Проектно-исследовательская работа как средство формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы
проект (2, 3, 4 класс)
•
Тема над которой я работаю в течении многих лет «Проектно-исследовательская работа как средство формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы».
Парадоксом исследовательского обучения является то, что учитель, может научить ребёнка даже тому, чего не умеет сам. Я честно могу признаться в том, что не всё знаю и умею. Именно поэтому, я буду ближе к детям, к их потребностям. Дети перестанут бояться допустить ошибку. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому детей...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Младшие школьники могут переходить от одного вида деятельности к другому без особых затруднений или внутренних усилий. Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.
Т ема над которой я работаю в течении многих лет « Проектно-исследовательская работа как средство формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы». Накопленный материал собран мною в комплект. Он пополняется методическими находками и публикациями по данной теме, которые нахожу в различных источниках. Материал моей методической системы используют и другие педагоги нашего образовательного учреждения. Кроме того, делюсь опытом через мастер-классы, выступления на семинарах, круглых столах, а также в публикациях различного уровня.
Как я строю работу над проектом
2017-2018 учебный год. Мои учащиеся победители и призеры областных и городских конкурсов. Из семейного архива. Война глазами ребенка. Выполнил ученик 2 «а» класса Болотов Илья Актуальность темы: почти не осталось людей, которые пережили Великую Отечественную войну и могли бы рассказать нам о том, что происходило во время войны в Воронежской области. Цель исследования: собрать воспоминания моего дедушки, который был живым свидетелем тех событий, одним из «детей войны». Привлечение внимания сверстников к судьбам людей, выживших в те страшные годы. Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно/ Гипотеза исследования : изучение истории биографии дедушки покажет весь ужас войны и утвердит желание сохранить мир в будущем. Материалы исследования помогут воспитывать чувства долга и патриотизма, чувства гордости и благодарности всем защитникам нашей Родины. Регулятивные универсальные учебные действия: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Результат исследования: Болотов Илья 2 класс «А» МБОУ Лицей №1: Я понял, как тяжело пришлось людям во время войны и как важны живые воспоминания свидетелей той суровой эпохи. Наше поколение в долгу перед теми, кто подарил нам спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг — помнить о тех суровых днях и героях войны. Помните, насколько хрупким может быть мир и как вторжение врага может перевернуть всю жизнь человека, насколько важно уберечь и сохранить мир в будущем! Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностную ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Исследовательская работа «НАРУШЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА В СКАЗКЕ Ш.ПЕРРО “МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК” ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННОГО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА» Немкин Александр - ученик 2 класса «А» МБОУ Лицей №1. Проблема исследования: некорректное поведение взрослых людей, может повлечь за собой нарушение прав ребенка. Актуальность работы определена нарушением прав ребенка и необходимостью их своевременного выявления. Объектом исследования являются отношения между учащимися начальных классов и взрослыми. Познавательные универсальные учебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.
Предмет исследования – сказка Шарль Перро «Мальчик с пальчик» и понимание детьми событий описанны в ней с точки зрения права . Цель работы: разработать рекомендации для детей и взрослых, позволяющие устранять и не допускать нарушения прав ребенка . Коммуникативные действия планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Нарушение взрослыми персонажами сказки прав ребенка
Каковы задачи по формированию коммуникативных ученых действий учащихся? Сформировать социально-перцептивные способности: умение быстро вступать и выходить из общения, грамотно и чётко строить свою речь в процессе общения, использовать в общении невербальные средства, использовать идеи других участников для выдвижения собственных идей. Сформировать перцептивно-рефлексивные способности: умение проследить и оценить свою деятельность в составе группы и деятельность других, проанализировать ход игры, занятия и причины возникших затруднений, умение взять инициативу в свои руки и затем передать ее другому участнику команды.
МБОУ «Лицей №1», 2 класс «А». Казакова Софья ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: в русском языке есть слова, которые способны улучшить настроение, вызвать положительные эмоции. Объект исследования: учащиеся 2 «А» класса МБОУ «Лицей №1». Цель: выявление и анализ слов, которые влияют на хорошее настроение
Задачи работы изучить литературу и материал в справочной литературе и Интернете; провести опрос, наблюдение; исследовать, какие слова вызывают положительные эмоции, улучшают настроение одноклассников; познакомить одноклассников с результатами своего исследования; изготовить на уроках технологии и внеурочной деятельности памятку слов для хорошего настроения; проследить динамику улучшения настроения в классе и взаимоотношения между одноклассниками, создав стенд хорошего настроения, где каждый учащийся отмечает, слышал ли он за день хорошие слова в свой адрес.
