Преодоление школьной неуспешности на уроках литературного чтения
методическая разработка (1 класс) по теме

Чернышева Татьяна Владимировна

Раскрыты причины неуспешности школьников и пути ее преодоления на уроках литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕОДЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ         слайд 1

Цель: изучить причины неуспешности школьников и пути ее преодоления на уроках литературного чтения.                     слайд 2

        Очевидно, что на свете нет ни одного ребенка, который бы хотел плохо учиться. Каждый ребенок, переступая порог школы, хочет учиться, узнавать новое, стать «хорошим» учеником.

        Под неуспешностью, в общем смысле, обычно понимают любую деятельность, которая не сопровождается достижением желаемого результата (успеха).     слайд 3

Неуспешность – это хочу, но не могу.          

Факторы, усиливающие неуспешность          представлены на слайде  4 

Природные факторы ( ЗПР, гиперактивность, астения и другие); физиологические недостатки (общая слабость здоровья, болезни нервной системы); психологические факторы (особенности развития внимания, мышления и т.д); социальная среда (окружение).

          На мой взгляд  учитель может внести свои коррективы только в социальную среду. Это выражается в работе не только с детьми, но и с родителями.

         Высокие темпы развития науки и техники предъявляют все более высокие требования к школьному образованию. С одной стороны, программы обучения все усложняются, не всегда ориентируясь на возможности детей, а с другой стороны, родители, даже не зная, что их ребенку будет трудно учиться по новой программе, делают все, чтобы отдать его в престижную школу (лицей, гимназия). В результате даже способные ученики попадают в разряд неуспешных.        

        слайд 5    Значительное влияние на школьную успешность оказывает семья. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Детей не спрашивают, что было интересного в школе, что нового узнали,  От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут судить о ее качестве, поэтому они не только содействуют воспитании у детей адекватной самооценки, но и часто сами мешают этому.

        слайд 6   Сущность современного образования в том, чтобы научить ученика учиться. Задача учителя раскрыть познавательный потенциал ребенка и сфокусировать его энергию на повышение образовательного уровня. 

Во-первых, необходимо научить ребенка быть самостоятельным в учении.

Во-вторых, для современного  образования важен индивидуальный подход к каждому ученику.

В-третьих, готовность  учащегося успешно продолжать обучение определяет система свойств и качеств личности школьника, среди элементов которой можно выделить общеучебные умения.

         Я хочу остановиться на уроках литературного чтения.  Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Особенно сейчас, когда современная жизнь и СМИ скорее разрушают вековечные нравственные ценности. Не секрет, что именно чтение определяет успешность обучения в целом и не только в школьные годы. Овладение учащимися навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения является одним из важнейших общеучебных умений, от которого во многом зависит успешность дальнейшего обучения. Но формирование умения читать осложняется в настоящий момент наличием большого информационного пространства, которое вытесняет печатные издания из жизни современного человека.

        Главная задача учителя в учебном процессе - это, используя как традиционные, так и инновационные формы, методы и приёмы, помочь ученикам преодолеть возникающие трудности к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще.

        На уроках я включаю разноуровневые задания, которые дают возможность чувствовать себя уверенно учащимся с разной мотивацией.    слайд 7       Так, для учащихся низкого уровня обучаемости подбираю задания репродуктивного характера, например:

- прочитай текст;

- подчеркни (отметь) непонятные слова;

- отметь трудные для чтения слова;

- прочитай и расставь ударения;

- выдели все гласные в слове и прочитай без ошибок;

- просмотри каждое слово до конца и назови его целиком;

- прочитай все восклицательные, вопросительные предложения;

- выполни задания, данные после текста;

Эти задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения учащихся, создание ситуации успеха для слабочитающих детей.

  слайд 8     Для учащихся среднего уровня обучаемости предлагаю задания конструктивного характера. Таковыми могут быть задания вида:

- подбери другой заголовок рассказа;

- на карточке напечатана часть текста, которую мы сейчас прочитали, но с пропущенными словами – впиши по памяти недостающие слова;

- распространи предложение;

- на отдельных полосках бумаги написаны разрозненные предложения; составь из них текст;

- на доске помещена часть текста, найди лишнее предложение, проверь по книге;

- на карточке написана часть текста, но одно предложение пропущено – догадайся, какое и где, сверь по книге;

- подчеркни в каждом предложении самые главные по смыслу слова, расставь

паузы, прочитай выразительно.

Подобные задания направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений.

