План работы РМОучителей коррекционного обучения
материал по теме
План работы проблемного практического семинара для педагогических работников коррекционного обучения «Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ТМНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_rmo_defektologov_microsoft_word_3.docx | 35.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Директор МУ ДПО УМЦ ___________/ Н.В.Александрова «___»____________20 17 г. | « Утверждаю» Директор МКОУ «Шаховская школа-интернат» ____________/ И.Л.Холоднова ФИО Приказ № _____ от «___»___________2017 г. |
План работы
проблемного практического семинара для педагогических работников коррекционного обучения
«Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ТМНР»
на 2017-2018 учебный год
разработала учитель-дефектолог
МКОУ«Шаховская школа-интернат»
Борзикова О.Н.
Методическая тема:
«Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ТМНР»
Цель: Обеспечить государственные гарантии доступного качественного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1.Изучение нормативно-правовой базы для создания условий для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.Повышение педагогической компетенции для осуществления всесторонней коррекции личности учащихся в процессе образовательной деятельности, воспитательной работы и учебно- профилактических мероприятий.
3. Изучение инновационных технологий сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
5 Повышение уровня научно-теоретической, психолого-педагогической и методической подготовки учителей - дефектологов ;
№ | Тема и содержание семинара | дата | ответственный |
1 | Основные принципы государственной политики в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Социальная политика в отношении обучающихся с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации.Понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». ФГОС ОВЗ-базовый инструмент реализации конституционных прав на образование обучающихся с ОВЗ,функции ФГОС ОВЗ.Требования ФГОС ОВЗ к структуре АООП и к результатам освоения АООП.Принципы и подходы к формированию АООП | октябрь2017 | Учитель-дефектолог МКОУ «Шаховская школа-интернат» Борзикова О.Н. |
2 | Организация образования обучающихся с умеренной,тяжелой,глубокой умственной отсталостью и ТМНР Организация психолого-педагогического обследования ребенка. Наблюдение за ребенком, особенности развития детей данной категории. Определение приоритетных образовательных областей. Беседа с родителями. Сбор информации об истории развития ребенка. Уточнение запроса родителей в отношении развития и обучения ребенка. | ноябрь | Учитель-дефектолог МКОУ «Шаховская школа-интернат» Борзикова О.Н. |
3 | Разработка специальной индивидуальной программы развития ребенка(СИПР). Структура СИПР. Взаимодействие с родителями в процессе разработки СИПР. Составление психолого-педагогической характеристики. Составление индивидуального учебного плана. Формулирование конкретных целей и задач обучения. Формирование базовых учебных результатов. Создание условий для реализации потребностей в присмотре и уходе. Программа сотрудничества с семьей. Оценка достижений освоения планируемых результатов. | февраль | Учитель-дефектолог МКОУ «Шаховская школа-интернат» Борзикова О.Н. |
4 | Условия реализации АООП. Материально-технические условия: организация пространства, временного режима обучения, учебного места обучающегося, технические средства обучения, обеспечение комфортного доступа обучающихся к образованию(ассистирующие средства) | апрель | Учитель-дефектолог МКОУ «Шаховская школа-интернат» Борзикова О.Н. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
ПРОГРАММА
Проблемный практический семинар для педагогов коррекционного обучения
«Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ТМНР»
Время проведения:11октября 2017 года,10.00-14.00
Место проведения: МКОУ «Шаховская школа-интернат»
Основные принципы государственной политики в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика в отношении обучающихся с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации. Понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». ФГОС ОВЗ-базовый инструмент реализации конституционных прав на образование обучающихся с ОВЗ,функции ФГОС ОВЗ Требования ФГОС ОВЗ к структуре АООП и к результатам освоения АООП.Принципы и подходы к формированию АООП |
10.00-11.00 11.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00
| Главный специалист Управления образования администрации городского округа Шаховская Рулина Т.В. Учитель-дефектологог Борзикова О.Н Зам.директора МКОУ «Шаховская школа-интернат» Томилова Н.С. Учитель-дефектологог Борзикова О.Н |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
ПРОГРАММА
Проблемный практический семинар для педагогов коррекционного обучения
«Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ТМНР»
Время проведения:22ноября 2017 года,10.00-14.00
Место проведения: МКОУ «Шаховская школа-интернат»
Организация образования обучающихся с умеренной,тяжелой,глубокой умственной отсталостью и ТМНР Видеофрагмент. Организация психолого-педагогического обследования ребенка. Наблюдение за ребенком, особенности развития детей данной категории. Определение приоритетных образовательных областей. Беседа с родителями. Сбор информации об истории развития ребенка. Уточнение запроса родителей в отношении развития и обучения ребенка. |
10.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00
