Адаптированная образовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант1.
рабочая программа (2 класс) на тему
Адаптированная программа для детей с умственной отсталостью— это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с умственной отсталостью и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_uo_v.1.docx | 79.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП НОО
МАОУ «Тогурская НОШ»
Адаптированная образовательная программа
обучающегося_2д_ класса
- *******
Срок реализации: 2017_\2018 учебный год
Разработана:
Новосельцева Н.Н. учитель начальных классов
I .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения —детей с умственной отсталостью.
Адаптированная программа для детей с умственной отсталостью— это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с умственной отсталостью и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования.
Адаптированная образовательная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
2.Федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП - приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Конституцией Российской Федерации.
4.Конвенции о правах ребёнка.
5.СанПиНа 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
6.О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью (Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003 г. № 01-50-25/32-05).
7.Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 2).
8.Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья.
9. О направлении рекомендаций по психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования (Письмо Министерства образования и профессионального образования Российской Федерации от 09.04.1999г.№ 27/511-6).
10. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с УО, вариант 1.МАОУ «Тогурская НОШ»;
Данная АОП обучающихся с УО (вариант 1)адресована обучающемуся ******. с умственной отсталостью со стойким, необратимым нарушением познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Специфической особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций –отражения и регуляции поведения и деятельности, что выражается в деформации познавательных процессов, при которой страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.
Адаптированная образовательная программа разработана на основе УМК «Для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по программе под редакцией В. В. Воронковой». Программа сохраняет основное содержание по учебным предметам, но отличается коррекционно развивающей направленностью обучения. Это обусловлено особенностями усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении. В обучении больший акцент делается на наглядные и практические методы обучения, а также применяются индуктивный, репродуктивный и игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и т.д. В основу разработки адаптированной образовательной программы заложены дифференцированный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
В результате реализации адаптированной образовательной программы у обучающегося будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия, работа с текстом как основа умения учиться.
- Общие сведения об обучающихся.
Ф.И.О. | ******** |
Возраст | 7лет |
Особенности семейной ситуации (состав семьи, статус семьи) | 9 человек Неполная, малообеспеченная. |
Год поступления в школу | 2015г |
Класс | 2д, коррекционный класс |
УМК | Для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по программе под редакцией В. В. Воронковой АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) |
Заключение ПМПК | F70.0, F81.1, R47.8 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) |
Рекомендации \решение ПМПК | Коррекционно-развивающая работа с логопедом, психологом, дефектологом; составление программы психолого-педагогического сопровождения, кинезиологические, артикуляционные, релаксационные упражнения; соответствующее методическое и дидактическое оснащение. Наблюдение психиатра, невролога. |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка | обеспечить системный подход к созданию условий для развития ребёнка с умственной отсталостью и оказание комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающегося, его социальной адаптации. |
Общие задачи на период реализации ИОП | -определять особые образовательные потребности ребёнка с умственной отсталостью; -определять особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; -создать условия, способствующие освоению обучающегося с умственной отсталостью образовательной программы начального общего образования и его интеграции в образовательном учреждении; -осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей ребёнка (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); -обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; -оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) ребёнка с умственной отсталостью по медицинским, социальным и другим вопросам. |
2.Особенности индивидуального развития.
Ф.И.О. | ********** |
Особенности здоровья (диагноз) | F70.0, F81.1, R47.8 |
Физический статус | Мимика невыразительная, слух в норме. Для выполнения учебных действий необходим план действий |
3.Особенности психологического развития
В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения*********.
- В контакт вступает не сразу.
- Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде заинтересованности.
- При поощрении и одобрении демонстрирует положительные эмоции, повышение результативности.
- После сделанного замечания старается исправить ошибку
- В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности, при сохранении стремления довести задание до конца (обращение за поддержкой к взрослому).
- Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный.
- Отмечаются эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью.
- Эмоционально уравновешен.
- Пассивность в общении при сниженной психической активности.
- Понимает свои успехи и неудачи.
Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями.
- Интерес к выполнению заданий в основном в начале.
- Инструкцию понимает но испытывает трудности вхождения в работу.
