Исследовательская деятельность младших школьников, подготовительный этап.
статья на тему
Исследовательская деятельность – это организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Как приступить к исследованию? С чего начать?Каковы этапы исследования? В статье раскрываются ответы на данные вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 30 КБ |
deyatelnostnyy_metod.ppt | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность младших школьников,
подготовительный этап
Еще совсем недавно считалось, что исследовательские способности для большинства людей ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны, то лишь узкой группе специалистов, научным работникам, разведчикам, следователям, и, может быть, ещё журналистам. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить в динамичном мире, современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность, поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. Что такое исследование? Из словаря Ожегова «Исследовать–разыскивать, изведывать, доходить разбирательством, стараться узнать неизведанное по данным, вникать и разбираться, узнавать, производить следствие, розыск».(Слайд№2)
Исследовательская деятельность – это организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. (Слайд№3)
В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои цели?
Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной исследовательской деятельности.
Кто может быть субъектом исследования? (Слайд№4)
Субъектами исследовательской деятельности могут быть: ученики младших классов, группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель. Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается также в её многосубъектности. Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности могут выступать родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.
Что может быть объектом исследования? (Слайд№5)
Объектами исследовательской деятельности учащихся младших классов могут служить объекты живой и неживой природы; искусственные объекты; социальные объекты (человек, группы людей, человеческие общества; фантастические объекты (сказочные герои).
В исследовательской деятельности существует несколько этапов. Первый из них – подготовительный.
Подготовительный этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).
Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Тема - это краткая и четкая формулировка сути проблемы (или ее части), которую предполагается разрешить в исследовании.
Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они недостаточны.
Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства исследования в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др.
Принято считать, что правильно выбрать тему - это наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Тема должна быть актуальной, отличаться новизной, направлять научный поиск в область жизненно важных, еще не разрешенных проблем и вопросов современной науки и практики.
Можно сформулировать определенные требования к выбору и формулированию темы научного исследования: (Слайд№6)
актуальность (новизна, связь с жизнью общества, учет социальных потребностей в разрешении назревшего противоречия);
конкретность (реальное существование объекта исследования, его предметная определенность, ясность, четкость и точность обозначения);
проблемность (наличие в теме проблемного аспекта, заключающегося в необходимости найти способы и механизмы разрешения противоречия);
определенность понятий (недопустимость употребления двусмысленных, многозначных и нечетких дефиниций);
краткость (лаконичность формулировки темы в сочетании со смысловой емкостью).
Таким образом, суммируя выше приведенные требования, подчеркнем: тема исследования должна отвечать следующим главным условиям: 1) в названии темы должна быть сформулирована проблема; 2) тема должна быть достаточно конкретной; 3) в названии темы должны присутствовать важнейшие категории, выражающие качественные характеристики проблемы.
Из объекта и предмета вытекают цель и задачи исследования.
Цель исследования выражает познавательные и практические потребности, ради которых оно проводится, показывает, как будут использованы его результаты. Четкая постановка цели предполагает глубокое познание и осознание закономерностей развития событий, происходящих в реальной жизни. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. При формулировке цели исследования возможны такие слова: выявить…, изучить…, установить.., обосновать.., уточнить…, разработать…, создать…, выполнить… . (Слайд№7)
Цель подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Следующий этап – нужно поставить задачи исследования.
Задачи исследования – выбор путей и средств для достижения цели.
При формировании задач исследования возможны такие слова:
проанализировать.., описать…, выявить.., определить…, установить.
Можно и нужно ставить 3-5 задач. (Слайд№8)
Задачи отражают логическую последовательность (алгоритм) достижения цели исследования и получения его результатов.
Основные задачи исследования в научной работе могут быть ранжированы, например, в следующем виде:
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.
Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития во времени и пространстве.
Третья касается основных возможностей и способностей преобразования предмета исследования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.
Четвертая связана с выявлением направлений, путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, то есть с практическими аспектами научной работы, с проблемой управления исследуемым объектом.
