Виды работ для развития речи детей с ОВЗ
опыты и эксперименты по русскому языку (1 класс)
Виды работы на уроках чтения и русского языка с детьми с нарушением речи,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_rabot_dlya_razvitiya_rechi_detey_s_ovz.docx | 14.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование правильного произношения у детей с ОВЗ это сложный процесс. Для успешного развития фонематических процессов нужно с первых занятий привлечь к работе артикуляционный аппарат. В начальном периоде рассматриваются артикуляторные признаки согласных звуков, произношение которых обычно страдает у школьников-логопатов.
Выделим существенные артикуляторные признаки согласных звуков. Например:
п - сомкнутые губы "взрываются" под давлением выдыхаемого воздуха;
м - сомкнутые губы не размыкаются, выдох направляется через нос. Звук можно тянуть;
ф - нижняя губа смыкается с верхними резцами, выдыхаемая струя проходит через эту щель. Звук можно тянуть.
т - кончик языка упирается в верхние резцы. Звук не тянется;
н - кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя проходит через нос. Звук можно тянуть.
Вычленение согласного звука (на слух)
- из серии слогов то-та-ту, на-но-ну, са-со-су, оп-ап-уп, и тд.
Вычленение последнего согласного в слове: куст, дом, стул, рост, хвост, торт, волк и тд.
Вычленение согласного в середине слова: липа, топор, капля, клумбы, кофта, муфта, лифт и тд.
Игра "Цепочка слов"
Придумать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например: "дом - мост - телефон - носок - и тд"
В работе с детьми с речевыми отклонениями можно использовать чистоговорки:
- Факир фокус показал.
Фотограф фокусы снимал.
- Даня доски распилил,
Дом для птичек сколотил.
- Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.
- Гуси на лугу гуляли,
Громко, звонко гоготали.
- На скамейку Зоя села,
справа - Слава, Сева - слева.
- Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит.
День долбит, два долбит -
Носом в небо угодит
- Скинули с Егорушки
Золотые пёрышки.
Заставил нас Егорушка
Слёзы лить без горюшка.
Дифференцировать слова - паронимы: чёлка - щёлка, щётки - чётки, плач - плащ, мочь - мощь, размечать - размещать, зачищать - защищать, шар - жар, шить - жить, шаль - жаль, крушил - кружил.
Изменить глаголы по образцу, следя за чередованием звуков ч и т в основе глаголов: образец - вертеть - я верчу- он вертит,
- лететь - я лечу - он летит
- катить -
-светить
- крутить -
-колотить -
Назвать слова, включающие данные слоги:
- чить - (учить, лечить, выручить)
- чать - (печать, молчать, выручать, ворчать, стучать, молчать)
- теч - (аптечка, местечко, утечка, протечка)
- тич - (птичка)
От данных ниже глаголов образовать новые посредством приставки раз - (разо), подчеркнуть р и л цветными карандашами.
Образец: гладил - разгладил
ленился - ... глядел - ...
вернулся - ... ломал - ....
рвался - ... грел - ...
грузил - ... рыл - ...
Изменить слова по образцу.
Образец: коса - косица, странник - странница
лиса - ..., сестра - ..., спутник - ..., вестник - ..., сверстник - ...
Записать слова в две колонки (по наличию с, з)
зонт, свёкла, глаза, закат, успел, тазик, песок, август, признак, сыпать, солить, увязли, самовар, заявление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей на уроках в специальной школе VIII вида посредством использования дидактических игр.
Из опыта работы....
Коррекционно-развивающая направленность сказки, как одна из форм работы по развитию речи детей со сложной структурой дефекта.
Важнейшей задачей в работе с детьми со сложной структурой дефекта, является формирование у них всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, с...
Виды работы по развитию речи младших школьников
"Виды работ по развитию речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка"Учитель “обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить этими упражнениями и при том дать такие упраж...
«Содержание работы по развитию речи на уроках устной речи в младших классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»
Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и способствует его более успешной адаптации в обществе. В процессе общения человек стремиться быть понятым, поэтом...
Виды работ по развитию речи на уроках русского языка
Презентация на тему: "Виды работ по развитию речи на уроках русского языка" ....
Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.
Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы ло...