Доклад: «Рабочие программы учебных курсов, предметов, СИПР»
статья на тему

Ольга Станиславовна Шевченко

С 1 сентября 2016 года  вступил в силу  Специальный федеральный государственный образовательный стандарт (СФГОС), целью которых является введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем.  

На основе Стандарта организация  разрабатывает в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности  адаптированную основную  образовательную программу для 1 или для 2 вариантов, или оба сразу варианта.

Компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы образовательной организации являются  рабочие программы учебных предметов, курсов, которые представляют собой   средство фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов, коррекционных курсов и курсов внеурочной деятельности, предусмотренных учебным планом образовательной организации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад22.93 КБ
Файл презентация 2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад :

«Рабочие программы учебных курсов, предметов, СИПР»

Составила

Руководитель МС

Шахтинской школы-интерната №16

Шевченко О.С.

2016

С 1 сентября 2016 года  вступил в силу  Специальный федеральный государственный образовательный стандарт (СФГОС), целью которых является введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем.

Нормативно-правовой базой введения Специальных ФГОС для детей с ОВЗ являются:

-Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря        2014 года (утверждает ФГОС для детей с ОВЗ)

-Приказ Министерства образования и науки РФ  № 1599 от 19 декабря        2014 года (утверждает  ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В соответствии с приказом ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью разделён на варианты (1 вариант для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью,  и 2 вариант  – это вариант для учащихся, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития.

На основе Стандарта организация  разрабатывает в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности  адаптированную основную  образовательную программу для 1 или для 2 вариантов, или оба сразу варианта.

         

 Компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы образовательной организации являются  рабочие программы учебных предметов, курсов, которые представляют собой   средство фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов, коррекционных курсов и курсов внеурочной деятельности, предусмотренных учебным планом образовательной организации.

        Рабочая программа учебного предмета, курса разрабатывается для обучающихся с у/о с учетом рекомендуемого им ПМПК варианта АООП.

       Содержание учебных предметов, курсов первого варианта  АООП образования обучающихся с умственной отсталостью должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов разрабатываемых организацией АООП образования обучающихся с умственной отсталостью.

 В соответствии с ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Обучение обучающихся  с умеренной и тяжелой глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития  осуществляется по второму варианту АООП образования обучающихся с умственной отсталостью, который  предусматривает разработку на каждый год специальной индивидуальной программы развития (далее – СИПР)

      Цель такой программы – поэтапно включить подопечного в систему образования путем формирования и развития коммуникации и санитарно-гигиенических навыков. СИПР предполагает дифференцированный подход, пошаговое обучение и обязательную индивидуализацию процесса обучения, развития интеллекта детей.

     Для обучающихся с умственной отсталостью по СИПР содержание и объем рабочих программ учебных предметов, курсов отбирается, в т.ч. может быть сокращен, а также, при необходимости,  дополнен с учетом особых образовательных потребностей этих обучающихся

             Основой стандарта, базой специальных индивидуальных программ развития для детей с умственной отсталостью стал опыт Псковского Центра лечебной педагогики под руководством Андрея Михайловича Царева. Центром предусмотрены специальные  учебные области, которых нет в основных уроках. Например, для тяжелых детей, у которых на момент поступления в школу не сформирована речь и чьи потребности трудно установить, в учебный план включены такие  предметы как «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек».

          Особенность СИПР для детей с ОВЗ и заключается в том, что программа предусматривает не только обучение, но и все сферы человеческой жизни, и постепенное формирование элементарных социально-бытовых умений, навыков самообслуживания обучаемого.

              СИПР разрабатывается    на основе анализа результатов психолого-педагогического обследования ребёнка экспертной группой образовательной организации.  

.  В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью структура СИПР  включает:

  1. Общие сведения об обучающимся.  Содержат персональные данные о ребёнке и его родителях.

  1. Характеристика ребенка включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения обучающегося. Составляется на основе заключения ПМПК. При составлении характеристики важно избегать общих фраз, отмечая особенности ребёнка.   В структуру характеристики  включаются :

1) Сведения о семье (бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка);

2) заключение ПМПК;

3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;

4) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребёнка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребёнка

5) особенности познавательных процессов:

6) состояние сформированности  импрессивной  и экспрессивной  речи;

7) сформированность социально значимых навыков, умений – коммуникативные возможности, игровая деятельность, базовые учебные действия; математические представления; представления об окружающем мире; самообслуживание, предметно-практическая  деятельность;

8) потребность в уходе и присмотре.

9) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в общеобразовательной организации, в условиях надомного обучения.

  1. Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. Включает индивидуальный набор  учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего плана АООП, с учётом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объёма учебной нагрузки

  1. Содержание образования в условиях организации и семьи

        Данный раздел включает конкретные задачи по формированию  

        представлений, действий/операций по каждой из программ учебных     предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых

учебных действий; духовно-нравственного воспитания; формирования   экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности). Задачи образования  формулируются в СИПР в качестве возможных (планируемых) результатов обучения и воспитания ребенка на год.

 Одинаковые или близкие образовательные задачи по учебным предметам, включённые в СИПР отдельных обучающихся, позволяют объединить детей в группы и становятся основой для составления календарно-тематического плана на группу обучающихся по предмету.

  1. Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода  (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

VI. Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена   планом мероприятий внеурочной деятельности. Его реализация осуществляется  в ходе проведения внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, соревнования, выставки и т.д.

Внеурочная деятельность происходит преимущественно в групповой форме и призвана способствовать общему развитию и социальной интеграции  обучающихся путём организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ, из различных организаций.

VII. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации

СИПР

Психолого-педагогическая работа с ребёнком проводится разными специалистами. Согласно требованиям к кадрам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, в реализации АООП участвует междисциплинарный состав специалистов, а именно: Педагог-дефектолог;

Учитель-логопед,

Педагог-психолог,

Педагог-предметник

Социальный педагог;

Медицинский работник и др.

VIII.Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.

IX. Обязательно перечислить  необходимые  технические  средства общего и индивидуального назначения, дидактические материалы, индивидуальные средства реабилитации, необходимые для реализации СИПР.

X. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год.

На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.  Перевод обучающегося в следующий класс (ступень) осуществляется по возрасту.

Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

Разработанная экспертной группой СИПР, а также внесение в неё изменений принимается педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом руководителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рабочие программы учебных предметов, курсов. СИПР Руководитель МС Шахтинской специальной школы-интерната №16 Шевченко О.С.

Слайд 2

Цель введения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью: введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем.

Слайд 3

Нормативно-правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Слайд 4

Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей

Слайд 5

Структура рабочих программ по предмету, учебному курсу 1 Титульный лист 2 Пояснительная записка 3 Нормативно-правовое обеспечение 4 Общая характеристика учебного предмета, курса 5 Место учебного предмета, курса в учебном плане 6 Результаты освоения учебного предмета, курса 7 Планируемые результаты 8 Содержание учебного предмета, курса 9 Тематическое планирование 10 Материально-техническое обеспечение

Слайд 6

Подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)

Слайд 7

Структура СИПР 1 Общие сведения 2 Характеристика ребёнка 3 Индивидуальный учебный план 4 Содержание образования 5 Организация реализации потребности в уходе и присмотре 6 Внеурочная деятельность 7 Перечень специалистов 8 Программа сотрудничества с семьёй 9 Необходимые технические средства 10 Средства мониторинга и оценка динамики

Слайд 8

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по предмету «Музыка». 1 - 4 класс

Пояснительная записка к рабочей программе учебого курса "Музыка"1 - 4 класс Данная рабочая программа  составлена с учетом требований федерального компонента образовательных стандартов; обязатель...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Название курса: «Русский язык»4 класс

Программа учебного курса "Русский язык" 4 класс(программа "ПЕРСПЕКТИВА")...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Функциональная грамотность» название курса для обучающихся 2 классов

Данна программа соответствует нормам и требованиям ФГОС. Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....