| Главный специалист Управления образования администрации городского округа Шаховская Рулина Т.В. Учитель-дефектологог Борзикова О.Н
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
ПРОГРАММА
Проблемный практический семинар для педагогов коррекционного обучения
«Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ТМНР»
Время проведения:21февраля 2018 года,10.00-14.00
Место проведения: МКОУ «Шаховская школа-интернат»
Разработка специальной индивидуальной программы развития ребенка(СИПР). Структура СИПР. Взаимодействие с родителями в процессе разработки СИПР. Составление психолого-педагогической характеристики. Составление индивидуального учебного плана. Формулирование конкретных целей и задач обучения. Формирование базовых учебных результатов. Создание условий для реализации потребностей в присмотре и уходе. Программа сотрудничества с семьей. Оценка достижений освоения планируемых результатов. |
10.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00
| Главный специалист Управления образования администрации городского округа Шаховская Рулина Т.В. Учитель-дефектологог Борзикова О.Н
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
ПРОГРАММА
Проблемный практический семинар для педагогов коррекционного обучения
«Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ТМНР»
Время проведения:12апреля 2018 года,10.00-14.00
Место проведения: МКОУ «Шаховская школа-интернат»
Условия реализации АООП. Материально-технические условия: организация пространства, временного режима обучения, учебного места обучающегося, технические средства обучения, обеспечение комфортного доступа обучающихся к образованию(ассистирующие средства и технологии), специальный учебный и дидактический материал, разработка КТП,составление расписаний, междисциплинарный состав специалистов. Инновационные технологии и программы развития речи |
10.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00
| Главный специалист Управления образования администрации городского округа Шаховская Рулина Т.В. Учитель-дефектологог Борзикова О.Н
Учитель-логопед МКОУ Грушина А.М. |
Анализ работы проблемного практического семинара для педагогов коррекционного обучения «Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ТМНР в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ»
Анализ работы МО учителей– дефектологов МОУ «Сош№1» за 2012-2013 уч.год.
- 2017-2018 учебном году практический семинар для учителей, работающих с детьми с ОВЗ « Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ТМНР в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ», действовал в рамках методической темы МКОУ «Шаховская школа-интернат»«Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии учащихся с ОВЗ». Руководствуясь нормативными документами, программами, учитывая специфику коррекционных классов, объективный уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию членов семинара и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:
1.Изучение особенностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.Ознакомление педагогов с содержанием новых нормативно-правовых документов, определяющих стратегию и тактику учебно- воспитательного процесса для детей с ОВЗ.
3.Изучение методов и подходов в коррекционно-развивающей среде для воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, совершенствование умения создавать организационно-педагогические условия для повышения качественного уровня урока.
4.Активизирование деятельности учителей-дефектологов по освоению и применению современных педагогических технологий и нетрадиционных форм и методов работы в коррекционно-образовательном процессе.
Тематика заседаний семинара определена задачами методической работы. При выборе тем учитывались профессиональные запросы учителей, актуальность рассматриваемых вопросов.
В текущем учебном году было спланировано и проведено 4 заседания МО. Типичной чертой заседаний является актуальность обсуждаемых вопросов, тщательная подготовка, практическая направленность, желание проанализировать и откорректировать свою деятельность с целью устранения причин, негативно влияющих на конечный результат. На заседаниях рассматривались следующие вопросы: основные принципы государственной политики в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, организация образования обучающихся с умеренной,тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР, разработка специальной индивидуальной программы развития ребенка(СИПР), условия реализации АООП.
Были рассмотрены следующие вопросы: структура СИПР, взаимодействие с родителями в процессе разработки СИПР, составление психолого-педагогической характеристики, составление индивидуального учебного плана, формулирование конкретных целей и задач обучения, формирование базовых учебных результатов, создание условий для реализации потребностей в присмотре и уходе, программа сотрудничества с семьей, оценка достижений освоения планируемых результатов. Материально-технические условия: организация пространства, временного режима обучения, учебного места обучающегося, технические средства обучения, обеспечение комфортного доступа обучающихся к образованию(ассистирующие средства и технологии), специальный учебный и дидактический материал, разработка КТП,составление расписаний, междисциплинарный состав специалистов.
По данным темам были заслушаны выступления
учителей – дефектологов,логопедов,психологов,учителей начального обучения: Борзиковой О.Н, Петрушенковой Н.А., Грушиной А.М., Куроцаповой Н.Н., Томиловой Н.С.
