Методические материалы "Литературное чтение"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Кущенко Екатерина Николаевна

"Литературное чтение" - цели, задачи обучения в начальной школе, словарь терминов, работа с текстом, оценка знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методика "Литературное чтение"38.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка

Литературное чтение 1-4 класс

   

Основная цель литературного образования-приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы. Развитие их способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы и отраженных в ней явлений жизни и на этой основе формирование эстетических вкусов потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции. Достижение этой цели предполагает:

  • чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
  • формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих освоение художественных ценностей и готовящих к самостоятельным встречам с искусством слова; формирование представлений о литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
  • развитие эмоциональной культуры личности, социально значимого отношения к миру и искусству;
  • развитие специальных художественно-творческих способностей: творческого и воссоздающего воображения, образного мышления, эстетического чувства, необходимых человеку во всех сферах производственной и общественной жизни;
  • воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного произведения, формирование высоких эстетических вкусов и потребностей;
  • развитие навыков грамотного и сводного владения литературной речью.

Кратко, в "рабочем виде" цель литературного образования может быть представлена следующим тезисом: через подготовку квалифицированного читателя - к формированию духовно полноценной личности.

2.  Курс литературного чтения должен решать следующие задачи:

а) развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учит детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

б) развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус; обеспечить развитие речи школьников и активно формировать речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания;

в) обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе.

Ситуации, создаваемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы:

  • ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем;
  • учился бы верить, дружить, любить, анализировать неадекватные ситуации.

Такой подход:

  1. обеспечивает развитие речи ученика;
  2. учит вступать в диалогические споры;
  3. дает прекрасную возможность развития монологической речи.

   Литература, музыка, живопись - взаимообогащаемые виды искусства, глубоко влияющие на чувства и эмоции. К.Д. Ушинский писал, что ребенок живет красками и звуками.

      Классики давно подметили, что детям, подросткам легче охарактеризовать человека и его поступки цветом, чем словом. Вот почему, знакомя детей с психологическими произведениями И.С. Куприна, предлагается изобразить героев сначала цветом, а сюжетную линию -цветовой гаммой.

      Литературное чтение представляет собой начальную степень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе и призвано научить детей не только читать, но и воспринимать содержание произведений художественной литературы как особый вид искусства.

     "Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело", говорил К.Д.Ушинский.

3. Образовательный минимум.

   Согласно государственным программам, обязательный минимум  содержания образования  по литературе можно представить таблицей.

   Говоря об особенностях предлагаемой таблицы (М.В. Вербицкая, О.И.Волошина), стоит отметить:

•        в таблице не рассматривается период обучения грамоте;

•        в нее включены только обучающие задачи программы, воспитательные же аспекты не рассматриваются;

•        в таблице представлены тематика чтения и жанры произведений в каждом классе, а не конкретные авторы и произведения;

•        работа с научно-популярными темами отражена мало, указано лишь, что дети должны уметь практически отличать их от художественных.

Авторы подкрепляют таблицу словарем терминов,  предусмотренных государственной программой.

1-й класс

Классное чтение

Внеклассное чтение

Жанры

Стихи

Небольшие рассказы

Загадки

Авторские и народные стихи

Песни

Загадки

Сказки

Рассказы с яркой эмоциональной окраской

Темы

О родной природе

О детях

О труде

О нашей Родине и другие

Тематика аналогична

Навыки чтения

1 полугодие: плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами;

2 полугодие: правильное чтение небольших текстов со всеми буквами алфавита; соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.

Темп чтения незнакомого текста: 20-25 слов в минуту.

2 класс

Классное чтение

Внеклассное чтение

Жанры

Произведения устного народного творчества (русские сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки)

Рассказы

Стихотворения

Художественные и научно-популярные книги

Стихотворения

Рассказы

Сказки

Темы

О животных

Об отношении человека к животным

О временах года

О сезонном труде людей

О жизни и делах школьников, их дружбе и взаимопомощи

О внимательном отношении  к людям

О Родине

О детях

О подвигах

О животных  и растениях

О приключениях и волшебстве

Навыки чтения

1 полугодие: сознательное, правильное и плавное  слоговое чтение. (отдельные слова простой слоговой структуры читаются целиком.)