Существенным этапом научного исследования является выдвижение и обоснование исходной гипотезы исследования. Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое является важным инструментом успешного решения исследовательских задач. (Слайд№9)Она представляет собой возможный (вероятный) ответ на вопрос, который исследователь поставил перед собой, и состоит из предполагаемых связей между изучаемыми объектами. Построение гипотезы является одним из наиболее трудных этапов исследования. Вместе с тем удачная исходная (рабочая) гипотеза - это верный методологический ориентир для выработки всей стратегии научного поиска. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез. Различают гипотезы: описательные, объяснительные, прогнозные, основные и неосновные, первичные и вторичные и т.д.
Решающей проверкой истинности гипотезы является опыт, практика. Проверенная и доказанная на практике гипотеза переходит из разряда вероятных предположений в разряд достоверных истин, становится научной теорией.
Итак, гипотеза является одним из главных методов развития научного познания. В его ходе происходит выдвижение и последующая экспериментальная и теоретическая поверка гипотезы, вследствие чего она либо подтверждается и становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергается, и тогда строится новая гипотеза и процесс исследования продолжается.
Выдвижением и обоснованием исходной гипотезы фактически заканчивается первоначальный - подготовительный (программный) - этап научного исследования. Основным результатом данного этапа является собственно разработанная программа исследования.
Процесс исследовательской деятельности включает следующие этапы: (Слайд№10)
- выбор темы;
- постановка проблемы;
- постановка цели;
- постановка задач исследования;
- выдвижение гипотезы;
- планирование исследования и выбор методик;
- изучение теории, посвящённой данной проблематике;
- сбор материала, его анализ и обобщение;
- научный комментарий;
- формулирование выводов.
После разработки программы последним, завершающим штрихом является составление плана исследования. Он должен в соответствии с программой наметить основные этапы работы. В плане рассматриваются следующие организационные вопросы: где, когда, какими силами будет проводиться исследование; распределение обязанностей и ответственности за каждый вид работы и за исследование в целом; разработка календарного графика работы.
Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Только творец может воспитать творца. (Слайд№11)
Литература:
- АлексееваЛ.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003. №4.
- Вострикова Н.А. Школьное научное общество «Истоки»–направление опытно-экспериментальной работы школы // Исследовательская работа школьников. – 2003. №3
- Гильмеева Р. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации развивающего обучения.//Начальная школа + до и после. - 2007. №9.
- Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников //Начальная школа (Первое сентября). - 2006. №10.
- Иванова О.В. Исследовательская деятельность младших школьников.//Начальная школа + до и после. – 2007. №9.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Исследовать – разыскивать, изведывать, доходить разбирательством, стараться узнать неизвестные по данным, вникать и разбираться, узнавать; производить следствие, розыск» (Ожегов)
Исследовательская деятельность организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Субъекты исследования: ученик; группа учеников; весь класс; ученик-ученик; ученик-родитель; ученик-учитель.
Объекты исследования: живая и неживая природа; искусственные объекты; социальные объекты; фантастические объекты.
Тема –это краткая и чёткая формулировка сути проблемы актуальность; конкретность; проблемность; определённость понятий; краткость.
Формулировка цели исследования: выявить…; изучить…; установить…; обосновать…; уточнить…; разработать…; создать…; выполнить… .
Формулировка задач исследования: Проанализировать…; описать…; выявить…; определить…; установить… .
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов.
Этапы исследования: постановка проблемы; постановка цели; постановка задач исследования; выдвижение гипотезы; планирование исследования и выбор методик; изучение теории; сбор материала, его анализ, обобщение; научный комментарий; формулирование выводов.
Удачи Вам в вашей исследовательской работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."
Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....
« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »
Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Этапы работы над проектом.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.Этапы работы над проектом.Алгоритм оформления исследовательских работ учащихся....
Проектная деятельность младших школьников на этапе обучения грамоте
Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь — творческая лаборатория, в которой происходит процесс позн...
Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"
Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...