Организационно-методическая работа по подготовке к ВПР
консультация (4 класс) по теме

Петрова Татьяна Владимировна

Любая контрольная работа может вызывать стресс у ученика, а такая масштабная тем более. Но как же провести её с минимальными потерями для психологического и физического здоровья ребёнка? Ответ простой – благодаря правильной подготовке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организационно-методическая работа по подготовке к ВПР

Любая контрольная работа может вызывать стресс у ученика, а такая масштабная тем более. Но как же провести её с минимальными потерями для психологического и физического здоровья ребёнка? Ответ простой – благодаря правильной подготовке.

        В чём заключается организационно-методическая работа по подготовке к ВПР?

1. Работа с нормативными  документами

- Изучение основных нормативных и инструктивно – методических документов по проведению Всероссийской проверочной работы в 4 классе

2. Работа с родителями

- Родительское собрание по процедуре проведения ВПР, консультирование по вопросам подготовки к ВПР

3. Работа с обучающимися

- Информирование по вопросам подготовки к Всероссийской проверочной работе,  ознакомление  с правилами проведения работы;  инструктирование учащихся во время проведения тренировочных и пробных работ, тренировка в заполнении бланков ответов.

- Организация индивидуально-групповых занятий, консультаций.

- Сотрудничество со школьным психологом, проведение  психологического тренинга «Как справиться со стрессом».

- Корректировка рабочих программ, организация качественного повторения пройденного материала, работа по предупреждению пробелов в знаниях учащихся

- Апробация взаимозаменяемости учителей.

- Использование демоверсии, подготовка разнообразных заданий, тестов для подготовки к ВПР, использование учебных пособий по подготовке к ВПР.

Главное «не натаскивать», а системно повторять

С помощью тетрадей «Готовимся к Всероссийской проверочной работе», не натаскивая, можно повторить все темы, изученные за 4 года. Делается это структурировано: по блокам, по разделам. Все задания продуманы и идут от простого к сложному, сначала объясняя, как это делается. В конце каждого раздела проходит мини работа (на 5-10 минут), что не отнимает много времени на уроке и даёт возможность быстрой проверки. А после того как ребёнок повторит все темы, он может попробовать написать пробный вариант ВПР (для этого предусмотрено различных 4 варианта). Немаловажно, что тетрадь подходит как для занятий в классе, так и для самостоятельной подготовки»

        

Важно помнить, что выполнение любого  задания зависит

- от владения способом выполнения действия над объектом (предметные действия);

- от умения организовывать свою работу с текстом задания (регулятивные умения)

        В связи с тем, что основное содержание составляют тексты заданий, задач, упражнений, для формирования данного информационного умения целесообразно  использовать  общую схему работы с упражнением.

1) Что дано в упражнении (задании)? Что требуется выполнить?

2) Чему можно учиться, выполняя это упражнение (задание)?

3) В какой последовательности лучше выполнять задание?

4) Выполню задание

5) Проверю:

- достиг ли цели;

- выполнил ли план или действовал по-другому;

- можно ли было действовать иначе?

6) Чему задание помогает учиться? (Что мне пока трудно и как работать с

этим?  Что я открыл для себя?)

Наибольшую трудность при выполнении работы по математике обучающиеся испытывают

  • при решении задач в 3-4 действия;
  • преобразовании величин, выраженных единицами времени;
  • построении логических рассуждений, алгоритмов действий

Работа с заданиями на определение времени

При изучении единиц времени, учитывая, что их соотношение построено в системе счисления, отличной от десятичной, чаще использовать задания, требующие перевода одних единиц измерения в другие, задачи, содержащие действия с величинами, выраженными в единицах времени, например:

- Задание №1

Занятия в музыкальной школе длятся по 30 минут каждое, а перемены между ними – по 10 минут. В 14:00 началось первое занятие. Во сколько закончится третье занятие?

- Задание №2

20 марта в 2009 году пришлось на пятницу. На какой день недели пришлось 6 апреля в 2009 году? В марте 31 день.

