Рабочая программа по звукопроизношению
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по коррекции дисграфии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Адаптированной образовательной программой для ТНР, методик Власенко И. Т ; Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б., Левиной Р. Е.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.62 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( Платной услуги )
по коррекции звукопроизношения на 2018 /19 учебный год
Возраст детей 4-12 лет
Учитель - логопед: Николашева Л.С.
Количество часов в неделю – 2 ч, в год – 65 ч
Количество мониторингов - 2
Рабочая программа по коррекции дисграфии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Адаптированной образовательной программой для ТНР, методик Власенко И. Т ; Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б., Левиной Р. Е.
Программа дополнительной платной услуги
по коррекции звукопроизношения у детей.
Составитель: учитель-логопед ГБОУ школы 1389 Николашева Л.С.
1. Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самос-тоятельно формируемая функция.
Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов – практиков показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-7 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи. Эти дети составляют основную группу риска по неуспева-емости, особенно при овладе-нии письмом и чтением. Они не готовы к новой социальной роли ученика с оп-ределённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно думать, стремиться узнавать новое.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правиль-но формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо на-учиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собстве-нной речью и речью окружающих.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.
Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произно-сятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигате-льных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.
Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов.
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью спе-циальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных и подгрупповых занятиях.
1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы
Рабочая программа «Коррекция звукопроизношения у детей» является помощником родителям и в работе учителя по исправлению нарушения зву-копроизношения.
Цель программы: обеспечение системы средств и условий для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, младшего шко-льного возраста, обеспечение полноценного речевого и психического развития.
Задачи:
Развитие и уточнение у детей основных движений органов речи посредст-вом артикуляционной гимнастики.
Развитие речевого дыхания.
Постановка дефектно произносимых звуков.
Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, скорогово-рках, связной речи.
Развитие фонематического (звукового) слуха и просодических компонентов речи.
Дифференциация звуков.
Введение поставленных звуков в речь.
Развитие устной связной речи. Формирование полноценной фразы ребёнка.
Поэтапное составление рассказа.
1.2. Принципы формирования рабочей программы
В соответствии с ФГОС рабочая программа опирается на следующие принципы:
коррекционно-педагогические:
• принцип системного подхода;
• онтогенетический принцип;
• принцип опоры на сохранные анализаторы;
• принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторо-нами психического развития ребёнка;
• принцип учёта структуры речевого дефекта;
• принцип учёта зоны ближайшего и актуального развития;
общедидактические:
• принцип наглядности регламентирует подбор наглядного материала;
• принцип доступности предполагает подбор материала от простого к сложному, в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей ребёнка;
• принцип индивидуального и дифференцированного подхода отражается на комплектовании подгрупп в зависимости от результатов обследования детей с нарушениями речевого развития.
1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в само-стоятельной речи;
- владеть навыками диалогической и монологической речи;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответ-ствии с нормами языка;
- использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грам-матических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навы-ками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рас-суждать, доказывать);
- владеть элементарными графическими навыками;
- уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.
1.4. Объем образовательной нагрузки
Сроки реализации рабочей программы - 1 год.
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия.
Каждый этап распределен по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.
Количество занятия в неделю - 2, количество детей в подгруппе – 2-4.
Продолжительность 1 занятия – 30 минут.
2. Содержание программы
2.1. Характеристика речи детей с недостатками звукопроизношения
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
К 4-5 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. Но речь некоторых детей может отличаться недостатками звукопроизношения.
Первая причина - недостаточное развитие движений органов артикуля-ционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.
Вторая причина - недостаточная сформированность речевого, или фоне-матического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно диффе-ренцировать все звуки речи (фонемы).
Дети плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуля-ционное движение.
Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным разви-тием общей и мелкой моторики пальцев рук.
Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко расп-ластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.
Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуковая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии.
Содержание Программы предусматривает интегрированные подходы ви-дов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми.
2.2. Цель, задачи и формы логопедического воздействия
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей ус-пешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Задачи: - Обследование детей и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, фи-зиического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
- Привитие детям навыков коммуникативного общения.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррек-ционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
- Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обуче-нию.
- Формирование у педагогического коллектива и родителей информацион-ной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
- Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого раз-вития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речево-му развитию ребёнка в семье).
- Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.
Формы организации обучения – индивидуальная и микрогруппы.
Цель индивидуальных занятий - подбор комплексных упражнений, на-правленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);
Задачи индивидуальных видов деятельности:
- развитие артикуляционного праксиса;
- проведение фонационных упражнений;
- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
Содержание индивидуальных занятий:
-нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной муску-латуры (при дизартриях, например обучение самомассажу лица);
-нормализация артикуляционной моторики;
-нормализация голоса (при дизартриях);
-нормализация речевого дыхания;
-нормализация просодики;
-развитие мелкой моторики;
-уточнение произношения и постановка звуков;
-автоматизация уточненных или поставленных звуков.