Все заседания МО были подготовлены и проведены в нетрадиционной форме (это и круглый стол, и практическая работа по моделированию СИПР,
- Практикумы по использованию специальных технических средств обучения) Все семинары имели ярко выраженную практическую направленность и несли конкретную информацию о деятельности членов объединения по рассматриваемому вопросу.Это делало работу более эффективной и качественной, давала педагогам возможность расширения теоретических знаний по рассматриваемому вопросу,знакомства с опытом работы коллег. Методическим объединением использовались разнообразные формы проведения плановых заседаний, что позволило проводить их с большей активностью. Положительным явилось то, что каждый педагог старался поделиться с коллегами теоретическими и практическими знаниями по вопросам организации работы обучающихся с ОВЗ, применению современных педагогических технологий.
Все семинары были тщательно продуманы, построены в соответствии с требованиями к урокам в коррекционной школе, использовались презентации и учебные фильмы.
Хочется также отметить и проблемы, а именно:
1.не все педагоги, которые работают с детьми с ОВЗ повысили свою квалификацию в дефектологической области,
2. требует пополнения материально-техническая база образовательных организаций( специальные технические средства обучения, специальный дидактический материал и.т.д.);
3. нехватка узких специалистов( сурдопедагоги, инструкторы ЛФК, тераписты(РАС) делают процесс сопровождения ребенка с ОВЗ не полным.
По итогам проведенной работы мы можем выделить следующие положительные моменты:
- План работы МО выполнен полностью.
- Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, связанные с обучением детей с ОВЗ.
3.Все члены методического объединения принимали участие в работе МО
Выводы:
Работу МО учителей-дефектологов можно считать удовлетворительной.
3.Все члены методического объединения принимали участие в работе МО, педсоветах, общешкольных внеклассных мероприятиях
4.Эффективно внедрялидефектологи в учебный процесс компьютерную поддержку
Выводы:
Работу МО учителей-дефектологов можно считать удовлетворительной.
Рекомендации на 2018-2019 учебный год.
- Продолжить работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта, способствовать раскрытию авторских позиций педагогов посредством проведения семинаров,практикумов,публикования своего опыта в профессиональных сообществах.
- Активизировать работу по овладению методиками преподавания, освоению инновационных методик, а также по выявлению, обобщению, распространению педагогического опыта учителями – дефектологами.
- Продолжать использовать при проведении уроков и внеклассных мероприятий ИКТ.
- Усилить контроль над организацией и проведением индивидуальных занятий с детьми, обучающимися на дому.
- Обратить особое внимание на планирование и проведение внеклассных мероприятий по предметам.
- Психологу школы спланировать в новом учебном году мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в коррекционных классах.
- При планировании методической работы на следующий год необходимо продумать целостную систему мониторинга ключевых педагогических
компетенций.
учителей – дефектологов,логопедов,психологов,учителей начального обучения: Борзиковой О.Н, Петрушенковой Н.А., Грушиной А.М., Куроцаповой Н.Н., Томиловой Н.С.
Все заседания МО были подготовлены и проведены в нетрадиционной форме (это и круглый стол, и практическая работа по моделированию СИПР,
- Практикумы по использованию специальных технических средств обучения) Все семинары имели ярко выраженную практическую направленность и несли конкретную информацию о деятельности членов объединения по рассматриваемому вопросу.Это делало работу более эффективной и качественной, давала педагогам возможность расширения теоретических знаний по рассматриваемому вопросу,знакомства с опытом работы коллег. Методическим объединением использовались разнообразные формы проведения плановых заседаний, что позволило проводить их с большей активностью. Положительным явилось то, что каждый педагог старался поделиться с коллегами теоретическими и практическими знаниями по вопросам организации работы обучающихся с ОВЗ, применению современных педагогических технологий.
Все семинары были тщательно продуманы, построены в соответствии с требованиями к урокам в коррекционной школе, использовались презентации и учебные фильмы.
Хочется также отметить и проблемы, а именно:
1.не все педагоги, которые работают с детьми с ОВЗ повысили свою квалификацию в дефектологической области,
2. требует пополнения материально-техническая база образовательных организаций( специальные технические средства обучения, специальный дидактический материал и.т.д.);
3. нехватка узких специалистов( сурдопедагоги, инструкторы ЛФК, тераписты(РАС) делают процесс сопровождения ребенка с ОВЗ не полным.
По итогам проведенной работы мы можем выделить следующие положительные моменты:
- План работы МО выполнен полностью.
- Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, связанные с обучением детей с ОВЗ.
3.Все члены методического объединения принимали участие в работе МО
Выводы:
Работу МО учителей-дефектологов можно считать удовлетворительной.
3.Все члены методического объединения принимали участие в работе МО, педсоветах, общешкольных внеклассных мероприятиях
4.Эффективно внедрялидефектологи в учебный процесс компьютерную поддержку
Выводы:
Работу МО учителей-дефектологов можно считать удовлетворительной.
Рекомендации на 2018-2019 учебный год.
