Мастер класс
материал на тему

Здоровьесберегающие техологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР КЛАСС

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ  ДЕФЕКТОЛОГА

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ.

Задачи:

  • раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;
  • познакомить с методикой их проведения;
  • поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья школьников;
  • распространить педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий;
  • познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с целью повышения их профессиональной компетентности.

1. Вступление:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Реализация требований современного ФГОС         предполагает усвоение объема определенных академических знаний каждого ребенка независимо от его способностей и уровня готовности к школьному обучению .

Многие дети испытывают трудности в освоении ООП. Это может быть связано как с ОВЗ так и с индивидуальными особенностями конкретного ребенка. Для определенных детей усвоение ФГОС возможно при создании специальных условий и использовании приёмов, методов и технологий  при обучении детей с ОВЗ.

2. Основная часть.

 Обоснование проблемы.

Вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.

Ответы педагогов.

- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Сейчас существует потребность в здоровьесберегающем образовании.

Погружение в тему). (Деление на 2 группы)

- Я вам предлагаю работу в группах

 “Работа в группах

Она поможет нам оценить роль здоровья для человека.

(Группы работают одновременно 3 минуты, потом представляют работу)

 Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека). (Раздать листы)

На листах у вас  воздушный шар, который летит над землей. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Также у вас есть карточки с ценностями. Выбирайте , какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть уберите  3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.

- К какому выводу мы пришли? Что главное в жизни человека?

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Одна из приоритетных задач реформирования образования является сбережение и укрепление здоровья уч-ся, устранение перезагрузки. Особенно это касается детей с ОВЗ

2.3. Мозговой штурм.

Вопрос: Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока.

Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии.

Вопрос: Что такое здоровьесберегающие технологии?

Ответы педагогов.

  • Образовательный процесс обучения детей с ОВЗ нужно организовать так, чтобы не нанести ущерб здоровья ребенку, а наоборот сохранить его.

Вопрос. Какие здоровьесберегающие технологии вы знаете?

Ответы педагогов.

Существуют следующие виды здровьесберегающих технологий

  • технологии развивающего обучения;
  • технологии развития критического мышления;
  • интерактивные методы обучения;
  • тренинговые технологии.

Работая с разными группами детей с ОВЗ, я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:

- двигательная активность;

- психологическое здоровье школьника;

- ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫЙ характер процесса обучения;

    2.4. Практикум

Гимнастика для мозга

На своих уроках использую различные виды гимнастики. Одна из них гимнастика для мозга, которая активизирует деятельность мозга, способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей, внимания, речи, мышления.

Упражнение «Слон». Прошу всех встать. Прямая осанка. Голову кладем на правое плечо, вытягиваем правую руку вперед, это представьте хобот, и рисуем цифру 8. Зрение направлено на пальцы. а теперь кладем голову на левое плечо и продолжаем упражнение.

Упражнение ладонь кулак

Развитие двигательной активности

Пальчиковая гимнастика

Массаж пальцев карандашами

Массаж шариком су-джок

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, внимания, активизации головного мозга

Итак. повторяем за мной. Положение: сидя.

мишка по лесу бродил,      (мишка)

В дуплах мёд он находил,    (миска)

Только пчёлы налетали     (пчела)

И медведя прогоняли.      (медведь)

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

 «Ёжик выпустил иголки»

Ёжик выпустил иголки

(Сжимаем и разжимаем пальчики- Су – джок на середине ладошки)

Стал наш ёжик очень колкий!

(Нажимаем поочерёдно каждым пальчиком)

Ты ежонок не сердись, на ладошку к нам садись! (Круговые движения по ладошке)

Не страшны твои колючки, к ним привыкли наши ручки!

(Берём су – джок двумя пальчиками и «скачем» им по ладошке)

Лучше к нам иди играть – наши ручки развивать

(Перекладываем Су – джок из одной руки в другую)

Зрительная гимнастика,

Словсная зрительная гим-ка

Бумажные офтальмотренажёры.

Зрительная гимнастика Базарного В.Ф.

способствует развитию зрительной координации, укреплению глазных мышц, развитию зоркости и внимательности

• Головку держим ровно, головку не поворачиваем, двигаются только глазки. •Посмотрели наверх, налево, направо, вниз.
• Глазками начертите круг, треугольник, квадрат, нарисуйте гриб.
•Закройте глазки.
• Открываем глаза и продолжаем работать.

