Мастер-класс «Успех и успешность в обучении».
статья на тему
Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
Мастер-класс разработан для учителей начальных классов, которые хотят вырасти успешных учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Успех и успешность в обучении».
Автор: Мустаева А.М.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
МБОУ «СОШ №33 с углубленным изучением английского языка» г. Нижнекамска
Цель: формировать позицию педагогов по созданию основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность гражданина.
Задачи:
- Создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов.
- Стимулировать готовность у педагогов принятие разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении.
Формы и методы деятельности:
- работа в группах;
- дискуссия;
- обсуждение.
Оборудование:
- столы (для 4 групп);
- маркеры (по количеству групп);
- листы с заданием для каждой группы (со словами «успешность», «успех»);
- листы с заданием для каждой группы для высказываний;
- бусинки;
- облако "тегов".
I. Введение в тему. (3 мин)
Добрый день, уважаемые коллеги! Возьмите лист «Приложение №1», прочитайте.
1. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. ФГОС
2.Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
У. Глассер
Что общего в этих строчках?
Кажется ничего общего, но если подумать, можно объединить так: «....воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики..... . все это об успешном человеке. Важно быть ответственным, целеустремленным, предприимчивым, решительным, созидающим и ... человеком, который не боится совершать ошибки. Все это - слагаемые Успешного человека.
Поэтому тема моего мастер-класса «Успех и успешность в обучении»
II. ОСМЫСЛЕНИЕ (14 мин)
1.Определение слов «Успешность», «Успех»
Еще раз заглянем в ФГОС.
II. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
14. Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Уже в школе мы с вами начинаем воспитание человека. Безусловно, многое зависит от учителя. Ребенок должен чувствовать свою значимость, что его уважают, что он независимо ни от чего – самодостаточная ценность.
Прежде дадим толкование основных понятий: «успешность», «успех».
Прочитайте в Приложении 2, что они обозначают. У этих слов несколько значений, но я выбрала те, которые подходят к нашей теме.
2.Подбор синонимов. Работа в группах.
Какой же он успешный ученик?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выберем синонимы, которые более точно определяют это социальное явление.
Участникам раздается ряд слов, из которых нужно выбрать синонимы к нашим словам и подчеркнуть их. Приложение 3.
А сейчас проверьте с моим образцом. Листочки №1 желтого цвета.
Какая из групп добилась хорошего результата в работе? Добилась успеха? (По Ожегову)
Приложение 3 (ответы)
Успех, победа, удача, счастье. признание, подарок, счастливый конец, богатство, лавры, шаг вперед .
Успешность, благополучность, богатство, спорость, удачность, благополучие, небезуспешность, подарок.
3.Работа с фразами, при помощи которых можно создать ситуации успеха. Работа индивидуальная.
Согласно определению, данному Белкиным А.С., с психологической точки зрения, успех – это переживание состояния удовлетворения, радости от того, что достигнутый результат деятельности личности либо совпал с планируемым, ожидаемым (с уровнем притязаний), либо превзошел его.
Когда мы с вами достигаем этого состояния?
А наш ученик? А когда у него это лучше получиться?
Нам с вами нужно создать ситуацию успеха. Для этого существуют разные методы и приемы. Мы же с вами начнем с малого, с капельки. Капелька воды камень точит.
У вас на столах карточки с таблицами. Приложение 4. Вам нужно заполнить их фразами, которые вы скажете своим ученикам в разных ситуациях для вселения уверенности в себя.
Участники заполняют таблицы, затем называют свои ответы по очереди, «нанизывая их на ниточку». Должна получиться ниточка бус.
Фразы могут быть и такими.
Приложение 4. Ответы.
Эмоциональное «поглаживание».
Это один из самых распространенных и популярных приемов создания ситуации успеха. В его основе — эмоциональный контакт с учащимися через обращение к ним со словами одобрения.
