Виды, формы и типы речи как объект обучения слабослышащих и позднооглахших детей
методическая разработка на тему
В статье представлен материал по теме "Виды, формы и типы речи как объект обучения слабослышащих и позднооглохших детей. Материал требования по использованию каждого вида типа и формы речи в зависимости от класса обучения. Методической основой материала является "Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение рус. яз., чтению, произношению / К.Г. Коровин, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др.; Под ред. К.Г. Коровина.— М.: Просвещение, 1995."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Виды, формы и типы речи как объект обучения.
В содержание обучения по разделу «Развитие речи» включаются разные формы, виды и типы речи.
Формирование речевой деятельности учащихся включает в себя обучение одновременно письменной и устной речи. Обучение письменной речи начинается по окончанию букварного периода и овладения грамотой в 1 классе.
Письменная речь имеет графическую природу и воспринимается зрительно, она имеет психолого-дидактическую ценность в обучении детей с нарушениями слуха:
- написанное обозримо сразу в полном объеме,
- к нему можно многократно обращаться,
- уточнять контекстные значения слов,
- анализировать их звуко-буквенный и морфемный состав,
- прослеживать синтаксические связи,
- выверять последовательность изложения.
Работа над письмом как формой речевой деятельности – это способ обучения речи в целом.
Развернутое речевое высказывание/текст – основная единица обучения на уроках развития речи.
Функции текста:
- Роль смыслового ввода в тему
- Служит речевым образцом (подаются новые слова, словосочетания и предложения, требуемой структуры)
- Является опорой для языковых и речевых упражнений.
Учебные тексты должны быть:
- небольшие по объему
- несложные по содержанию (более сложные тексты берутся на уроки чтения, на которых формируется навыки смыслового восприятия, т.е. понимания речи)
- сравнительно простыми по лексике и синтаксису (близки к детской речи)
- большинство написаны от первого лица (рассказ мальчика, письмо девочки и т.п.)
- связаны с какими-то мероприятиями, событиями и т.п.
Текст на уроках развития речи является основой для собственной речевой продукции, которая постепенно класса к классу усложняется не только по содержанию, композиционному построению, лексике, но и по структуре предложения.
Таблица 1.
Класс | Тип предложения |
1доп.класс 1класс | Побудительные предложения с обращением (поручения, просьбы, инструкции), Оперируя этими предложениями, учащиеся усваивают лексические значения глаголов, практически овладевают разными типами словосочетаний. Простые повествовательные нераспространенные и распространенные предложения, в том числе с отрицанием. |
2 | Простые распространенные побудительные повествовательные и вопросительные предложения, сложные предложения с союзами и, а, но. |
3 | Предложения с однородными членами и обобщающими словами, сложные предложения с придаточными причины и цели. |
4 | Предложения с прямой речью, сложные предложения с придаточными времени, места, определительными. |
5 | Сложные предложения с придаточными изъяснительными условия Сложные предложения различной структуры, предложения с вводными словами, междометиями. |
На уроках развития речи не изучается структура предложения, а предложения данного типа вводятся в тексты, предназначенные для выполнения различных упражнений, в тексты изложений, в письменные работы. Работа над названными в программе типами предложений не фокусируется на один или несколько уроков, а распределяется на весь учебный год.
Таблица 2.
