Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями
материал на тему

Руднева Валентина Тимофеевна

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат

Тема:  «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Учитель начальных классов

                                                     Руднева В.Т.

 C каждым годом в гимназию  приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной  нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать  социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).

Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.

  Целью психолого-педагогического сопровождения  школы является создание системы социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, и т.п.).

Задачи  психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны:

Начальная  школа  -  определение  готовности  к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в  учебной  деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитие творческих способностей.

    Основная   школа  -  сопровождение  перехода  в  основную  школу, адаптации  к  новым  условиям  обучения,  поддержка  в  решении  задач личностного  и  ценностно-смыслового  самоопределения  и саморазвития, помощь   в   решении   личностных   проблем  и  проблем  социализации, формирование   жизненных  навыков,  профилактика  неврозов,  помощь  в построении  конструктивных  отношений  с  родителями  и  сверстниками, профилактика девиантного поведения.

 Целью    психологического сопровождения   ребенка   в учебно-воспитательном   процессе   является   обеспечение его нормального развития   (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте)

        Задачи психологического сопровождения ребенка с ОВЗ:

 - определение наиболее адекватных путей и средств развивающе-коррекционной работы с ребёнком;

 -  прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития;

 -  реализация собственно психологической  развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса

   Направления:    

 - диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));

- профилактика;

- консультирование (индивидуальное и групповое);  

-коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая);  

- психологическое   просвещение   и   образование:   формирование психологической     культуры,     развитие    психолого-педагогической компетентности  учащихся,  администрации  образовательных учреждений, педагогов, родителей;  

- экспертиза   (образовательных  и  учебных  программ,  проектов, пособий,    образовательной   среды,   профессиональной   деятельности специалистов образовательного учреждения.

Психологические индивидуальные и групповые занятия.

Коррекционная психологическая работа направлена на коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.

Направления коррекционной работы:

•  Стимуляция познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;

• Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение,самоконтроль);

•  Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

•  Развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;

•  Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления игибкости мыслительных процессов.

•          Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков:

- формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других людей;

-гармонизация аффективной сферы;

-профилактика и устранение встречающихся аффективных и негативистических проявлений и других отклонений в поведении;

-предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;

-развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

-создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;

-развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).

•          Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе в результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности)

Работа с родителями:

           Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей.

Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье.

             Консультации, которые будут проводиться  по индивидуальным запросам родителей, помогут решить многие вопросы иизбежать ошибок в воспитании.

          Подобное сотрудничество с родителями поможет создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом,  будет способствовать повышению  психолого-педагогической компетентности  родителей.

  • Отслеживание динамики развития ребенка (начало – окончание учебного года); 
  • Работа «Родительского клуба» - привлечение специалистов (мед.работник, дефектолог, педагоги дополнительного образования);
  • Введение в систему составление индивидуальных маршрутов сопровождения каждого ребенка с ОВЗ;

Планируемый результат коррекционно-развивающих занятий:

- адресная помощь и сопровождение ребенка в школе специалистами

- коррекция выявленных недостатков,

- динамика изменений личности, поведения и деятельности ребенка

- формирование положительной мотивации к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.

Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...

Опыт деятельности социально-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ школы №10 Калининского района Санкт-Петербурга

Работа социально-педагогической направленности в ГБОУ школе №10 Калининского района Санкт-Петербурга осуществляется в рамках реализации проекта «Служба здоровья»....

Мастер-класс "Разработка и реализация индивидуального маршрута сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи, в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума"

Цель мастер-класса - поделиться опытом  планирования коррекционно-развивающей работы в рамках сопровождения учащегося с ОВЗ специалистами школьного ППк. Мастер-класс направлен на отработку алгори...

Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры

laquo;Педагогические механизмы индивидуализации обучения лиц с ОВЗ в образовательной организации»ШМО учителей начальных классов...

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Одним из основополагающих принципов создания единого мирового образовательного пространства и, соответственно, включения в него России является доступность качественного образования, в том числе и для...