- Ориентировочная деятельность носит активный и целенаправленный характер
- Не может самостоятельно выполнять задание вследствие низкой концентрации внимания, боязни допустить ошибку – нужна стимулирующая помощь
- Деятельность носит нестабильный характер: целенаправленность и активность резко падают из-за быстрой переключаемости внимания (неудач или замечаний, пресыщения деятельностью).
- Динамика деятельности равномерная, темпумеренный при выполнении всего задания
- Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания
- По характеру организуемой помощи при выполнении заданий, ребенок в не нуждается в организующей, обучаемой помощи.
- Ошибки при выполнении задания не замечаются без помощи взрослого.
Результаты изучения психических функций следующие.
Трудности в различении основных и оттеночных цветов не наблюдаются.
Различает геометрические фигуры.
Зрительное восприятие формы средние.
Уровень пространственного восприятия низкий.
Уровень развития кратковременной и долговременной памяти средний.
Испытывает трудности при составлении рассказов.
Фонематическое восприятие нарушено.
Наглядно-действенное мышление: «Почтовый ящик» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб.
Наглядно-образное мышление: «Разрезные картинки» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб, перебора вариантов.
Уровень операции, абстрагирования низкий.
Уровень операции обобщения низкий, наблюдается ярко выраженная избирательность мышления.
Уровень понимания смысла причинно-следственных отношении средний.
Уровень развития как вербального, так и невербального воображения низкий.
Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.
Моисеев Вячеслав
Предъявляемые задания | Результаты диагностики на конец 1-го класса |
Двигательные функции артикуляционного аппарата | |
Уровень сформированности двигательных функций | Анатомическое строение без аномалий |
Мелкая моторика пальцев рук | |
Звукопроизношение | |
Уровень сформированности звукопроизношения | В норме |
Фонематический слух и восприятие | |
Уровень сформированности фонематических процессов | Правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки |
Словарный запас | |
Уровень сформированности словарного запаса | Имеется незначительная положительная динамика |
Грамматический строй речи | |
Уровень сформированности грамматического строя речи | Допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций |
Связная речь | |
Уровень сформированности связной речи | Самостоятельно высказаться затрудняется |
Пространственная ориентировка | |
Уровень сформированности пространственной ориентировки | Правильно располагает написанное на листе бумаги |
Речевое заключение ОНР-3 уровень
- Особенности учебной деятельности.******* достаточно сложно удерживать рабочую позу в течение урока. Он быстро устает. Внимание кратковременное, неустойчивое. Ребенок рассеян, быстро отвлекаемый. Большие трудности для него представляет восприятие картин. Не владеетприемами осмысленного запоминания. Школьник не может перенести свои знания в новые условия. Он не достаточно критично относится к результатам своего труда, не замечает очевидных ошибок.
Цель и задачи АОП
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития ребёнка с умственной отсталостью и оказание комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающегося, его социальной адаптации.
Задачи программы:
- определять особые образовательные потребности ребёнка с умственной отсталостью;
- определять особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создать условия, способствующие освоению обучающегося с умственнойотсталостью образовательной программы начального общего образования и его интеграции в образовательном учреждении;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей ребёнка (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) ребёнка с умственной отсталостью по медицинским, социальным и другим вопросам.
Адаптированная образовательная программа позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с умственной отсталостью стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к ООП НОО МАОУ «Тогурская НОШ», может уточняться и корректироваться.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования, система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования подробно отражены в ООП НОО МАОУ «Тогурская НОШ» и в приложениях к ней.
Особенности оценки предметных результатов
Предметные результатыосвоения АОП НОО включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АОП НОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АОП НОО обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний.
В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
- соответствие/несоответствие науке и практике;
- полнота и надежность усвоения;
- самостоятельность применения усвоенных знаний.
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критериюполноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия/отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АОП НОО выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
- «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
- «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Нормы оценок по русскому языку.
Каждый ответ ученика (устный или письменный) должен оцениваться дифференцированно с учетом уровня его речевого развития и общей динамики продвижения в овладении устной и письменной речью, так и фактических знаний, навыков и умений, которые он приобретает по тем или иным разделам программы за определенный период. Оценивая ответ в речевом отношении и, помогая правильно оформить ответ, учитель обязан учесть характер своей помощи. Чем меньше ошибок допускает ученик, тем выше выставляется балл.