Класс | Формы речи | |
Диалогическая Диалог-наиболее распространенная форма обиходно-разговорной речи. В Д ясно выступает побудительный мотив к речи; Д- психологически наиболее легкая форма речи, т.к. последующая реплика/ответ опирается на предыдущую /вопрос. Д прост в языковом оформлении: ответная реплика может состоять из неполного предложения или одного слова, так же как и уточняющий вопрос | Монологическая Монолог – произнесенный или написанный текст, обращенный к слушателю или читателю, но не рассчитанный на немедленную реакцию. Обучение МР в устной форме связано с тематическими беседами. Беседы являются соединением диалога и монолога: задается вопрос, который подразумевает развернутый ответ. Основной формой МР является рассказ – развернутое речевое высказывание, содержательно обусловленное определенной темой. Задачей развития монологической речи является учить умению использовать связочные слова и другие грамматические средства, придающие тексту структурно-смысловое единство, умение отбирать слова и грамматические формы, наиболее точно и полно передающие мысли говорящего. | |
1доп-1 класс | Одноступенчатый диалог (один вопрос - один ответ) Как отвечать на вопросы, так и задавать вопросы. | Составление рассказов по картинке, по серии картинок, по демонстрации действия нескольких предложений, которые образуют небольшой рассказ. |
2 класс | Число ступеней диалога увеличивается. | |
3 класс | Вопросно-ответный диалог носит характер развернутой беседы: усложняется синтаксическая структура ответов. Вводится формы диалога «сообщение - вопрос», «сообщение- сообщение» | Устные рассказы на тему, не только по картинкам, но и на основе личных наблюдений, впечатлений, воспоминаний. Постепенно увеличивается объем, повышаются требования к логическому и композиционному построению, лексическому насыщению, к использованию разнообразных грамматических форм и конструкций. |
4 класс | ||
5 класс |
Программа подразумевает обучение 3 смысловым типам письменной монологической речи: повествованию, описанию, рассуждению (элементы рассуждения в описательно-повествовательной речи)
Таблица 3
Характеристика типов речи | Класс и примерная тематика |
Повествование- смысловой тип текста, в котором события описываются в определенной последовательности. Составляются рассказы по картинке и серии картинок с динамичным сюжетом, построенным на смене событий и отчетливо выраженных причинно-следственных и временных зависимостях. На основе личного опыта пишутся сочинения. Составление повествовательных текстов учит логически правильно соединять в речи события, используя для их выражения необходимые языковые средства: временные формы глаголов, части речи, которыми выражено время, место, обстоятельство действия, слова, связывающие предложения и передающие последовательность происходившего. | 1 доп.класс - лексические темы 1 класс «На улице», «Мы идем учиться», «В классе», «Мы играем», «Моя семья», «В саду/ в лесу/ в огороде», Зимой/весной и т.д. 2класс «Как мы ходили в зоопарк», «Что мы делали летом», «Что ты сделал хорошего», «Наши любимые сказки», «Что мы знаем о животных», «Мамин день», «Мы делаем зарядку». 3 класс «Как я научился плавать», «Быстро лето пролетело», «Что такое хорошо», « о профессиях», «О разных странах на Земле», «Что такое? Кто такой?», «О чем рассказывают на картины?». 4 класс Попрощаемся с теплым летом», «Как я познакомился с другом», «Кем быть? «Снова осень стоит у двора» «Школьная жизнь», « Мой Родина, родной город, моя семья», «Мы любим музеи, театры и кино», «Животные наши друзья», «Знаешь ли ты? 5 класс «Мое летнее приключение» « С чего начинается Родина», «Осень – дни ненастные, «Я, ты, он, она», «Мы живем на одно планете», «Природа и мы», «Из истории отечества». |
Описание - смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных. Обучаясь описанию учащиеся учатся приобретать умения отражать в речи свойства живых и неживых объектов, отделяя главное от второстепенного, существенное от несущественного, общее от частного. Они овладевают употребления в описательной речи определенных языковых средств: эпитетов, слов с эмоционально - экспрессивной окраской и переносным значением, сравнительных оборотов и образных выражений. | Объектом описания могут быть: Овощи, фрукты, цветы. Описывается цвет, форма, величина, вкус запах, место произрастания, использование. Вещи – цвет, форма, величина, материал, принадлежность, назначение. Помещение – назначение, размер, освещенность, расположение мебели. Здания и памятники – местонахождение, в честь чего воздвигнуты, внешний вид, назначение. Звери, птицы, рыбы- внешний вид, среда обитания, образ жизни, повадки, взаимоотношения с человеком. Люди-лицо, фигура, одежда, занятия, характер. |
Рассуждение – смысловой тип текста, в котором доказательно утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. | С учетом особенностей развития слабослышащих детей в начальном курсе предусмотрено обучение лишь элементам рассуждения с 4 класса. В текстах описательно-повествовательного характера дети должны научится развернуто передавать причинно-следственные отношения (почему? зачем? Для чего?), выражая собственную оценку этих отношений. Подобные рассуждения оформляются с помощью специальных языковых средств: сложноподчиненных предложений с придаточными цели и причины, союза поэтому, словоформы для этого, вводных слов, которые выражают отношение говорящего к тому, что он говорит(по-моему, например, конечно, кажется, может быть, к сожалению) |
Наряду с письменными рассказами (сочинениями) описательно-повествовательного характера основным средством развития письменной монологической речи является изложение.
