ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа (4 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа естественно-научно направленности "Экологическое краеведение". Программа составлена для работы с обучающимися 10-11 лет и направлена на социокультурную адаптацию детей, на подготовку их к гражданской и нравственной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologicheskoe_kraevedenie.docx | 37.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр образования и творчества «Созвездие»
Принята на заседании педагогического совета МБУДО "Созвездие" Протокол № | Утверждаю Директор МБУДО "Созвездие" Д. А. Рюкбейль «___» «_____________» 20__ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Экологическое краеведение»
ОДНОГОДИЧНЫЙ КУРС
ДЛЯ ДЕТЕЙ 10- 11 ЛЕТ
Педагог дополнительного образования: Тимофеева Ирина Ивановна («Экологическое краеведение»); |
2018
Пояснительная записка
Краеведение в толковом словаре Ожегова - «Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических oco6eнностей». В современном толковом словаре - «Краеведение изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения». Понятие «Малая Родина» для ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места, его исторические и культурные центры, промышленные и научные центры, это и известные люди, гордость и слава того края, где живет ребенок. Таким образом, изучение родного края имеет большое значение в патриотическом и нравственном воспитании обучающихся, способствует расширению кругозора, развитию их интеллектуального и творческого потенциала.
Исходя из возрастных особенностей детей 10-11лет, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу. Программа призвана обогатить знаниями об истории наукограда Кольцово и Новосибирской области, культурных традициях, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Программа творческого объединения дополнительного образования «Экологическое краеведение» составлена для работы с обучающимися10-11 лет и направлена на социокультурную адаптацию детей, на подготовку их к гражданской и нравственной деятельности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Программа обучения разработана для обучающихся 4 классов. В ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Важное место отводится практической деятельности обучающихся - привлечение к волонтерской и исследовательской деятельности; повышение социальной активности ребенка посредством участия в экологических акциях и проектах.
Актуальность.
Занятия по краеведению способствует решению задач социальной адаптации детей, формированию у них готовности жить и трудиться в своем районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
Основные условия, необходимые для реализации программы
Организационные:
каждый ребёнок на каждом занятии должен иметь возможность
- высказаться, поэтому общее количество детей в группе не должно превышать 10-12 человек;
- для того чтобы ребёнок мог свободно высказывать свое мнение и слушать других обучающихся, возможна организация пространство в виде «круглого стола»;
Психологические:
- помещение, в котором проходят занятия, должно быть оформлено так, чтобы вызывать у детей чувства комфорта и спокойствия.
Дидактические:
- для полноценной реализации программы необходимо наличие в кабинете аудио- и видеомагнитофонов, телевизора, проектора, а также – аудио- и видеоматериалов.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса по программе «Экологическое краеведение»
- Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей.
- Обучение носит проблемный характер.
- Организация практически на каждом занятии творческой деятельности детей, в процессе которой дети могли бы выразить свои впечатления, настроения, чувства, отношение к чему-либо, а также применить полученные на занятиях знания;
- Сотрудническое общение педагога с ребёнком в позиции «личность-личность»
Реализация программы «Экологическое краеведение» в рамках внеурочной деятельности позволяет решить целый ряд очень важных задач по развитию у обучающихся организационных и интеллектуальных умений, а именно: ставить цель и идти к ней; ориентироваться в своей системе знаний, добывать, обрабатывать и преобразовывать информацию, способствует формированию активной жизненной позиции, неравнодушного отношения к проблемам родного края. Учитывая особенности образовательной среды системы дополнительного образования, данная Программ также позволяет более успешно влиять на формирование коммуникативных способностей обучающихся, таких как умение формулировать и доносить свою позицию, понимать позиции других людей и умение договариваться.
Экологическое проектирование и программа экологического воспитания в целом даст возможность научиться формулировать цели и выстраивать план своей деятельности, одновременно с письмом овладевать клавиатурным набором текста и – конечно, под контролем учителя – Интернетом.
Условиями для успешной реализации программы служат следующие принципы:
- принцип добровольности;
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;
- принцип смены видов деятельности;
- принцип от опыта к обобщениям;
- принцип социокультурного соответствия;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип сознательности и активности и учета возрастных особенностей;
- принцип психологической комфортности в коллективе.
Цель программы: создание условий для самореализации, социальной адаптации, интеллектуального и творческого развития личности.