В контрольной работе, включающей диктант и дополнительные задания (фонетический, грамматический и другие разборы), ставятся две отметки (за каждый вид работы): на проверочную работу отводится во 2 классе - не более 35 минут;
Нормы оценок диктантов для обучающихся 2-4 классов
отметка "5" - если нет орфографических ошибок, допускаются одна-две дисграфические ошибки и одно исправление;
отметка "4" - если имеются одна-три орфографические ошибки и не более двух-трех дисграфических ошибок, повторение ошибочного написания одного и того же слова считается за одну ошибку;
отметка "3" - если допущено пять-шесть орфографических ошибок и не более четырех-пяти специфических;
отметка "2" - если допущено восемь-девять орфографических и более четырех дисграфических ошибок.
Примечание: при наличии в классе детей с нарушениями общей моторики и мелких мышечных движений рук объем материала может быть незначительно уменьшен. Таким детям нельзя снижать отметку за почерк.
Оценка грамматических заданий
Оценка выполнения грамматических заданий к диктантам:
"5" - если выполнено все задания;
"4" - если выполнено 3/4 задания;
"3" - если выполнено не менее половины задания;
"2" - если выполнено менее половины задания;
Оценка изложений и сочинений
"5" - изложение или сочинение полностью соответствует теме, могут быть допущены не более одной ошибки по содержанию, одна орфографическая и одна - специфическая;
4" - работа, в основном, соответствует теме, могут быть допущены две-три различные ошибки;
"3" - работа недостаточно полно и точно отражает тему и имеются три-четыре стилистические, три-четыре орфографические, три-четыре специфические ошибки;
"2" - работа не соответствует теме, допущено до семи-девяти различных ошибок;
Примечание: к числу специфических ошибок на искажения звуко-буквенного состава слов и нарушений структуры относятся замены слов, смысловые замены, грамматические, пропуски.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные
тексты примерно следующего объема 2 класс – 16-20 слов;
2 класс
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;
-соблюдает синтаксические паузы; - отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;
-пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие слова;
- допускает 1 – 2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но самостоятельно исправляет их или с незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1 – 2 самостоятельно исправление ошибки, читает наизусть не достаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении по слогам трудных слов;
- допускает 3 – 4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое условие текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении по словам даже легких слов;
- допускает более 6 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержания прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя.
Знания ученика и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных работ. Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: во 2 – 3 классах по 25 – 40 минут .
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2 – 3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна из двух составных задач, хотя бы и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить, и выполнено менее половины других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1 – 2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1 – 2 грубые ошибки или 3 – 4 негрубые.
Оценка «2» ставится, если допущены 3 – 4 грубые ошибки и ряд негрубых.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов и т.д.):
Оценка «5» ставится, если задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1 – 2 негрубые ошибки при решении задач на
вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух – трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листке бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигуры.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Освоение образовательной программы
Программа формирования универсальных учебных действий в рамках УМКДля 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по программе под редакцией В. В. Воронковой, Программа духовно-нравственного развития, Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,Программа внеурочной деятельности, Программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, спортивных секций подробно расписаны в ООП НОО МАОУ «Тогурская НОШ» и в приложениях к ней.
- Образовательный блок. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области
Изменения в содержание рабочих программ по предметам: математика, чтение, речевая практика, русский язык, мир природы и человека, музыка, ручной труд, физическая культура УМКДля 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по программе под редакцией В. В. Воронковой не вносились. Рабочие программы по предметам к УМКДля 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по программе под редакцией В. В. Воронковой смотри в. Приложении к ООП НОО МАОУ «Тогурская НОШ».
- Программа коррекционной работыподробно расписана в ООП НОО МАОУ «Тогурская НОШ»
Программа коррекционной работы подробно расписана в ООП НОО МАОУ «Тогурская НОШ», АООП НОО УО (вариант 1)
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с умственной отсталостью, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с умственной отсталостью выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с умственной отсталостью в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.
- Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога
- ******, психолог
- Основные направления деятельности
1. Диагностическая работа для учащихся, их родителей, лиц их заменяющих, педагогов
2. Коррекционно-развивающая работа для учащихся
3. Психологическое просвещение и профилактика
4. Психологическое консультирование учащихся, их родителей, лиц их заменяющих, педагогам
5. Организационно-методическая работа
- Цель:обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.