Результат исследования. Анализ опроса респондентов.
Работа над стендом «Хорошее настроение 2 А класса» Формирование личностных УУД.
Заполнение памятки слов для хорошего настроения
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ Автор: Безверхий Никита ученик 2А класса МБОУ Лицей №1 Научный руководитель: Лубневская Инна Леонидовна Проблема исследования: неправильная организация работы и чрезмерное использование электронных устройств учениками начальной школы способны нанести существенный вред здоровью ребенка Актуальность работы вызвана низким уровнем знаний правил использования компьютерной техники учениками начальных классов Объектом исследования являются учащиеся начальных классов Предмет исследования – использование современной компьютерной техники учащимися начальных классов Цель работы: разработать рекомендации по использованию компьютерной техники учащимися начальных классов
Использование учениками компьютерной техники для развлечений
"Богатыри Земли русской" Выполнил: ученик 2 «А» класса МБОУ «Лицей №1» Осипов Глеб Руководитель: Лубневская И. Л. Задачи: 1. Узнать кто такие «Богатыри» и провести опрос среди одноклассников. 2. Изучить историю Русских Богатырей. 3. Познакомиться с «великими» людьми нашего времени. 4. Сравнить качества былинных и современных героев, сделать выводы
Выводы В результате моего исследования, я узнал о происхождении слова «богатырь», познакомился с литературой о русских богатырях, познакомился с былинными богатырями, познакомился с картинами великих художников. Провел опрос среди одноклассников, узнал их мнение о богатырях прошлого и настоящего времени, познакомился с «великими» людьми нашего и прошлого времени. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух! Пусть современные герои не похожи полностью на богатырей, но они вобрали в себя часть их силы. Они тоже сильны духом, стоят на страже мира и жизни, показывают мощь и силу нашей Родины. И пока у нас есть такие герои, пока мы о них помним, жив и богатырский дух русского человека. В наше время богатыри нужны России!
Т ипы проектов: исследовательско-творческие : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)
Основные требования к проекту. 1.Необходимо наличие социально значимой задачи. 2.Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. 4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. 5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и представителям общественности, и представлен достаточно убедительно.
Выбрать тему не сложно, если точно знаешь, что тебя интересует, какая проблема волнует. Если не можешь сразу понять, попробуй задать себе вопросы: - Что мне интересно больше всего? - Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? - Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Правила выбора темы проекта Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС) процесс развития коммуникативных компетенций у учащихся начальных классов вновь приобретает первостепенную важность. Передо мной стояла цель: выявить эффективность исследовательской работы в начальной школе. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи: диагностика исходных данных коммуникативных умений учащихся класса ; выбор методов, технологий и техник развития коммуникативных компетенций; разработка игр и упражнений (для развития коммуникативных компетенций учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности).
Этап реализации проекта Организационный (подготовка). Демонстрация на уроке презентации проекта. Создание визитки исследовательской группы. заполнение входной анкеты. Проведение первичного среза знаний по теме исследования. Текущая рефлексия. Заполнение шаблонов рефлексии. Планирование. Корректировка маршрута исследования. Поиск. Поиск информации в справочнике, сети Интернет, электронном каталоге.
Исследовательские работы учащихся класса во внеурочной деятельности Теоретическое исследование : Волшебные слова Мир глазами первоклассника Что важнее всего на свете Что мешает нам учиться Традиции моей семьи. Эмпирическое исследование: Изучение умственных способностей кошки. Поведение вороны. Все о яблоке. Какими бывают куклы. Книга рекордов нашего класса. Изучение чистоты снега. Фантастические исследования: Жилой дом будущего. Если был бы я президентом. Как защитить деревья в городе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемные задания на уроках русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы
Проблемные задания на уроках русского языкакак средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы...
Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.
Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...
Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во ...
«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...
Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...
Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, ...
«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»
Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....