Задачи и содержание микрогрупповых занятий:
• закрепление навыков произношения изученных звуков;
• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
•дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами
Для логопедической работы во время микрогрупповых занятий 2-4 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в микрогруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав микрогрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.
2.3 Этапы коррекции звукопроизношения при фонетическом и фонетико-фонематическом недоразвитии речи
I. Подготовительный этап – 4-12 занятий.
Работа на подготовительном этапе направлена на выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовку органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – (20-50 занятий).
1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы: имита-ционный, механический, смешанный.
Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая оп-ределена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопро-изношения у детей в норме:
свистящие С, 3, Ц, С', 3'
шипящий Ш
соноры Л, Л'
шипящий Ж
соноры Р, Р'
шипящие Ч, Щ
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация поставленных звуков проводится в следующей последовательности:
1) изолированное произношение;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
3. Дифференциация:
1) изолированных звуков;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятия.
Этот этап подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Этапы формирования звукопроизношения и фонематического слуха
I этап – 1. Развитие ручной моторики.
1. Подготовительный. Упражнения на развитие ловкости. Цель этого этапа: активизация моторных зон коры головного мозга - точности, синхронности координации движений, , подготовка речевых зон головного мозга. Подготовка движений пальцев рук - включение ребёнка в различные виды деятельности:
2. Развитие неречевого дыхания. Игровые упражнения: “Сдуй цветочек”,
“Листья в луже”, “Осенние листочки”,“Остуди суп”, “Шторм в стакане” и т. д.
Цель: развитие длительного выдоха Формирование нижнереберного диафра-гмального дыхания.
3. Развитие речевого дыхания и голоса. Игровые голосовые упражнения “Эхо”, “Вьюга”, “Дует ветер” и т. д.
4. Развитие артикуляторной моторики, артикуляционная гимнастика
Цель: выработка правильных полноценных движений языка.
5. Развитие слухового восприятия и внимания.
* Упражнения на узнавание неречевых звуков.
Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц
* Упражнения на развитие слухового внимания и восприятия
(“Найди картинку”,формирование установки “Близко - далеко” и др.)
Упражнения направлены на точное восприятие речи окружающих.
6. Развитие слухомоторных координаций
* Упражнения на восприятие ритмов.
* Упражнения на воспроизведение ритмов.
7.Работа над звуко-слоговой структурой слова, ударением, интонационной
выразительностью фразы.
8. Развитие фонематического восприятия
* Упражнения на различение слов, элементарных близких по звуковому составу:“Найди ошибку”, “Подбери картинки” и др.
Цель: формирование умения различать слова близкие по звуковому составу
* Упражнения на развитие фонематического анализа
“Угадай, где спрятался звук?”
Цель: развивать умение выделять звук на фоне слова, определять первый и последний звук в слове.
II этап. Постановка звука.
Цель: формирование первичных произносительных навыков артикуляционного уклада изолированного звука.(20-50 занятий)
Направления работы:
1. Развитие слухового восприятия
2. Развитие фонематического анализа
Упражнения на выделение звука на фоне слога, слова.
3. Упражнения на развитие артикуляторной моторики.
Цель: уточнение артикуляции отрабатываемого звука.
4. Непосредственная постановка звука.
Цель: объединение изолированных артикуляционных
элементов в единый артикуляционный уклад.
II. Автоматизация звука.
Цель: закрепление рефлекторных речедвигательных связей.
* Упражнения на автоматизацию звука в словах, словосочетаниях,
На различном речевом материале; чистоговорках, предложениях, связной речи
*введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.
Направления работы:
1. Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь (основное направление работы).
2. Развитие фонематических процессов.
3. Работа над просодической стороной речи.
4. Словарная работа.
5. Совершенствование грамматического строя речи.
III. Дифференциация звуков речи.
Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произноситель-ной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.
Игры и упражнения на уточнение смешиваемых звуков.
* Выделение звука на фоне слога, слова.
* Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.
* Выделение слова с данным звуком
2. Этап слуховой и произносительной дифференциации звуков в предложении.
Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
Дифференциация звуков в слогах, словах, в предложениях, связной речи.
III этап – Развитие умения использовать автоматизированные и отдифференцированные звуки в естественных условиях речи.
*Заучивание стихов, диалогов, составление предложений,
*рассказов по картинкам, пересказы коротких текстов.
Цель: сформировать у ребенка умения и навыки контролировать своё произношение в спонтанной речи. Использование звуков в коммуникативной ситуации с другими детьми и взрослыми. (2-4 занятия)
3.2. Учебный план
Периодичность и длительность проведения дополнительных платных услуг определены ____________________________________________
Возраст детей 4-12 лет
Количество занятий в неделю - 2, в год – 64.
время занятия 20 - 30 мин, форма проведения индивидуальная, либо микро-группа (2-4 ребёнка) - на усмотрение логопеда.
