Мастер-класс "Ступенька успеха"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
1 февраля в нашей школе прошёл семинар учителей начальных классов. Мною был представлен мастер-класс "Ступенька успеха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterklass_seminar.docx | 25.77 КБ |
master_klass_fevral_2018.pptx | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Ступенька к успеху»
Цель: создание условий для развития профессионального совершенствования учителя начальных классов при формировании читательской компетенции
Задачи:
- Рассмотреть структуру формирования читательской компетенции у младших школьников. Технику чтения и осмысление текста.
- Познакомить с различными типами упражнений по формированию техники чтения и его компонентами: правильность, беглость, осознанность, выразительность.
- Способствовать внедрению педагогических техник в практическую деятельность педагогов.
Ход мастер-класса
Слайды | Деятельность учителя | Деятельность слушателей |
Вводная часть | ||
- Добрый день! Хочу начать свой мастер-класс с вопроса. Что нужно ребёнку, чтобы быть успешным учеником? | ||
Слайд- 1 Слайд -2 | А какими же критериями можно оценить успешного ученика? Составим кластер. (успешный ученик) Да, верно! Я согласна с вашими мнениями. Одним из критериев успешного ученика, вы назвали эрудицию, начитанность, осведомленность. А чтобы быть эрудированным, ученик должен уметь добывать информацию и уметь работать с ней. А первый и самый основной источник добывания информации в начальной школе – это умение читать. - И тема моего мастер – класса «Ступенька к успеху». | Здоровый (физ. псих) счастливый, активный благопол-ый организ-ый, энергичный, трудолюб-ый, творческий, позитивный, целеустремл. адекватный эрудированный, |
Ознакомительная часть | ||
Слайд -3 | Умение читать – это очень сложный психофизиологический процесс. Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. Таким образом, в процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью любого чтения. Между этим сторонами процесса чтения существует тесная, неразрывная связь. Процесс понимания читаемого определяется характером восприятия. В то же время процесс зрительного восприятия испытывает на себе влияние смыслового содержания раннее прочитанного. | |
ФИШБОУН | -Рассмотрим техническую сторону процесса чтения. Выделим 2 характеристики навыка чтения: правильность - скорость. - Почему ученик плохо читает? Исследуем с помощью приёма «Фишбоун». - Проблема – медленное чтение. Назовите причины, обозначьте факты. Как решить эту проблему? Вывод Основными причинами медленного чтения являются : - неправильное обучение чтению, когда родители или бабушки учат ребёнка побуквенному чтению, а не слоговому; - плохое развитие речевого (артикуляционного) аппарата; - регрессии при чтении ( возврат к уже прочитанному слову) -низкий уровень концентрации внимания и памяти ( пока дочитает до конца предложения - не помнит начало); - малый объём оперативного зрения ( периферийное зрение, мал угол зрения - не видит всё слово, а только слог или букву); - отсутствие навыка антиципации (предугадывания), т.е. умение видеть одновременно с чтением одного слова другое слово или по контурам догадываться какое оно; - плохо организованное домашнее чтение - отсутствие интереса, мотивации, трудолюбия, цели и практики чтения. | Ответы слушателей |
| ||
Как решить проблему? Рекомендую следующие упражнения Развитие артикуляционного аппарата. Произнесение труднопроизносимых слогов и слов. Проговаривание детских потешек и чистоговорок. Очень помогает работа со скороговорками. Если работа проводится в системе, то можно исправить многие дефекты речи. А также жужжащее чтение. Дыхательные упражнения, развивающие умение говорить на выдохе набранного воздуха. (сдуй пылинку, одуванчик, пламя свечи на торте, глубокий вдох и короткие выдохи , фырканье) Для развития периферического зрения можно использовать таблицы Шульте, Швайко, а для развития угла зрения - слоговые пирамидки, поисковые таблицы. Всё это улучшает функции памяти и внимания. Развитию оперативной памяти способствуют слуховые и зрительные диктанты.Тексты Федоренко И. Т. позволяют увеличить за два месяца систематической работы технику чтения до 200 слов. Он пришёл к выводу, что скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. При медленном чтении дети теряют начало фразы, не дочитав её до конца. | Нужны упражнения для скорочтения | |
Работа в группе | Конечная цель чтения – это понимание прочитанного. - Рассмотрим другую сторону процесса чтения. В основе читательской компетенции, обеспечивающей восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова лежит разносторонняя работа с текстом. При работе над текстом часто использую метод «Шести шляп» английского психолога и писателя Эдварда де Бона. В основе метода лежит идея параллельного общения. Параллельное мышление – это конструктивное мышление, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Приём помогает увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь её решения. Метод «Шести шляп» - это простой и практичный способ преодолеть трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. - Предлагаю разделиться на 5 групп. Цвет шляпы определяет направление развития мысли. Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе. Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты. Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против. Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов. Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными. Синяя — контроль над мыслительным процессом, подведение итогов, высказывание наблюдений и комментариев. Раздаются задания по группам. Выступление представителей шляп. Вывод: (Выступление представителя синей шляпы) - Вы хорошо поработали в группах и очень точно высказались! - В основе этого рассказа извечный вопрос: что такое любовь и что такое ненависть. Любовь –это чувство глубокой симпатии к другому человеку или объекту. Это одно из прекраснейших чувств на Земле! Да любовь бывает разной. Это светлое и вечное чувство. Люди не могут жить без любви, для большинства это основной смысл жизни. Ненависть – это чувство неприязни к окружающим вещам, событиям, чаще людям. По Евангелию у человека существует семь пороков: лень, чревоугодие, жадность, злоба, зависть, гордыня, похоть. Нужно работать над собой, над своим характером и устранением своих пороков, а не над «происками врага» в чьём бы то ни было лице. | Аудитория делится на 5 групп Обсуждение. Выступление. |
Рефлексия. | Я хотела бы закончить свой мастер-класс такими словами: Большой успех – это сумма маленьких шажков, которые мы делаем ежедневно, но главное - это вера в собственный успех и … настойчивость! - Оцените, пожалуйста, смайликом нужного цвета нашу работу. Спасибо большое за внимание! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СТУПЕНЬКА К УСПЕХУ
УСПЕХ УМЕНИЕ ЧИТАТЬ
ФИШБОУН Голова –вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние – суть понятия, хвост – ответ на вопрос
артикуляция регрессия внимание память Периферийное зрение антиципация не помнит начало повтор нечёткое произношение Медленное чтение Неправильное чтение м ал угол чтени я Упражнения для скорочтения ФИШБОУН
Если наше дело – в шляпе, Если наше тело – в шляпе, Если даже мысли – в шляпе, Значит, в шляпе-то – вся суть !
Рефлексия Я всё очень хорошо понял, мне было интересно Мне всё понятно, но материал не всегда интересен Я не всё понял, но мне было интересно Я ничего не понял
Спасибо за внимание ! Творческих успехов !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта успеха
Карта успеха ученика 1 класса на конец 1 полугодия....
Тест для родителей "Успехи в школе"
Тест для родителей...
Воспитательная система школы "Путь к успеху"
PUT_K_USPEHU.jpg...
«Мой личный успех - в успехе моих учеников».Моя педагогическая философия.
Учитель! Сколько надо любви и огня, Чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя!...
Презентация на тему:"Успех порождает успех".
"Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться"...
Классный час "Что для Вас успех. Слагаемые успеха"
Классный час. Начальная школа....
От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех
Какие навыки должны приобрести ученики, чтобы преуспеть в своей будущей карьере? ...
- Мне нравится (1)