темп чтения незнакомого текста: 25-35 слов в минуту.

2 полугодие: сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами (чтение трудных слов по слогам). Соблюдение при чтении пауз и интонаций, соответствующих  знаком препинания в конце предложения.

Темп чтения незнакомого текста: 40-50 слов в минуту.

3 класс

Классное чтение

Внеклассное чтение

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, пословицы, поговорки

Песни

Рассказы

Стихотворения

Статьи

Басни

Детские газеты,      русских и

журналы                        зарубежных

Сказки                            писателей

Рассказы

Стихотворения          

Темы

В временах года

О сезонном труде людей

О жизни животных и растений

О бережном отношении людей к природе

О жизни и дружбе школьников, об их взаимоотношениях .О профессиях людей

Тематика аналогична

Навыки чтения

1 полугодие: правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры-по слогам); выделение при чтении важных по смыслу слов, соблюдения пауз между предложениями и отдельными частями текста.

2 полугодие: правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами; нахождение интонации (темпа, тона, пауз, логических ударений), соответствующей содержанию читаемого текста. Осознанное чтение текста про себя. Темп чтения незнакомого текста: 65-75 слов в минуту.

4 класс

Классное чтение

Внеклассное чтение

Жанры

Произведения устного народного творчества

Рассказы

Стихотворения

Статьи

Художественная, научно-популярная,

Справочная детская книга

Детская периодическая печать

Темы

О любви к матери и родной земле

О доброте, честности, мудрости, трудолюбии, мастерстве, готовности постоять за правое дело

О родной природе

О родной земле и труде земледельцев

О защитниках Родины

О жизни и делах школьников, дружбе и товариществе

О сверстниках и зарубежных друзьях

Автобиографические книги, письма, дневники

Об истории нашей Родины

О далеких временах и людях, оставшихся в памяти народной на века

О науке и технике, о машинах и вещах, об ученых, изобретателях, народных умельцах

О родном городе: его прошлом и настоящем

О путешествиях настоящих и сказочных

Навыки чтения

1 полугодие: сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами с использованием основных средств выразительности, с помощью которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста и свое отношение к его содержанию.

2 полугодие: беглое, сознательное, правильное и выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

Темп чтения незнакомого текста: 85-95 слов в минуту.

4 .Словарь терминов.

Средства художественной выразительности.

МЕТАФОРА. Метафорой называется употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: крыло самолета (крыло птицы); поезд идет (человек идет).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Олицетворением называется разновидность метафоры, при которой неодушевленным предметам приписываются признаки и свойства живых существ: ветер воет; вьюга плачет; грустное небо; волшебница зима.

ЭПИТЕТ. Эпитетом называется разновидность метафоры, представляющая собой художественное, образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета: веселый ветер; кудрявая береза; золотая осень.

УСТОЙЧИВЫЙ ЭПИТЕТ. Устойчивым называется эпитет, который часто встречается в устном народном творчестве и переходит из одного произведения в другое: добрый молодец; красна девица; зелена трава; красно солнышко.

СРАВНЕНИЕ. Сравнение называется уподобление одного предмета другому на основании общего признака: человек свистел соловьем; озеро как зеркало; туча, похожая на слона.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ. Фразеологическим оборотом называют устойчивое сочетание слов, которое нельзя воспринимать буквально: зарубить на носу; собаку съесть; бить баклуши; сесть в галошу.

Особенности лексического значения слова

МНОГОЗНАЧАНЫЕ СЛОВА - это слова, которые имеют несколько связанных между собой значений. Например, слово земля имеет значения: планета, суша, почва.

ОМОНИМЫ - это слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению. Например, слово ключ имеет значения: ключ от двери; вода бьющая из-под земли;

АНТОНИМЫ -это слова, противоположные по значению. Например, слова: веселый - грустный; свет-тьма; говорить-молчать.

