Выступление на педагогическом совете
презентация к уроку на тему
Духовно-нравственное воспитание школьников через занятия внеурочной деятельности по курсу «Истоки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.14 КБ |
![]() | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание школьников через занятия внеурочной деятельности по курсу «Истоки».
Не случайно природа страдает —
У дорог догорают кусты.
О, земля! Что тебе не хватает?
Чистоты… чистоты… чистоты.
Иеромонах Роман 1 сентября 2002 г. скит Ветрово
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Воспитание детей – трудный процесс, который нужно начинать с духовно-нравственного просвещения. Показать детям красоту человеческой души, величие нравственного подвига помогают занятия во внеурочной деятельности. Они рассматривают вопросы нравственного выбора, помогают обучающимся формировать в себе нравственные категории: доброту, любовь, умение понимать и прощать, терпимо относиться друг к другу. Все эти требования реализуются в «Истоковедении».
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
С 1 класса в рамках внеурочной деятельности в нашей школе ведется курс «Истоки». Задача этого курса в том, чтобы ввести в образовательное поле класса систему идеалов, ценностей и норм, лежащих в основе российской цивилизации. Задача духовно-нравственного развития не может быть решена путем транслирования материала. Для того, чтобы знания о нравственности стали действенными, необходимо создать условия для их восприятия. Начальная школа является периодом благоприятным для формирования духовно- нравственных понятий. Именно в этот период у детей происходит интенсивное накопление поведенческого опыта через знакомство с истоками отечественных традиций священного слова, первых образов, как важнейшими механизмами сохранения и передачи духовно - нравственного опыта.
В 1 классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА, которые дают представление о МИРЕ: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем(духовно-нравственное развитие). Эти категории соединяет главная ценность – ЖИЗНЬ, категория отвечающая за развитие социокультурного опыта.
На занятиях курса «Истоки» во 2 классе мы вводим детей в круг основных духовно- нравственных ценностей. Осмысление и прочувствование ребёнком таких духовно нравственных категорий, как любовь, лад, согласие, вера, надежда, дружба приводит к интегрированию получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок. Все темы 2 класса являются значимыми в плане духовно-нравственного воспитания. В 1разделе «Родной очаг» дети осознают важность таких качеств как доброта, любовь, уважение, согласие, милосердие, на которых строится семья и воспитываются будущие граждане страны. Материал этих уроков помогает актуализировать жизненный опыт ребёнка, а также его семьи и ближайшего окружения. Изучая 2 раздел «Родные просторы» мы формируем у детей бережное отношение к природе, братьям нашим меньшим, к хлебу. Подводим детей к пониманию важности бережного отношения к природе, как необходимым условиям жизни человека, дающим жизненные, духовные и физические силы человеку. Говоря о труде земном подводим детей к осознанию ценности и важности труда, его плодов. Воспитываем у детей терпение, трудолюбие, уважение к труду. 3 раздел «Труд земной» подводит детей к осознанию того, что каждый должен подходить с высокой ответственностью к результатам труда, любовью к животным, трудолюбием. В 4 разделе речь идет об основных проявлениях духовного мира. «Гулять всем миром», «молиться всей церковью», «Ярмарка», «Песня» Эти темы способствуют формированию представлений у детей о том, по каким нравственным правилам жили, трудились и отдыхали наши предки. «Делу время, потехе – час», «Сам погибай, а товарища выручай». Эти, и многие другие пословицы пришли к нам с тех далёких времён, не потеряв своей актуальности в наши дни.
В 3 классе происходит наполнение категорий вера, надежда, любовь, София новыми смыслом, значением. В результате обеспечивается формирование у детей системного представления о внутреннем мире человека. Это раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно- исторической содержательной линии этого курса. 1 разделе «Вера» обращение к истокам духа, одухотворенности, духовной основы. Происходит прочувствование ребёнком таких духовно нравственных категорий, как доверие, признание, жить по правде. В разделе «Надежда» мы видим обращение к истокам воли, духовной силы человека. Приводим детей к осознанию, что надежда – непреклонное стремление к доброму исходу дела, которому доверяем и в которое верим. В разделе «Любовь» дети приходят к истокам чувств, облагораживающих человека. Тема вводит ребенка в мир сердечных привязанностей человека. Любовь предстает как созидательный труд души и тела. Дети учатся милосердию, доброте, покаяния. Раздел «София» помогает обобщить полученные знания в течении года. Дети обращают внимание на школу как бесценный очаг знаний и культуры, на грамотность.
Не малую роль играет то, что мы возвращаемся к изученному материалу и выводим его вновь полученными знаниями на новый уровень.
