Развитие творческих способностей ребёнка и повышение учебной мотивации посредством участия в предметных олимпиадах и конкурсах
статья

Цыра Людмила Александровна

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, для многих является проблемой. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sposobnostey_tsyra_l.a.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей ребёнка и повышение учебной мотивации посредством участия в предметных олимпиадах и конкурсах

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, для многих является проблемой. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.

Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Суть развивающего обучения состоит в том, чтобы ученик как субъект учения имел потребность в само изменении и хотел, любил и умел учиться. Методы развивающего обучения должны быть направлены на организацию и поддержку учебной активности обучающихся, обеспечивать достижение целей обучения.

Реализация методов развивающего обучения требует принципиально нового взаимоотношения учителя с учеником. Включаясь в совместную с учеником учебно-поисковую деятельность, учитель направляет ее, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащегося в соответствии с которой он перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения.

Для реализации плодотворного сотрудничества «педагог-ребёнок» необходимы два условия: развивать даже самые малые способности детей и вызывать у них общественные чувства, так как радость познания делает ученика активным, а знания, полученные таким путем, более глубокими и прочными.

Как может быть организован процесс обучения?

Учитель объясняет новый материал - ученик слушает, запоминает и воспроизводит услышанное.  Либо учитель объясняет новый материал - ученик слушает, запоминает, воспроизводит и может применить полученные знания в практической деятельности. Безусловно, обществу нужны и такие выпускники. Но обществу, которое стремится соответствовать современному уровню прогресса, необходимы, прежде всего, личности, умеющие на основе полученных знаний создавать что-то новое, творчески подходить к делу, иметь свое собственное мнение.

Сегодня на первый план выходит самообразование ребенка, как новый способ извлечения, анализа и переработки информации, как новый способ формирования необходимых навыков. Поэтому дидактические процессы и организационные формы обучения требуют коренного изменения. Меняя формы и методы ведения урока педагог, делает ребенка активным участником процесса обучения.

Ребенок в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала.

Приемы и методы создания мотивации разнообразны, но все они, как правило, имеют интерактивный характер. Нестандартные, интерактивные формы проведения занятий способствуют повышению интеллектуальной и творческой активности учащихся, что является важнейшим фактором развивающего обучения.

Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: кружки, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся.

Главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.

Для успешного развития способностей  необходимо постоянное стимулирование познавательной деятельности ребёнка, его активное включение в различные виды предметной деятельности.  

Сегодня в процесс обучения и воспитания широко внедряется практика проведения разнообразных образовательных конкурсов и олимпиад, которые не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, но и стимулируют познавательную активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой. Участие в предметных конкурсах помогает ребенку формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов и олимпиад ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими, узнать много нового. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности.

     Конкурсы и олимпиады –  это не только показатель успешности ребенка, но и внешняя экспертиза, которая дает объективную оценку деятельности педагога. Когда школьник   участвует  в предметных олимпиадах и  конкурсах, его неизбежно оценивают со стороны, такая оценка  характеризует не только  работу педагога, но  и образовательного учреждения в целом.  

Предметные олимпиады и конкурсы в системе общего среднего образования являются самой массовой формой работы с одаренными и высокомотивированными учащимися.

При подготовке детей к участию в конкурсах педагогу необходимо осуществлять системный подход: рассматривать в системе психологические особенности участника, его личностные особенности, а также и всевозможные учебные материалы во взаимосвязи с дидактическими методами, формами, средствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка

Ребёнок большую часть времени (жизни) проводит в семье.  Нельзя  недооценивать роль семьи в развитии творческих способностей своего ребёнка....

Развитие творческих способностей ребёнка

Наиболее часто для изучения творческого мышления ребенка используется методика, созданная Е.Торренсом. Она состоит из 5 разделов. Подобные упражнения развивают вниматель...

«Развитие творческих способностей ребёнка на внеурочной деятельности»

В этом докладе я поделилась опытом работы , как развивать творческие способности ребёнка на внеурочной деятельности....

Тест "Развитие творческих способностей ребёнка в семье"

Тест "Развитие творческих способностей ребёнка в семье"https://docs.google.com/forms/d/155YVC13YcN4vW_jAwAs5fbb9-9Igl3flynRRYpaiEaI/edit...

Создание условий для развития индивидуальных способностей и интересов неслышащих младших школьников через участие в предметных олимпиадах и конкурсах

В основу организации образовательного и инновационного процессов положен системно-деятельный подход, который позволяет учителю:• способствовать раскрытию в каждом ученике творческого потенци...