Исследовательская деятельность младших школьников, подготовительный этап.
статья на тему

Никитина Тамара Иннокентьевна

Исследовательская деятельность – это организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Как приступить к исследованию? С чего начать?Каковы этапы исследования? В статье раскрываются ответы на данные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx30 КБ
Office presentation icon deyatelnostnyy_metod.ppt2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность младших школьников,

 подготовительный этап

         Еще  совсем недавно считалось, что исследовательские способности для большинства людей ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны, то лишь узкой группе специалистов,  научным работникам, разведчикам, следователям, и, может быть, ещё журналистам. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить в динамичном мире, современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность, поэтому в  образовании чрезвычайно высок  интерес к исследовательским методам обучения. Что такое исследование?  Из  словаря Ожегова «Исследовать–разыскивать, изведывать, доходить разбирательством, стараться узнать неизведанное по данным, вникать и разбираться, узнавать, производить следствие, розыск».(Слайд№2)

        Исследовательская деятельность – это организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. (Слайд№3)

        В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь  закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне?  Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои цели? 
Эти вопросы актуальны, а решить их  помогает организация учебной исследовательской деятельности. 

Кто может быть субъектом исследования? (Слайд№4)

    Субъектами исследовательской деятельности могут быть: ученики младших классов, группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель. Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается также в её многосубъектности. Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности могут выступать родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.

Что может быть объектом исследования? (Слайд№5)

Объектами исследовательской деятельности учащихся младших классов могут служить объекты живой и неживой природы; искусственные объекты; социальные объекты (человек, группы людей, человеческие общества; фантастические объекты (сказочные герои).

  В исследовательской деятельности существует несколько этапов. Первый из них – подготовительный.

Подготовительный этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).

Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Тема - это краткая и четкая формулировка сути проблемы (или ее части), которую предполагается разрешить в исследовании. 

Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они недостаточны.

Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства исследования в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др.

Принято считать, что правильно выбрать тему - это наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Тема должна быть актуальной, отличаться новизной, направлять научный поиск в область жизненно важных, еще не разрешенных проблем и вопросов современной науки и практики.

Можно сформулировать определенные требования к выбору и формулированию темы научного исследования: (Слайд№6)

 актуальность (новизна, связь с жизнью общества, учет социальных потребностей в разрешении назревшего противоречия);

 конкретность (реальное существование объекта исследования, его предметная определенность, ясность, четкость и точность обозначения);

 проблемность (наличие в теме проблемного аспекта, заключающегося в необходимости найти способы и механизмы разрешения противоречия);

 определенность понятий (недопустимость употребления двусмысленных, многозначных и нечетких дефиниций);

 краткость (лаконичность формулировки темы в сочетании со смысловой емкостью).

Таким образом, суммируя выше приведенные требования, подчеркнем: тема исследования должна отвечать следующим главным условиям: 1) в названии темы должна быть сформулирована проблема; 2) тема должна быть достаточно конкретной; 3) в названии темы должны присутствовать важнейшие категории, выражающие качественные характеристики проблемы.

Из объекта и предмета вытекают цель и задачи исследования.

Цель исследования выражает познавательные и практические потребности, ради которых оно проводится, показывает, как будут использованы его результаты. Четкая постановка цели предполагает глубокое познание и осознание закономерностей развития событий, происходящих в реальной жизни. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. При формулировке цели исследования возможны такие слова: выявить…, изучить…, установить.., обосновать.., уточнить…, разработать…, создать…, выполнить… . (Слайд№7)

Цель подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Следующий этап – нужно поставить задачи исследования.

Задачи исследования – выбор путей и средств для достижения цели.

При формировании задач исследования возможны такие слова:

проанализировать.., описать…, выявить.., определить…, установить.

Можно и нужно  ставить 3-5 задач. (Слайд№8)

Задачи отражают логическую последовательность (алгоритм) достижения цели исследования и получения его результатов.

Основные задачи исследования в научной работе могут быть ранжированы, например, в следующем виде:

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития во времени и пространстве.

Третья касается основных возможностей и способностей преобразования предмета исследования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.

