Рабочая программа по звукопроизношению
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по коррекции дисграфии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Адаптированной образовательной программой для ТНР, методик Власенко И. Т ; Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б., Левиной Р. Е.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnoy_platnoy_uslugi_po_korrektsii_zvukoproiznosheniya_u_detey.docx | 49.62 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( Платной услуги )
по коррекции звукопроизношения на 2018 /19 учебный год
Возраст детей 4-12 лет
Учитель - логопед: Николашева Л.С.
Количество часов в неделю – 2 ч, в год – 65 ч
Количество мониторингов - 2
Рабочая программа по коррекции дисграфии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Адаптированной образовательной программой для ТНР, методик Власенко И. Т ; Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б., Левиной Р. Е.
Программа дополнительной платной услуги
по коррекции звукопроизношения у детей.
Составитель: учитель-логопед ГБОУ школы 1389 Николашева Л.С.
1. Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самос-тоятельно формируемая функция.
Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов – практиков показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-7 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи. Эти дети составляют основную группу риска по неуспева-емости, особенно при овладе-нии письмом и чтением. Они не готовы к новой социальной роли ученика с оп-ределённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно думать, стремиться узнавать новое.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правиль-но формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо на-учиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собстве-нной речью и речью окружающих.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.
Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произно-сятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигате-льных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.
Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов.
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью спе-циальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных и подгрупповых занятиях.
1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы
Рабочая программа «Коррекция звукопроизношения у детей» является помощником родителям и в работе учителя по исправлению нарушения зву-копроизношения.
Цель программы: обеспечение системы средств и условий для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, младшего шко-льного возраста, обеспечение полноценного речевого и психического развития.
Задачи:
Развитие и уточнение у детей основных движений органов речи посредст-вом артикуляционной гимнастики.
Развитие речевого дыхания.
Постановка дефектно произносимых звуков.
Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, скорогово-рках, связной речи.
Развитие фонематического (звукового) слуха и просодических компонентов речи.
Дифференциация звуков.
Введение поставленных звуков в речь.
Развитие устной связной речи. Формирование полноценной фразы ребёнка.
Поэтапное составление рассказа.
1.2. Принципы формирования рабочей программы
В соответствии с ФГОС рабочая программа опирается на следующие принципы:
коррекционно-педагогические:
• принцип системного подхода;
• онтогенетический принцип;
• принцип опоры на сохранные анализаторы;
• принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторо-нами психического развития ребёнка;
• принцип учёта структуры речевого дефекта;
• принцип учёта зоны ближайшего и актуального развития;
общедидактические:
• принцип наглядности регламентирует подбор наглядного материала;
• принцип доступности предполагает подбор материала от простого к сложному, в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей ребёнка;
• принцип индивидуального и дифференцированного подхода отражается на комплектовании подгрупп в зависимости от результатов обследования детей с нарушениями речевого развития.
1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в само-стоятельной речи;
- владеть навыками диалогической и монологической речи;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответ-ствии с нормами языка;
- использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грам-матических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навы-ками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рас-суждать, доказывать);
- владеть элементарными графическими навыками;
- уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.
1.4. Объем образовательной нагрузки
Сроки реализации рабочей программы - 1 год.
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия.
Каждый этап распределен по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.
Количество занятия в неделю - 2, количество детей в подгруппе – 2-4.
Продолжительность 1 занятия – 30 минут.
2. Содержание программы
2.1. Характеристика речи детей с недостатками звукопроизношения
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
К 4-5 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. Но речь некоторых детей может отличаться недостатками звукопроизношения.
Первая причина - недостаточное развитие движений органов артикуля-ционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.
Вторая причина - недостаточная сформированность речевого, или фоне-матического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно диффе-ренцировать все звуки речи (фонемы).
Дети плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуля-ционное движение.
Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным разви-тием общей и мелкой моторики пальцев рук.
Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко расп-ластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.
Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуковая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии.
Содержание Программы предусматривает интегрированные подходы ви-дов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми.
2.2. Цель, задачи и формы логопедического воздействия
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей ус-пешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Задачи: - Обследование детей и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, фи-зиического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
- Привитие детям навыков коммуникативного общения.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррек-ционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
- Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обуче-нию.
- Формирование у педагогического коллектива и родителей информацион-ной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
- Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого раз-вития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речево-му развитию ребёнка в семье).
- Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.
Формы организации обучения – индивидуальная и микрогруппы.
Цель индивидуальных занятий - подбор комплексных упражнений, на-правленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);
Задачи индивидуальных видов деятельности:
- развитие артикуляционного праксиса;
- проведение фонационных упражнений;
- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
Содержание индивидуальных занятий:
-нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной муску-латуры (при дизартриях, например обучение самомассажу лица);
-нормализация артикуляционной моторики;
-нормализация голоса (при дизартриях);
-нормализация речевого дыхания;
-нормализация просодики;
-развитие мелкой моторики;
-уточнение произношения и постановка звуков;
-автоматизация уточненных или поставленных звуков.