Включать в образовательный процесс задания, требующие использования математических знаний и способов действий в разных практических ситуациях, например:

- описать ситуацию из реальной жизни обучающихся на математическом языке  («Как эту ситуацию описать на математическом языке?») и наоборот («Дана математическое  выражение (равенство). Какая жизненная ситуация может ему соответствовать?»);

- восстановить текст задания, представленного в виде рисунка, диаграммы, таблицы («Какое математическое задание по этому рисунку (диаграмме, таблице) сможешь придумать?»);

- выполнять задания, часть данных которого представлена рисунком, таблицей и др., например:

Задание №1

От торта отрезали два одинаковых куска. Как ты думаешь, на сколько таких же кусков можно разрезать оставшуюся часть торта?

http://185.12.29.196:8082/media/A268580FDE9E91144E52319701E1F2D1/xs3qstsrc1314F7AFBBE6AA1341009111AA3675AC_1_1435748501.jpg

Задание №2

Из полного кувшина с водой налили воду в стакан, в результате чего воды в кувшине стало меньше. Как ты думаешь, сколько ещё стаканов можно наполнить оставшейся в кувшине с водой?

http://185.12.29.196:8082/media/C358D2D3E996A3C948F27BA013012197/xs3qstsrc6C5899DF37D59F8F46D35B0A0FCF5B70_1_1435745188.jpg

Работа над задачами в 3. 4 действия

Для формирования и развития у школьников умения устанавливать зависимость между величинами в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий, рекомендуем строить целенаправленную работу по освоению общего способа работы над задачей, начиная с 1класса

«Памятка работы над задачей», в которой зафиксирован общий подход к работе над любой текстовой арифметической задачей, может содержать следующие действия :

1) Формулирую (определяю) задачу (выделяю условие и вопрос);

2) Работаю с текстом задачи:

-представлю жизненную ситуацию (нарисую мысленную картину);

-разобью на смысловые части и поработаю с каждой частью (подчеркну главное);

-переформулирую задачу, если нужно.

3) Строю модель задачи.

4) Осуществляю поиск плана решения задачи и составляю план ее решения

5) Записываю решение задачи.

6) Проверяю, правильно ли решил задачу.

7) Работаю над решенной задачей или исследую задачу

На этапе отработки умения решать задачи рекомендуется включать задания, например:

- комплексного характера, состоящие из нескольких частей

- содержащие несколько требований по одним и тем же данным

Для развития у учащихся владения основами логического, алгоритмического мышления рекомендуется  предлагать для самостоятельной работы в классе или дома задания, выходящие за пределы базового уровня освоения предметным содержанием, например, следующие задания:

- Задание №1

Четыре батона хлеба нарезали, и получилось 36 кусков. Сколько всего разрезов было сделано?

Логические задачи.

Важно: решение этих задач не требует вычислений. Надо быть очень внимательным и постараться представить то, о чем говорится в задаче. Воображение помогает найти верный ответ.

Большую помощь оказывает  решение  головоломок, задач олимпиадного уровня или повышенной сложности.

Важно: задачи такого вида имеют несколько способов решения. Можно использовать любой, главное - записать его решение так, чтобы была понятна логика рассуждений.

Подсказка: Научиться решать такие задачи поможет старинная задача про кур и кроликов.

У крестьянина жили куры и кролики. Вместе у них 36 голов и 100 ног. Сколько кур и сколько кроликов у крестьянина?

Решение: 36 голов означает, что всего у крестьянина 36 животных и птиц. Проблема в том, что у кур по 2 лапы, а у кроликов - по 4. Представь, что кролики и куры находятся в большой клетке. На крышу клетки положили морковку и все кролики встали на задние лапки, чтобы дотянуться до морковки. Получилось, что и куры, и кролики стоят на земле только 2мя ногами:

1) 2 х 36 = 72 ноги стоят на земле, пока кролики стоят на задних лапах

2) 100 - 72 = 28 лапок кролики подняли вверх, чтобы дотянуться до морковки

3) 28 : 2 = 14 кроликов подняли по 2 лапки вверх.

4) 36 - 14 = 22 курицы у крестьянина.

Проверим, верно ли решили:

4 х 14 + 22 х 2 = 100 ног.

