Использование приемов художественного мышления на уроках литературного чтения как способ развития эстетического отношения к миру у младших школьников
методическая разработка

Сажина Евгения Эдуардовна

Предложенные приемы художественного мышления представляют эффективные формы работы по развитию эстетического отношения к миру и могут стать одним из приемов комплексного анализа поэтического произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №2

Использование приемов художественного мышления на уроках литературного чтения как способ развития эстетического отношения к миру  у младших школьников

                                                           Срок  реализации проекта: 2007-2011

Автор: Сажина Евгения Эдуардовна,

учитель начальных классов МОУ ООШ№2

г.Балей,2010

Развитие эстетического отношения к миру – задача, успешность решения которой в значительной мере определяет уровень художественной культуры страны, сохранность и  развитие духовных сил ее народа. Особо актуально это становиться в отношении подрастающего поколения, живущего в период серьезных изменений, затрагивающих ценностные ориентации каждого гражданина. Развитие эстетического отношения нужно начинать в начальной школе, так как дети 6 -10 лет обладают хорошими задатками: склонны к одушевлению окружающих предметов, у них еще нет четких границ, отделяющих Я от мира, они отрыты впечатлениям и ориентируются больше на эмоциональное восприятие. Литературное чтение в начальной школе  - основной учебный предмет, призванный реализовать данную задачу  в процессе становления сознания младшего школьники, чутко и интеллигентно воспринимающего окружающий мир; способное обнаружить смысл и красоту окружающего мира. Опираясь на особенности детской психики и задачи курса «Литературное чтение», учителю необходимо создать определенные условия, соответствующую атмосферу, способствующую развитию эстетического отношения к миру.

Цель данного опыта: разработать и апробировать приемы художественного мышления, направленные на развитие эстетического отношения к миру.

Задачи:

  1. Изучить теоретико – методологические основы развития художественного мышления.
  2.  Провести диагностику художественного мышления .
  3. Разработать и апробировать приемы художественного мышления на основе результатов диагностики.
  4. Спрогнозировать результаты внедрения данного опыта.

Ожидаемые результаты:

-  увеличение количества детей, обладающих художественным мышлением;

-  умеют находить образные средства языка, чувствовать настроение героя, удивляться прочитанному, сочувствовать и сопереживать ближнему;

-  способны войти в чужой эмоциональный мир;

- способны видеть красоту окружающего мира, выражать ее с помощью художественных средств.

Новизна: предложенные приемы художественного  мышления представляют эффективные формы работы по развитию эстетического отношения к миру и могут стать одним из приемов комплексного  анализа поэтического произведения.

Сроки реализации опыта: 2007 – 2011г.

Этапы

I этап – поисководиагностический

На данном этапе были изучены теоретико-методологические основы развития художественного мышления: определенные аспекты художественного мышления и их развитие в детском возрасте.

В основе проекта – идеи О.И. Колесниковой, доцента кафедры русского языка и методики преподавания в начальных классах Вятского государственного гуманитарного университета, В.А. Левина, Л.С. Выготского.

По методике Т. Торренса было проведено первичное исследование  художественного мышления. Исследования проводились с учащимися одной возрастной группы (8-9 лет), обучающихся по  программе «Перспективная начальная школа». Уровень развития данных детей различный: высокий – 1 чел (7%), средний –  8 чел.(62%), ниже среднего – 4 чел. (31%).

Тест выполнялся неохотно, вызвал затруднения, большие затраты во времени.

Результаты исследования следующие:

Методика «Закончи рисунок»   (Приложение 1)

- ревалентность ответов (использование исходного элемента) – 79%

- продуктивность ответов (беглость, скорость)  - 64%

- оригинальность ответов (ответы  сходны,  не оригинальны) -  38%

- разработанность (способность дополнять исходную фигуру в границах контура и за его пределами) -  40%

Анализ результатов диагностики показал  о необходимости разработки и апробации приемов художественного мышления, способствующих развитию эстетического  отношения к миру.