Тексты для изложений, как и весь учебный материал уроков развития речи связан с определенными темами. Выбор тестов определяется их воспитательской значимостью, опытом и интересами детей. При это обязательно учитывается доступность содержания и языкового оформления.
Монологическая речь в отличие от диалога – это организованный вид речи. Необходимо, чтобы говорящий/пишущий планировал свой монологический текст. Поэтому в содержание работы по развитию речи входит обучение планированию развернутого речевого высказывания.
Таблица 4.
Класс | Типы текстов изложения | Вид планирования |
1доп.класс 1 класс | Тексты повествовательного характера | |
2 класс | Повествовательные тексты с элементами описания | Готовый вопросный план |
3 класс | Повествовательные тексты с элементами описания | Готовый план:
Коллективно составленный план (под руководством учителя) |
4 класс | Тексты описательного характера Тексты с элементами рассуждения | Коллективно составленный план |
5 класс | Тексты описательного характера Тексты с элементами рассуждения | Самостоятельно составленный план |
Вывод: развитие различных типов диалогической и монологической (устной и письменной) речи должно протекать в неразрывном единстве с уточнением и обогащением словаря учащихся, с развитием умений и навыков связной речи, что обеспечивается тематической группировкой и организацией учебного материала.
Требования к объему устных и
письменных работ по развитию речи
Класс | Устные высказывания | Письменные рассказы/ сочинения | Изложение |
1дополнительный | 4-5 предложений на материале сюжетных картинок 2-3 предложения, объединенных общей темой. 10-15 слов | 2-4 предложения | - |
1 | 3-5 предложений 18-20 слов | - | |
2 | 4-6 предложений До 40слов | 8 предложений 40-50 слов | 30-40 слов |
3 | 50-60 слов | 60-70 слов | 50-60 слов |
4 | 70 слов | 70-80 слов | 60-70 слов |
5 | 80 слов | 90 слов | 70-80 слов |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование речевой деятельности учащихся включает в себя обучение одновременно письменной и устной речи. Письменная речь имеет графическую природу и воспринимается зрительно, она имеет психолого-дидактическую ценность в обучении детей с нарушениями слуха: написанное обозримо сразу в полном объеме, к нему можно многократно обращаться, уточнять контекстные значения слов, анализировать их звуко -буквенный и морфемный состав, прослеживать синтаксические связи, выверять последовательность изложения.
Развернутое речевое высказывание/текст – основная единица обучения на уроках развития речи. Функции текста: Роль смыслового ввода в тему. Служит речевым образцом (подаются новые слова, словосочетания и предложения, требуемой структуры ). Является опорой для языковых и речевых упражнений.
Учебные тексты должны быть: небольшие по объему несложные по содержанию (более сложные тексты берутся на уроки чтения, на которых формируется навыки смыслового восприятия, т.е. понимания речи) сравнительно простыми по лексике и синтаксису (близки к детской речи) большинство написаны от первого лица (рассказ мальчика, письмо девочки и т.п.) связаны с какими-то мероприятиями, событиями и т.п.
Текст на уроках развития речи является основой для собственной речевой продукции, которая постепенно класса к классу усложняется не только по содержанию, композиционному построению, лексике, но и по структуре предложения . На уроках развития речи не изучается структура предложения, а предложения данного типа вводятся в тексты, предназначенные для выполнения различных упражнений, в тексты изложений, в письменные работы. Работа над названными в программе типами предложений не фокусируется на один или несколько уроков, а распределяется на весь учебный год. *Разбивка типов предложений по классам представлена в раздаточном материале в таблице 1.