Чаще включать в образовательный процесс задания комплексного характера, требующие планирования хода решения, обоснования нескольких проделанных действий, например:

  • состоящие из нескольких частей, (Начертить прямоугольник по заданным размерам. Найти его периметр. Вычислить площадь данного прямоугольника),

  • содержащие несколько требований по одним и тем же данным, данным (Занятия в школе начинаются в 9 часов. В какое время закончатся занятия если пройдет 3 урока по 45 минут и 2 перемены по 10 минут? В какое время закончатся занятия, если у учеников было 4 урока по 45 минут и 3 перемены по 15 минут? На сколько больше времени  ученики будут находиться в школе во втором случае?)

  • с лишними, недостающими данными.

Наибольшую трудность у младших школьников в работе по окружающему миру вызывают задания, связанные с «чтением» географической карты – нахождением объектов на карте и задания на умение различать в описании опыта его цель, ход опыта и его выводы, обобщение результатов проведённого мини-исследования

Приёмы работы с географической картой.

1. С географической картой надо работать каждый день. Самый простой способ – повесить в кабинете карту, дети с удовольствием будут изучать её на переменах, самостоятельно осваивать умение читать карту.

2. Игра «Третий лишний»: записать на доске три географических названия (например, Обь, Лена, Волга или Амазонка, Нил, Джомолунгма) и спросить, какой объект лишний и почему. Три объекта может подбирать сначала учитель, затем ученики.

3. Игра «Собери карту»: ученик собирает материк как пазлы из разрезанных частей, а затем рассказывает о нём что знает или по рисункам на собранной кате «читает» информацию о материке, или отвечает на вопросы учителя или другого ученика об этом материке.

4. Игра «Кто кому сосед»: дети по цепочке отвечают на вопрос учителя о соседних географических объектах (например, какие страны граничат с Россией). При этом обязательно нужно заглядывать в карту, атлас и т.п.

5. Игра «Загадки по карте»: учитель или другой ученик загадывает объект и описывает его, не называя (например, «Река течет с юга на север. Впадает в Северный Ледовитый океан. Правый берег гористый, левый – равнинный. Какая это река?).

6. Игра «Географическая мозаика» (на сопоставление географических объектов): учитель или ученик задаёт вопрос, какие города находятся рядом с Волгой и т.п. Детям нужно ответить на вопрос, пользуясь картой.

7. Игра «Ошибка географа»: учитель намеренно делает ошибки на географической карте (другие названия материков, городов и т.п.) и просит исправить ошибки.

8. Путешествие по карте: предложить детям совершить путешествие, например, вокруг материка или по карте полушарий от берегов  Аравийского п-ва  к берегам Южной Америки, называя океаны, моря, проливы, заливы, острова, полуострова, встречающиеся в пути. Задания можно усложнять: назовите, с какими народами мы встретимся, какие животные и растения обитают.

Подобных приёмов много, важно, понимая общий способ работы с географической картой, регулярно на уроках или во внеурочной деятельности их применять, накапливая у учащихся опыт работы с географической картой.

        Если на уроках окружающего мира опыт демонстрирует сам учитель, не предоставляя детям возможность самим провести мини-исследование и описать его, то происходит подмена  исследования практическими действиями.

Алгоритм проведения опыта

1. Формулирование цели работы.

2. Формулирование и обоснование гипотезы.

3. Выявление необходимых условий проведения эксперимента.

4. Планирование работы.

5. Отбор необходимых приборов, создание условий для проведения опыта.

6. Выполнение практической части эксперимента, фиксирование результатов.

7. Математическая обработка результатов.

8. Анализ полученных данных и формулирование выводов.

        Учащимся начальной школы достаточно правильно произвести замеры, занести данные в таблицу, построить графики по полученным данным (например, графики зависимости роста растений или поведения животных от отдельных факторов), проанализировать полученные факты, сделать вывод из наблюдаемых фактов, описать эксперимент по аналогии и так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год

В плпне рассмотрены все этапы и основные направления работы учителя-логопеда....

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда оформлен в таблицу(5 страниц). В плане указаны цель, задачи, приоритетные направления деятельности. В таб...

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы

Годовой план  организационно-методической коррекционно-развивающей работы...

Организационно-методическое сопровождение: содержание, принципы и условия реализации. Сопоставление понятий: организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка

В условиях постоянно изменяющихся требований к педагогической деятельности весьма актуальным становится вопрос методического сопровождения.Термин «сопровождение» появился в педагогике отно...

Организационно-методическая работа

Работа МО в МКОУ "Уралинская СОШ" в 2021-2022 уч.г....