Социальная адаптация учащихся с ограниченными особенностями здоровья во время внеурочных мероприятий
материал на тему
Процесс социальной адаптации или приспособления к обществу, в котором мы живет, крайне необходим для комфортного самоощущения и жизни в целом. Для социальной адаптации человек должен не только знать и использовать в повседневной жизни усвоенные им навыки социально приемлемого поведения, но и постоянно подстраиваться под изменяющуюся окружающую действительность.
Трудности в социальной адаптации учащихся с интеллектуальным недоразвитием возникают, в первую очередь, вследствии стойкого расстройства функций головного мозга. Неумение разобраться в ситуациях, осознать причинно-следственные связи между поступком и результатом, установить смысл действия другого лица часто являются истинной причиной агрессии, тревожности, нарушения поведения детей подростов с интеллектуальными нарушениями. Поэтому необходимо адаптировать ребёнка к жизни в обществе как можно с более раннего возраста, корректировать эмоциональные и поведенческие реакции на внешние раздражители и ситуации.
Главная задача педагога-дефектолога. по-мнению Л.С.Выгодского, заключается в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_adaptatsiya.docx | 22.21 КБ |
sots.adaptatsiya.pptx | 150.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение школа №18
Центрального района С-Петербурга
Доклад на тему:
«Социальная адаптация учащихся с
ограниченными особенностями здоровья
во время внеурочных мероприятий»
Подготовила: Нечаева И.Н.
С-Петербург
2018
Социальная адаптация учащихся с ОВЗ во время внеурочных мероприятий
Понятие адаптация (от старолатинского adaptatio – приспособление) было первоначально введено для обозначения такого явления, как приспособление организмов к окружающей среде. Впоследствии его стали употреблять для обозначения иного процесса – приспособления человека к социальным условиям жизни.
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.
Социализация представляет собой единство сложных процессов – адаптации к существующим социальным условиям, присвоения социальной информации и реализации полученного социального опыта, творческого преобразования и развития своей социальной среды. С одной стороны, социализация включает в себя целенаправленное воспитательное воздействие общества на индивида с целью привития ему определенных знаний, умений, навыков, с другой стороны – его социальную деятельность.
Социальная адаптация есть взаимодействие двух взаимно адаптирующихся структурно сложных систем – личности и социальной среды. Обе эти системы находятся в сложном взаимодействии: личность адаптирует к себе социальную среду, а социальная среда в определенной мере адаптирует к себе личность.
Таким образом, социальная адаптация – это один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации ситуации, что дает возможность учащимся успешно развиваться, посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества.
С помощью сознания человек целенаправленно контролирует и регулирует процесс своей адаптации, варьирует свое поведение при изменении условий. В отличие от всех живых существ, человек должен овладеть возможностью адекватно реагировать на изменения социальной среды и вырабатывать целесообразные формы поведения для данной ситуации.
Психическое развитие умственно отсталых школьников протекает под воздействием факторов окружающей среды и подчинено общим законам развития. Однако умственно отсталые дети не способны к самостоятельной социальной адаптации и осознанному включению в трудовую жизнь. Умственная отсталость нарушает адаптационные способности личности вследствие стойкого расстройства функций головного мозга и в значительной степени изменяет социальное поведение человека. Неумение разобраться в ситуациях, осознать причинно-следственные связи между поступком и результатом, установить смысл действия другого лица часто являются истинной причиной агрессии, тревожности, нарушения поведения умственно-отсталых детей. Известно, что умственно-отсталые дети характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В связи с этим дети могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимость сопротивления ему. Поэтому необходимо адаптировать ребёнка к благоприятной среде, сформировать нормы поведения в обществе, скорректировать эмоциональные и поведенческие реакции на внешние раздражители и ситуации.
Процесс социализации учащихся с умственной отсталостью затруднен прежде всего тем, что у него снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление Выготский Л.С. называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребенку с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу педагога-дефектолога он видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.