Задачи программы:
Обучающие:
- ознакомить обучающихся с историей Новосибирской области и наукограда Кольцово;
- познакомить обучающихся с архитектурой, памятными местами НСО и наукограда;
- расширить представления обучающихся о природных особенностях Новосибирской области и наукограда Кольцово;
- обучить основам работы по ориентированию, по топонимике, с картой местности;
- ознакомить обучающихся с именами и деятельностью известных жителей наукограда Кольцово;
- познакомить с разными аспектами жизни и деятельности Льва Сандахчиева и его вклада в развитие … «Вектор»;
- формировать у обучающихся практические навыки проектно-исследовательской деятельности;
- формировать практические навыки подготовки к публичному представлению результатов краеведческого исследования;
- формировать умение работать с литературными и другими источниками информации;
Развивающие:
- развивать аналитическое мышление;
- развивать устойчивость внимания, наблюдательность;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческий потенциал обучающихся;
- развивать способность видения и постановки проблемы в области краеведения.
Воспитательные:
- формировать у обучающихся социально-нравственные ориентиры;
- воспитывать нравственно-патриотические убеждения обучающихся;
- воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся;
- формировать социальные умения и навыки;
- формирование у обучающихся творческого подхода к учебно-практической деятельности;
- воспитывать культуру общения и поведения обучающихся.
В программе «Экологическое краеведение» представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их применение в игровой, познавательной, учебной, творческой деятельности.
Программа предусматривает коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, просмотр видеозаписей, экологические акции) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические игры, краеведческие задания, участие в конкурсах). Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у воспитанников через теоретические и практические занятия.
Содержание теоретических занятий составляют сведения о природе Новосибирского края и наукограда Кольцово, истории образования области и наукограда, людях, населяющих родной край. Активизации деятельности обучающихся способствуют занятия в кабинете, экскурсии в музеи и библиотеку, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности.
Наряду с традиционными технологиями, в программе используются и современные технологии и методики. Такие как: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.
Программа по краеведению предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые работы, активное участие в экологических и волонтерских акция, практическим работам, защиту проектов.
Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 занятия. Продолжительность 1 занятия 40-45 минут.
Занятия способствуют развитию инициативы, гражданской активности, повышают познавательный интерес учащихся.
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире.
В результате реализации программы «Экологическое краеведение» обучающиеся овладеют знаниями об:
- Основных этапах истории наукограда: возраст, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;
- природные особенности Новосибирской области и места, где находится наукоград Кольцово, особенности животного и растительного мира;
- историю своей семьи;
- правила поведения в общественных местах;
- архитектурные, скульптурные памятники в Кольцово, природные заповедные места Новосибирской области;
- имена и достижения известных земляков;
- жителей наукограда –ветеранов Великой Отечественной войны;
- научные и промышленные центры НСО и наукограда;
- познакомятся с профессиями эколого-биологической направленности;
- об организации экскурсионной и туристической деятельности.
Обучающиеся овладеют навыками:
- поиска дополнительной информации о родном крае;
-работы с различными источниками;
- интервьюирования;
- самостоятельного или коллективного сбора краеведческого материала для творческой работы;
- оформления материалов, создания экспозиций, выставок;
-проведения исследовательской деятельности под руководством руководителя творческого объединения или самостоятельно;
- организации и участия в туристическом походе, оказание первой медицинской помощи;
- организации и участия в экологических и волонтерских акциях;
- проведения экскурсии по родному поселку.
Обучающиеся получат возможность для формирования обще учебных умений и личностных качеств:
- развитая зрительная, слуховая и моторная память;
- устойчивость внимания, наблюдательность;
- любознательность;
- умение работать в группе;
- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
- умение слушать и слышать друг друга;
- дружелюбие.
Оценка результативности.
Для оценки результативности занятий применяются следующие виды и формы контроля.
