Работа над планом рассказа на уроках чтения
методическая разработка на тему
Материал содержит методические аспекты работы над планом и дальнейшей работай над пересказом на уроках чтения (Для обучающихся с нарушением слуха). Методическая основа разработки взяты из "Книги для учителя школы слабослышащих: Обучение рус. яз., чтению, произношению / К.Г. Коровин, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др.; Под ред. К.Г. Коровина.— М.: Просвещение, 1995."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_planom_rasskaza.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над планом рассказа.
Работа над планом предусматривает формирование определённых умений у школьников:
- Определение последовательности изложения
- Умение делить текст на логические и смысловые части.
- Умение выразить главную мысль каждой части в заголовке.
Методика предлагает целый ряд упражнений, способствующих формированию навыков составления плана к рассказу:
- Придумывание заголовков к каждой части рассказа.
- Деление читаемого текста на части с помощью картинок ( или заголовков) предложенных учителем.
- Расположение картинок в нужной последовательности
- Самостоятельное деление текста на части.
Овладение такими навыками осуществляется на всем протяжении начального курса.
Класс | Формируемые умения | Виды работ |
1 класс | Формирование умения подбирать к данной картинке слова или предложения из текста. | В букваре все тексты проиллюстрированы. Обучающиеся находят к каждой картинке соответствующие предложения. Учитель проверяет, как они поняли содержание прочитанного, и как умеют соотнести изображение с написанным. |
2 класс | Формирование умения подробно пересказывать прочитанный рассказ. | Обучающимся предлагается самим выполнить рисунки к тексту по темам (предложенным учителем). Затем проводится анализ рисунков с опорой на текст (так ли ты нарисовал?). Затем по своим рисункам обучающиеся рассказывают, что они нарисовали и пересказывают рассказ. |
3 класс | Формирование умения устанавливать последовательность действий, делить текст на части по вопросам учителя, определять главную мысль каждой части. | В установлении последовательности событий рассказа обучающихся тренируют по картинкам, рисункам, иллюстрациям к тексту. Обучающиеся определяют, в какой последовательности надо расставить картинки, чтобы они соответствовали содержанию рассказа. Наряду с данными в книге иллюстрациями возможно использовать детские рисунки. От картинок обучающиеся переходят к овладению умением делить текст на части по вопросам педагога. Учитель задает вопрос по тексту, а дети отыскивают в нём абзац, который раскрывает ответ на этот вопрос. Затем вместе с классом учитель выясняет, о чем говорится в этой части, что главное. Так определяются законченные смысловые части рассказа. |
4 класс | Формирование умения делить текст на части с помощью данного учителем плана. | Сначала обучающимся предлагается картинный план, помогающий выделить части рассказа, потом даётся план, в котором надо восстановить последовательность заголовков. Для обучения можно использовать задание по дополнению плана рассказа. |
5 класс | Закрепление умения делить текст на части. Формирование умения составлять план рассказа (коллективно и самостоятельно). | Сначала обучающимся предлагается картинный план, помогающий выделить части рассказа. Затем зачитывается каждая часть рассказа. Учитель вместе с классом выясняет, о чем говорится в этой части, что главное. Анализ заканчивается формулированием названия соответствующего пункта плана. С помощью учителя обучающиеся учатся составлять план с формулировкой пунктов плана в вопросительной и повествовательной форме. Подбирают фразы для ответа на поставленные вопросы. |
Вывод: Навык составления плана к тексту состоит из двух частей: умения делить текст на части и умения озаглавливать эти части. Большую помощь обучающимся оказывает собственное иллюстрирование текста (зарисовка картинного плана) и наличие иллюстрированного материала в книге. |
Работа под планом рассказа возможна после усвоения содержания читаемого текста, когда содержание воспринято в целом. Составление плана текста может быть самостоятельным видом занятий, используемым для проверки понимания прочитанного.
Но чаще всего является подготовительным этапом для пересказа прочитанного.
Пересказ.
Значимость пересказа обусловлена недостаточным речевым развитием обучающихся, их неумением выражать свои мысли в связной развёрнутой словесной форме.
Чтобы дети с нарушенным слухом овладели умением пересказывать текст, необходимо начиная с первого класса вести подготовительную работу. Она заключается в обучении детей перерабатывать предложение.
Уровни переработки текста могут быть разные.
1 класс | Изменение последовательности слов в готовой фразе. Пропуск незначимых частей речи (частицы) из готовой фразы текста. |
1-2 классы | Замена одного слова (действующего лица) синонимом, например: Саша- мальчик – он. |
2-3 классы | Замена нескольких слов синонимами и изменение структуры предложения. |
4-6 классы | Словесные замены, включая выразительных средств языка. |
Умение обучающихся перерабатывать текст растёт постепенно, в ходе знакомства с разными видами пересказов.
