Рабочая программа по исправлению звукопроизношения у обучающихся 0-2классов
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс) по теме

Романюк Анжелика Михайловна

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование групповых и индивидуальных занятий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument1.docx70.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»

г.Мичуринска Тамбовской области

Утверждена

приказом директора

№_______от_________

_________Е.В.Солончёва

Рабочая программа

Исправление звукопроизношения у обучающихся

Составила: Романюк А.М.

Рассмотрена на заседании МС

Приказ№______от_________

1. Пояснительная записка

Цель программы

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования.

Задачи  программы

  • Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
  • Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
  • Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Программа опирается на следующие принципы:


  • системность;

  • комплексность;

  • деятельностный;

  • онтогенетический;

  • обходного пути;

  • общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального
    подхода, сознательности).



В процессе логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи наиболее значимыми являются следующие принципы:


  • Принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).

  • Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма.

  • Принцип максимальной опоры  на различные анализаторы.

  • Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции.

  • Принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание, автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план.

  • Принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

  • Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением.

  • Принцип системности – методика профилактической работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы.

  • Принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы  процесса письма как многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля).

  • Онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы письма и чтения.

  • Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).


^ Методы работы:

Если говорить о методах логопедического воздействия, то в рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:


  • конструктивные во время работы по уточнению
    оптикопространственнных дифференцировок (конструирование
    букв из элементов, из одной буквы другую);

  • творческие — во время работы по формированию звукобуквенного
    анализа и синтеза.

Условия реализации программы коррекционной работы

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа логопедического пункта организуется на основании:

  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Должностной инструкции учителя – логопеда средней общеобразовательной школы

Психолого-педагогическое обеспечение:

– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

– обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

– преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

– создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

– коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе слова – на втором, синтаксических обобщениях – на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя– логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.

На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения

Содержание работы

 коррекционно-развивающего обучения детей  направлено на формирование операций фонематического восприятия, предупреждение дислексии и дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза. План индивидуальной работы  составляется непосредственно для каждого обучающегося в соответствии с дефектом.

Требования к результатам обучения учащихся

При завершении коррекционно-развивающего обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания данного этапа. К этому времени у учащихся должны быть:

  • сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
  • поставлены и от дифференцированы все звуки;
  • уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
  • введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение.

Учащиеся  должны уметь:

 называть звуки, из которых состоит слово, давать им характеристику (гласные – ударные и безударные; согласные – звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);

  • не смешивать понятия «звук» и «буква»;
  • делить слова на слоги, ставить ударение;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • определять границу слов;

В результате реализации программы коррекционной работы на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием

1) будут восполнены пробелы:

  • в развитии звуковой стороны речи
  • в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
  • в формировании связной речи

2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Материально-техническое обеспечение

Интернет ресурсы

Uchportal.ru

Logoped18/ru

Logoped-school.ucoz.ru

Литература:

1. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2005.

3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.

4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2206.

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.

6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – С.-Пб, 2006.

Календарно – тематическое планирование

планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

                                                                           Сонорная группа[ р]-[р], [л]-[л]

Этапы работы

Содержание работы

Виды работ

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

1-й этап

Развитие общей и речевой моторики.

   Развитие общей моторики

  1. Ходьба
  2. Гимнастика рук и ног
  3. Гимнастика туловища
  4. Комплексная гимнастика конечностей и туловища
  5. Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки
  1. Выполнение гимнастических упражнений
  2. Игры на развитие координации и чувства ритма

1

   Развитие мелких движений кистей рук и пальцев

1. Упражнения «Рыбка», «Бинокль», «Очки», «Флажок», «Веер» (для пальцев),  проба «ребро – кулак – ладонь»

2.  Вычерчивание фигур

3.  Обведение шаблонов

4.  Вырезание ножницами различных фигур

5.  Разбирание по сортам семян, по  цвету мозаик

6.  Лепка, штриховка, рисование по пунктиру

7.  Складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары

8.  Показывание пальцев по два и по три

9.  Сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определенные цели

3

   Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти

1. Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:

  • «Делай так»
  • «Что изменилось?»
  • «Чего не стало?»
  • «Составление целого предмета из частей»
  • «Найди фигурку по подобию»
  • «Кто больше запомнит или увидит».