Формы речи Диалогическая Монологическая Диалог- наиболее распространенная форма обиходно-разговорной речи. В Д ясно выступает побудительный мотив к речи; Д - психологически наиболее легкая форма речи, т.к. последующая реплика/ответ опирается на предыдущую /вопрос. Д прост в языковом оформлении: ответная реплика может состоять из неполного предложения или одного слова, так же как и уточняющий вопрос. Монолог – произнесенный или написанный текст, обращенный к слушателю или читателю, но не рассчитанный на немедленную реакцию. Обучение МР в устной форме связано с тематическими беседами. Беседы являются соединением диалога и монолога: задается вопрос, который подразумевает развернутый ответ. Основной формой МР является рассказ – развернутое речевое высказывание, содержательно обусловленное определенной темой. Задачей развития монологической речи является учить умению использовать связочные слова и другие грамматические средства, придающие тексту структурно-смысловое единство, умение отбирать слова и грамматические формы, наиболее точно и полно передающие мысли говорящего.
Программа подразумевает обучение 3 смысловым типам письменной монологической речи : повествованию описанию рассуждению (элементы рассуждения в описательно-повествовательной речи ) * Разбивка форм речи преобладающих по классам представлена в раздаточном материале в таблицах 2 и 3.
Повествование- смысловой тип текста, в котором события описываются в определенной последовательности. Составляются рассказы по картинке и серии картинок с динамичным сюжетом, построенным на смене событий и отчетливо выраженных причинно-следственных и временных зависимостях. На основе личного опыта пишутся сочинения. Составление повествовательных текстов учит логически правильно соединять в речи события, используя для их выражения необходимые языковые средства: временные формы глаголов, части речи, которыми выражено время, место, обстоятельство действия, слова, связывающие предложения и передающие последовательность происходившего .
Описание - смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных . Обучаясь описанию учащиеся учатся приобретать умения отражать в речи свойства живых и неживых объектов, отделяя главное от второстепенного, существенное от несущественного, общее от частного. Они овладевают употребления в описательной речи определенных языковых средств: эпитетов, слов с эмоционально - экспрессивной окраской и переносным значением, сравнительных оборотов и образных выражений.
Рассуждение – смысловой тип текста, в котором доказательно утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
Н аряду с письменными рассказами (сочинениями) описательно-повествовательного характера основным средством развития письменной монологической речи является изложение . Тексты для изложений, как и весь учебный материал уроков развития речи связан с определенными темами. Выбор тестов определяется их воспитательской значимостью, опытом и интересами детей. При это обязательно учитывается доступность содержания и языкового оформления.
Монологическая речь в отличие от диалога – это организованный вид речи. Необходимо, чтобы говорящий/пишущий планировал свой монологический текст. Поэтому в содержание работы по развитию речи входит обучение планированию развернутого речевого высказывания . *Разбивка типов текстов изложения и видов планирования по классам представлена в раздаточном материале в таблице 4.
Вывод: развитие различных типов диалогической и монологической ( устной и письменной) речи должно протекать в неразрывном единстве с уточнением и обогащением словаря учащихся, с развитием умений и навыков связной речи, что обеспечивается тематической группировкой и организацией учебного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"
Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани...
Виды работ для развития речи детей с ОВЗ
Виды работы на уроках чтения и русского языка с детьми с нарушением речи,...
Урок по развитию речи 4 класс (школа слабослышащих) "Лиса Патрикеевна"
Урок по развитию речи для детей с нарушением слуха....
Виды тревожности и типы тревожных детей
В статье рассматриваются виды тревожности и дается описание тревожных детей...
Типы речи и методика работы русского языка с разными типами речи
Методика работы...
Консультация для родителей "Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Данная консультация призвана расширить знания родителей об особенностях малых фольклорных жанров. Использование произведений русского фольклора дает возможность развтия речи детей младшего возраста , ...