- Продолжить работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта, способствовать раскрытию авторских позиций педагогов посредством проведения семинаров,практикумов,публикования своего опыта в профессиональных сообществах.
- Активизировать работу по овладению методиками преподавания, освоению инновационных методик, а также по выявлению, обобщению, распространению педагогического опыта учителями – дефектологами.
- Продолжать использовать при проведении уроков и внеклассных мероприятий ИКТ.
- Усилить контроль над организацией и проведением индивидуальных занятий с детьми, обучающимися на дому.
- Обратить особое внимание на планирование и проведение внеклассных мероприятий по предметам.
- Психологу школы спланировать в новом учебном году мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в коррекционных классах.
- При планировании методической работы на следующий год необходимо продумать целостную систему мониторинга ключевых педагогических
компетенций.
Целенаправленно велась работа по освоению учителями-дефектологами современных методик и технологий обучения, внедрению инновационных и нестандартных форм и методов работы с обучающимися с ОВЗ. Большое внимание уделяется сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. Работа МО строилась в тесном контакте с психологом, социальным педагогом школы, которые согласно плану своей работы проводили тренинги, индивидуальные консультации для родителей и учащихся, освещали вопросы специфики обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на заседаниях МО. К сожалению, в стороне от этой работы была медсестра школы, поэтому отследить состояние здоровья учащихся, получить квалифицированный совет по профилактике тех или иных заболеваний учащихся класса члены МО не могли.
Еще одной немаловажной задачей, стоявшей перед членами МО, было
вовлечение родителей в учебный процесс. С этой целью, педагоги Дмитриева Н.В., Сергеева Г.А. проводили уроки с приглашением родителей. Классные руководители 3, 4, 6, 7 «к» классов проводили внеклассные мероприятия с учащимися и родителями: праздники «Мама, папа, я – спортивная семья» и «Рождественские посиделки», празднование Масленицы,приглашали родителей для индивидуальных консультаций.. Кроме того на родительских собраниях с информацией о результатах
диагностик выступала Фомичева Е.В. (Психолог школы).Но, несмотря на проведенную работу, родители, к сожалению, остаются пассивными
участниками коррекционной работы и в следующем учебном году необходимо разнообразить работу в данном направлении (например, привлечь родителей к совместной работе над поделками на выставку технического творчества, к участию вместе с ребенком в конкурсах различного уровня.)
Что касается повышения квалификации педагогов, то, к сожалению, в этом учебном году учителя - дефектологи не проходили курсов повышения квалификации ни по одному вопросу.Не в системе на заседаниях МО изучались новинки методической литературы по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ.
По итогам проведенной работы мы можем выделить следующие положительные моменты:
- План работы МО выполнен полностью.
- Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, связанные с обучением детей с ОВЗ.
3.Все члены методического объединения принимали участие в работе МО, педсоветах, общешкольных внеклассных мероприятиях
4.Эффективно внедрялидефектологи в учебный процесс компьютерную поддержку
Выводы:
Работу МО учителей-дефектологов можно считать удовлетворительной.
Рекомендации на 2013-2014 учебный год.
- Продолжить работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта,способствовать раскрытию авторскихпозиций педагогов посредством создания локальных печатныхсборников.
- Активизировать работу по овладению методиками преподавания, освоению инновационных методик, а также по выявлению, обобщению, распространению педагогического опыта учителями – дефектологами.
- Продолжать использовать при проведении уроков и внеклассных мероприятий ИКТ.
- Усилить контрольнад организацией и проведением индивидуальных занятий с детьми, обучающимися на дому.
- Обратить особое внимание на планирование и проведение внеклассных мероприятий по предметам.
- Психологу школы спланировать в новом учебном году мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в коррекционных классах.
- При планировании методической работы на следующий год необходимо продумать целостную систему мониторинга ключевых педагогических
компетенций.
8.В целях изучения передового педагогического опыта работы с детьми с ОВЗ наладить партнерские отношения с коррекционными школами 8 вида г. Балашова и Балакова.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
открытые уроки и внеклассные | Публикации , размещение | темы выступлений |
мероприятия, классные | материала на сайтах(указать | по обмену опытом |
часы(уровень) | какие) | ( уровень) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
Годовой план учителя-логопеда разбит на формы работы...
Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год
В плпне рассмотрены все этапы и основные направления работы учителя-логопеда....
план работы ГМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных учреждени на 2013/2014уч.год. Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия"
Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия.Цель: Создание коррекционной системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся.Задач...
План работы кафедры начального обучения
План работы кафедры начального обучения на 2014 - 2015 учебный год...
Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
№п/пФорма работаОсновные направленияСодержаниеСрокиI....
Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда оформлен в таблицу(5 страниц). В плане указаны цель, задачи, приоритетные направления деятельности. В таб...
Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы
Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы...