Командообразование как эффективный способ формирования компетенции ответственного выбора
статья на тему
В современных условиях уровень образованности определяется не объёмом знаний и их энциклопедичностью, а определяется с позиций компетентностного подхода - способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. К тому же, одна из групп требований Стандарта — формирование и развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях, умений определять общую цель в коллективных делах и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Работу в группах разного состава учителя используют в своей работе уже не один год, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Действительно, групповые формы работы - один из эффективных способов формирования коммуникативных УУД младших школьников. Но, только умением работать в группе, сегодняшнему выпускнику не обойтись, требуется более высокий уровень взаимодействия. И таким «уровнем» становится именно умение работать в команде.Командообразование, как способ организации деятельности, предполагает прохождение всех этапов ответственного выбора: выявление проблемы, варианты решения, оценка каждого варианта, выбор максимально эффективного, реализация этого выбора). Значит, командообразование действительно является эффективным способом формирования этой компетенции. При этом, содержание, на котором формируется эта компетенция, может быть совершенно разнообразным и охватывает все ключевые виды деятельности: проектную, исследовательскую, конструкторскую, коммуникативную, управленческую. Ситуации для командной работы по решению проблемы и принятия ответственного выбора многообразны, и как правило,модерируются учителем намеренно в условиях, когда одному справиться трудно или невозможно (мало времени, не хватает знаний и умений, большой объем работы и др.). Это могут быть уроки (причём, возможно применение на любом предмете), внеурочная деятельность как учебно-познавательная, так и воспитательная.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Командообразование (школьный тимбилдинг) как эффективный способ
формирования компетенции ответственного выбора
Почему? Зачем?
В сегодняшнем мире Интернета, стремительного темпа жизни, постоянных изменений нелегко даже взрослым. Что уж говорить о детях... Наши дети трудно находят общий язык и со сверстниками, и со взрослыми, все больше общаются в соцсетях. Они привыкли, что за них принимают решения родители или учителя, взрослые ставят цели и «подсказывают», как лучше сделать правильно... Но обществу нужны люди творческие, инициативные, способные принимать решения, умеющие работать в команде, взаимодействуя с разными людьми, быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии. У ребёнка возникает потребность, чтобы его этому научили. Значит, учитель должен обеспечить условия для удовлетворения этой потребности.
Опыт работы показывает, что для формирования компетенции ответственного выбора необходимо учить детей работать в команде на протяжении всей школьной жизни.
Целенаправленная работа по командообразованию быстро приносит свои плоды: снижается конфликтность, растёт доверие, создаётся позитивная творческая атмосфера в классном коллективе, постоянно присутствует ситуация успеха - ведь ВМЕСТЕ всегда легче, чем одному. Работая в команде, каждый может попробовать себя в разных ролях, и оценить себя в этой роли. Но самое главное, что ребёнок учится понимать проблему (видеть задачу), осознавать результат (видеть цель), искать варианты решения и выбирать лучший, планировать, уметь привлечь к решению проблемы других людей, добиваться поставленной цели, анализировать свою деятельность и оценивать её.
Обучая детей, мы должны формировать личностные смыслы, которые сделают эти знания необходимыми и осознанно воспринимаемыми.
Когда?
Тогда возникает вопрос: когда начинать? Известно, что подростковый возраст и так непростое время в жизни ребёнка, значит в среднем звене- поздно. Да и личный опыт уже показал, что начинать работу по командообразованию можно с 1 класса. Дети младшего школьного возраста в большинстве малоконфликтны, всегда готовы к познанию и открытию нового, очень любят выступать и выполнять разные роли и т.д. Маленькими шажочками, от совместной деятельности в паре можно двигаться к работе в большей группе.
Работа по командообразованию осуществляется не только через учебную деятельность, но и через внеурочную, потому что только урока мало, да и новый Стандарт позволяет раздвинуть границы и включать учеников в разные виды деятельности.
Командообразование, как способ организации деятельности обучающихся, приводит к следующему результату:
- Стремление и умение принимать существенные решения в своей жизни.
- Продумывание разных вариантов решений и выбор максимально эффективного.
- Следование принятому решению.