   слайд 9     Для учащихся высокого уровня обучаемости подбираю задания исследовательского характера, например:

- почему это произведение можно отнести к сказке (стихотворению, рассказу ..?)

- какое настроение передаёт автор в первой части, во второй, в третьей? Какими средствами?

- прочитай рассказ по ролям;

- почему текст так называется? Докажи;

- отметь в тексте кульминацию повествования;

- какие сказочные элементы присутствуют в этом тексте?

- подготовь сценарий данного текста;

- выбери группу исполнителей и создай по отрывку живую картинку; докажи,

почему именно так она должна выглядеть.

        Слайды 10, 11, 12, 13, 14

        С приходом в образование проектной деятельности, я охотно включаю в работу проекты, в том числе и на уроках литературного чтения. Сейчас у меня 1 класс. В этом возрасте ещё недостаточно развита связная речь, умение правильно строить предложение, поэтому темы проектов я дала простые: «Мое имя», «Моя семья», «Мои друзья», «Моя любимая игра», «Моя любимая книга», «Загадки и считалки».

        Для выполнения этой работы ребенку необходима помощь. А кто, как не близкие, ее окажут. В основном первыми помощниками оказываются мамы, но были и проекты, где вместе с детьми трудились и папы, и бабушки. Почему я начинаю с проекта «Моё имя». В начале года первоклассники еще не все знакомы друг с другом, хотя многие из класса посещали «Школу будущего первоклассника». Я поставила себе задачу познакомить детей. Первые проекты дети читали, видно было, что им тяжело, некоторые стеснялись, некоторые боялись, но все справились. Далее я дала проект «Моя семья». Здесь ребята уже легче справлялись с заданием. Ведь это родные люди, с которыми они живут. И некоторые дети, представляли свой проект, не заглядывая в папку. Так постепенно у них начала формироваться связная речь. Следующим стал проект «Мои друзья». К этому времени ребята успели не только познакомиться, но и подружиться. Многие из детей рассказывали о друзьях, с которыми учатся в классе. Рассказывающих не по бумаге стало больше. Я заметила, что они с большим интересом слушают друг друга. Потом я предложила подготовить проект «Моя любима игра». Это очень благодатная тема, хоть ведущей деятельностью и является учебная, игра для первоклассников имеет огромное значение. Каждый из них рассказывал именно о своей любимой игре. Некоторые дети даже принесли коробки с играми в класс. Я заметила, что ребята стали лучше говорить, правильно строить предложения.

        Чтение должно войти в привычку каждого школьника. Именно по этой причине, начиная с сентября, я ввела уроки внеклассного чтения, которые у нас проходят по понедельникам. Это удобно, ведь на выходных есть дополнительное время для совместного чтения с родителями. И следующим проектом я решила дать «Моя любимая книга». К этому времени у детей образовался определенный багаж детских книг. Мои ожидания оправдались. Многие из детей представляли книгу, которую они читали вместе с мамой или бабушкой. Почти все нарисовали иллюстрацию, некоторые сделали презентацию. Одна девочка выполнила проект на ватмане, нарисовав путешествие героини Элли в Изумрудный город. С каким интересом на перемене они рассматривали. Я снова хочу отметить, что уже больше детей было рассказывающих. Последний наш проект в этом году – это «Загадки и считалки». Интерес, волнение, радость вызывали и загадки, и отгадки, и смешные считалки.

        Я хочу обратить ваше внимание, что в течение всей этой работы рядом с ними находились родители. Некоторые родители по-новому оценили детские книги. Были и такие случаи, когда родители рассказывали о том, как они сами с интересом прочитали ту или иную книгу.

        Сейчас, работая по учебнику «Литературного чтения», я вижу плоды совместного труда ученик – учитель – родители. Все хотят ответить домашнее задание: будь это сочинение сказки или истории или пересказ текста. На перемене занимают очередь, кто выйдет первым, а кто потом. Разве это не великое счастье учителя, когда ты видишь, как горят глаза у твоих учеников. Они даже аплодируют, если им что-то очень понравилось.

        В заключении хочется добавить, что существует много приемов и методов по формированию навыков чтения. Это и многочтение , при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, обращается к тексту вновь и вновь. И жужжащее чтение, и чтение перед сном, и режим щадящего чтения, когда ребёнок прочитывает 2-3 строчки и после этого получает кратковременный отдых, и многократное чтение, когда учитель устанавливает одинаковый промежуток времени, ученик замечает до какого слова он дочитал, потом следует повторное чтение, при этом учение снова замечает до какого слова дочитал и сравнивает свой результат. Это и чтение-спринт, когда на максимальной скорости, читая «про себя», надо найти ответы на заданные вопросы.