Например, на доске расставлены:

1) Пирамидки. Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза  больше, чем во  второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.

Дыхательная гимнастика

способствует укреплению дыхательной мускулатуры, уменьшению заболеваний дыхательной системы.

Шумный вдох- ладошки закрыли, шумный вдох – ладошки открыли.

 «Шарик»

Мой воздушный шарик

Раз два три

Легкий как комарик посмотри

Носом я вдыхаю не спешу

За своим дыханием я слежу

Физкультурные минутки (Гимнастика для рук, ног, осанки)

 Упражнения для улучшения осанки:

Снятие мышечного напряжения

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного тонуса провожу физ. минутки (через 15-20 минут урока). Провожу их учитывая специфику предмета, с муз. сопровождением.

Ходьба: а) на месте;
б) на носках, руки вверх;
в) на пятках, руки за голову.

Упражнение «Цапля»

Правильная посадка детей за партой.

С помощью массажных мячей.

.

Психологическое здоровье школьника.

Адаптация ребенка .

Организация начала урока

Аутотренинг (релаксация

 Оздоровительная минутка “Солнышко”

Чтобы помочь «особому» ребенку адаптироваться среди сверстников, педагоги должны вовлекать его в общие виды деятельности, в коллективную и групповую формы обучения, использовать игры, совместные исследования, лабораторные и проекты. Оказывать слабоуспевающему ребенку помощь.

создание положительного настроя на урок)

способствует снятию стресса и усталости, расслаблению мышц, восстановлению работоспособности.

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу

Творческий характер процесса обучения. 

Обучение

Реализация здоровьесбеоегающих технологий на переменах

Правильно организованное питание

Соблюдение САНПИНОВ

Работа с родителями

на уроках необходимо использовать принцип индивидуального и дифференцированного обучения. Оказывать помощь ребенку с ОВЗ, при этом объясняя остальным детям, почему одному ребенку вы оказываете больше внимания чем другим. Также необходимо учить детей оказывать помощь такому ребенку, не отталкивать его.

Структура урока в инклюзивном классе

Учитель должен четко определить четкий алгоритм урока. Каким образом это сделать?

Прежде всего ход урока зависит от темы программного материала.

Если у нас одна тема для всех учеников, тогда дети изучают тему фронтально, а задания на закрепление даются индивидуально.

Если же программный материал разный, то урок строится по-иному.

  1. Ребенку с ОВЗ даем индивидуальные карточки на повторение прошлого материала.
  2. В это же время учитель работает с оставшейся группой детей. объясняем тему, отрабатываем приемы.
  3. Затем дети получают индивиндуальные задания
  4. А учитель переключает свое внимание на детей с ОВЗ. Проверяем задание на карточках. Объясняем новый материал
  5. Таким образом, в течение урока учитель переходит от одной группы к другой.
  6. Чтобы не потерялась продуктивность урока можно использовать алгоритм урока для каждого ребенка

При обучении детей с ОВЗ необходимо максимально визуализировать конкретную тему. Т.е. использовать наглядный материал.

    Правильно организовать дежурство детей

При организации питания необходимо соблюдать правила гигиены, правила поведения за столом.

Обязательным условием здоровьесберегающих технологий является соблюдение САНПИНОВ.

Рассаживать детей с ОВЗ НУЖНО на 1-2 парте.нельзя сажать ребенка возле окна.

Проведение родительских собраний должно быть практическим.

Упражнения по рефлексии настроения и эмоционального состояния

На своих уроках я использую упражнения по рефлексии настроения и эмоционального состояния.

РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.

Синквейн

А теперь я предлагаю составить синквейн по теме Мастер-класса.

первая строка – название темы (одно существительное);

вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

третья  строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Зачитывают синквейны.

Рефлексия является важным показателем психологического здоровья школьников, поэтому если вам понравился мой мастер-класс, если было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – выберите желтый листик. Ну, а если вам было скучно и неинтересно – выберите красный

 Таким образом, учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

Свой мастер-класс я хочу закончить легендой.

Послушайте старую легенду: “Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: “Здоровье надо спрятать в самого человека” Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!”

Уважаемые коллеги, я желаю вам беречь свое здоровье и здоровье своих учеников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...