Эти позиции и являются составляющими компетенции ответственного выбора (!), которую можно представить в схеме:
(и т.д. в зависимости от ситуации)
Безусловно, что для эффективной работы детей в команде необходимо спроектировать соответствующую образовательную среду, в которую входят:
- участники (ученики 1-4 класса, взрослый).Участники не противопоставляются среде. Они ее модерируют, изменяют, развивают. Роли участников варьируются в зависимости от развития событий. И дети, и взрослые могут быть модераторами, инициаторами, исполнителями, экспертами и др.
- пространство (трансформируемое и многофункциональное). В кабинете есть одноместные парты, которые легко трансформируются в рабочие поверхности для группы любого состава, магнитная доска, большой комплект магнитов, маркерная доска. Технические средства обучения: интерактивная доска, проектор, нетбуки (15 шт.), ноутбук, документкамера, фотоаппарат (с возможностью видеосъёмки), доступ к Интернету (поиск информации), цветной принтер, МФУ.
Для фиксации вариантов решения проблемы, подготовки представления результатов - набор канцелярских принадлежностей: белая и цветная бумага разных форматов, маркеры, клей, ножницы, степлеры, скотч, стикеры и т.д.
- рабочие программы учебных предметов и внеурочной деятельности. Уже на этапе составления рабочих программ необходимо предусмотреть уроки (занятия), на которых возможна организация командной работы. Наиболее эффективно это проходит через курсы внеурочной деятельности: МДО (междисциплинарное обучение), которое основано только на командном взаимодействии, «Проектная деятельность» (по замыслу авторов группы только из 3 человек), «Загадки природы».
Деятельность в среде
Ключевые виды деятельности: проектная, исследовательская, конструкторская, коммуникативная, управленческая. В начальной школе деление условно, потому что часто деятельность интегрируется. Источниками мотивации могут быть проблемные ситуации «от учителя», инициативы детей и проблемы, возникающие в реальной жизни классного коллектива. Ситуации для командной работы по решению проблемы и принятия ответственного выбора возникают, когда одному ребенку или взрослому справиться трудно или невозможно (мало времени, не хватает знаний и умений, большой объем работы и др.).
На любом уроке. Внеурочная деятельность.
КОМАНДООБ
Р
А
З
ОВ
АНИЕ
На любом уроке.
Внеурочная деятельность.
Уроки технологии, математики. Внеурочная деятельность (ТИКО-конструирование)
Организация самоуправления
в классе. КТД
Ситуация. Проект «Мультфильм из пластилина»(технология, 1 класс). Этапы: задумка, сценарий, изготовление персонажей из пластилина, съёмка, озвучка.
Ситуация. (МДО) Тема «Изменение. Изменения могут быть разной значимости» (требуется быстрый сбор информации и подготовка листа-защиты). Окружающий мир: «Памятники и памятные места родного города»
Ситуация.Урок технологии. Изготовление макета «Двор моей мечты». Необходимо придумать эскиз, сделать из бумаги здания, с помощью пластилина и разных материалов - детскую площадку, дорожки, велосипеды и т.д.
Ситуация. КТД Новогодний спектакль для родителей.
Ситуация. Роль лидера в команде.
Коммуникативная деятельность проходит сквозной нитью, через любую деятельность обучающихся.
Дети – субъекты деятельности в среде. Учитель - не руководитель, а модератор. Он такой же член команды, как и все и ему неизвестно, как будет развиваться среда, т.е. учитель действует в режиме неопределённости (не вмешивается в работу команды с указаниями «правильно-неправильно», не подсказывает пути решения)
Позиции учителя и ребёнка могут меняться. Учитель может стать исполнителем, а не лидером, и наоборот. В такой смене позиций ребёнок может становиться значимым, научается самостоятельно анализировать проблему, находить пути её решения, брать ответственность за принятое решение на себя. Так формируется компетенция ответственного выбора.
Кейс модерации образовательной среды
Окружающий мир, тема «Полезные ископаемые».