Вид контроля | Форма Контроля |
Промежуточная аттестация | Анкетирование, викторины, тестирование, тематические кроссворды. |
Итоговая аттестация | Защита проектов, творческая работа, экологический спектакль, выставка |
Календарно-тематический план
Название темы | Количество часов Теория/практика | Всего |
Агитационный блок. | 8 | 8 |
Мы живем в Сибири. | ||
Краеведение как наука. Введение. | 1/1 | 2 |
Край, в котором мы живем. Новосибирская область. Топонимика. Геральдика. | 2/2 | 4 |
Многоликий мир. | 1/1 | 2 |
Особенности природы Новосибирской области. Рельеф. Растительный мир. Животный мир. | 2/3 | 5 |
Удивительные места НСО. | 1/2 | 3 |
Проект «Экологические тропы НСО» | 2/2 | 4 |
Викторина «Люблю тебя мой край родной!» | 1/1 | 2 |
Экологические проблемы. Красная книга НСО. | 2/2 | 4 |
Мы с природой дружим. Мусор нам не нужен. | 1 | 1 |
Акция «Зеленая белка» | 1/2 | 3 |
Писатели Сибири. | 1/2 | 3 |
Я здесь живу. | ||
Кольцово - моя малая родина. Топонимика. Геральдика. | 1/1 | 2 |
Мини – проект «Я здесь живу» | 1/1 | 2 |
Экологические проблемы. Проект «Что в Кольцово хорошо. Что в Кольцово плохо» | 1/3 | 4 |
Акция «Это в наших силах» | 1/2 | 3 |
История семьи – история моего края. | ||
Я и моя семья. История моей семьи, составление генеалогического древа. | 1/2 | 4 |
Игры наших бабушек и дедушек. Современные игры. | 1/1 | 2 |
Краеведческая гостиная « Моя семья и моя малая родина». | 1/1 | 2 |
Мини-проект «Человек интересной судьбы». | 1/2 | 3 |
Мини-проект «Кольцово - место, где сбываются мечты». | 1/1 | 2 |
«Мой любимый уголок в Кольцово» | 1 | 1 |
Фотовыставка « С любовью к родному краю» | 1/1 | 2 |
Подведение итогов. | ||
Промежуточная аттестация. | 2 | 2 |
Итоговая аттестация. | 2 | 2 |
Краткое содержание теоретического материала
Содержание программы разделено на пять основных блока.
Первый блок. Агитационный.
В рамках этого блока проводятся встречи с будущими обучающимися, их родителями, на которых они знакомятся с содержанием программы, проводятся игровые программы, занимательные викторины, носящие краеведческий характер.
Второй блок. Мы живем в Сибири.
Знать свой край – его природу, историю – не менее важно, чем знать историю своего государства, зарубежных стран. Осознание уникальности, неповторимости своего края заставляет бережно относиться к своей малой Родине, заботливо сохранять народные традиции. Знание прошлого своего края помогает лучше понять его настоящее, прогнозировать будущее.
Задачей данного блока является знакомство обучающихся с топономикой, геральдикой, историей НСО, особенностями животного и растительного мира. Особое место занимает знакомство с достопримечательностями НСО и работа над созданием творческих проектов по данной теме.
Третий блок. Я здесь живу.
Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Материал данного блока направлен на расширение знаний детей о наукограде Кольцово, знакомство с его историей, культурным наследием, градообразующими предприятиями. Задачи данного блока: предоставить учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту; формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом; вызывать интерес к познанию родных мест, содействовать формированию патриотических чувств.
Четвертый блок. История семьи – история моего края.
С давних времен люди хотели узнать свои корни. Это желание и интерес к прошлому своей семьи вполне объяснимы и сейчас. Многие задаются вопросом о смысле жизни, о том, кто они, каково их предназначение. Сейчас есть уникальная возможность погрузиться в историю своей семью, узнать свое происхождение и получить ответы на интересующие вопросы. Знание родословной может помочь открыть новые перспективы для развития, скрытые таланты, подтолкнуть к изучению новой профессии или увлечения. Изучение истории дает неоценимый опыт соприкосновения ребенка с прошлым своей семьи, края, который любому человеку помогает понимать и чувствовать свое Отечество.Знание истории своей семьи, своего рода имеет большое значение в формировании мировоззрения ребенка и гордости за свой род, край и страну.
Пятый блок. Подведение итогов.
Включает в себя: промежуточную и итоговую аттестацию.
Вид контроля | Форма Контроля |
Промежуточная аттестация | Анкетирование, викторины, тестирование, тематические кроссворды. |
Итоговая аттестация | Защита проектов, творческая работа, экологический спектакль, выставка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год
АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида (кружковая работа)....
Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год
Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 класса Срок реализации программы: 1 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 классаСрок реализации программы: 1 год...