Методические материалы "Литературное чтение"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме
"Литературное чтение" - цели, задачи обучения в начальной школе, словарь терминов, работа с текстом, оценка знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика "Литературное чтение" | 38.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая копилка
Литературное чтение 1-4 класс
Основная цель литературного образования-приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы. Развитие их способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы и отраженных в ней явлений жизни и на этой основе формирование эстетических вкусов потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции. Достижение этой цели предполагает:
- чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
- формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих освоение художественных ценностей и готовящих к самостоятельным встречам с искусством слова; формирование представлений о литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- развитие эмоциональной культуры личности, социально значимого отношения к миру и искусству;
- развитие специальных художественно-творческих способностей: творческого и воссоздающего воображения, образного мышления, эстетического чувства, необходимых человеку во всех сферах производственной и общественной жизни;
- воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного произведения, формирование высоких эстетических вкусов и потребностей;
- развитие навыков грамотного и сводного владения литературной речью.
Кратко, в "рабочем виде" цель литературного образования может быть представлена следующим тезисом: через подготовку квалифицированного читателя - к формированию духовно полноценной личности.
2. Курс литературного чтения должен решать следующие задачи:
а) развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учит детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
б) развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус; обеспечить развитие речи школьников и активно формировать речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания;
в) обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе.
Ситуации, создаваемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы:
- ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем;
- учился бы верить, дружить, любить, анализировать неадекватные ситуации.
Такой подход:
- обеспечивает развитие речи ученика;
- учит вступать в диалогические споры;
- дает прекрасную возможность развития монологической речи.
Литература, музыка, живопись - взаимообогащаемые виды искусства, глубоко влияющие на чувства и эмоции. К.Д. Ушинский писал, что ребенок живет красками и звуками.
Классики давно подметили, что детям, подросткам легче охарактеризовать человека и его поступки цветом, чем словом. Вот почему, знакомя детей с психологическими произведениями И.С. Куприна, предлагается изобразить героев сначала цветом, а сюжетную линию -цветовой гаммой.
Литературное чтение представляет собой начальную степень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе и призвано научить детей не только читать, но и воспринимать содержание произведений художественной литературы как особый вид искусства.
"Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело", говорил К.Д.Ушинский.
3. Образовательный минимум.
Согласно государственным программам, обязательный минимум содержания образования по литературе можно представить таблицей.
Говоря об особенностях предлагаемой таблицы (М.В. Вербицкая, О.И.Волошина), стоит отметить:
• в таблице не рассматривается период обучения грамоте;
• в нее включены только обучающие задачи программы, воспитательные же аспекты не рассматриваются;
• в таблице представлены тематика чтения и жанры произведений в каждом классе, а не конкретные авторы и произведения;
• работа с научно-популярными темами отражена мало, указано лишь, что дети должны уметь практически отличать их от художественных.
Авторы подкрепляют таблицу словарем терминов, предусмотренных государственной программой.
1-й класс
Классное чтение | Внеклассное чтение | |
Жанры | Стихи Небольшие рассказы Загадки | Авторские и народные стихи Песни Загадки Сказки Рассказы с яркой эмоциональной окраской |
Темы | О родной природе О детях О труде О нашей Родине и другие | Тематика аналогична |
Навыки чтения | 1 полугодие: плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами; 2 полугодие: правильное чтение небольших текстов со всеми буквами алфавита; соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Темп чтения незнакомого текста: 20-25 слов в минуту. |
2 класс
Классное чтение | Внеклассное чтение | |
Жанры | Произведения устного народного творчества (русские сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки) Рассказы Стихотворения | Художественные и научно-популярные книги Стихотворения Рассказы Сказки |
Темы | О животных Об отношении человека к животным О временах года О сезонном труде людей О жизни и делах школьников, их дружбе и взаимопомощи О внимательном отношении к людям | О Родине О детях О подвигах О животных и растениях О приключениях и волшебстве |
Навыки чтения | 1 полугодие: сознательное, правильное и плавное слоговое чтение. (отдельные слова простой слоговой структуры читаются целиком.) темп чтения незнакомого текста: 25-35 слов в минуту. 2 полугодие: сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами (чтение трудных слов по слогам). Соблюдение при чтении пауз и интонаций, соответствующих знаком препинания в конце предложения. Темп чтения незнакомого текста: 40-50 слов в минуту. |
3 класс
Классное чтение | Внеклассное чтение | |
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, пословицы, поговорки Песни Рассказы Стихотворения Статьи Басни | Детские газеты, русских и журналы зарубежных Сказки писателей Рассказы Стихотворения | |
Темы | В временах года О сезонном труде людей О жизни животных и растений О бережном отношении людей к природе О жизни и дружбе школьников, об их взаимоотношениях .О профессиях людей | Тематика аналогична |
Навыки чтения | 1 полугодие: правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры-по слогам); выделение при чтении важных по смыслу слов, соблюдения пауз между предложениями и отдельными частями текста. 2 полугодие: правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами; нахождение интонации (темпа, тона, пауз, логических ударений), соответствующей содержанию читаемого текста. Осознанное чтение текста про себя. Темп чтения незнакомого текста: 65-75 слов в минуту. |
4 класс
Классное чтение | Внеклассное чтение | |
Жанры | Произведения устного народного творчества Рассказы Стихотворения Статьи | Художественная, научно-популярная, Справочная детская книга Детская периодическая печать |
Темы | О любви к матери и родной земле О доброте, честности, мудрости, трудолюбии, мастерстве, готовности постоять за правое дело О родной природе О родной земле и труде земледельцев О защитниках Родины О жизни и делах школьников, дружбе и товариществе | О сверстниках и зарубежных друзьях Автобиографические книги, письма, дневники Об истории нашей Родины О далеких временах и людях, оставшихся в памяти народной на века О науке и технике, о машинах и вещах, об ученых, изобретателях, народных умельцах О родном городе: его прошлом и настоящем О путешествиях настоящих и сказочных |
Навыки чтения | 1 полугодие: сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами с использованием основных средств выразительности, с помощью которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста и свое отношение к его содержанию. 2 полугодие: беглое, сознательное, правильное и выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения незнакомого текста: 85-95 слов в минуту. |
4 .Словарь терминов.