II этап теоретико - экспериментальный

За разработку приемов художественного мышления на уроках литературного чтения взяты идеи О.И. Колесниковой, опыт ребенка и содержательные линии индивидуального развития младшего школьника.

Идея опыта заключается в  использовании ряда последовательных мыслительных операций при работе над поэтическим произведением, которые можно разделить на 5 основных групп:

1. Задача первой группы упражнений заключается в развитии у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное. Знакомство с новым поэтическим произведением начинается с «преднастроя», с подготовки детей к восприятию, настроя на нужную волну души ребенка. Достигается это и словом учителя и привлечением любых средств, помогающих через зрительное, слуховое (а иногда обонятельное и осязательное) восприятие создать чувственную основу для восприятия стихов: видеоряд, музыкальный фрагмент, букет осенних листьев, ветка с набухшими почками.

Фрагмент работы

После прослушивания стихотворения – обмен желаниями:

- Какое новое желание, мысль у вас появилась. Какое чувство возникло в вашей душе?

( спеть, засмеяться, заплакать, полететь на самолете, запускать кораблики, чтобы пришла весна)

Одни стихи приглашают в путешествие, другие – помогли полюбоваться тихим летним вечером, третьи – побудили сказать теплые слова своим близким.

2. Задача упражнений второй  группы -  пробуждение фантазии, воображения младших школьников.

Детям предлагается погрузиться в стихию поэтического произведения. Для того, чтобы вжиться в образ, нужно пофантазировать, представить себя участвующим в реальной ситуации, мысленно очутиться в художественном пространстве произведения.

Фрагмент работы

- представьте, что мы попали в волшебный зимний лес, который создал в своем стихотворении Ф.И. Тютчев. Опишите, что происходит вокруг вас, что вы видите, слышите, ощущаете.

- В поисках способа «погружения» в стихию конкретного произведения  следует обратиться к их жизненному опыту.

 - Кто из вас пил воду из колодца, какая она? Представьте и опишите свои ощущения. (Э. Мошковская «Вода в колодце»).

- Кто из вас замечал за собой, что  разговаривает с кем-то, даже с чем-то про себя или вслух, когда находится один в комнате, лесу, парке?

Все мы иногда ведем разговор со своим внутренним миром.

3. Задача третьей группы упражнений – детализация и конкретизация представлений об олицетворении, антитезе, повторах, сравнении.

Фрагмент работы:

 - Подберите синоним к слову «лепетал»

 - найдите в тексте образные средства языка, звукопись – шипение воды, сердитые, блестящие звуки.

- Изменится ли стихотворный образ, если заменить сравнение антитезу?

- Для чего автор использует повторы в стихотворении?

- Как вы понимаете образное выражение «ничем не купленный покой…»?

4. Задача четвертой группы упражнений – передача эмоционального состояния автора, лирического героя.

Ребенок должен хотя бы частично «слиться» с автором, почувствовать его сердцем, посмотреть чужими глазами.

Фрагмент работы:

-  Как автор стихотворения относится к тому, о чем он говорит: нейтрально (безразлично), заинтересованно, шутливо, весело, грустно?

 - Какую интонацию выберете для чтения этих строк, четверостишия:

  - бодрую, энергичную, стремительную;

 - спокойную, напевную, медленную;

 - насмешливую, игривую, теплую;

 - задушевную, убаюкивающую.

- Определите предложение по интонации и прочитать его, передавая нужную интонацию.

Необходимо помнить, для чего служит язык художественного произведения: чтобы обозначить предметы, явления; для выражения мысли человека; сообщить другим людям о своих чувствах, пробудить их в читателе.

- С какой целью поэт написал это стихотворение?

5. Задача пятой группы упражнений – выражение личностного отношения к прочитанному.

Важно установить, совпадает ли детское чувство с авторским. Ведь сколько людей, столько и уникальных эмоциональных миров, у каждого своя система переживаний. Необходимо вместе «собирать» образ и нельзя отрицать мнение ребенка, потому как он имеет право на свою точку зрения.

