Занятие по подготовке к предметной олимпиаде по русскому языку в 4 классе
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему
Материал данного занятия можно использовать для подготовки учащихся 4 класса к олимпиаде по русскому языку. Занятие содержит не только разнообразные задания по основным разделам русского языка, но и ответы к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиадные задания по русскому языку с ответами | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к олимпиаде по русскому языку
- Прочитай пары слов. Чем они отличаются? Объясни их отличие, составив с ними словосочетания:
Охватить – обхватить
__________________________________________________________________________
Одеть – надеть
__________________________________________________________________________
Укутать – окутать
__________________________________________________________________________
Одёрнуть – отдёрнуть
__________________________________________________________________________
- Придумай как можно больше существительных с суффиксом – ец по следующим значениям:
а) уменьшительно-ласкательное: братец, ______________________________________
б) название лица по действию: борец, _______________________________________
в) название лица по признаку: мудрец, ______________________________________
- В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначается значком ~ (тильдой). Напиши следующие слова, в которых один корень заменён тильдой.
а) ~ное сосуществование, по~иться с другом, при~ение, пере~ие.
__________________________________________________________________________
б) радио~ник, ~ные экзамены, тёплый ~ .
__________________________________________________________________________
- Вопросы на смекалку:
- Какие три местоимения самые чистые?______________________
- Какие два местоимения мешают ездить по дорогам?_____________
- Какое местоимение требует чистоты?_______________________
- Какое местоимение самое хвастливое? ___________
- Название какого домашнего животного состоит из двух предлогов?___________
- Какие пять предлогов всегда вместе выгуливают собачек? _________
- Вместо пропусков вставь прилагательные так, чтобы в сочетании с указанными существительными они употреблялись в прямом и переносном значениях:
Например: нервы, прутья - ___________________
хвост, холод - _____________________
нора, хитрость - ____________________
услуга, шуба - ________________________
- Отгадай существительные общего рода:
Драчун, зачинщик ссор и драк - _______________________________
Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам - ________________________
Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело - _______________________
Грубый, невоспитанный человек- _________________
Человек, который хитростью и ловкостью проникает всюду _______________
Рассеянный, неловкий человек __________________________
- Замени данные словосочетания прилагательными в значении существительных:
Солдат, стоящий на посту - ______________________
Мощёная улица - ____________________________
Человек, занимающийся наукой - __________________
Специалист по шитью платья - ___________________________
Минувшее время, прошедшая жизнь - ______________________
Время, следующее за настоящим - __________________
- Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации:
Делегация выезжает утром встречайте.
Телеграмма вызвала переполох в заведении. Почему? Исправь ошибку.
________________________________________________________________
- Расставьте знаки препинания так, чтобы смысл оказался верным:
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.
_______________________________________________________________
- Даны три слова. Напиши в каждом ряду четвертое, которое относится к третьему так же, как второе к первому:
Стол – скатерть, пол - _______________
Толстый – тонкий, безобразный - ___________________
Яйцо – скорлупа, картофель - ________________________
Собака – шерсть, рыба - _________________________
Нога – костыль, глаза - ___________________
- Выдели корни в данных словах:
Отвари – отвори; спеши – спиши; поласкать – полоскать.
- Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.
- На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.______________________
- Коля написал предложение красиво как курица лапой._______________________
- От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.__________________
- Найди «лишнее» слово в каждой строке. Объясни решение.
Отрезать, оттаять, отцовский, открытый. __________________________________
Подпилить, подарить, подумать, подремать. __________________________________
Обсудить, обдумать, объехать, обучить, обмануть. _______________________________
- Подбери противоположные по смыслу словосочетания.
Ранняя весна - _____________________
Смелый мальчик - _____________________
Добрый друг - _____________________________
Сухая возвышенность - __________________________
Скромная хижина - _______________________________
Горечь поражения - _____________________________
- «Викторина Каркуши». Она любит, чтобы в словах присутствовал слог КАР
Любимый овощ - _________________
Любимые конфеты - _________________
Любимый праздник - ______________________
Любимая рыбка - ___________________________
Любимый сказочный герой - _______________________
Любимый цвет глаз - ______________________________
Любимая деталь верхней одежды - _________________________
Любимый вид борьбы - __________________________
- Поставь ударение: баловать, столяр, силос, хозяева, кашлянуть, красивее, шашлыки, кладовая.
Косит косец, а зайчишка косит.
Трусит трусишка, а ослик трусит.
- Какое слово русского языка одновременно обозначает..?
