Программа подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде по русскому языку со 2 по 4 классы.
методическая разработка по теме
Программа подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде по русскому языку со 2 по 4 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_podgotovke_k_olimpiadam.docx | 40.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде по русскому языку
Выполнила:
Насырова Лилия Нургалеевна
учитель начальных классов
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Пояснительная записка
В стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года раскрыты приоритеты, цели и задачи развития системы образования региона. Одна из задач - развитие системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Данная задача является приоритетной в нашей образовательной организации и реализуется через основную образовательную программу. В связи с этим, разработана программа подготовки учащихся к участию в олимпиаде по русскому языку в начальной школе. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная программа может быть использована педагогами начальной школы для подготовки учащихся к предметной олимпиаде по русскому языку.
Самостоятельная деятельность учащихся организуется на занятиях с использования различных форм работы: лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов; проектной деятельности; самостоятельной работы (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными заданиями.
Наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников выявляют через:
- наблюдения в ходе уроков, при проведении самостоятельных работ, тестов, контрольных, после школьной предметной олимпиады по принципу: кто лучше справился с заданиями идёт на ступень выше;
- проведение диагностики одарённости;
- организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
На занятиях используются современные оценочные средства: задания школьных и дистанционных олимпиад различного уровня, тесты, тренажеры.
Для отслеживания результатов используется диагностический инструментарий (интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету). Оценка индивидуальной успешности учащихся по вариативным показателям прослеживается при создании индивидуального портфолио, карты результативности участия учащегося в олимпиадах и конкурсах, рейтинга достижений и олимпийского рейтинга.
Основные технологии:
- технология опережающего обучения;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология;
- игровые технологии исследовательского характера.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств.
Подготовка учащихся к предметной олимпиаде по русскому языку предусматривает привлечение социальных партнёров (городской библиотеки, детской городской библиотеки, музейно — выставочного центра) при поиске необходимой информации, участие в дистанционных конкурсах («Русский медвежонок», интернет – марафон «ЭМУ», сайт «Продленка» и т. д.).
Основная часть
Цель: подготовить учащихся к предметным олимпиадам различного уровня, расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков при изучении русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями, ресурсами Интернета и дополнительной литературой;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- самостоятельность;
- научность;
- сознательность и активность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы проведения занятий:
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными заданиями;
В каждом занятии прослеживаются три части:
- теоретическая;
- практическая
- игровая.
Основные технологии:
- технология опережающего обучения;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология;
- игровые технологии исследовательского характера.
Методы:
- проблемные;
- поисковые;
- эвристические;
- исследовательские;
- проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места программы в учебном плане
Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2–4-х классов.
Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года. Индивидуальная работа по подготовке к олимпиаде для каждого учащегося строится от движения от незнания к знанию, от практики до творчества. Для отслеживания результатов используется диагностический инструментарий (интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету). Оценка индивидуальной успешности учащихся по вариативным показателям прослеживается при создании индивидуального портфолио, карты результативности участия учащегося в олимпиадах и конкурсах, рейтинга достижений и олимпийского рейтинга.
Подготовка учащихся к предметной олимпиаде по русскому языку предусматривает привлечение социальных партнёров (городской библиотеки, детской городской библиотеки, музейно — выставочного центра) при поиске необходимой информации, проведении классных часов и конкурсов, участие в дистанционных конкурсах («Русский медвежонок», интернет – марафон «ЭМУ», сайт «Продленка» и т. д.).
Система подготовки участников олимпиад:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, курсы по выбору);
- выполнение творческих заданий самостоятельно;
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников выявляют через:
- наблюдения в ходе уроков, при проведении самостоятельных работ, тестов, контрольных, после школьной предметной олимпиады по принципу: кто лучше справился с заданиями идёт на ступень выше;
- проведение диагностики одарённости;
- организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
Планируемые результаты.
2-й класс
Личностные УУД:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- освоение личностного смысла учения, желания учиться;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении;
- корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
- находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.
3- класс
Личностные УУД:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Познавательные УУД:
- отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.);
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- понимать точку зрения другого;
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
4- класс
Личностные УУД:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- самостоятельно отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- пользоваться словарями, справочниками;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Тематическое планирование.
2 класс
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Теория | Практика |
Раздел №1 - Фонетика | 5 | |||
1- 2 | Фонетика Транскрипция | 2 | + | + |
3- 4 | Классификация гласных и согласных | 2 | + | + |
5 | «Умники и умницы» (диагностический инструментарий по разделу) | 1 | + | |
6 | «Олимпиадные задания за 1 класс по русскому языку городского, окружного уровней» | 1 | + | |
Раздел №2 - Морфемика(словообразование) | 5 | |||
7 – 8 | Морфема Окончание и корень Однокоренные слова | 2 | + | + |
9 - 10 | Приставка и суффикс Основа слова | 2 | + | + |
11 | «Умники и умницы» | 1 | + | |
12 | «Олимпиадные задания за 2 класс по русскому языку городского, окружного уровней» | 1 | + | |
Раздел №3 - Морфология | 5 | |||
13 | Морфология Имя существительное | 1 | + | + |
14 | Имя существительное (одушевлённое, неодушевлённое) | 1 | + | + |
15 | Имя прилагательное | 1 | + | + |
16 | Глагол | 1 | + | + |
17 | «Умники и умницы» | 1 | + | |
18 | «Олимпиадные задания за 2 класс по русскому языку городского, окружного уровней» | 1 | + | |
Раздел №4 - Пунктуация | 3 | |||
19 | Пунктуация Знаки препинания | 1 | + | + |
20 | Знаки препинания | 1 | + | |
21 | «Умники и умницы» | 1 | + | |
22 | «Олимпиадные задания за 2 класс по русскому языку городского, окружного уровней» | 1 | + | |
Раздел №5 - Лексика | 5 | |||
23 | Лексика Классификация слов по значению в тематические группы. Словарные слова. | 1 | + | + |
24 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | + | + |
25 | Слова, близкие и противоположные по значению. | 1 | + | + |
26 | «Умники и умницы» | 1 | + | |
27 | «Олимпиадные задания за 2 класс по русскому языку всероссийского уровня» | 1 | + | + |
Раздел №6 - Орфоэпия | 4 | |||
28 | Орфоэпия Произноси правильно! | 1 | + | + |
29 | Произноси правильно! | 1 | + | + |
30 | «Умники и умницы» | 1 | + | |
31 | «Олимпиадные задания за 2 класс по русскому языку всероссийского уровня» | 1 | + | + |
Раздел №7 Проектная деятельность | ||||
32 | Создание проекта. | 1 | + | + |
33 | Защита проекта. | 1 | + | + |
Тематическое планирование
3 - 4 класс
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Теория | Практика |
Раздел №1 - Фонетика | 5 | |||
1- 2 | Фонетика Транскрипция | 2 | + | + |
3- 4 | Классификация гласных и согласных | 2 | + | + |
5 | «Умники и умницы» (диагностический инструментарий по разделу) | 1 | + | |
6 | «Олимпиадные задания за 3 класс по русскому языку городского, окружного уровней» | 1 | + | |
Раздел №2 - Морфемика(словообразование) | 5 | |||
7 – 8 | Морфема Окончание и корень Однокоренные слова | 2 | + | + |
9 - 10 | Приставка и суффикс Основа слова Постфикс | 2 | + | + |
11 | «Умники и умницы» | 1 | + | |
12 | «Олимпиадные задания за 3 класс по русскому языку городского, окружного уровней» | 1 | + | |
Раздел №3 - Морфология | 5 | |||
13 | Морфология Части речи | 1 | + | + |
14 | Имя существительное | 1 | + | + |
15 | Имя прилагательное | 1 | + | + |
16 - 17 | Глагол | 1 | + | + |
18 | «Умники и умницы» | 1 | + | |
19 | «Олимпиадные задания за 3 класс по русскому языку городского, окружного уровней» | 1 | + | |
Раздел №4 - Пунктуация | 3 | |||
20 | Пунктуация Знаки препинания | 1 | + | + |
21 | Однородные члены предложения | 1 | + | |
22 | «Умники и умницы» | 1 | + | |
23 | «Олимпиадные задания за 3 - 4 класс по русскому языку городского, окружного уровней» | 1 | + | |
Раздел №5 - Лексика | 5 | |||
24 | Лексика Написание слов с непроверяемыми орфограммами. | 1 | + | + |
25 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | + | + |
26 | Синонимы и антонимы. | 1 | + | + |
27 | «Умники и умницы» | 1 | + | |
28 | «Олимпиадные задания за 3 – 4 класс по русскому языку всероссийского уровня» | 1 | + | + |
Раздел №6 - Орфоэпия | 4 | |||
29 | Орфоэпия Говори правильно! | 1 | + | + |
30 | Правила произношения | 1 | + | + |
31 | «Умники и умницы» | 1 | + | |
32 | «Олимпиадные задания за 3 – 4 класс по русскому языку всероссийского уровня» | 1 | + | + |
Раздел №7 Проектная деятельность | ||||
33 | Создание проекта. | 1 | + | + |
34 | Защита проекта. | 1 | + | + |
Диагностические методики:
Диагностические методики определения одаренности (А.И. Савенков), Методика «Исследования словесно – логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене), задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007), методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.), методика "Определение активного словарного запаса", диагностика сформированности познавательных УУД в 3 и 4 классах.
Ожидаемые риски при реализации программы
К числу возможных рисков можно отнести:
- Непонимание частью родителей учащихся целей и задач реализации программы;
- Снижение комфортности самочувствия учащихся, связанное с затруднениями делать выбор и нести за него ответственность;
- Недостаточный уровень методологической, методической компетентности педагогов;
- Возможные перегрузки учащихся и педагогов;
- Снижение уровня поддержки социальными партнерами.
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое и информационное обеспечение
- Примерная программа по подготовке к предметной олимпиаде по русскому языку.
- Печатные пособия: словари: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный, контрольно – измерительные материалы.
- ИКТ Экранно-звуковые пособия - аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по подготовке к предметной олимпиаде по русскому языку
- Технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок, мультимедийный проектор, экспозиционный экран размером не менее 150Х150 см, компьютер, принтер струйный цветной.
Контрольно — измерительные материалы для учащихся:
1. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку 2 – 4 классы. М.: Просвещение, 2014 г.
2. Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 3 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2009 г.
3. Н.Г. Белицкая, А.О. Орг Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 – 4 классы. М.: Айрис – пресс, 2010 г.
4. Н.Г. Белицкая, А.О. Орг Олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Окружающий мир. 2 – 4 классы. М.: Издательство Оникс, 2011 г.
5. Пупышева О.Н. Задания школьных олимпиад: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2011 г.
Литература для учителя:
- Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку 2 – 4 классы. М.: Просвещение, 2014 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1994 г.
- Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема Педагогика, 2000 г.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991
- Одинцов В. В. Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
__________________________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
«_____»_____________________20__г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах
Материалы портфолио...
материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку - 4 класс №1
Здесь представлены некоторые олимпиадные задания по русскому языку с ответами для 4 класса...
Занятие по подготовке к предметной олимпиаде по русскому языку в 4 классе
Материал данного занятия можно использовать для подготовки учащихся 4 класса к олимпиаде по русскому языку. Занятие содержит не только разнообразные задания по основным разделам русского языка, но и о...
Олимпиада по русскому языку 2 класс к предметной неделе
Задания рассчитаны на 1 академический час. Классный тур предметной олимпиады....
Развитие творческих способностей ребёнка и повышение учебной мотивации посредством участия в предметных олимпиадах и конкурсах
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, для многих является проблемой. Способность к творчеству присуща каж...
Результативность участия в предметных олимпиадах муниципального уровня
В рамках требований ФГОС к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения перед педагогами ставится задача поиска новых форм познавательной деятельности учащихся. Сво...
Создание условий для развития индивидуальных способностей и интересов неслышащих младших школьников через участие в предметных олимпиадах и конкурсах
В основу организации образовательного и инновационного процессов положен системно-деятельный подход, который позволяет учителю:• способствовать раскрытию в каждом ученике творческого потенци...