Средства художественной выразительности.
МЕТАФОРА. Метафорой называется употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: крыло самолета (крыло птицы); поезд идет (человек идет).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Олицетворением называется разновидность метафоры, при которой неодушевленным предметам приписываются признаки и свойства живых существ: ветер воет; вьюга плачет; грустное небо; волшебница зима.
ЭПИТЕТ. Эпитетом называется разновидность метафоры, представляющая собой художественное, образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета: веселый ветер; кудрявая береза; золотая осень.
УСТОЙЧИВЫЙ ЭПИТЕТ. Устойчивым называется эпитет, который часто встречается в устном народном творчестве и переходит из одного произведения в другое: добрый молодец; красна девица; зелена трава; красно солнышко.
СРАВНЕНИЕ. Сравнение называется уподобление одного предмета другому на основании общего признака: человек свистел соловьем; озеро как зеркало; туча, похожая на слона.
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ. Фразеологическим оборотом называют устойчивое сочетание слов, которое нельзя воспринимать буквально: зарубить на носу; собаку съесть; бить баклуши; сесть в галошу.
Особенности лексического значения слова
МНОГОЗНАЧАНЫЕ СЛОВА - это слова, которые имеют несколько связанных между собой значений. Например, слово земля имеет значения: планета, суша, почва.
ОМОНИМЫ - это слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению. Например, слово ключ имеет значения: ключ от двери; вода бьющая из-под земли;
АНТОНИМЫ -это слова, противоположные по значению. Например, слова: веселый - грустный; свет-тьма; говорить-молчать.
СИНОНИМЫ -это слова, близкие или одинаковые по своему значению. Например, слова: горячий - жаркий (близкие по значению); градусник-термометр.
Жанры литературы
РАССКАЗ - небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.
Признаки рассказа:
- повествовательность;
- небольшой объем;
- небольшое число героев;
- описание одного эпизода.
СТИХОТВОРЕНИЕ-это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким-либо событием, и имеющее стихотворную форму, т.е. деление на строки, ритм и рифму.
Признаки стихотворения:
- небольшие размеры произведения;
- изображение переживания или чувства;
- стихотворная форма.
4.Жанры фольклора
БАСНЯ-это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения.
Признаки басни:
- небольшие размеры произведения;
- иносказательность;
- поучительность.
БЫЛИНА-это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.
Признаки былины:
- сказание о богатырях и исторических событиях;
- сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом;
- неторопливое повествование.
ДРАЗНИЛКА-это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека. Дразнилки потому так и называются, что имеют цель: подразнить ("Андрей-воробей, не клюй песок, не тупи носок!"; "Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!").
Признаки дразнилки:
- короткие рифмованные фразы;
- цель: подразнить;
- обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека.
ЗАГАДКА-это краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлений, при этом подчеркивая их важные признаки: "два конца", два кольца -посередине гвоздик"; скатерть бела весь свет одела".
Признаки загадки:
- известный загадывающему предмет или явление не названы, специально скрыты (например, как во второй загадке -снег);
- названы важные признаки скрытого предмета или явления ("белый", "скатерть", т.е. "закрывающий большое пространство", "весь свет").
ПОГОВОРКА-это краткое, образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: "воду в ступе толочь"; "чужими руками жар загребать"; "после дождичка в четверг"; свалился как снег на голову".
Признаки поговорки:
- краткость;
- образность;
- незаконченность предложения.
ПОСЛОВИЦА-это краткое, меткое, глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения (т.е. пословица в отличие от поговорки является законченным предложением): "жизнь прожить -не поле перейти"; "цыплят по осени считают"; "без труда не вытащишь и рыбку из пруда".
Признаки пословицы:
- краткость;
- меткость и точность мысли;
- законченность предложения.
ПРИБАУТКА-это забавное сочетание слов, повествующее о каком-либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.
- Я медведя поймал.
- Так веди сюда!
