Использование проектно – исследовательской метода обучения в образовательном и воспитательном процессе обучающихся начальной школы.
статья (4 класс) по теме
Проработав более 30 лет в начальной школе, понимаешь, что современные дети владеют большей информацией о мире, чем в предыдущие годы, и это нельзя не учитывать при построении учебно-воспитательного процесса в начальной школе. В новом образовательном стандарте существенным планируемым результатом обучения младших школьников является освоение универсальных учебных действий. Наиболее эффективной технологией для формирования универсальных учебных действий становится проектно – исследовательская деятельность обучающихся. Научить создавать проекты в младших классах трудно, но всё – таки возможно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sergeeva-1.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектно – исследовательской метода обучения в образовательном и воспитательном процессе обучающихся начальной школы.
(Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Некрасовская СОШ» Ирины Петровны Сергеевой)
Методическая работа в школе в условиях введения новых образовательных стандартов опирается на «зону ближайшего профессионального развития». В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» определена та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога индивидуальна.
Проработав более 30 лет в начальной школе, понимаешь, что современные дети владеют большей информацией о мире, чем в предыдущие годы, и это нельзя не учитывать при построении учебно-воспитательного процесса в начальной школе. В новом образовательном стандарте существенным планируемым результатом обучения младших школьников является освоение универсальных учебных действий.
В основе стандарта образования второго поколения лежит Системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие таких качеств личности, которые будут отвечать требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического общества;
- познание и освоение мира должно стать целью и основным результатом образования;
- использование разнообразных организационных форм для обучения, при обязательном учете индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) .
Реализация системно-деятельностного подхода предполагает обновление содержания образования за счёт введения новых программ, обновление средств обучения за счёт использования новых педагогических технологий, таких, как проблемное и исследовательское обучение, обучение на основе «учебных ситуаций», информационные и коммуникационные технологии.
Наиболее эффективной технологией для формирования универсальных учебных действий становится проектно – исследовательская деятельность обучающихся. Научить создавать проекты в младших классах трудно, но всё – таки возможно.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся индивидуальную, парную, групповую, а значит, учит их сотрудничать, организовывать совместную деятельность в течение продолжительного времени, развивая коммуникативные УУД.
Впервые идею проекта – исследовательской деятельности в начальной школе я использовала еще в 2009/2010 учебном году, в четвертом классе, предложив детям сделать проекты на любую тему по любому предмету на их личное усмотрение. В результате многие ученики самостоятельно, а некоторые с помощью родителей предоставили достойные проекты: «История возникновения денег на Руси», «По страницам Красной книги Тверской области», «Я расту», «Моя семья». С данными проектами ученики выступали на окружной и районной научно-практической конференции «Молодежь в современном мире», где были отмечены грамотами. Перейдя в основную школу, мои обучающиеся не потеряли интерес к мини-исследованиям и продолжают успешно работать над проектами в области гуманитарных и естественнонаучных знаний.
Работая с нынешними своими учениками, уже в третьем классе, я предложила им выполнить проектные работы, привлекая к сотрудничеству своих родителей и меня. На традиционную ежегодную окружную научно-практическую конференцию были предложены проекты моих учеников: «История автомобиля», «Увлечения моей семьи», «Кабачки». Ученики получили грамоты за предоставленные работы, а проект Насти Ермиловой «Кабачки» получил высокую оценку в муниципальном конкурсе. В четвертом классе, в самом начале учебного года, мы вернулись к методу проектной деятельности. На уроках окружающего мира при изучении темы «Природные зоны России» отдельными группами работают дети, создавая прямо на уроке свой мини-проект, используя ИКТ, так как многие дети уже имеют навыки работы с электронными программами Word и Power Point. Успешно создаются ролевые мини-проекты на уроках литературного чтения.
Можно сказать, что проектная деятельность младших школьников приносит большую пользу. В результате работы над проектами дети учатся организовывать самостоятельную деятельность по поиску информации, ее отбору и оформлению: расширяют, и углубляют знания детей в конкретной образовательной области, формируются новые навыки работы с техническими средствами. В ходе работы у обучающихся формируются, закрепляются и развиваются все виды УУД, необходимые для успешного усвоения содержания образовательных программ. Успешность каждого ребёнка в проектной деятельности повышает его учебную мотивацию, самооценку, способствует его всестороннему развитию.
В заключение предлагаю несколько проектных работ, созданных моими учениками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гуманизация образовательного и воспитательного процесса в начальной школе.школе
Данный материал представлен в форме доклада и презентации. В работе раскрывается актуальность данной темы, основные принципы гуманизации образования и воспитания в начальной школе.Гуманизация обр...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать....
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель моей работы: всестороннее развитие каждого ученика....
Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе.
Данный материал представляет собой симбиоз теории и практики...
Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и ме...
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)
В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель в воспитательной работе в своем классе для того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...
Использование образовательных сайтов в образовательном и воспитательном процессе учителя начальных классов
Применение ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информац...