Возникающие сложности в поведении умственно отсталых школьников обуславливаются целым комплексом вторично наслаивающихся проблем в общении:
- проблемы в осмыслении ситуации общения. Недоразвитие высших вербально-логических форм мышления, характерное для умственно отсталых детей, обуславливает недостаточно понимание ребенком ситуации общения. Следствием такого непонимания может явиться неадекватность поведения ребенка.
- проблемы в восприятии и понимании личности другого человека (в частности, партнера по общению). Эта категория проблем проявляется в неумении учитывать в процессе общения особенности личности другого человека, излишней доверчивости, что делает умственно отсталых детей легко поддающимися под влияние асоциально настроенных личностей. К этой же категории трудностей относятся и проблемы в сфере эмпатии (сопереживания другому человеку);
- проблемы в использовании средств общения (вербальные и невербальные);
- проблемы в общении, связанные с особенностями характера (вялые, заторможенные в общении, некоторые аутистические проявления или агрессивные, легко возбудимые);
Перечисленные проблемы умственно отсталого ребенка, препятствующие успешной социализации, очевидны, но работу в этом направлении необходимо продолжать, изыскивая по выражению Выготского Л.С. «обходные пути», чтобы помочь ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии приспособиться к окружающему миру.
Чем раньше начинается процесс накопления социального опыта и взаимодействие с окружающей средой, что может происходить только в процессе обучения и воспитания, а также общение со сверстниками, тем больше создаются предпосылок для формирования и совершенствования общения, следовательно, для более успешной социализации младших школьников с нарушением интеллекта. Источники формирования социально приемлемого поведения:
- семья. В семье ребенок по подражанию формирует у себя навыки социально приемлемого поведения.
- сверстники. Адаптация к социуму требует подчинение своих индивидуальных желаний нормам общения в коллективе.
- школа.
Основной целью работы любой школы для учащихся с ОВЗ является социальная адаптация её будущих выпускников, которая представляет собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт.
При организации внеурочных мероприятий необходимо соблюдать следующие принципы:
- выдержанность общих целей и задач работы;
- массовость, т.е. вовлечение в нее большинства учащихся;
- её общественно – полезная направленность;
- личностная ориентация: обеспечение благоприятного морально-психологического климата, добровольности выбора учащихся видов деятельности, учёт их пожеланий и опора на самостоятельную творческую инициативу, создание «ситуации успеха» в каждом их начинании.
Формы внеурочных мероприятий::
- Игра – эмоционально насыщенный вид проявления активности детей, способ сначала эмоционального, а затем интеллектуального освоения системы человеческих отношений, окружающей действительности. Как социально-педагогическая форма организации детской жизни игра способствует социальному развитию детей и логично проецируется на достижение определённых педагогических целей.
Игра предоставляет колоссальные возможности для перестройки эмоционального опыта играющего (создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и др.). В игре возможно инсценировать эмоции и чувства. Реализуется способность ребёнка быть собой и другим. Через специально организованную игровую деятельность дети с. проблемами в развитии удовлетворяют различные потребности: в общении, в активных действиях, в возможности узнавать новое, выражать своё отношение к тому, что является содержанием игры.
Психологические механизмы воздействия игры:
- ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме;
- происходит поэтапное освоение, отработка и усвоение адекватных способов в разрешении проблемных ситуаций;
- формируются элементы регуляции поведения и деятельности ребенка.
- Сказка заставляет ребёнка сопереживать персонажам, в результате сего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми «особому» ребёнку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребёнок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. На занятиях он проигрывает способы адекватного эмоционального реагирования, учится управлять своими чувствами посредством формирования новых эффективных моделей поведения, способов снятия напряжения и др.
С помощью игры в сказочном контексте можно помочь каждому ребёнку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнётся во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме.
- Конкурсы, выставки способствуют социальной адаптации ребенка, направлена на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными людьми.