- Основное направление деятельности: Коррекционная работа направленна на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с умственной отсталостью.
- Задачи коррекционной работы:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
- Режим работы и формы работы:
День недели | Время | Форма работы |
Вторник | 13-20-14-05 | В группе |
- Технологии, методы, приемы, используемые в работе:
- здоровьесберегающие технологии
- информационно-коммуникационные технологии
- личностно-ориентированные технологии
Наиболее используемыми в психологии методами являются наблюдение, опрос, интервью, психодиагностические тесты (они делятся на несколько групп), эксперимент, моделирование, методы коррекции и развития
- Формы оценки результатов работы:
- Многообразие методов диагностики и осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
- Динамика психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка.
- Популярность среди учащихся, их родителей и учителей.
- Педагогическая целесообразность методического обеспечения и консультативного обслуживания
Мероприятия по реализации ИПР (по необходимости).
- Коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда.
- Ф.И.О. специалиста, должность:******., учитель-логопед
- Основное направление деятельности:
- Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.
- Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ.
- Конкретные задачи на учебный год:
- Корректировать недостатки письменной речи;
- Корректировать недостатки звукопроизношения;
- Работать над связной речью, обогащать лексико-грамматический строй речи, развивать фонетико-фонематические процессы речи, развивать мелкую моторику, дыхание.
- Режим работы и формы работы:
День недели | Время | Форма работы |
понедельник | 9.25 – 9.55 | В группе |
среда | 12.30-13.15 | В группе |
- Технологии, методы, приемы, используемые в работе:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
- Формы оценки результатов работы детей:
- Обязательные формы и методы контроля: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графические работы, изложения, доклады, творческие работы.
- Иные формы учета достижений: диагностические контрольные работы, контроль техники чтения, анализ динамики текущей успеваемости, анализ психолого-педагогических исследований.
- Мероприятия по реализации ИПР (по необходимости).
- Программа работы социального педагога **********– социальный педагог
- Цель – обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.
- Задачи:
- своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования здорового образа жизни;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
- Режим работы и формы работы:
День недели | Время | Форма работы |
среда | 9.30-10.10 | Индивидуальная |
- Технологии, методы, приемы, используемые в работе:
1. Технология диагностической деятельности.
Методы: наблюдение, анкета, тесты, беседы
2.Технология профилактической деятельности.
3.Реабилитационная технология.
3.1. Индивидуальный уровень реабилитации: на индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются следующие методы: консультирование (беседа, наблюдение, убеждение), телефонное консультирование, метод «письмо-обращение»
3.2. Групповой уровень реабилитационной работы: применяются методы групповой реабилитации: беседа, лекции, диспуты, собрания, тренинги.
3.3. Общинный уровень реабилитационной работы: используются методы общинной работы - лекции, дискуссии, анкетирование, беседы с воспитательной и пропагандисткой целью.
- Формы оценки результатов работы:
- Многообразие методов диагностики и социальной реабилитации детей.
- Динамика социально-педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка.
- Социально-правовая защищённость детей группы риска.
- Информационная обеспеченность каждого направления работы.
- Популярность среди учащихся, их родителей и учителей.
- Широта охвата проблем, решаемых за счёт связей с государственными и общественными структурами.
- Педагогическая целесообразность методического обеспечения и консультативного обслуживания.
Оценка результатов работы предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Для оценки продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями применяется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений специалистов ПМПк. Результаты анализа представляются в форме условных единиц: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла –значительное продвижение. Подобная оценка необходима специалистам ПМПк для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты заносятся виндивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
- Мероприятия по реализации ИПР (по необходимости).
- Программа внеурочной деятельности. Воспитательный блок
Воспитательный компонент направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Содержание работы, конкретизируется в плане воспитательной работы класса. Утверждён____
Посещение занятий внеурочной деятельности
Направление | Название | Расписание |
Общекультурное | «Музыкально-ритмические занятия» | Понедельник 13.20-14.05 Пятница 12.45-13.15 |
«Творческая мастерская» | Четверг 12.45-13.15 | |
«Час общения» | Четверг 13.20-14.05 | |
Общеинтеллектуальное | «В мире сказок» | Вторник 13.20-14.05 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Индивидуальный учебный план
Разработан в соответствии с учебным планом для общеобразовательных классов МАОУ «Тогурская НОШ» на 2017/2018учебный год.