3.3 Расписание занятий
Дни недели Время проведения
Понедельник 17.30 – 18.00
Среда 17.30 – 18.00
3.4. Календарный учебный график
Дополнительная образовательная платная услуга
«Занятия по коррекции звукопроизношения»
Сентябрь- II половина, Октябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль, Март, Апрель, Май- I половина
Итого 65 занятий
3.5. Программно-методическое обеспечение
Программа разработана на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Т. Б. Филиче-вой,Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, допущенной Министерством образования РФ и рекомендованной учёным советом Учреждения Российской академии образования «Институтом коррекционной педагогики».
4. Мониторинг
Для решения образовательных задач программы проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты мониторинга фиксируются в ИКТ диагностике, в дальнейшем используются для профессиональной коррекции особенностей речевого развития.
1. Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1-2 неделя сентября; 3-4 неделе мая с целью выявления динамики речевого развития детей, получающих дополнительную образовательную услугу. Диагностика возможна по мере возникновения потребности учителей или по запросу родителей.
2. Обследование дошкольников проводится с использованием методик Вла-сенко И. Т ; Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б., Левиной Р. Е. Полученные данные заносятся в электронную карту (Н.В, Антамановой) и выдаются на руки роди-телям в виде графика и таблицы. Результат ребёнка оценивается по 100 ба-льной шкале. Итоги тестирования представлены в таблице.
Итоги тестирования | ||||||||||||||||||||||
Название раздела | Максимальное | Начало года | Конец года | |||||||||||||||||||
Баллы | % | Баллы | % | |||||||||||||||||||
1. Состояние произношения фонем. | 84 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||||||||
2. Состояние фонематического восприятия и | 35 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||||||||
1) Повторение слогов. | 15 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
2) Повторение слов-паронимов. | 10 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
3) Выделение первого и последнего звука в словах. | 3 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
4) Состояние звуко-слоговой структуры слова. | 7 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
3. Лексический запас. | 41 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||||||||
1) Номинативная лексика. | 14 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
2) Предикативная лексика. | 12 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
3) Словарь антонимов и синонимов. | 10 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
4) Словарь обощающих понятий | 5 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
4. Состояние грамматического строя. | 44 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||||||||
1) Словоизменение: падёжные конструкции. | 5 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
2) Словоизменение: | 10 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
3) Словообразование существительных | 5 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
4) Словообразование прилагательных. | 16 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
5) Употребление предлогов. | 8 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
5. Состояние связной речи. | 40 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||||||||
составление рассказа по серии сюжетных картинок | 20 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
пересказ | 20 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
6. Состояние письменной речи. | 70 | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 | |||||||||||||||||
1) Состояние навыков языкового анализа | 20 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
2) Состояние навыков письма | 10 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
3) Состояние навыков чтения | 40 | 0 |
| 0 |
| |||||||||||||||||
Таким образом обследуются :
1.Состояние произношения фонем -84 балла,
2.Состояние фонематического восприятия и звуко - слоговой структуры слова -35 баллов
3.Лексический запас – 41 балл
4. Состояние грамматического строя- 44 балла
5. Состояние связной речи- 40 баллов
6.Состояние письменной речи (для школьников)-70 баллов.
По результатам мониторинга система строит 2 графика ( начало и конец года) – для того, чтобы чётко видеть динамику развития ребёнка после коррекционной работы.
Литература:
1. Вераксы Н. Е, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования — М. : МОЗАИКА. СИНТЕЗ, 2014.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М. : 1998.
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М. : 1998.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М. : Гном-Пресс, 1999.
4. Крупенчук О. И. // Научите меня говорить правильно. – С. -Пб. : Литера, 2001.
5. Лылова Л. С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. Воронеж, ИП Лакоценина Н. А, 2012.
6. МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 46, Процюк Р. А., Дудкина Т. В., учителя-логопеды высшей квалификационной категории
7. Нищева Н. В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
8. Пожиленко Е. А. // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М. : ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/15/picture-67753-1387102862.jpg)
Рабочая программа по исправлению звукопроизношения у обучающихся 0-2классов
Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование групповых и индивидуальных занятий...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/11/picture-1115540-1549883105.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедических занятий по коррекции звукопроизношения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедических занятий по коррекции звукопроизношения...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/01/picture-911945-1491051129.jpg)
Рабочая программа индивидуальных занятий по формированию навыков устной коммуникации «Коррекция нарушения звукопроизношения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)»
Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457467-1402883853.jpg)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/29/picture-1498492-1701233600.jpg)
Рабочая тетрадь: «Формирование звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте»
Рабочая тетрадь учителя – логопеда предназначена для коррекционной работы по профилактике дисграфии у младших школьников.Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/12/picture-701645-1447359821.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по преодолению нарушений звукопроизношения у обучающихся младшего школьного возраста с дизартрией на 2023-2024 учебный год
Проявления нарушений звукопроизношения при дизартрии зависят от характера и тяжести поражения нервной системы....