии, внимание к проблемно-поисковым и творческим задачам, значительно повышает уровень творческих способностей учащихся. В деле воспитания, творчество - обычно связывается с понятиями «способности», «интеллект», «развитие» (разностороннее, всестороннее), «личность», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, у которых ускоренное умственное развитие: интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, возможности оригинальных решений. У многих детей - ранняя специализация интересов, интеллекта и эмоциональной сферы; способности к математике, шахматам, музыке, изобразительной деятельности; активность, инициативность, обычно – способность к лидерству, настойчивость в работе или учебе, умение достигать цели. Творческая деятельность наиболее присуща тем детям, которые достигают ускоренного развития в самых разнообразных областях: нравственной, умственной, физической. Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника. Указанные предпосылки творческой деятельности младших школьников формируют такие средства обучения родному языку как сказки и загадки; уроки чтения, заслуживающие названия уроков искусства; языковые игры и различные олимпиады, конкурсы, викторины; выступления учащихся на утренниках, на уроках – доклады, сообщения по литературному чтению, музыкальному искусству. На уроках литературного чтения исполнительская деятельность возвышается до подлинного творчества: это особый вид чтения – чтение сопереживание героям, полное погружение в мир героев книг (эмоционально-творческий), отсюда вытекает выразительное чтение, драматизация, иллюстрирование прочитанного; часто учащиеся изменяют сюжет рассказа или сказки, вводят новые эпизоды или переставляют их (логический – составление плана, моделирование сюжета, творческий пересказ с введением сюжетных изменений, новых героев, а также иллюстрирование. Много внимания я уделяю самостоятельной работе на уроках. Учащиеся сами ищут способ деятельности, самостоятельно ориентируясь в данных ситуациях. Включение «конфликтных» слов в задание повышает внимание учащихся, отучает от шаблона в мышлении, ставит их в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения. На своих уроках я создаю благоприятные условия для всестороннего развития индивидуальных способностей учащихся и воспитания творческой личности. Это способствует развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Это побуждает детей к активности, самостоятельности, воспитывает взаимовыручку, уважительное отношение друг другу.
Погодаева Э.В.
ъ
Урок по окружающему миру "Золотое кольцо России". 3-й класс
Цели урока:
Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.
Содействовать патриотическому воспитанию учащихся, воспитывать чувство гордости за свою страну.
Развивать речь детей, память, мышление, воображение, умение слушать.
Оборудование:
компьютер, экран, проектор;
мультимедийная презентация (Приложение);
творческие работы учащихся.
Ход урока
Ι. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать!
ΙΙ. Повторение изученного материала.
ΙΙΙ. Введение в тему.
– Кто догадался, по какому маршруту мы отправимся сегодня? (По Золотому кольцу России)
– Верно! Мы побываем в нескольких древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце».
– Почему кольцо? И почему Золотое? Ваши гипотезы? (Выслушиваются предположения детей)
– Вы сами в конце урока сможете ответить на эти вопросы и подтвердить или опровергнуть ваши предположения.
– Давайте посмотрим на карту в учебнике стр. 88. на ней показаны города Золотого кольца. Найдите и назовите их.
ΙV. Работа с картой России.
1. – Где мы живём? Покажите на карте.
– А где расположено Золотое кольцо? (В центре России)
Из какого города отправимся в путешествие по Золотому кольцу? Кто догадался? (Из Москвы)
– Угадайте, на чём доберёмся до Москвы:
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Быстро в небо проплывает.
Что же это?
(Самолет)
– Кто покажет на карте столицу нашей Родины?
– А кто был в Москве?
– Что запомнилось особенно? (Красная площадь, собор Василия Блаженного)
V. Москва – столица нашей Родины
– Москву называют столицей. Столица — это главный город страны. Сегодня Кремль – место работы Президента Российской Федерации. Что извещает о присутствии в Кремле Президента? (флаг)
Когда Президент в Кремле, над ним поднят Государственный флаг России.
Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)
Поднимите руку те, кто любит играть. Предлагаю поучаствовать в интеллектуально-познавательной игру «Поле чудес»
1 тур
Самый большой в мире колокол находится в Кремле. Его называют Царь-колокол. Но он к тому же и самый молчаливый. Что послужило тому, что голоса этого колокола никто никогда не слышал? (пожар) Когда отливали Царь-колокол, случился пожар. Чтобы потушить огонь, в литейную яму, где находился колокол, стали лить воду. Колокол треснул. От него откололся огромный кусок, и колокол навеки остался немым.
Игра со зрителями
Кремль славится еще одним чудом – огромной пушкой. Как и колокол, её называют Царь-пушкой. Отлил ее в Москве Андрей Чохов. Вместе со своим помощником он сначала сделал модель пушки, потом целый год готовил форму для её отливки. Из чего была сделана модель Царь-пушки? Какой материал использовал мастер? (воск)
2 тур У стен Кремля расположилась большая площадь. Она называется «Красная», то есть красивая. Это главная площадь страны. На Красную площадь выходят проездные ворота главной башни Кремля. На башне находятся главные часы страны – они показывают самое точное «московское время». Как называется главная башня Кремля? (Спасская)
3 тур В честь победы над Казанским царством, которое долгие годы притесняло Русскую землю, царь Иван Грозный приказал храм построить. А назвали храм Покровский собор. Но москвичи дали храму другое имя. Назовите имя московского юродивого, которое носит храм. (Василий Блаженный)
VI. Город Сергиев Посад
Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев Посад.
Учитель показывает на карте маршрут движения, показать слайды, фотографии города.
Ученики рассматривают в учебнике фотографии, читают текст о городе Сергиев Посад (стр. 89).
Один из учеников делает сообщение, опираясь на слайды, фотографии.
– Что означает слово «лавра» ?
Кто запомнил, как называется главный монастырь города Сергиев Посад?
VII. Сообщения учеников о городах Золотого кольца
– Мы снова садимся в автобус и продолжаем путешествие!
Какие еще города Золотого кольца вы знаете? Расскажите.
Дети рассказывают о Переяславле-Залесском, Ростове, Угличе, Ярославле, Костроме, Суздале, Владимире. (Ученики заранее подготовили сообщения.)
Во время сообщений учеников учитель показывает слайды, фотографии городов и достопримечательностей.
VIII. Кроссворд
А теперь давайте проверим, как вы запомнили все то, о чем мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте
Кроссворд:
Кроссворд:
1.Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)
2 Музей деревянного зодчества. (Суздаль)
3 В этом городе находится замечательный памятник старины — Золотые ворота. (Владимир)
4 Название города произошло от слова «угол». Река течет «углом». (Углич)
5 Главный, важный монастырь. (Лавра)
6 Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
7 Этот город еще в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра – эффективное средство развития творческого потенциала младших школьников
Дидактическая играСтруктура дидактических игр,Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов...
ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов развития творческого потенциала младших школьников
ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов развития творческого потенциала младших школьников...
Выступление на тему "Развитие творческого потенциала младших школьников"
Материал содержит презентацию выступления на семинаре по теме "Развитие творческого потенциала младших школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/27/picture-1087649-1569600932.jpg)
Доклад по теме "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"
Развтие орфографической зоркости у младших школьников с нарушением интеллекта....
Доклад на тему "Развитие проектных навыков у младших школьников".
В докладе говорится о том, какую работу надо проводить учащимся, чтобы подготовить проект. Рассказывается об основных этапах проекта, о трудностях этой работы. Учи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-375162-1389526419.jpg)
Доклад на тему "Развитие связной речи у младших школьников"
Проблема развития связной монологической речи детей с речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития потенци...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/28/picture-1301518-1609146442.jpg)
Доклад на тему: «Развития фонематического слуха у младших школьников».
Доклад на тему:«Развития фонематического слуха у младших школьников»....