        Нельзя забывать о том, что на уроках должен  присутствовать образец учительского чтения.

        На последнем слайде  слайд 15 представлены пути устранения неуспешности. А я хочу добавить, что жизнь учащихся в школе должна быть организована так, чтобы все школьники могли и хотели принять участие, чтобы она вызывала, формировала и развивала у каждого  школьника его личностные интересы и склонности. Учитель должен верить в возможности и силы ученика, он должен выявлять лучшие и сильные стороны и, опираясь на них, вместе с учеником бороться с недостатками, учитель должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый ученик добился успеха в какой-либо области, ученик должен хотеть учиться. Уметь учиться и верить в свои силы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ ЦО №5 город Тула у читель начальных классов Чернышева Т.В. Преодоление школьной неуспешности на уроках литературного чтения.

Слайд 2

Цель: изучить причины неуспешности школьников и пути ее преодоления на уроках литературного чтения

Слайд 3

Что такое неуспешность ? Неуспешность - любая деятельность, которая не сопровождается достижением желаемого результата (успеха).

Слайд 4

Причины школьной неуспешности Природные факторы ( гиперактивность , ЗПР, астения, ЦНС); Физиологические факторы (общая слабость здоровья, болезни нервной системы, леворукость); Социальные факторы (отсутствие домашнего режима, безнадзорность, неблагополучные условия жизни); Психологические факторы ( нарушения эмоционально-волевой сферы, особенности развития внимания, памяти, медленность понимания материала, уровень развития речи);

Слайд 5

Отношения в семье – как фактор неуспешности . Завышенные ожидания родителей по поводу школьной неуспеваемости ребенка часто являются причиной неуспешности и нервозности. Важно каким образом родители реагируют на успехи и неудачи ребенка.

Слайд 6

Задача учителя: научить ученика учиться.

Слайд 7

Для учащихся низкого уровня обучаемости задания репродуктивного характера: Прочитай текст; Отметь трудные для чтения слова; Прочитай и расставь ударение; Прочитай все восклицательные и вопросительные предложения; Выполни задания, данные после текста.

Слайд 8

Для учащихся среднего уровня обучаемости задания конструктивного характера: Подбери другой заголовок рассказа; На карточке напечатана часть текста, который мы сейчас прочитали, но с пропущенными словами – впиши по памяти недостающие слова; Распространи предложения; На отдельных полосках бумаги написаны разрозненные предложения, составь из них текст; На доске помещена часть текста, найди лишнее предложение.

Слайд 9

Для учащихся высокого уровня обучаемости задания исследовательского характера: Почему это произведение можно отнести к рассказу, сказке и т. д.; Какое настроение передает автор в первой части, во второй и т. д.; Прочитай рассказ по ролям; Почему текст так называется; Какие сказочные элементы присутствуют в этом тексте; Выбери группу исполнителей и создай по отрывку живую картинку.

Слайд 10

Проекты детей 1 В класса.

Слайд 15

Пути устранения неуспешности . Правильное распределение времени; Смена вида деятельности; Согласование темпа объяснения материала с возможностями его осознания учениками; Построение системы коррекционно-развивающих заданий; Разработка системы учебных заданий, повышающих интерес к изучаемому предмету; Оценка и поощрение малейших успехов ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление школьной неуспешности в начальной школе.

В данной статье описываются факторы усиливающие и подавляющие неуспешность.Рассказывается об истории построения сиситемы предупреждения школьной неуспешности. Как  необходимо выстраивать работу п...

Конспект урока литературного чтения Тема: ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «МОЙ ШКОЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ»

Конспект урока литературного чтенияТема: проектная работа «мой школьный журнал»...

Урок литературного чтения, проведенный в рамках школьного методического объединения Тема: А. Барков «Шустрик».

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...

Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...

Использование схем и разнообразных моделей в развитии связной речи на уроках литературного чтения у детей младшего школьного возраста.

Схемы и модели, используемые на уроке литературного чтения, в начальной школе.Цель: развитие речи у детей младшего школьного возраста с использованием наглядного моделирования...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

      В данной методической разработке представлены материалы, раскрывающие особенности формирования половой идентичности у учащихся младшего школьного возраста в процессе обучен...

Пути преодоления школьной неуспешности в начальной школе

Презентация, подготовленная для педагогов начальной школы...