*********
1.Индивидуальный учебный план уч.дисциплины | В классе | Индивидуально | В группе | Дистанционно | Итого |
Русский язык | 5 | 5 | |||
Математика | 4 | 4 | |||
Чтение | 4 | 4 | |||
Речевая практика | 2 | 2 | |||
Мир природы и человека | 2 | 2 | |||
Ручной труд | 1 | 1 | |||
Физическая культура | 3 | 3 | |||
ИЗО | 1 | 1 | |||
Музыка | 1 | 1 | |||
ИТОГО | 21 | 2 | 23 | ||
Внеурочная деятельность | |||||
Факультатив «Музыкально-ритмические занятия» | 2 | 2 | |||
Факультатив «Творческая мастерская» | 1 | 1 | |||
Факультатив «Час общения» | 1 | 1 | |||
Итого | 4 | 4 | |||
Занятия со специалистами | |||||
Психолог | 1 | 1 | |||
Логопед | 2 | 2 | |||
Социальный педагог | 1 | 1 | |||
Итого | 4 | 4 |
2.Индивидуальный образовательный маршрут
*********
Направление работы /предмет (Ф.И.О. специалистаспециалист) | Форма проведения занятий | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Уч.дисциплины | ||||||
Русский язык | В классе | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Индивидуально | ||||||
В группе | ||||||
Математика | В классе | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Индивидуально | ||||||
В группе | ||||||
Чтение | В классе | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Индивидуально | ||||||
В группе | ||||||
Речевая практика | В классе | |||||
Индивидуально | ||||||
В группе | 1 | 1 | ||||
Ручной труд | В классе | 1 | ||||
Индивидуально | ||||||
В группе | ||||||
В группе | ||||||
Физическая культура | В классе | 1 | 1 | 1 | ||
Индивидуально | ||||||
В группе | ||||||
ИЗО | В классе | 1 | ||||
Индивидуально | ||||||
В группе | ||||||
Музыка | В классе | 1 | ||||
Индивидуально | ||||||
В группе | ||||||
Занятия со специалистами | ||||||
Логопед (Мягких Э.В.) | В группе | 1 | 1 | |||
Индивидуально | ||||||
Психолог | В группе | 1 | ||||
Индивидуально | ||||||
Соц.педагог | В группе | |||||
Индивидуально | 1 | |||||
Внеурочная деятельность (кружки, секции в МАОУ «Тогурская НОШ») | ||||||
Факультатив «Час общения» | 1 | |||||
Внеурочная деятельность (кружки, секции вне ОО) | ||||||
Факультатив «Музыкально-ритмические занятия» | В группе | 1 | 1 | |||
Факультатив «Творческая мастерская» | В группе | 1 | ||||
Педагогическая коррекция | ||||||
1 | ||||||
Медицинское сопровождение | ||||||
Осуществляет фельдшер школы : по плану работы в течение года |
- Условия реализации АОП
Условия реализации образовательного процесса подробно отражены в ООП НОО МАОУ «Тогурская НОШ».
Учебный кабинет.