Скамью и магазин - ___________________
Овощ и старинное оружие - _________________
Покой и вселенную - __________________________
ОТВЕТЫ
- Охватить – обхватить - в значении слова одинаковы «обнять, схватить обеими руками», но в переносном значении употребляется слово «охватить» - НАПРИМЕР, огонь охватил дом, его охватила радость
Одеть – «кого-то во что-то», а надеть – «что-то на себя» - НАПРИМЕР, одеть сестру, надеть кофту
Укутать – окутать - в значении слова одинаковы «укрыть со всех сторон», но в переносном значении употребляется слово «окутать» - НАПРИМЕР, туман окутал местность (т.е. окружил со всех сторон)
Одёрнуть платье «потянуть вниз», а отдёрнуть руку от утюга «убрать быстрым движением»
- Придумай как можно больше существительных с суффиксом – ец
а) уменьшительно-ласкательное: братец, морозец, хлебец, рассказец
б) название лица по действию: борец, гонец, пловец, чтец
в) название лица по признаку: мудрец, хитрец, храбрец, молодец
3. а) мирное сосуществование, помириться с другом, примирение, перемирие.
б) радиоприемник, приемные экзамены, тёплый прием.
4. ВЫМЫТЫ, ЯМЫ
6. Драчун, зачинщик ссор и драк - _задира, забияка____________
Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам - ______зевака____
Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело - _____выскочка____
Грубый, невоспитанный человек- __невежа____
Человек, который хитростью и ловкостью проникает всюду ___проныра___
Рассеянный, неловкий человек ______разиня________
7.Замени данные словосочетания прилагательными в значении существительных:
Солдат, стоящий на посту - ___постовой_____
Мощёная улица - ______мостовая____________
Человек, занимающийся наукой - __ученый_______
Специалист по шитью платья - _____портной____________
Минувшее время, прошедшая жизнь - ____прошлое__________
Время, следующее за настоящим - ___будущее_____
- Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации:
Делегация выезжает. Утром встречайте.
Телеграмма вызвала переполох в заведении. Почему? Исправь ошибку.
- Расставьте знаки препинания так, чтобы смысл оказался верным:
Пальцев у него двадцать. Пять на каждой руке. Десять на ногах.
13. Дружить- враждовать
Недостаток – достоинство
Уважать- презирать.
14. Отвари – отвори; спеши – спиши; поласкать – полоскать
15.
- На субботнике наш класс хорошо работал (не покладая рук, засучив рукава)
- Коля написал предложение красиво (без сучка, без задоринки, комар носа не подточит)
- От моего дома до школы очень близко. (рукой подать)
- Найди «лишнее» слово в каждой строке. Объясни решение.
16. Отрезать, оттаять, отцовский, открытый. __________________________________
Подпилить, подарить, подумать, подремать. __________________________________
Обсудить, обдумать, объехать, обучить, обмануть. __________________________
- Подбери противоположные по смыслу словосочетания.
Ранняя весна - ___поздняя осень_____
Смелый мальчик - ___трусливая девочка____
Добрый друг - ___злой враг______
Сухая возвышенность - ____ влажная низменность ______
Скромная хижина - ____богатый дворец__________
Горечь поражения - _____радость победы_______
Любимый овощ - ___картофель___
Любимые конфеты - __карамель_________
Любимый праздник - ____карнавал_________
Любимая рыбка - _______карп___________
Любимый сказочный герой - _____Карлсон_____________
Любимый цвет глаз - ___________карий___________
Любимая деталь верхней одежды - _____карман_____________
Любимый вид борьбы - ______каратэ ______________
- Поставь ударение: баловать, столяр, силос, хозяева, кашлянуть, красивее, шашлыки, кладовая.
Косит косец, а зайчишка косит.
Трусит трусишка, а ослик трусит.
- Какое слово русского языка одновременно обозначает..?
Скамью и магазин - __лавка_____
Овощ и старинное оружие - ____лук_______
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку - 4 класс №1
Здесь представлены некоторые олимпиадные задания по русскому языку с ответами для 4 класса...
Олимпиада по русскому языку 2 класс к предметной неделе
Задания рассчитаны на 1 академический час. Классный тур предметной олимпиады....
задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 4 класс
Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку в 4 классе...
Подготовка к олимпиадам по русскому языку 2 класс
В статье представлено большое количество заданий олимпиадного характера по русскому языку (с ответами). Материал систематезирован по темам....
Программа подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде по русскому языку со 2 по 4 классы.
Программа подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде по русскому языку со 2 по 4 классы....
Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (4 класс)
Данный материал составлен для подготовки обучающихся к олимпиаде по русскому языку в 4 классе. Прилагаются ключи с ответами....
подготовка к олимпиаде по русскому языку 3 класс
подготовка к олимпиаде по русскому языку 3 класс...