Ситуация вызова (мотивация для командообразования):
В начале урока показываю 5 коробок (по предполагаемому количеству групп), в которых лежат вперемешку образцы разных полезных ископаемых и предметы, совершенно не имеющие к ним отношения. «Вызов»: ночью в кабинет пробрался злоумышленник и перевернул всё вверх дном. В том числе и рабочие материалы к сегодняшнему уроку. Даже таблица, которая должна была помочь в работе - частично испорчена! Таблицу вывешиваю на доску. Говорю детям, что просто собрала всё в пять коробок и не представляю, что теперь делать. Обязательно найдутся те, кто скажет, что давайте наведём порядок. Вот и возникла проблема (задача): что надо сделать, чтобы был порядок?
Этап первичного обсуждения (анализ условий - оценка объема работы, недостающая информация, коробок всего пять) –деление на команды и распределение ролей (пять коробок - пять команд, в начале урока дети сидят за партами как обычно, по 2 человека). Если какой-то ребенок не присоединился к команде, задаю вопрос: «Ты решил работать один?». Здесь может быть два пути развития ситуации:1) дети пригласят присоединиться к их команде и ребёнок согласится;2) ответит, что хочет работать один. Но коробки ему нет, значит, придётся как-то выходить из этой ситуации. Учитель не должен уговаривать, это его выбор и он за него отвечает.
Этап командной работы. После этого - начинается работа непосредственно в команде. Т.е. дети оценивают варианты решения и ищут самый эффективный. В идеале им надо классифицировать содержимое коробки: 1)по принадлежности к полезным ископаемым, 2) разбить полезные ископаемые на рудные и нерудные, 3) по использованию человеком.
Оценочный этап. Оцениваем варианты решения проблемы, которые рассматривала команда выбранный вариант и результат (схема), само выступление. Происходит позиционная экспертиза и формирующее оценивание:
- ребенок оценивает сам себя
- работу каждого оценивает команда
- работу команды оценивают другие команды
Для оценивания работы внутри группы использую оценочные листы:
«Я» (оцениваю сам себя в работе группы) | Ф.И._____________________ |
- я смог предложить хотя бы один вариант решения проблемы - я смог предложить больше одного варианта - я помогал искать информацию -я помогал в оформлении листа для выступления - я выступал - я отвечал на вопросы |
«Соседи»(оценивают мою работу в работе группы) | Ф.И._____________________ |
- смог предложить хотя бы один вариант решения проблемы - смог предложить больше одного варианта - помогал искать информацию - помогал в оформлении листа для выступления - выступал - отвечал на вопросы |
После выступления команды, её работу (например, с помощью разноцветных стикеров или смайликов) оценивают другие команды (позиции для оценивания предлагаются).
Позиции для оценивания | 1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда | 5 команда |
- представили все выбранные варианты - обосновали выбор варианта (-ов) -рассмотрели достоинства и недостатки своего варианта - выбранный вариант проработан полностью - информация убедительна - команда оформила результаты работы - "видно" работу всех членов команды |
В результате заполнения таблицы очень хорошо видно, какая команда лучше справилась с решением задачи, где команда «споткнулась», на что надо обратить внимание в следующий раз.
В ходе оценивания ни в коем случае никого не обвиняем и не унижаем. Главное - проанализировать результат, действия и те способы, которые выбрали. Поэтому не подлежат оцениванию личные качества участников, их характер, поведение и т.д. Причём оценивается и деятельность учителя, как члена команды. Конечно, с 1 по 4 класс «растём» и в оценивании. Постепенно двигаемся от групповой (совместной) ответственности за результат к индивидуальной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Конспект урока по математике во 2 классе по теме: "Взаимно обратные арифметические действия". Система Занкова. С презентацией к уроку....
«Метод проектов как эффективное средство формирования ключевых компетенций учащихся»
Что можно сделать сегодня, чтобы вовлечь каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность? К числу наиболее эффективных средств формирования ключевых ком...
ВЫБОР - ДЕЛО ОТВЕТСТВЕННОЕ
Выбор кружков для малышей - дело ответственное....
Программа модуля формирования экологических компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе для учащихся начальных классов во внеурочной деятельности через работу объединения «В мире книг»
Формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников...
Воспитание осознанного, ответственного отношения к выбору профессии воспитанниками детского дома
презентация "Воспитание осознанного, ответственного отношения к выбору профессии воспитанниками детского дома"...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи".
Урок русского языка. 2 класс по теме :"Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи".Цели урока:- создавать усл...