В своей деятельности использем активные формы обучения (ресурсный круг, работа в парах и группах, активный выбор, активный экзамен), которые способствуют развитию коммуникативных навыков, умению сотрудничать в группе, прислушиваться к чужому мнению, грамотно доказывать свою точку зрения, не обижая товарищей. Работа в активных формах помогает на практике осознать важность изучаемых категорий. Проводимая работа способствует воспитанию таких важных духовно-нравственных ценностей как доброе отношение к семье, честность, справедливость, трудолюбие, бережное отношение к слову, связь со своим народом, страной, культурой, мужественность, жить по правде, любовь, уважение и бескорыстная привязанность к малой Родине, Отечеству, семье.
Получая представления о жизненно важных категориях для человека и развивая систему духовно – нравственных ценностей социокультурного и духовного мира к окончанию начальной школы младший школьник подходит к пониманию таких важных идеалов как: идеал лада, меры, гармонии, любви и согласия, державности, государственности и исторической мудрости.
Учащиеся на занятия внеурочной деятельности по курсу «Истоки» приобретают важные качества:
-чувство собственной ценности,
-доверие к оценке, отношениям, чувствам (ребенок готов высказывать свое мнение по разным вопросам),
- чувство защищенности, уверенности в поддержке,
-позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий,
- способность к сопереживанию,
-способность к совершенствованию,
- опыт в различных эмоциональных состояниях,
- моральная установка на отзывчивость,
- способность к сотрудничеству, социальному взаимодействию.
Таким образом: с помощью курса «Истоки» ребёнок получает целостное развитие, наполненное социокультурным содержанием и духовно – нравственными ценностями. Это даёт ему возможность находиться в гармонии с окружающим миром.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Не случайно природа страдает — У дорог догорают кусты. О, земля! Что тебе не хватает? Чистоты… чистоты… чистоты . Иеромонах Роман 1 сентября 2002 г. скит Ветрово
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России
«Необходимо у обучающихся наполнять весь уклад жизни примерами нравственного поведения, используя при этом отечественную и мировую историю, духовно-нравственную российскую культуру, опыт культур традиционных религий России».
Воспитание детей – трудный процесс, который нужно начинать с духовно-нравственного просвещения. Показать детям красоту человеческой души, величие нравственного подвига помогают занятия во внеурочной деятельности. Они рассматривают вопросы нравственного выбора, помогают обучающимся формировать в себе нравственные категории: доброту, любовь, умение понимать и прощать, терпимо относиться друг к другу. Все эти требования реализуются в « Истоковедении ».
« Социокультурные истоки» как система духовно-нравственных ценностей Отечества АВТОРЫ ПРОГРАММЫ: Кузьмин Игорь Алексеевич, доктор естественных наук, профессор, действи - тельный член Императорского Православного Палестинского Общества, член-корреспондент РАЕН Камкин Александр Васильевич, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН. НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: возрождение первоначального контекста категорий и ценностей , которые сложились в нашем Отечестве. программа является базисной, служащей для формирования духовной основы; программа не навязывет Веру, она создает условия для свободного, осознанного выбора; программа не является конкурирующей для курса ОРКиСЭ , но может быть со-трудником , со-партнером .
« Социокультурные истоки» как система духовно-нравственных ценностей Отечества СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и преумножать духовный и социокультурный опыт Отечества
1 КЛАСС приводит к пониманию категорий Слово, Образ, Книга , дает знания о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном) 2 КЛАСС вводит круг основных социокультурных ценностей: Родной очаг, Родные просторы , Труд земной , Труд души . 3 КЛАСС приводит к истокам, традиционно присущим российской цивилизации: духовность, мораль, нравственность, этика. 4 КЛАСС развивает мир отечественных традиций, сберегающих социокультурные ценности для новых поколений: Традиции Образа, Традиции Слова, Традиции дела, Традиции праздника.
Учащиеся на занятия внеурочной деятельности по курсу «Истоки» приобретают важные качества: - чувство собственной ценности, - доверие к оценке, отношениям, чувствам (ребенок готов высказывать свое мнение по разным вопросам), - чувство защищенности, уверенности в поддержке, -позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий, - способность к сопереживанию, - способность к совершенствованию, - опыт в различных эмоциональных состояниях, - моральная установка на отзывчивость, - способность к сотрудничеству, социальному взаимодействию.
Таким образом: с помощью курса «Истоки» ребёнок получает целостное развитие, наполненное социокультурным содержанием и духовно – нравственными ценностями. Это даёт ему возможность находиться в гармонии с окружающим миром.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
выступление на педагогическом совете. Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
В данном высуплении говорится о том, какой должна быть наша новая школа....

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...