Задачи и содержание микрогрупповых занятий:
• закрепление навыков произношения изученных звуков;
• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
•дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами
Для логопедической работы во время микрогрупповых занятий 2-4 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в микрогруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав микрогрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.
2.3 Этапы коррекции звукопроизношения при фонетическом и фонетико-фонематическом недоразвитии речи
I. Подготовительный этап – 4-12 занятий.
Работа на подготовительном этапе направлена на выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовку органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – (20-50 занятий).
1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы: имита-ционный, механический, смешанный.
Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая оп-ределена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопро-изношения у детей в норме:
свистящие С, 3, Ц, С', 3'
шипящий Ш
соноры Л, Л'
шипящий Ж
соноры Р, Р'
шипящие Ч, Щ
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация поставленных звуков проводится в следующей последовательности:
1) изолированное произношение;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
3. Дифференциация:
1) изолированных звуков;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятия.
Этот этап подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Этапы формирования звукопроизношения и фонематического слуха
I этап – 1. Развитие ручной моторики.
1. Подготовительный. Упражнения на развитие ловкости. Цель этого этапа: активизация моторных зон коры головного мозга - точности, синхронности координации движений, , подготовка речевых зон головного мозга. Подготовка движений пальцев рук - включение ребёнка в различные виды деятельности:
2. Развитие неречевого дыхания. Игровые упражнения: “Сдуй цветочек”,
“Листья в луже”, “Осенние листочки”,“Остуди суп”, “Шторм в стакане” и т. д.
Цель: развитие длительного выдоха Формирование нижнереберного диафра-гмального дыхания.
3. Развитие речевого дыхания и голоса. Игровые голосовые упражнения “Эхо”, “Вьюга”, “Дует ветер” и т. д.
4. Развитие артикуляторной моторики, артикуляционная гимнастика
Цель: выработка правильных полноценных движений языка.
5. Развитие слухового восприятия и внимания.
* Упражнения на узнавание неречевых звуков.
Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц
* Упражнения на развитие слухового внимания и восприятия
(“Найди картинку”,формирование установки “Близко - далеко” и др.)
Упражнения направлены на точное восприятие речи окружающих.
6. Развитие слухомоторных координаций
* Упражнения на восприятие ритмов.
* Упражнения на воспроизведение ритмов.
7.Работа над звуко-слоговой структурой слова, ударением, интонационной
выразительностью фразы.
8. Развитие фонематического восприятия
* Упражнения на различение слов, элементарных близких по звуковому составу:“Найди ошибку”, “Подбери картинки” и др.
Цель: формирование умения различать слова близкие по звуковому составу
* Упражнения на развитие фонематического анализа
“Угадай, где спрятался звук?”
Цель: развивать умение выделять звук на фоне слова, определять первый и последний звук в слове.
II этап. Постановка звука.
Цель: формирование первичных произносительных навыков артикуляционного уклада изолированного звука.(20-50 занятий)
Направления работы:
1. Развитие слухового восприятия
2. Развитие фонематического анализа
Упражнения на выделение звука на фоне слога, слова.
3. Упражнения на развитие артикуляторной моторики.
Цель: уточнение артикуляции отрабатываемого звука.
4. Непосредственная постановка звука.
Цель: объединение изолированных артикуляционных
элементов в единый артикуляционный уклад.
II. Автоматизация звука.
Цель: закрепление рефлекторных речедвигательных связей.
* Упражнения на автоматизацию звука в словах, словосочетаниях,
На различном речевом материале; чистоговорках, предложениях, связной речи
*введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.
Направления работы:
1. Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь (основное направление работы).
2. Развитие фонематических процессов.
3. Работа над просодической стороной речи.
4. Словарная работа.
5. Совершенствование грамматического строя речи.
III. Дифференциация звуков речи.
Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произноситель-ной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.
Игры и упражнения на уточнение смешиваемых звуков.
* Выделение звука на фоне слога, слова.
* Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.
* Выделение слова с данным звуком
2. Этап слуховой и произносительной дифференциации звуков в предложении.
Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
Дифференциация звуков в слогах, словах, в предложениях, связной речи.
III этап – Развитие умения использовать автоматизированные и отдифференцированные звуки в естественных условиях речи.
*Заучивание стихов, диалогов, составление предложений,
*рассказов по картинкам, пересказы коротких текстов.
Цель: сформировать у ребенка умения и навыки контролировать своё произношение в спонтанной речи. Использование звуков в коммуникативной ситуации с другими детьми и взрослыми. (2-4 занятия)
3.2. Учебный план
Периодичность и длительность проведения дополнительных платных услуг определены ____________________________________________
Возраст детей 4-12 лет
Количество занятий в неделю - 2, в год – 64.
