Мастер - класс
материал (4 класс) на тему
Для учителей начальных классов было проведён мастер -класс, на котором было показано как используется исследовательская работа на уроках литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obedinenie_uchiteley.zip | 2.75 МБ |
Подписи к слайдам:
Мастер - класс собрал многих учителей города, которые стали не только слушателями, но и активными участниками учебного процесса.
П роблема: создание условий на уроке для развития личности младшего школьника. Форма проведения: организация исследовательской деятельности при использовании современных информационных технологий. Методическая цель: формирование умений исследовательской деятельности при изучении русских народных сказок.
В своем выступлении Соболева О.В. о братила внимание на актуальность данной проблемы. И действительно, развитие личности младшего школьника во многом зависит от того, насколько он вовлекается в исследовательский поиск, в открытие новых знаний.
Исследовательскую работу легче организовать на практических уроках, где анализируется объект, который можно потрогать, рассмотреть устройство, понять принцип действия предмета, по намеченному плану изучить свойства. Но как организовать исследовательскую работу на уроках чтения, где информация заключена в слове, в сюжете? Чтобы разобраться в сложных сюжетных линиях, прочувствовать, понять, необходим жизненный опыт, которого так недостаёт нашим детям. В данной ситуации на помощь приходит учитель, который организует, проверяет, направляет деятельность учащихся.
Внеклассное чтение. 4 класс. Тема урока: « В поисках положительного героя» (по произведениям русских народных сказок). Цели урока: готовить детей к самостоятельной исследовательской деятельности, способствовать познавательной активности, учить обобщать, сравнивать, выделять главное, существенное, развивать речь, внимание мышление, словарный запас, интерес к произведениям русского народного творчества, воспитывать положительные черты характера на примерах героев сказок. Оборудование: компьютер, диск, карточки со словами.
В начале урока учитель настроил детей на исследовательскую работу, которая поможет ответить на главный вопрос: «Кого русский народ считал настоящем героем, кем восхищался и о ком из поколения в поколение передавал русские народные сказки, несущие в себе мировоззрение народа на то, каким должен быть человек – герой и его поступки, достойные подражания и восхищения».
Работа со словарём С.И.Ожегова позволила выяснить значение слова «герой». Но на этом работа была не закончена. Опираясь на значение слова «герой», было дано определение «положительного героя», которым в дальнейшем пользовались при работе с тектом. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги. Главное действующее лицо литературного произведения. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды. Лицо, привлекшее к себе внимание чем – нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
Выставка книг помогла определить жанр, вспомнить виды сказок, а содержание выделить главное действующее лицо- Ивана.
Почему Иван? В нём нет ничего примечательного. Да и называют его дурачком.
Из словарей Ожегова и Даля видно, что слово «дурак» имеет два значения : глупый человек и умный, но играющий роль дурака. Каким представлен Иван в сказках? Действительно ли герой глуп или умён, но играет роль дурака? Можно ли его назвать положительным? С.И. Ожегов «Словарь русского языка» В. Даль «Толковый словарь» Дурак – глупый человек, т.е. человек с ограниченными умственными способностями, несообразительный. 2. В старину – придворный или домашний шут. Дурак – глупый человек, тупой, непонятливый, безрассудный, малодушный, юродивый. 2. Дурак – шут, промышлявший дурью, шутовством.
Ответить на этот вопрос помогли русские народные сказки «Сивка – бурка» и «Иван – крестьянский сын», которую можно было узнать по иллюстрации.
Сказка «Сивка – Бурка». - Является ли Иван в данной сказке дурачком? - Какие поступки заставляют задуматься? - Кто считает его дурачком? Почему? Как относятся к нему? - Как реагирует на это Иван? - Как думаете герой – дурак или играет эту роль? Что доказывает, что Иван играет роль? - Кто помогал герою? Почему? - Смог ли бы Иван проявить себя, если бы не было этого сказочного героя? - Кто придумал Сивку – Бурку? Как народ относился к Ивану? - Какими качествами наделяет народ своего героя? (Работа с текстом) Выставляются карточки.
Предусмотрительный Ответственный Ловкий, умелый Добрый Доверчивый Смелый Решительный Настойчивый Скромный Можно ли его назвать положительным героем? Но ведь в нём есть и отрицательные черты, которые заставили нас задуматься над тем, а не дурак ли Иван. Иван – сын народа. Ему многое прощается и людьми, и богом. Глуп он или умён, но его наделяют качествами, которые близки народу. Почему сказка названа так? Как вы думаете, а мог ли быть вместо коня человек из реальной жизни?
Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». - Почему изначально Ивана не называют дурачком? - Каким он был?(Трудолюбивым) Как к нему относились братья? - Почему по имени назван в сказке только Иванушка? Особое внимание уделялось на уроке бою со Змеем, проводилось сопоставление. - Каков Иван? А Змей? - Можно ли Ивана назвать положительным героем? Почему? -Как относится к нему народ? - Что указывает на близость Ивана с народом? (Речь героя) - Что можно сказать о ней? В каких ситуациях Иван использует эти фразы? - Какими качествами наделяет народ своего положительного героя? (Обобщение материала с использованием карточек).
Образы положительных героев, защитников Родины запечатлены не только в сказках, но и в былинах, во многих произведениях искусства. Одной из ярких иллюстраций является известная картина Васнецова «Три богатыря». На таких образах и характерах стояла и будет стоять Земля Русская.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Технологическая карта мастер-класса в 4-5 классе в соответствии с требованиями ФГОС в классе с детьми умеренной и сложной структурой дефекта "Ангел - хранитель домашнего очага"
Классный час для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей....
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...