- Не идет.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
Признаки прибаутки:
- очень короткий эпизод;
- форма диалога;
- забавное сочетание слов.
СКАЗКА-это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.
Признаки сказки:
- наличие законченного сюжета;
- занимательность;
- необычность;
- наличие вымысла;
- воспитательная направленность.
Виды сказок:
а) Сказки о животных. (Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи);
б) Бытовые сказки. (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников);
в) Волшебные сказки. Для них характерно наличие, какой-либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период их жизни героя. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба-Яга, падчерица, царевич, дурак, и т.п.)
СЧИТАЛКА-это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель-определить водящих в игре.
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить!
Признаки считалки:
- краткость;
- стихотворная форма;
- цель -упорядочить игру.
5.Виды пересказа
а) прямое воспроизведение текста, зависящее от поставленной задачи:
- краткий пересказ;
- подробный пересказ;
- выборочный пересказ;
б) творческий пересказ:
- с изменением места действия;
- с изменением сюжета;
- с изменением окончания;
- с изменением позиций героев и т.д.
К тексту предлагаются следующие задания:
- Прочитай текст "про себя", подумай, о чем рассказал тебе автор. Как ты относишься к тому, о чем узнал?
- Разбей текст на части и отдели одну часть от другой горизонтальной линией на полях справа.
- Озаглавь части текста , напиши заголовки на листе, где написано слово "план".
6. Виды работы над текстом
- Чтение всего текста (по заданию учителя).
- Чтение, деление на части. Составление плана.
- Чтение по готовому плану.
- Чтение, после чтения пересказывание.
- Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
- Чтение с сокращением текста. ( Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение цепочкой по абзацу.
- Чтение вполголоса.
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку
- Чтение, ответы на вопросы
- Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
- Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
- чтение "выше нормы" (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов выше.)
- Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
- Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
- Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
- Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
- Подборка звукового оформления отрывка.
- Беседа с сопровождением выборочного текста.
- Нахождение в тексте 3 (5,7…) выводов.
- Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
- Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
- Установление путем чтения причинно-следственных связей.
- Чтение названия рассказа. Как еще можно назвать, почему?
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
- Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
- "Живая картинка" (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
- Нахождение отрывка, который можно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.)
- Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, многоточием и.т.д.
- Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей предыдущего конкурса).
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
- Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
- Чтение стихотворения, расстановка пауз.
- Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
- Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
- Нахождение в рассказе самого длинного слова.
- Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
- Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:
а) существительное + прилагательное;
б) существительное +глагол;
в) местоимение +глагол (можно наоборот).
- Чтение, пометка непонятных слов.
- Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.
- Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
- Чтение слов, к которым даны сноски.
- Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений.
- Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме "Осень", "Зима" и.т.д.
- Чтение с попутным комментарием и беседой.
- Составление плана из рисунков.
7.Оценка качества знаний учащихся по литературе
Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний обучающихся. Проверка навыка чтения включает в себя индивидуальную проверочную работу, которая проводится в процессе текущих уроков по чтению и состоит из чтения вслух и индивидуального контакта с ребенком, и коллективную проверочную работу, состоящую из чтения "про себя" и письменного выполнения задания.
Фамилия, имя обучающегося, школа, класс | |||
Читает вслух со скоростью | |||
90-100 слов в минуту | 80-90 слов в минуту | 70-80 слов в минуту | Менее 70 слов в минуту |
1.Читает осознанно, не делает неоправданных пауз | Делает неоправданные паузы (1-2) | Допускает неоправданные паузы (3-4) | Допускает неоправданные паузы (5 и более) |
2.Правильно отвечает на поставленные вопросы | Допускает неточности в ответах | Затрудняется ответить на некоторые вопросы | Не может ответить на поставленные вопросы |
3.Понимает главную мысль текста и умеет ее выразить | Понимает главную мысль, но выражает ее нечетко | Затрудняется в определении главной мысли без наводящих вопросов | Не может выделить главную мысль текста |
4.Пересказывать прочитанное логично, полно, не допускает речевых ошибок | Допускает в пересказе 1-2 ошибки | Затрудняется передать содержание связно | Не может передать содержание текста |
5.Может привести примеры произведений из круга детского чтения, ориентируется в мире книг | Допускает неточности в названиях произведений не менее 5 произведений | Называет ограниченное число произведений (3), допускает неточности в названиях | Не может привести примеры произведений, называет 1-2 произведения, испытывает затруднения, ошибается |
6.Различает, называет книги | Допускает неточности в названиях (1-2) | Допускает неточности в названиях (2-3) | Допускает более 3 ошибок |
7.Различает произведения по их принадлежности к разным видам, жанрам; из предложенных 5 произведений правильно определяет все виды жанров | Допускает 1 ошибку | Допускает 2-3 ошибки | Допускает более 3 ошибок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по чтению 2 класс по теме <<Формирование интереса к чтению у младших школьников>>
В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка "Обучение чтению по методу Домана" (методика глобального чтения)
В методической разбаботке описан опыт обучения глобальному чтению, который можно использовать в работе с умственно отсталыми детьми....
Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова
Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока: "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...
Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова
Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока: "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....