- Экскурсии, походы,
- Занятия в кружках по интересам
- Творческие фестивали, соревнования, праздники и другое.
Программа внеурочной деятельности направлена на социально-эмоциональное, спортивно-оздоровительное, творческое, нравственное, познавательное, общекультурное развитие личности средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания
Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и обучающихся, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников.
Планируемые результаты работы:
-Овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни;
-Сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом;
-Достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия;
-Сформированные компетенции социального взаимодействияс обществом, общностью: сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность;
-Умение коммуникативно взамодействовать с окружающими людьми, овладение социокультурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
-Ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности.
Вывод: социальная адаптация включает в себя обучение детей ориентироваться и адекватно вести себя в различных социумах: в магазинах, в транспорте, в поликлинике; уметь задать вопрос, использовать полученную информацию. Осуществляется во время прогулок, учебных экскурсий, на уроках и занятиях по социально-бытовой ориентировке, развитию речи.
Для успешной социальной адаптации необходимо расширять бытовой и социальный опыт умственно отсталых детей, учить применять полученные знания и умения в собственной жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные понятия: Адаптация (от старолатинского adaptatio – приспособление) приспособление организмов к окружающей среде; приспособления человека к социальным условиям жизни . Социум ( лат. socius - товарищ, компаньон) - общество, социальная среда человека. Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе . Социальная адаптация – это один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации ситуации.
Цель социальной адаптации учащихся с ОВЗ: формирование адекватного коммуникативного поведения обучающихся в повседневной жизни; выработать достаточный уровень самостоятельности для принятия решений в стандартных ситуациях.
Социальные факторы формирования личности: Макросреда Микросреда Семья Сверстники, друзья Школа СМИ
Особенности учащихся с ОВЗ: Неумение разобраться в сложившейся ситуации; Затруднение в установлении причинно-следственных связей; Высокая тревожность; Снижением критичности и самокритичности; Повышенная внушаемость; Проблемы в использовании средств общения (вербальные и невербальные); Проблемы в общении, связанные с особенностями характера.
Источники формирования социально приемлемого поведения Семья Сверстники, одноклассники Школа
Формы внеурочных мероприятий Праздники Сказка Занятия в кружках Конкурсы Экскурсии Выставки Игра
Форма организации: Игра Психологические механизмы воздействия игры : - ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме; - происходит поэтапное освоение, отработка и усвоение адекватных способов в разрешении проблемных ситуаций; - формируются элементы регуляции поведения и деятельности ребенка.
Форма работы: Сказка Психологические механизмы воздействия сказки: Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок
Формы работы : конкурсы, выставки, экскурсии, походы, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали, соревнования, праздники и т.д.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...
Комплексный подход в решении проблемы социальной адаптации учащихся школы 3-4 вида.
Проблема социокультурной интеграции инвалидов с сенсорными нарушениями является одной из актуальных проблем современного специального образования. Причём надо учесть, исходя из исследований учёных, чт...
Индивидуальная работа по развитию внимания в процессе социальной адаптации учащихся начальной школы VII вида.
Индивидуальная работа по развитию внимания в процессе социальной адаптации учащихся начальной школы VII вида....
Технология социальной адаптации учащихся.
Технология социальной адаптации учащихся при реализациифедерального государственного образовательного стандартаначального общего образования....
"Индивидуальная образовательная программа– одно из основных специальных условий для развития и социальной адаптации учащегося с особыми возможностями здоровья"
В презентации автор делится своим опытом создания Индивидуальной образовательной программы....
"Система внеурочных мероприятий по профилактике трудностей адаптации учащихся 4 класса к учебно-воспитательному процессу в основной школе"
Система внеурочных мероприятий разработана для использования в 4 классе во время доадаптационного периода учащихся, также можно использовать в дальнейшем для профилактики трудностей адаптации.Материал...
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье предоставлен анализ социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы....