Мастер-класс "Слагаемые успеха при формировании УУД, или когда 2+2=6"
учебно-методический материал по теме

Громова Ирина Ивановна

Материалы, предложенные в мастер классе помогут учителям начальных классов организовать на уроке деятельность, направленную на формирование универсальных учебных действий у обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УУД, ИЛИ КОГДА 2+2=6.

Громова Ирина Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№10 г. Павлово

Нижегородской области

 Тема моего мастер-класса собрала вместе творческих педагогов, заинтересованных в таком, с одной стороны, новом, а с другой стороны, знакомом процессе как формирование универсальных учебных действий. Поэтому,  наша цель сегодня – найти неизвестное в известном и известное в неизвестном на примере  УУД.             

             Всем известно, что 2+2=4. Бывает ли так, что 2 + 2 = 6? Согласно арифметике, это невозможно. Однако часто наша жизнь не поддается математическим законам. Музыка – это не сумма нот. Картина – это не сумма красок.  

Что вы можете сказать о выражениях 1+1=2, 1+1=0,  1+1=1, 1+1=-2 с математической точки зрения? Подумайте, когда в жизни все эти выражения  являются верными? 1+1=2 - это взгляд на жизнь не как на арену борьбы, а как на область сотрудничества;1+1=0 – это философия конфликта, 1+1=-2 – это философия вечной войны; 1+1=1 – это философия совпадение взглядов, когда два человека имеют одно и то же мнение, один из них — лишний, они не дополняют, а дублируют друг друга.

Наиболее эффективным видом общения, конечно же,  является сотрудничество. А если к нему добавить сотворчество, то, согласно закону синергии, сумма слагаемых возрастёт. И тогда суммарный эффект сотрудничества и сотворчества детей и педагога будет равен 6 (2+2=6), где первая «2» – это индивидуальные достижения детей, вторая «2» - это индивидуальные достижения педагога, а «6» - групповое достижение, сложенное из двух индивидуальных и одного совместного (2+2+2).   Использование синергетического подхода позволяет  учителю эффективно формировать и УУД.

            А из каких слагаемых складывается успешность формирования УУД? Умение  ответить на вопросы «Что такое УУД?», «Как формировать?», «Какие инструменты использовать?» и составляют ключевую компетентность педагога при формировании УУД.  Из первого вопроса вытекает первое слагаемое «знаю». Знаю, зачем мы формируем УУД, понятие и  виды, приёмы и способы их формирования.

Современная школа – частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных отношений и научить их жить в современном обществе.  Поэтому приоритетным для начальной ступени образования является создание базовых условий для формирования компетентностей, существенных для успеха в самых разных сферах жизни любого человека и общества.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. [1]

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, т.е. способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Понятие «Универсальные учебные действия»  включает в себя «общеучебные умения и навыки» и «компетенции». [1]

Мы с вами сегодня будем работать в группах с аналогичными названиями. Чтобы узнать, за какой вид УУД отвечает ваша группа, вставьте пропущенные слова на карточках. (Приложение 1)

Универсальные учебные действия  сгруппированы в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Все виды УУД тесно взаимосвязаны между собой, но  тем не менее для каждого вида есть свои приёмы формирования. Давайте разберёмся, какие действия педагога и обучающихся относятся к вашему виду УУД. Выберите их номера из списка. (Приложение 2)

Из второго вопроса вытекает второе слагаемое «умею». Умею ставить задачи урока по формированию УУД,  находить их в заданиях учебника, отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД.

«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.» - говорил Конфуций.

Обратимся к русской народной сказке «Пузырь, соломинка и лапоть». Какие универсальные действия сформированы у героев? (умеют совместно работать, планировать деятельность,   применяли знания в новой ситуации, распределили  роли …..) Что необходимо сформировать? (научиться принимать точку зрения других, выбирать верное решение, владеть собой) Итак, мы ещё раз убедились: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!».  В том числе и урок формирования УУД.

Ещё одним подтверждением слов Конфуция являются задачи урока. Посмотрите на задачи урока по стандартам 1 поколения и найдите среди них задачи по формированию вашего вида УУД. (Приложение 3) Теперь обратимся к заданиям учебника. Всем знакомо задание «Запиши сумму чисел». Какой вид УУД он формирует? (познавательное, моделирование) Выберите задания учебника, способствующие формированию вашего вида УУД. (Приложения 4)

Новым в формировании УУД является деятельностный подход, в основе которого лежит учебная ситуация «делай, думай, а я тебе помогу», где ребёнок осознаёт «что» он будет делать, «зачем» и «как». Определите порядок действий учителя и обучающегося при деятельностном подходе. (Приложение 5)

Формирование УУД напрямую зависит от того, каким образом выстроен образовательный процесс и организована учебная деятельность в классе. Но достаточно ли этого? Как определить, что  процесс формирования УУД идёт успешно? Необходимо вести мониторинг сформированности у каждого ребёнка и класса в целом.  Это третий  вопрос – третье слагаемое «могу».  Могу использовать и создавать диагностический инструментарий успешности формирования,  могу «увидеть» УУД в любой жизненной ситуации и научить этому других.

Для определения уровня сформированности можно пользоваться готовыми  диагностиками, большая часть которых представлена в книге А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», а можно создать самим, взяв за основу задание учебника или придумать задание самим. (Приложение 6). Думаю, что  вы хотите и уже готовы поработать со всеми видами УУД. Установите соответствие между названием диагностики и диагностируемым видом УУД. (Приложение 7)

Школа сегодня не единственный источник знаний. Обучение человека, формирование его компетенций происходят не только в учебных заведениях,  но и в других местах, которые становятся для человека источником информации.  Наши дети,  да и мы с вами все больше информации получаем из сети Интернет. Там я встретила интересный приём «Чему учит лавочка?»  [2],  которым   поделюсь с вами сегодня.

Что можно делать на лавочке?  На лавочке можно: отдыхать, играть в разные игры, грызть семечки, читать книгу, общаться с друзьями и т.д.

Что можно узнать на лавочке?  На лавочке можно узнать:  новости, обычаи людей разных национальностей, узнать мнение о себе и своих друзьях, познакомиться с новыми людьми.

Чему можно научиться, сидя  на лавочке? На лавочке  нужно уметь соблюдать правила поведения: не пачкать, не царапать, не забираться с ногами, не сорить рядом.

Какие же универсальные действия сформировала  лавочка? Коммуникативные  УУД: научила  взаимодействовать с разными людьми, умения с достаточной полнотой выражать свои мысли, умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы. Личностные УУД: адекватно реагировать на замечания, умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку, ответственность за поведение и действие других и себя. Познавательные УУД: выбор необходимой информации, установление причинно – следственных связей. Регулятивные УУД: установление связи между целью деятельности и ее мотивом, прогнозирование результатов деятельности.

Таким образом,  универсальные действия формируются и на лавочке в том числе. Назовите ещё места, где можно чему – либо научиться?  Учиться можно всегда и везде. Вокруг нас богатый материал для  формирования универсальных действий.

Назовите,  какие виды УУД формировались у нас в ходе нашего сотрудничества? Личностные: самоопределение. Регулятивные: оценка, планирование, коррекция, контроль. Познавательные: логические, умение работать с информацией. Коммуникативные: взаимодействие с другими людьми, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Выберите любой объект окружающего мира и расскажите, какие виды УУД он формирует по плану.

Вряд ли сумма 2+2 будет равна 6, если мы не добавим в формулу «творчество», без которого процесс формирования учебных действий становится серым и скучным. Вот и мы добавим красок   нашим УУД. Дорисуйте или раскрасьте букву  вашего вида УУД в соответствии с вашими ассоциациями. (Приложение 8)

Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя. Теперь он – тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок и внеурочную деятельность для развития личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для его всестороннего развития.        Добиться этого можно только через специальную организацию учебно – воспитательного процесса, основанную на нашей формуле. И тогда совместная творческая деятельность обучающихся и педагога в сумме всегда будет равна 6 и более.              

Надеюсь, что сегодня Вы приобрели не только новые умения и навыки, но и надёжных друзей-единомышленников. А вместе мы многое сможем достичь, в том числе и в вопросе формирования УУД!

Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе. Смогли ли Вы сделать для себя маленькое «открытие», найти неизвестное в известном и известное в неизвестном.  Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся? Оцените, чему равна сумма нашего сотрудничества сегодня, чему равна сумма 2+2?

Литература:

  1. Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» М: «Просвещение» 2010
  2.  http://www.proshkolu.ru/user/makarowa51/file/2055800/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость создания ситуации успеха на уроке - неотъемлемая часть формирования ключевых компетентностей.

В данной статье изложены материалы  из опыта работы по развивающей программе "Школа 2100". Представлены приёмы, методы, пути  создания проблемной ситуации на уроке.Проблемная ситуация создаё...

Формирование мотивации достижения успеха

Статья и презентация на тему "Формирование мотивации достижения успеха"...

выступление "Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению"

В работе уделено внимание созданий "ситуаций успеха на уроках"как положительного отношения к учебе...

Родительское собрание. Содружество семьи и школы -залог успеха в формировании ЗОЖ.

Забота о сохранении здоровья учащегося - важнейшая обязанность школы, отдельного  учителя, педагогического коллектива, родителя и самого ребенка....

От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех

Какие навыки должны приобрести ученики, чтобы преуспеть в своей будущей карьере? ...

МАЛЕНЬКИЕ ПРИЕМЫ БОЛЬШОГО УСПЕХА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

Мастер - класс по формированию грамотного письма младших школьников. Знакомство с приемами работы над проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Прежде чем научить  ученика выполнять работу над ...