СИНОНИМЫ -это слова, близкие или одинаковые по своему значению. Например, слова: горячий - жаркий (близкие по значению); градусник-термометр.

Жанры литературы

РАССКАЗ - небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.

Признаки рассказа:

  • повествовательность;
  • небольшой объем;
  • небольшое число героев;
  • описание одного эпизода.

СТИХОТВОРЕНИЕ-это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким-либо событием, и имеющее стихотворную форму, т.е. деление на строки, ритм и рифму.

Признаки стихотворения:

  • небольшие размеры произведения;
  • изображение переживания или чувства;
  • стихотворная форма.

4.Жанры фольклора

БАСНЯ-это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения.

Признаки басни:

  • небольшие размеры произведения;
  • иносказательность;
  • поучительность.

БЫЛИНА-это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.

Признаки былины:

  • сказание о богатырях и исторических событиях;
  • сочетание реальных картин  и персонажей с фантастическим вымыслом;
  • неторопливое повествование.

ДРАЗНИЛКА-это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека. Дразнилки потому так и называются, что имеют цель: подразнить ("Андрей-воробей, не клюй песок, не тупи носок!"; "Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!").

Признаки дразнилки:

  • короткие рифмованные фразы;
  • цель: подразнить;
  • обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека.

ЗАГАДКА-это краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлений, при этом подчеркивая их важные признаки: "два конца", два кольца -посередине гвоздик"; скатерть бела весь свет одела".

Признаки загадки:

  • известный загадывающему предмет или явление не названы, специально скрыты (например, как во второй загадке -снег);
  • названы важные признаки скрытого предмета или явления ("белый", "скатерть", т.е. "закрывающий большое пространство", "весь свет").

ПОГОВОРКА-это краткое, образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: "воду в ступе толочь"; "чужими руками жар загребать"; "после дождичка в четверг"; свалился как снег на голову".

Признаки поговорки:

  • краткость;
  • образность;
  • незаконченность предложения.

ПОСЛОВИЦА-это краткое, меткое, глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения (т.е. пословица в отличие от поговорки является законченным предложением): "жизнь прожить -не поле перейти"; "цыплят по осени считают"; "без труда не вытащишь и рыбку из пруда".

Признаки пословицы:

  • краткость;
  • меткость и точность мысли;
  • законченность предложения.

ПРИБАУТКА-это забавное сочетание слов, повествующее о каком-либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.

      -    Я медведя поймал.

  • Так веди сюда!
  • Не идет.
  • Так сам иди!
  • Да он меня не пускает!

Признаки прибаутки:

  • очень короткий эпизод;
  • форма диалога;
  • забавное сочетание слов.

СКАЗКА-это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.

Признаки сказки:

  • наличие законченного сюжета;
  • занимательность;
  • необычность;
  • наличие вымысла;
  • воспитательная направленность.

Виды сказок:

а) Сказки о животных. (Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи);

б) Бытовые сказки. (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников);

в) Волшебные сказки. Для них характерно наличие, какой-либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период их жизни героя. В волшебных сказках  есть свои постоянные герои: Баба-Яга, падчерица, царевич, дурак, и т.п.)

СЧИТАЛКА-это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель-определить водящих в игре.

    Вышел месяц из тумана,

      Вынул ножик из кармана.

  Буду резать, буду бить,

  Все равно тебе водить!

Признаки считалки:

  • краткость;
  • стихотворная форма;
  • цель -упорядочить игру.

5.Виды пересказа

а) прямое воспроизведение  текста, зависящее от поставленной задачи:

  • краткий пересказ;
  • подробный пересказ;
  • выборочный пересказ;

б) творческий пересказ:

  • с изменением места действия;
  • с изменением сюжета;
  • с изменением окончания;
  • с изменением позиций героев и т.д.

  К тексту предлагаются следующие задания:

  1. Прочитай текст "про себя", подумай, о чем рассказал тебе автор. Как ты относишься к тому, о чем узнал?
  2. Разбей текст на части и отдели одну часть от другой горизонтальной линией на полях справа.
  3. Озаглавь части текста , напиши заголовки на листе, где написано слово "план". 