время занятия 20 - 30 мин, форма проведения индивидуальная, либо микро-группа (2-4 ребёнка) - на усмотрение логопеда.
3.3 Расписание занятий
Дни недели Время проведения
Понедельник 17.30 – 18.00
Среда 17.30 – 18.00
3.4. Календарный учебный график
Дополнительная образовательная платная услуга
«Занятия по коррекции звукопроизношения»
Сентябрь- II половина, Октябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль, Март, Апрель, Май- I половина
Итого 65 занятий
3.5. Программно-методическое обеспечение
Программа разработана на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Т. Б. Филиче-вой,Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, допущенной Министерством образования РФ и рекомендованной учёным советом Учреждения Российской академии образования «Институтом коррекционной педагогики».
4. Мониторинг
Для решения образовательных задач программы проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты мониторинга фиксируются в ИКТ диагностике, в дальнейшем используются для профессиональной коррекции особенностей речевого развития.
1. Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1-2 неделя сентября; 3-4 неделе мая с целью выявления динамики речевого развития детей, получающих дополнительную образовательную услугу. Диагностика возможна по мере возникновения потребности учителей или по запросу родителей.
2. Обследование дошкольников проводится с использованием методик Вла-сенко И. Т ; Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б., Левиной Р. Е. Полученные данные заносятся в электронную карту (Н.В, Антамановой) и выдаются на руки роди-телям в виде графика и таблицы. Результат ребёнка оценивается по 100 ба-льной шкале. Итоги тестирования представлены в таблице.
Итоги тестирования | ||||||||||||||||||||||
Название раздела | Максимальное | Начало года | Конец года | |||||||||||||||||||
Баллы | % | Баллы | % | |||||||||||||||||||
1. Состояние произношения фонем. | 84 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||||||||
2. Состояние фонематического восприятия и | 35 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||||||||
1) Повторение слогов. | 15 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
2) Повторение слов-паронимов. | 10 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
3) Выделение первого и последнего звука в словах. | 3 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
4) Состояние звуко-слоговой структуры слова. | 7 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
3. Лексический запас. | 41 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||||||||
1) Номинативная лексика. | 14 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
2) Предикативная лексика. | 12 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
3) Словарь антонимов и синонимов. | 10 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
4) Словарь обощающих понятий | 5 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
4. Состояние грамматического строя. | 44 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||||||||
1) Словоизменение: падёжные конструкции. | 5 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
2) Словоизменение: | 10 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
3) Словообразование существительных | 5 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
4) Словообразование прилагательных. | 16 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
5) Употребление предлогов. | 8 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
5. Состояние связной речи. | 40 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||||||||
составление рассказа по серии сюжетных картинок | 20 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
пересказ | 20 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
6. Состояние письменной речи. | 70 | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 | |||||||||||||||||
1) Состояние навыков языкового анализа | 20 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
2) Состояние навыков письма | 10 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
3) Состояние навыков чтения | 40 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
Таким образом обследуются :
1.Состояние произношения фонем -84 балла,
2.Состояние фонематического восприятия и звуко - слоговой структуры слова -35 баллов
3.Лексический запас – 41 балл
4. Состояние грамматического строя- 44 балла
5. Состояние связной речи- 40 баллов
6.Состояние письменной речи (для школьников)-70 баллов.
По результатам мониторинга система строит 2 графика ( начало и конец года) – для того, чтобы чётко видеть динамику развития ребёнка после коррекционной работы.
Литература:
1. Вераксы Н. Е, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования — М. : МОЗАИКА. СИНТЕЗ, 2014.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М. : 1998.
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М. : 1998.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М. : Гном-Пресс, 1999.
4. Крупенчук О. И. // Научите меня говорить правильно. – С. -Пб. : Литера, 2001.
5. Лылова Л. С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. Воронеж, ИП Лакоценина Н. А, 2012.
6. МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 46, Процюк Р. А., Дудкина Т. В., учителя-логопеды высшей квалификационной категории
7. Нищева Н. В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
8. Пожиленко Е. А. // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М. : ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по исправлению звукопроизношения у обучающихся 0-2классов
Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование групповых и индивидуальных занятий...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедических занятий по коррекции звукопроизношения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедических занятий по коррекции звукопроизношения...
Программа по звукопроизношению
программа по звукопроизношению...
Рабочая программа индивидуальных занятий по формированию навыков устной коммуникации «Коррекция нарушения звукопроизношения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)»
Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устн...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
Рабочая тетрадь: «Формирование звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте»
Рабочая тетрадь учителя – логопеда предназначена для коррекционной работы по профилактике дисграфии у младших школьников.Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у ...