Этапы обучения пересказу
Этапы | Формируемые умения | Содержание работы |
По макету или конструктивной картинке. | Умение определить логическую последовательность действий, умение последовательно изложить прочитанное в связной речи. | Обучающийся передвигает фигурки и озвучивает свои действия (т.е. действия персонажа). Учитель помогает вопросами: «Что было потом? Что случилось дальше? Что произошло затем?» Словарь необходимый для пересказа, сначала можно записать на доске, потом его нужно изъять. |
По серии картин или иллюстраций (2-3 классы, реже 4-6 классах) | Умение выделять в тексте главное; умение соотносить словесное описание с изображенным на картинке. | Сначала к картинкам обучающиеся подбирают отдельные предложения из текста. Потом педагог учит передавать эти предложения своими словами. Затем к каждой картинке подбирают не одно, а несколько предложений, перефразируя их. При отсутствии иллюстрации можно рекомендовать детям нарисовать 3-4 картинки, отображающие основные моменты рассказа. |
По опорным словам | Умение закрепить новые слова, выразительные средства. | Учитель выписывает на доске необходимые для усвоения и запоминания слова. Обучающиеся включают их в предложения и позднее используют их при пересказе. |
По плану (в том числе вопросному) | Умение ориентироваться в тексте; умение дать ответы на вопросы учителя.(с опорой на текст и без нее) | С помощью вопросов выясняется степень понимания школьниками прочитанного текста. Сначала ставятся подробные вопросы, среди них преобладают вопросы по конкретному материалу. Затем вопросы становятся более обобщенные. Для ответа нужно проработать целую часть текста. В 3 классе количество вопросов уменьшается. По своей формулировке они приближаются к формулировке плана. |
Виды пересказов
Вид | Умения | Содержание |
Подробный пересказ | Закрепление умения определить логическую последовательность действий; умения последовательно изложить прочитанное в связной речи. | Основная задача – воспроизвести весь рассказ. Основой такого пересказа является осмысление прочитанного, а не запоминание текста. Обычно пересказу предшествует чтение текста, беседа по содержанию, выборочное чтение и составление плана рассказа. При подробном пересказе закрепляется новый словарь, усвоенный при чтении. |
Краткий пересказ. (Работа начинается с 5 класса) | Умение ориентироваться в тексте; Умение выделять в тексте главное; | Труден для обучающихся, так как требует отбора существенных фактов, замены прямой речи косвенной, переработки диалога. В основу для подготовки и составления краткого пересказа ложится картинный план, по которому выбирается 1-2 предложения. Так же для обучения краткому пересказу используют:
|
Сравнение краткого и полного пересказов помогают обучающимся понять, что краткий пересказ удобнее, проще, короче, но менее выразителен. Для овладения навыком пересказа полезно проводить специальные упражнения по сокращению и распространению текста. | ||
Выборочный пересказ (4-6 классы) | Закрепление умения перерабатывать текст и изложить его своими словами. | Основой является чтение особо значимых отрывков и их переработка. Применяется при чтении текста большого объема, где несколько эпизодов. Работа предполагает умение выбрать из текста то, что соответствует теме, систематизировать и передать их своими словами. |
Творческие пересказы | Закрепление умения перерабатывать текст. Формирование умения выполнять лексико-грамматические задания. | Пересказ с изменением лица повествующего, изменением времени действия и плана описания. Необходимы подготовительные упражнения: изменить лицо говорящего, подобрать синонимы, выбрать необходимые глаголы и изменить их. Сначала выбираются отрывки в тексте в нужной последовательности. Обучающиеся их передают своими словами. А потом в предложениях изменяется лицо, рассказ ведётся от другого лица. |
В младших классах завершение работы над прочитанным рассказом состоит в обобщающей беседе, пересказе и выражении собственного отношения к прочитанному или отдельным персонажам.
В старших классах используется сопоставление сходных произведений одного или разных авторов, чтение или рассказывание самостоятельно прочитанных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект к уроку чтения 3 класс по разделу "Снег летает и сверкает". Дрожжин "Снег летает..", Бальмонт "Снежинка", Есенин "Пороша".
Тема урока: С.Дрожжин «Снег летает…»...
план-конспект к уроку чтения 3 класс С.Есенин "Поёт зама, аукает..."
Тема урока. С.Есенин «Поёт зима, аукает…»Цели: развивать воображение учащихся, умение работать с поэтическим текстом...
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
"Работа над планом рассказа"
"Работа над планом рассказа"...
План – конспект открытого урока чтения по учебнику «Литературное чтение» 2класс.
Отзыв на открытый урок по ...
Технологическая карта + план конспект к уроку чтения на тему "Детство Л.Н.Толстого"
План конспект к уроку литературного чтения в начальныхклассах...
План – конспект открытого урока чтения, проводимого в 3 классе . ТЕМА: И.С. Тургенев « Воробей»
План- конспект урока литературного чтения....