Четвертая связана с выявлением направлений, путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, то есть с практическими аспектами научной работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Существенным этапом научного исследования является выдвижение и обоснование исходной гипотезы исследования. Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое является важным инструментом успешного решения исследовательских задач. (Слайд№9)Она представляет собой возможный (вероятный) ответ на вопрос, который исследователь поставил перед собой, и состоит из предполагаемых связей между изучаемыми объектами.  Построение гипотезы является одним из наиболее трудных этапов исследования. Вместе с тем удачная исходная (рабочая) гипотеза - это верный методологический ориентир для выработки всей стратегии научного поиска. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез. Различают гипотезы: описательные, объяснительные, прогнозные, основные и неосновные, первичные и вторичные и т.д.

    Решающей проверкой истинности гипотезы является опыт, практика. Проверенная и доказанная на практике гипотеза переходит из разряда вероятных предположений в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

    Итак, гипотеза является одним из главных методов развития научного познания. В его ходе происходит выдвижение и последующая экспериментальная и теоретическая поверка гипотезы, вследствие чего она либо подтверждается и становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергается, и тогда строится новая гипотеза и процесс исследования продолжается.

    Выдвижением и обоснованием исходной гипотезы фактически заканчивается первоначальный - подготовительный (программный) - этап научного исследования. Основным результатом данного этапа является собственно разработанная программа исследования.

Процесс исследовательской деятельности включает следующие этапы: (Слайд№10)

  • выбор темы;
  • постановка проблемы;
  • постановка цели;
  • постановка задач исследования;
  • выдвижение гипотезы;
  • планирование исследования и выбор методик;
  • изучение теории, посвящённой данной проблематике;
  • сбор материала, его анализ и обобщение;
  • научный комментарий;
  • формулирование выводов.

    После разработки программы последним, завершающим штрихом является составление плана исследования. Он должен в соответствии с программой наметить основные этапы работы. В плане рассматриваются следующие организационные вопросы: где, когда, какими силами будет проводиться исследование; распределение обязанностей и ответственности за каждый вид работы и за исследование в целом; разработка календарного графика работы.

    Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации.      Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Только творец может воспитать творца. (Слайд№11)

Литература:

  1. АлексееваЛ.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003. №4.
  2. Вострикова Н.А. Школьное научное общество «Истоки»–направление опытно-экспериментальной работы школы // Исследовательская работа школьников. – 2003. №3
  3. Гильмеева Р. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации  развивающего обучения.//Начальная школа + до и после. - 2007.  №9.
  4. Долгушина Н.   Организация исследовательской деятельности младших школьников //Начальная школа (Первое сентября). - 2006. №10.
  5. Иванова О.В. Исследовательская деятельность младших школьников.//Начальная школа + до и после. – 2007. №9.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская деятельность Выполнила учитель начальных классов МКОУ «Стойбинская СОШ» Никитина Т.И.

Слайд 2

«Исследовать – разыскивать, изведывать, доходить разбирательством, стараться узнать неизвестные по данным, вникать и разбираться, узнавать; производить следствие, розыск» (Ожегов)

Слайд 3

Исследовательская деятельность организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.

Слайд 4

Субъекты исследования: ученик; группа учеников; весь класс; ученик-ученик; ученик-родитель; ученик-учитель.

Слайд 5

Объекты исследования: живая и неживая природа; искусственные объекты; социальные объекты; фантастические объекты.

Слайд 6

Тема –это краткая и чёткая формулировка сути проблемы актуальность; конкретность; проблемность; определённость понятий; краткость.

Слайд 7

Формулировка цели исследования: выявить…; изучить…; установить…; обосновать…; уточнить…; разработать…; создать…; выполнить… .

Слайд 8

Формулировка задач исследования: Проанализировать…; описать…; выявить…; определить…; установить… .

Слайд 9

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов.

Слайд 10

Этапы исследования: постановка проблемы; постановка цели; постановка задач исследования; выдвижение гипотезы; планирование исследования и выбор методик; изучение теории; сбор материала, его анализ, обобщение; научный комментарий; формулирование выводов.

Слайд 11

Удачи Вам в вашей исследовательской работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Этапы работы над проектом.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.Этапы работы над проектом.Алгоритм оформления исследовательских работ учащихся....

Проектная деятельность младших школьников на этапе обучения грамоте

Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь — творческая лаборатория, в которой происходит процесс позн...

Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"

Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...