Слова одобрения | «Молодец!», «Умница!» |
Позитивная оценка | «Восхитительно!», «Здорово!», «Замечательно!», «Гениально!» |
Комплименты | «Вы сегодня прекрасно, очень слаженно работаете», «Как приятно иметь дело с таким творческим человеком!» |
Пожелания перед работой | «Уверена, что у вас все получится!», «Пожелаю тебе успеха в этом непростом деле!» «Это не так сложно, как тебе кажется. Это легко. Ты в этом сам скоро убедишься!» |
Скрытая помощь через подсказку.
Педагог не напрямую (через распоряжение, приказ, инструкцию), а косвенно, через подсказку (намек, совет) обозначает учащемуся более конструктивный, эффективный, успешный путь решения задачи, проблемы
Совет | «Я полагаю, что удобнее всего было бы делать в таком порядке...»; «Мне кажется, что в центре твоего внимания должно находиться...»; «Мне бы хотелось, чтобы ты не забыл о...»; «А не кажется ли тебе, что целесообразнее это выполнять так...» |
Персональная исключительность.
Учитель подчеркивает неповторимую особенность ученика.
Интерпретация педагогом результатов любой деятельности ученика как исключительного явления | «Именно у тебя это получилось очень оригинальным»; «То, что тебе в итоге удалось сделать, является прекрасным образцом истинного творчества» |
III. Рефлексия.
Облако " тегов", которое необходимо дополнить.
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…
Выберите 1-2 предложения и закончите их на листочках.
Спасибо за работу.
Приложение 1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
I. Общие положения
7.В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
У. Глассер
Приложение 2
В Толковом словаре русского языка Д.Н. Ушаков указывает на образование существительного «успешность» от прилагательного «успешный», т.е. заключающий в себе успех, представляющий собой успех.
Следовательно, понятие «успешность» является производным от понятия «успех». «Успех» определяется следующим образом: удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели. (Д. Н.Ушаков)
С. И. Ожегов «Хороший результат в работе , учебе».
Приложение 3
Успех, победа, удача, счастье. признание, подарок, счастливый конец, богатство, лавры, шаг вперед .
Успешность , благополучность, богатство, спорость, удачность, благополучие, небезуспешность, подарок.
Приложение 4.
Эмоциональное поглаживание.
Это один из самых распространенных и популярных приемов создания ситуации успеха. В его основе — эмоциональный контакт с учащимися через обращение к ним со словами одобрения.
Слова одобрения | |
Позитивная оценка | |
Комплименты | |
Пожелания перед работой |
Скрытая помощь через подсказку.
Педагог не напрямую (через распоряжение, приказ, инструкцию), а косвенно, через подсказку (намек, совет) обозначает учащемуся более конструктивный, эффективный, успешный путь решения задачи, проблемы
Совет | |
Персональная исключительность.
Учитель подчеркивает неповторимую особенность ученика.
Интерпретация педагогом результатов любой деятельности ученика как исключительного явления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Лесенка успеха"
Мастер - класс по теме "Актуализация знаний- один из этапов урока в технологии системно-деятельностного подхода"...
Мастер-класс "Слагаемые успеха при формировании УУД, или когда 2+2=6"
Материалы, предложенные в мастер классе помогут учителям начальных классов организовать на уроке деятельность, направленную на формирование универсальных учебных действий у обучающихся....
Мастер-класс: Реализация компетентностно-деятельностного подхода к обучению математике учащихся начальных классов
Мастер-класс на тему "Реализация компетентностно-деятельностного подхода к обучению математике учащихся начальных классов"...
Мастер-класс «Педагогика успеха как путь к воспитанию гуманной конкурентноспособной личности».
Приобретая опыт педагогической работы в начальных классах, я пришла к выводу, что активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но г...
Мастер-класс: «Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста»
Цель: раскрыть самооценку младших школьников ,используя в качестве обратной связи инструменты самооценки младших школьников, которые апробированы и внедрены в практику урочной ...
Мастер-класс "Ступенька успеха"
1 февраля в нашей школе прошёл семинар учителей начальных классов. Мною был представлен мастер-класс "Ступенька успеха"...