Первоначальное впечатление об образовательной программе «Перспективная начальная школа»
статья (1 класс) на тему

Помогаева Анна Юрьевна

Первоначальное впечатление об образовательной программе «Перспективная начальная школа» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_1.11.2016.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

Первоначальное впечатление об образовательной программе «Перспективная начальная школа» (2016 г.)

В настоящее время в образовательном пространстве России реализуются различные учебные программы. Все они имеют свои положительные и отрицательные стороны, своих сторонников и противников.

Я бы хотела выразить мнение по программе УМК «Перспективная начальная школа».

        Данный комплект – соответствует духу времени и требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отныне приоритетом в начальной школе становится формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приёмов работы с информацией независимо от конкретного содержания того или другого учебного предмета. Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

       Основной идеей УМК “Перспективная начальная школа” является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Естественно, создать все эти условия можно и в рамках традиционного обучения, и тем более – реализуя развивающие программы, но, как мне кажется, чтобы профессиональная деятельность педагога в этом случае была адекватной современным требованиям к образованию и давала устойчивый позитивный результат, педагог должен иметь большой опыт педагогической деятельности, свою сложившуюся индивидуальную педагогическую систему. Создатели “Перспективной начальной школы” постарались, на мой взгляд, специально для молодых специалистов, т.к. этот проект предусматривает хорошо разработанную методологическую систему, технологичность образовательного процесса, востребованность теоретических знаний педагога и необходимости их применения в практике урока. Т.е. “ПНШ” позволяет учителю учиться вместе со своими учениками.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Я проработала пока 2 месяца по данной программе, и учебники сразу привлекли мое внимание внешней интригой, доступностью подачи учебного материала, основанной на жизненном опыте ребенка.

Задания в учебниках направлены на активизацию познавательной деятельности, развитие самостоятельности и инициативы в обучении, формирование сознательного интереса к предмету. Ребёнок чувствует, что учение - это радость маленьких открытий.

Они оформлены таким образом, что сразу привлекают внимание не только детей, но и взрослых. Хочется их листать, рассматривать, просто подержать в руках. Наличие большого количества иллюстраций привлекает внимание, дети проживают жизненные моменты совместно с героями, сопереживают и помогают им, иллюстрации помогают решить определенные дидактические задачи. Родители отмечают, что даже им интересны сами учебники и задания в них.

В 1 классе на уроках литературного чтения в тетрадях для самостоятельной работы в каждом уроке включена «речевая разминка», целью которых является развитие фонематического восприятия, речевого аппарата, слухового ритма, скорости чтения вслух и молча, повышение интереса к процессу чтения. 

 В курсе “ПНШ” есть интересная  работа со словарями. Учить работать с ними (орфографическим, обратным, орфоэпическим, толковым, этимологическим) – это является главной инструментальной проблемой второго класса.  А в 3-м и 4-м классах эта работа продолжается и совершенствуется.

Система работы в этом направлении включает ряд процедур – и относительно простых, и более сложных:

  • необходимо, чтобы школьники хорошо ориентировались в алфавитном столбике;
  • важно, чтобы школьники понимали алфавитный принцип расстановки слов в рамках одной буквы алфавита (ориентация на вторую, а потом и третью букву слова, если первая (и вторая) буква одна и та же);
  • школьники должны осознать особенности каждого вида словаря;
  • важно, чтобы школьники хорошо понимали назначение каждого словаря и постепенно научились использовать словарную информацию как справочную и как способ проверки орфограмм;
  • школьники должны научиться читать словарную статью (в толковых и этимологических словарях) и понимать систему обозначений и сокращений, к которой прибегают словари.

Пять словарей: 1) орфографический (словарь “Пиши правильно”); 2) толковый; 3) этимологический (Словарь происхождения слов”); 4) орфоэпический (“Произноси правильно”); 5) обратный словарь – входят не в основной корпус учебника, состоящего из двух частей, а составляют вторую часть особого тома. Т.о., и на занятиях в первом полугодии (когда ученики работают с первой частью учебника), и на уроках во втором полугодии (когда ученики переходят к третьей части учебника) учащиеся постоянно работают еще с одной книгой, где размещаются словари. Это создает правильную установку: словарь – это специальная, отдельная книга, к которой можно обратиться за помощью.

В нашей школе идёт апробация данной УМК. Конечных результатов пока нет. Промежуточные результаты говорят о том, что программа не всегда соответствует возрастным особенностям детей.

Мнения родителей о данной программе моего класса еще сформированы. Проанализировав мнения родителей из сети Интернет, я поняла, что программа имеет большое количество отрицательных сторон и вызывает недовольство. Например, в учебнике «Азбука. 1 класс» «Зачем учить термин «слово – действие» если есть уже термин «глагол»» или же «В первом классе мы столкнулись по математике с раскладкой примера, например 2+4, и вместо того, чтобы просто написать ответ, надо этот пример разложить...2+4=2+(1+3)=(2+1)+3=3+3=6». Также, что касается русского языка вызывает недовольство перенос слов, например «ака-ция» «а-ка-ци-я», что в учебниках мало правил и отсутствует объяснение темы, при это без объяснения учителя изучить тему очень сложно.

На протяжении I-й четверти я не испытывала никаких сложностей с программой.

Задача школы - не просто дать детям комплекс знаний, а научить их эти знания добывать самостоятельно. Считаю, что весь комплект учебников с этой задачей успешно справляется.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить, то что преподаешь и тех кому преподаешь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Формирование школьных компетенций в рамках образовательной программы "Перспективная начальная школа"

Презентация выступления на VII Республиканском научном семинаре "Современная школа и психология: перспективы сотрудничества"....

Тема: «Жизнь насекомых весной» Предмет «Окружающий мир» 1 класс Образовательная программа: «Перспективная начальная школа» Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, Л.Г. Кудрова

Цель: овладеть способом выделения существенного признака насекомых, способствовать развитию речи, описывать насекомыхЗадачи урока:  Образовательные: познакомить учащихся с изменениями в жизни нас...

Тема: «Симметрия» Предмет «Математика» 1 класс Образовательная программа: «Перспективная начальная школа» автор: Чекина А. Л.

Цель урока: Создать условия для развития умения дорисовывать симметричные фигуры; содействовать усвоению того, что фигуры могут иметь не только одну ось симметрии, но и несколько.1)    ...

Образовательная программа «Перспективная начальная школа»

В презентации представлены отличительные особенности образовательной программы «Перспективная начальная школа».  Комплект учебно-методических пособий «Перспективная начальная шк...

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...