Формирование экологической культуры у младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Реализация воспитания экологической культуры у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры у младших школьников.
Воспитание экологической культуры реализуется через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.
С целью формирования у младших школьников экологической культуры, развития умений решать природоохранные проблемы, находить оптимальные пути взаимодействия с окружающим миром, нужно учить детей сочинять сказки. Составляя сказку, ребенок предлагает одноклассникам и взрослым им придуманный комплекс действий для достижения успеха, ведь сказка должна иметь счастливую концовку.
По своим законам и правилам сказка раскрывает перед ребенком все богатство человеческих отношений - отношение его к самому себе, к другим людям, к окружающему миру природы. Сказка как одна из игровых форм деятельности, наиболее интересна, имеет большие потенциальные возможности в формировании экологической культуры младших школьников.
Особое место в становлении экологической культуры занимает именно игровая деятельность. Она формирует опыт восприятия экологически правильных решений, усвоение нравственных норм и правил поведения в природе, способствует созданию связи между обучением и применением знаний на практике.
Формирование экологически культурной личности невозможно без такой формы работы как экскурсия, в которой осуществляется наблюдение за природой. Предварительная беседа перед экскурсией поможет заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личного участия в деле охраны природы.
Младшие школьники занимаются и поисковой деятельностью. Готовят разные интересные материалы из жизни растений и животных, подбирают стихи, рассказы, сказки экологического содержания, отгадывают загадки, ребусы, кроссворды. Составляют правила поведения у водоемов, в парках, на лугу, в лесу.
Большие возможности для развития и формирования экологической компетентности младших школьников имеют учебные проекты. Метод проектов основан на взаимодействии педагога и воспитанников между собой и окружающей средой.
Формирование бережного отношения к природе продолжается на разных уроках, где учитель раскрывает роль природы в жизни человека. На уроках окружающего мира устанавливаются экологические связи. На доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. На уроках дети устанавливают причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу.
При обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время, на уроках трудового обучения часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей.
Таким образом, важнейший компонент формирования экологической культуры личности - деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/21/picture-1884-1553166029.jpg)
Формирование правовых представлений младших школьников во внеурочной деятельности
Программа факультативного курса.Содержание данной Программы рассчитано на учащихся начальной школы. Программа “ Я – гражданин России ” направлена на знакомство с нормативно–правовой базо...
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/05/picture-2940.jpg)
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/05/picture-2940.jpg)
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
![](/sites/default/files/pictures/2010/09/28/picture-2672.jpg)
Формирование нравственных качеств младших школьников на гуманистических народных традициях.
Доклад на педсовете....
ИКТ компетентности учителей начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника
С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/20/picture-463167-1408511056.jpg)
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/21/picture-1145267-1558431200.jpg)
Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"
В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...