Занятие по подготовке к предметной олимпиаде по русскому языку в 4 классе
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему

Материал данного занятия можно использовать для подготовки учащихся 4 класса к олимпиаде по русскому языку. Занятие содержит не только разнообразные задания по основным разделам русского языка, но и ответы к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

  1. Прочитай пары слов. Чем они отличаются? Объясни их отличие, составив с ними словосочетания:

Охватить – обхватить

__________________________________________________________________________

Одеть – надеть

__________________________________________________________________________

Укутать – окутать

__________________________________________________________________________

Одёрнуть – отдёрнуть

__________________________________________________________________________

  1. Придумай как можно больше существительных с суффиксом  – ец  по следующим значениям:

а) уменьшительно-ласкательное: братец, ______________________________________

б) название лица по действию: борец, _______________________________________

в) название лица по признаку: мудрец, ______________________________________

  1. В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначается значком ~ (тильдой). Напиши следующие слова, в которых один корень заменён тильдой.

а)      ~ное сосуществование,   по~иться с другом,    при~ение,       пере~ие.

__________________________________________________________________________

б) радио~ник,      ~ные экзамены,        тёплый    ~   .

__________________________________________________________________________

  1. Вопросы на смекалку:
  • Какие три местоимения самые чистые?______________________
  • Какие два местоимения мешают ездить по дорогам?_____________
  • Какое местоимение требует чистоты?_______________________
  • Какое местоимение самое хвастливое? ___________
  • Название какого домашнего животного состоит из двух предлогов?___________
  • Какие пять предлогов всегда вместе выгуливают собачек? _________
  1. Вместо пропусков вставь прилагательные так, чтобы в сочетании с указанными существительными они употреблялись в прямом и переносном значениях:

Например:      нервы, прутья  - ___________________  

                       хвост, холод - _____________________

                       нора, хитрость - ____________________

                       услуга, шуба - ________________________

  1. Отгадай существительные общего рода:

Драчун, зачинщик ссор и драк - _______________________________

Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам - ________________________

Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело - _______________________  

Грубый, невоспитанный человек- _________________

Человек, который хитростью и ловкостью проникает всюду _______________

Рассеянный, неловкий человек __________________________

  1. Замени данные словосочетания прилагательными в значении существительных:

Солдат, стоящий на посту - ______________________

Мощёная улица - ____________________________

Человек, занимающийся наукой - __________________

Специалист по шитью платья - ___________________________

Минувшее время, прошедшая жизнь - ______________________

            Время, следующее за настоящим - __________________

  1. Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации:

               Делегация  выезжает  утром  встречайте.

Телеграмма вызвала переполох в заведении. Почему? Исправь ошибку.

________________________________________________________________

  1. Расставьте знаки препинания так, чтобы смысл оказался верным:

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.  

_______________________________________________________________

  1. Даны три слова. Напиши в каждом ряду четвертое, которое относится к третьему так же, как второе к первому:

Стол – скатерть, пол - _______________

Толстый – тонкий, безобразный - ___________________

Яйцо – скорлупа, картофель - ________________________

Собака – шерсть, рыба - _________________________

Нога – костыль, глаза - ___________________

  1. Выдели корни в данных словах:

Отвари – отвори; спеши – спиши; поласкать – полоскать.

  1. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.
  • На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.______________________
  • Коля написал предложение красиво как курица лапой._______________________
  • От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.__________________

  1. Найди «лишнее» слово в каждой строке. Объясни решение.

Отрезать, оттаять, отцовский, открытый. __________________________________

Подпилить, подарить, подумать, подремать. __________________________________

Обсудить, обдумать, объехать, обучить, обмануть. _______________________________

  1. Подбери противоположные по смыслу словосочетания.

Ранняя весна - _____________________

Смелый мальчик - _____________________

Добрый друг - _____________________________

Сухая возвышенность - __________________________

Скромная хижина - _______________________________

Горечь поражения - _____________________________

  1. «Викторина Каркуши».  Она любит, чтобы в словах присутствовал слог КАР

Любимый овощ - _________________

Любимые конфеты - _________________

Любимый праздник - ______________________

Любимая рыбка - ___________________________

Любимый сказочный герой - _______________________

Любимый цвет глаз - ______________________________

Любимая деталь верхней одежды - _________________________

Любимый вид борьбы - __________________________

  1. Поставь ударение: баловать,  столяр, силос, хозяева, кашлянуть, красивее, шашлыки, кладовая.

Косит косец, а зайчишка косит.

Трусит трусишка, а ослик трусит.

  1. Какое слово русского языка одновременно обозначает..?

Скамью и магазин - ___________________

Овощ и старинное оружие - _________________

    Покой и вселенную - __________________________

ОТВЕТЫ

  1. Охватить – обхватить  - в значении слова одинаковы «обнять, схватить обеими руками», но в переносном значении употребляется слово  «охватить» - НАПРИМЕР, огонь охватил дом, его охватила радость

Одеть – «кого-то во что-то», а  надеть – «что-то на себя» - НАПРИМЕР, одеть сестру, надеть кофту

Укутать – окутать - в значении слова одинаковы «укрыть со всех сторон», но в переносном значении употребляется слово  «окутать» - НАПРИМЕР, туман окутал местность (т.е. окружил со всех сторон)

Одёрнуть платье «потянуть вниз»,  а  отдёрнуть руку от утюга «убрать быстрым движением»

  1. Придумай как можно больше существительных с суффиксом  – ец 

а) уменьшительно-ласкательное: братец, морозец, хлебец, рассказец

б) название лица по действию: борец, гонец, пловец, чтец

в) название лица по признаку: мудрец, хитрец, храбрец, молодец

3.  а) мирное сосуществование,   помириться с другом,   примирение,    перемирие.

б) радиоприемник,   приемные экзамены,   тёплый    прием.

4.  ВЫМЫТЫ,  ЯМЫ

6.       Драчун, зачинщик ссор и драк - _задира, забияка____________

Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам - ______зевака____

Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело - _____выскочка____

Грубый, невоспитанный человек- __невежа____

Человек, который хитростью и ловкостью проникает всюду ___проныра___

Рассеянный, неловкий человек ______разиня________

7.Замени данные словосочетания прилагательными в значении существительных:

Солдат, стоящий на посту - ___постовой_____

Мощёная улица - ______мостовая____________

Человек, занимающийся наукой - __ученый_______

Специалист по шитью платья - _____портной____________

           Минувшее время, прошедшая жизнь - ____прошлое__________

           Время, следующее за настоящим - ___будущее_____

  1. Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации:

               Делегация  выезжает. Утром  встречайте.

Телеграмма вызвала переполох в заведении. Почему? Исправь ошибку.

  1. Расставьте знаки препинания так, чтобы смысл оказался верным:

Пальцев у него двадцать. Пять на каждой руке. Десять на ногах.

13. Дружить- враждовать

    Недостаток – достоинство

    Уважать- презирать.                                                                    

 14. Отвари – отвори; спеши – спиши; поласкать – полоскать

15.                                                                               

  • На субботнике наш класс хорошо работал (не покладая рук, засучив рукава)
  • Коля написал предложение красиво (без сучка, без задоринки, комар носа не подточит)
  • От моего дома до школы очень близко.  (рукой подать)
  • Найди «лишнее» слово в каждой строке. Объясни решение.

16. Отрезать, оттаять, отцовский, открытый. __________________________________

Подпилить, подарить, подумать, подремать. __________________________________

Обсудить, обдумать, объехать, обучить, обмануть. __________________________

  1.       Подбери противоположные по смыслу словосочетания.

Ранняя весна - ___поздняя осень_____

Смелый мальчик - ___трусливая девочка____

Добрый друг - ___злой враг______

Сухая возвышенность - ____ влажная низменность ______

Скромная хижина - ____богатый дворец__________

Горечь поражения - _____радость победы_______

Любимый овощ - ___картофель___

Любимые конфеты - __карамель_________

Любимый праздник - ____карнавал_________

Любимая рыбка - _______карп___________

Любимый сказочный герой - _____Карлсон_____________

Любимый цвет глаз - ___________карий___________

Любимая деталь верхней одежды - _____карман_____________

Любимый вид борьбы - ______каратэ ______________

  1. Поставь ударение: баловать,  столяр, силос, хозяева, кашлянуть, красивее, шашлыки, кладовая.

Косит косец, а зайчишка косит.

Трусит трусишка, а ослик трусит.

  1. Какое слово русского языка одновременно обозначает..?

Скамью и магазин - __лавка_____

   Овощ и старинное оружие - ____лук_______

Покой и вселенную -   мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку - 4 класс №1

Здесь представлены некоторые олимпиадные задания по русскому языку с ответами для 4 класса...

Олимпиада по русскому языку 2 класс к предметной неделе

Задания рассчитаны на 1 академический час. Классный тур предметной олимпиады....

задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 4 класс

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку в 4 классе...

Подготовка к олимпиадам по русскому языку 2 класс

В статье представлено большое количество заданий олимпиадного характера по русскому языку (с ответами). Материал систематезирован по темам....

Программа подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде по русскому языку со 2 по 4 классы.

Программа подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде по русскому языку со 2 по 4 классы....

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (4 класс)

Данный материал составлен для подготовки обучающихся к олимпиаде по русскому языку в 4 классе. Прилагаются ключи с ответами....

подготовка к олимпиаде по русскому языку 3 класс

подготовка к олимпиаде по русскому языку 3 класс...