Проектная деятельность младших школьников на этапе обучения грамоте
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Гилёва Елена Александровна

Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь — творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Проектная деятельность младших школьников на этапе обучения грамоте».

«Человек рождён для мысли и действия» - говорили др. мудрецы. Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь — творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

Проекты  в младших классах — это проблематично. Но всё — таки возможно. Хотим представить вашему вниманию технологию проекта в 1 классе «Звериная грамматика». Специфика проекта: творческий проект. По продолжительности - это недельный проект.

Во время букварного периода обучения грамоте мы выполняли большое количество творческих заданий и упражнений на каждую буква русского алфавита ( ребусы, кроссворды, шарады, поговорки, пословицы, стихи и т. д.). Кроме этого составляли мини- рассказы о животных. У нас возникла идея собрать весь материал в одну книгу, авторами которой стали сами ребята.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Поэтому, если тема выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока интерес не угас. Затягивание времени может привести к потере мотивации.

Цель проекта «Звериная грамматика»- активизировать навыки самостоятельной работы учащихся по сбору нужной информации и развить навыки взаимодействия  и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

Работа над проектом проходила в несколько этапов

Орг. момент.

В ходе этого этапа происходило распределение детей на инициативные группы. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо пересадить в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп продумывается заранее с учётом дифференцированного подхода. Класс делится на следующие группы:

«Аналитики» ( дети с моей помощью составляют план проекта)

«Экспериментаторы» ( выбирают материал для книги)

«Иллюстраторы» (подбирают картинки на каждую страничку)

«Испытатели»

2.Формулировка цели проекта.

В данном случае цель была поставлена мною , учитывая особенности данного возраста. Кроме этого, детям предлагается план работы:

Обдумывание проекта и составление плана. (Выполняют «аналитики»)

Разработка составных частей проекта. (Выполняют «экспериментаторы» и «аналитики»)

Иллюстрирование. (Выполняют «иллюстраторы»)

Испытание. (Выполняют «испытатели»)

3.Подготовительный.

На этом этапе дети составляют кроссворды, подбирают загадки, пословицы, поговорки, стихи, придумывают ребусы и т.д. Всё складывают в конверт-копилку.

Этап проектной деятельности. В ходе работы осуществляется разработка основных разделов проекта.

Учащиеся рассаживаются по группам. Начинают работу «экспериментаторы». Они предлагают варианты содержания книги (уточняют название, решают какие иллюстрации подойдут для оформления страничек. «Аналитики» принимают или не принимают предложения «экспериментаторов».

Этап практического применения разработанного проекта.

На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Они выступают в роли учителя: читают стихи, загадывают загадки, предлагают отгадать ребусы. Можно испытание провести в другом 1-ом классе, что мы и делали.

Этот этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Он, в основном, обучающий. Здесь дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Подведение итогов всей работы в целом.

Главная педагогическая цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. В проектной деятельности формируются  общеучебные умения и навыки: рефлексивные, поисковые, навыки оценочной самостоятельности, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские (умение проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы, навыки анализа ), коммуникативные умения, презентационные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамотного письма младших школьников на этапе обучения грамоте.

Заниматься этой проблемой меня заставляет в современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие всё более основательно, и обоснованно с...

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС.

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС. Советова  Е.Ю., Конева В.Н....

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС.

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС. Конева В.Н., Советова Е.Ю....

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС...

Тема выступления на ШМО учителей начальных классов. Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения.

Тема выступления на ШМО учителей начальных классов "Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения....

 Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения.

Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения....

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешного обучения и воспитания

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презе...