 

6. Виды работы над текстом

  1. Чтение всего текста (по заданию учителя).
  2. Чтение, деление на части. Составление плана.
  3. Чтение по готовому плану.
  4. Чтение, после чтения пересказывание.
  5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  6. Чтение с сокращением текста. ( Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
  7. Чтение цепочкой по предложению.
  8. Чтение цепочкой по абзацу.
  9. Чтение вполголоса.
  10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку
  11. Чтение, ответы на вопросы
  12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
  15.  чтение "выше нормы" (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов выше.)
  16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
  18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
  19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
  20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
  21. Подборка звукового оформления отрывка.
  22. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  23. Нахождение в тексте 3 (5,7…) выводов.
  24. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
  25. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  26. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
  27. Чтение названия рассказа. Как еще можно назвать, почему?
  28. Чтение по ролям.
  29. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  30. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
  31. "Живая картинка" (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
  32. Нахождение отрывка, который можно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.)
  33. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, многоточием и.т.д.
  34. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей предыдущего конкурса).
  35. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  36. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  37. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  38. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
  39. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
  40. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
  41. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
  42. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
  43. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

а) существительное + прилагательное;

б) существительное +глагол;

в) местоимение +глагол (можно наоборот).

  1. Чтение, пометка непонятных слов.
  2. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.
  3. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
  4. Чтение слов, к которым даны сноски.
  5. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений.
  6. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме "Осень", "Зима" и.т.д.
  7. Чтение с попутным комментарием и беседой.
  8. Составление плана из рисунков.

7.Оценка качества знаний учащихся по литературе

  Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний обучающихся. Проверка навыка чтения включает в себя индивидуальную проверочную работу, которая проводится в процессе текущих уроков по чтению и состоит из чтения вслух и индивидуального контакта с ребенком, и коллективную проверочную работу, состоящую из чтения "про себя" и письменного выполнения задания.

 

Фамилия, имя обучающегося, школа, класс

Читает вслух со скоростью

90-100 слов в минуту

80-90 слов в минуту

70-80 слов в минуту

Менее 70 слов в минуту

1.Читает осознанно, не делает неоправданных пауз

Делает неоправданные паузы (1-2)

Допускает неоправданные паузы (3-4)

Допускает неоправданные паузы (5 и более)

2.Правильно отвечает  на поставленные  вопросы

Допускает неточности в ответах

Затрудняется ответить на некоторые вопросы

Не может ответить на поставленные вопросы

3.Понимает главную мысль текста и умеет ее выразить

Понимает главную мысль, но выражает ее нечетко

Затрудняется в определении главной мысли без наводящих вопросов

Не может выделить главную  мысль текста

4.Пересказывать прочитанное логично, полно, не допускает речевых ошибок

Допускает в пересказе 1-2 ошибки

Затрудняется передать содержание связно

Не может передать содержание текста

5.Может привести примеры произведений из круга детского чтения, ориентируется в мире книг

Допускает неточности в названиях произведений не менее 5 произведений

Называет ограниченное число произведений (3), допускает неточности в названиях

Не может привести примеры произведений, называет 1-2 произведения, испытывает затруднения, ошибается

6.Различает, называет книги

Допускает неточности в названиях (1-2)

Допускает неточности в названиях (2-3)

Допускает более 3 ошибок

7.Различает произведения по их принадлежности к разным видам, жанрам; из предложенных 5 произведений правильно определяет все виды жанров

Допускает 1 ошибку

Допускает 2-3 ошибки

Допускает более 3 ошибок

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по чтению 2 класс по теме <<Формирование интереса к чтению у младших школьников>>

В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка "Обучение чтению по методу Домана" (методика глобального чтения)

В методической разбаботке описан опыт обучения глобальному чтению, который можно использовать в работе с умственно отсталыми детьми....

Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова

Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока:     "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...

Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова

Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока:     "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...