Учебный кабинет оснащен современным учебно-лабораторным оборудованием: интерактивной доской, проектором, компьютером, принтером. В кабинете установлена локальная сеть, Интернет (скорость доступа в Интернет 2Мб/с). Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с УО, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
Специальные условия реализации АОП. Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы:
Условия развития познавательной деятельности
- Развитие воспроизводящих способов мышления, использование при этом опор, позволяющих приучать к аналитической обработке информации, к логической последовательности, к рациональным способам деятельности
- Стимулирование познавательной активности и самостоятельности мышления
- Активизация инертных и малоподвижных мыслительных процессов
- Активизация всех видов мыслительных операций
- Расширение личного опыта ребенка по выявлению причинно-следственных связей и временных отношений
- Формирование потребности в преодолении ситуации незнания
Условия развития мышления
- Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действия на основе их речевого опосредования, проговаривания
- Развитие словесно-логической формы мышления через оречевление умственных действий (цели, плана, способа, результата деятельности)
- Формирование мотивации к обучению, развитие самоконтроля через использование технологии критериального оценивания
Условия развития памяти и внимания
- Дополнительный контроль за занятостью ребенка; при признаках истощения внимания смена деятельности на другую, более легкую;
- Использование разнообразных видов занятий, игровых моментов
- Применение красочного наглядного дидактического материала вместо комплексных занятий, сложных инструкций;
- Организация самопланирования и самопроверки как обязательных этапов любой самостоятельной работы, оречевление учеником своей деятельности;
- Учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух);
- Организация смыслового запоминания на основе выделения главного; визуализация (зрительное) запоминаемой информации (на основе ярких и несложных таблиц, схем, конспектов);
- Многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию
Условия развития речи
- Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи ( формировать навыки звукового анализа: умение узнавать звуки в разных положениях в слове, вычленять на слух, сравнивать данный звук с другими парными, упражняться в определении количества, последовательности звуков в слове)
- Уточнение, обогащение и активизация словаря (фиксировать внимание на уточнении смысла слов, на возможности смысловых связей между словами, своевременно предупреждать неточное или ошибочное употребление слов; упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах)
- Коррекция грамматического строя речи:( упражнять в моделировании слов с заданным смысловым признаком, в построении предложений из заданного набора слов, по заданной схеме, по предметно-практической демонстрации)
- Развитие связной речи:(целенаправленное обучение построению связного высказывания на практическом уровне; развитие представления о слове и предложении с опорой на предметы, а затем сюжетные картинки с помощью установки связи слов в предложении; формирование практических представлений в связном высказывании)
Условия развития учебной мотивации
- Формирование активной позиции школьника;
- Формирование положительного отношения к обучению (создание общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы; создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости; опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с умственной отсталостью, включая интеллектуальные игры с правилами; включать в работу на уроке разные виды деятельности)
- Формирование познавательного интереса (стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности; обучать приемам умственной деятельности и учебной работы; использовать проблемно-поисковые методы обучения; применять педагогические технологии, направленные на создание эмоционального благополучия ребенка; использовать гуманистический стиль педагогического общения: без оценочного принятия ученика, тактичного проявления к настроению ребенка, ровного терпеливого отношения к проявлению отрицательных эмоций, чувств).
Кадровое обеспечение программы:
Новосельцева Н.Н., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, в 2016г. прошла курсы повышения квалификации «Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)», «Психолого-педагогические основы коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ»;
*****, учитель-логопед, первой квалификационной категории,в 2016г. прошла курсы повышения квалификации по вопросам психолого-педагогических основ коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ;
******., педагог-психолог, молодой специалист;
*******. социальный педагог, первой квалификационной категории,«Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)», «Психолого-педагогические основы коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Грибы" для работы по предмету "Природоведение" 5 класс адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (вариант С)
Презентация выполнена с использованием принципов работы с детьми с умственной отсталостью. Цель: Сформировать у обучающихся представление о грибах как особом царстве живой природы тесно взаимосв...
Презентация "Мхи и папоротники" для работы по предмету "Естествознание" 7 класс адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (вариант С)
Презентация помогает наглядно представлять изучаемые объекты и явления, вызвать интерес и поддерживать его....
АДАПТИРОВАННАЯ образовательная ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (лёгкой) 1-4 класс
Сквозная адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (лёгкой): Маткматика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант1
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдля детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант1 ...
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) по учебному предмету «Ручной труд» 1 класс
Рабочая программа составлена на основе адаптированной образовательной программы МБОУСОШ №1 им. К.Г. Мохова для детей с УО( вариант 1) Рабочая программа по ручному труду в 1 классе рассчитана на 66 ...
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) по учебному предмету «Чтение» 2 класс
Рабочая программа составлена на основе адаптированной образовательной программы МБОУСОШ№1 им. К.Г. Мохова для детей с УО( вариант 1) Рабочая программа по чтению рассчитана во 2 классе на 136 часов...
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) по учебному предмету «Чтение» 1 класс
Рабочая программа составлена на основе адаптированной образовательной программы МБОУСОШ№1 им. К.Г. Мохова для детей с УО( вариант 1) Рабочая программа по чтению рассчитана в 1 классе на 99 часов, 3...