Фрагмент работы:

- Подумайте, что в этом стихотворении произвело на вас особое впечатление:

- звуковые образы;

- мелодичность и ритм;

- интонация;

- художественные средства языка;

- новые для вас чувства;

- мудрая мысль автора;

- необыкновенный взгляд поэта.

- Какой сегодня перед нами предстала поэзия?

Секрет успеха такой работы – в прочувствовании детьми поэтического образа.

6. В качестве приема развития художественного мышления – привлечение   средств разных видов искусств: живописи, музыки. Работа с живописными и музыкальными произведениями строится в форме фасилитированной дискуссии, которая представляет собой коллективное обсуждение наблюдаемых объектов, опирающееся на определенную последовательность вопросов, задаваемых учителем. Групповой эффект создает  атмосферу эмоционального комфорта, в котором ребенок ощущает причастность к общему делу.  При таком обсуждении действует принцип информационного дополнения: мысль одного служит стимулом для мысли другого, дети помогают друг другу глубже вглядеться в картину.

После молчаливого созерцания картины предлагается цепочка вопросов:

- Что изображено на картине?

- Что еще, кроме этого?

- Как вы думаете, что это, кто это? Где это происходит?

- Что происходит? Когда?

- О чем могли говорить эти  люди?

- Что чувствует этот человек?

-С помощью  чего художнику удалось передать  такое настроение?

Неожиданно предлагается детям войти в картину, присесть на скамейку, потрогать руками траву.

- Что вы чувствуете?

Необходимо акцентировать внимание на позы, жесты, мимику персонажей, одежду, нюансы освещения; найти сходные переживания, события в поэтическом и живописном произведении.

Аналогичная дискуссия целесообразна и при работе с музыкальным произведением.

Фрагмент работы:

 - Прислушайтесь к музыке. Что чувствуете, ощущаете?

- Чувствуете необычный простор, гладь воды, свежесть утра?

При оптимальных условиях обучения, обеспечивающих организацию особой формы общения со сверстниками и учителем, в процессе интеграции разных видов произведений искусств, возможно помочь детям научиться понимать этот загадочный мир, постигать смысл окружающей действительности.

III этап оценивание результатов

Повторная диагностика по тесту П. Торренса «Закончи рисунок» показала по сравнению с первичной диагностикой следующие результаты:

- ревалентность ответов составила 100%;

 - продуктивность ответов повысилась на 25%;

- оригинальность ответов увеличилась на 20% (дети выдвигают идеи, отличающиеся от общеизвестных, общепринятых; повысилась интеллектуальная активность);

- показатель разработанности повысился на 15% (повысилась способность к изобретательной и конструктивной деятельности).

Показатель качества знаний по литературному чтению за 2 года

Учебный год

Показатель качества знаний

2008-2009

75 %

2009-2010

100 %

Учащиеся класса занимают призовые места в районных конкурсах: конкурс чтецов – 1 место, конкурс стихотворений «Смешинки» - 2 место,  выступление драматических  коллективов « У классной доски» - 1 место, смотр художественной самодеятельности – 3 место, конкурс рисунков на различные тематики – призовые места.

Повторная диагностика позволяет сделать вывод об эффективности использования приемов художественного мышления, способствующие  развитию эстетического отношения к миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах".

Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технол...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения...

Формирование читательской компетентности у младших школьников через использование разнообразных приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературного чтения

Актуальность темыОбъект исследованияПредмет исследованияЦель исследованияГипотеза исследованияЗадачи исследованияВывод...

Статья "Учебный диалог на уроках литературного чтения, как форма воздействия и взаимодействия учителя и младших школьников при формировании коммуникативно-речевых компетенций"

О привитии навыка вдумчивого чтения произведения как средства обогащения духовного мира. Наличие проблемной ситуации на уроке - вот условие возникновения  учебного диалога....

Применение приемов критического мышления на уроках литературного чтения.

Применение приемов критического мышления на уроках литературного чтения....

Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения

Самостоятельное мышление, где отправной точкой является информацияОсобенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из р...