2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:

  • «Угадай, чей голос»
  • «Улиточка»
  • «Улови шепот»
  • «Жмурки с голосом»
  • «Где позвонили?»
  • «Скажи, что звучит»

«Лягушка»

3

2 этап

   Знакомство с артикуляцией звука

1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые)

2. Самостоятельные упражнения

3. Отработка артикуляционных движений под счёт

4. Выработка кинестетических ощущений для данного звука

5. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор

 Имитационные игры («Моторчик», «Рокот самолёта», «Барабанчик», «Цоканье лошадки» и др.)

2

   Специальные упражнения для звука [Р]

1. Работа над вспомогательными звуками:

  • многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное «т - т - т»)
  • присоединение голоса (даёт «д - д - д»)
  • выполнение сильного задувания, вызывающего дрожание кончика языка («т - т - т - ттрррр»)

2. Механическая помощь при постановке звука:

  • удерживание кончика языка у верхних десен шпателем
  • вызывание дрожания кончика языка от звуков «зззз», «жжжж», чаще «дддд» (упражнение «Балалайка»)

1. Показ артикуляции перед зеркалом

2. Показ профиля данного звука

3. Показ положения языка кистью руки

4. Наглядная демонстрация вибрации языка

 Закрепление артикуляционных упражнений

 Работа с профилями гласных звуков

2

   Специальные упражнения для звука [Л]:

П е р в ы й   с п о с о б: вызывание межзубного [Л]:

  • «Улыбка»
  • прикусывание языка посередине и дутьё на него (язык широкий)
  • так же с последующей артикуляцией гласных без участия голоса

В т о р о й   с п о с о б: постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]:

  • «Качели» (для губного [Л])
  • «Качели» с одновременным произнесением  «А - А - ААА» или «ы – ы – ыыы»

Т р е т и й   с п о с о б: Механическая помощь при постановке звука:

прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам

2

   Koppeкция звука:

Работа над:

  • точностью
  • чистотой (без вспомогательных движений)
  • плавностью (без толчков)
  • силой (с напряжением)
  • темпом (от замедленного к быстрому)
  • достижение уcтoйчивости полученного результата

Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания

3

3-й этап

Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности

   Работа над звуком:

1. Звук в слоге:

  • открытом
  • закрытом
  • в звукосочетаниях

2. Звук в слове:

  • в начале
  • в середине
  • в конце
  • в сочетаниях с гласными.

3. Звук в предложении

4. Звук в тексте

5. Пословицы, поговорки, стихи

6. Скороговорки

10

Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений

1. Узнавание звука на фоне слога, слова

2

2. Формирование фонематического анализа

4

3. Развитие синтетической деятельности

1

4. Развитие фонематических представлений

4

5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая)

4

4-й этап

Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком

  • Упражнения для автоматизации звуков с использованием методич.материала:

  • Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. – С.-Пб., 2002
  • Соколенко Н.И. Посмотри и назови, т.2 – С.-Пб., 1997
  • Крылова Т. Учимся говорить правильно. – М., 2003
  • Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – С.-Пб., 1997
  • Буденая Т.В., Логопедическая гимнастика. – С.-Пб., 2001
  • Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999
  • Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – С.-Пб., 2003
  • Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2004

15

 планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ж], африкат [ц]

Этапы работы

Содержание работы

Виды работ

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

1-й этап 

Развитие общей и речевой моторики

   Развитие общей моторики (для дислаликов и дизартриков):

  • ходьба
  • гимнастика рук и ног
  • гимнастика туловища
  • комплексная гимнастика конечностей и туловища
  • упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки

1. Выполнение гимнастических упражнений

2. Игры на развитие координации и чувства ритма

1

   Развитие мелких движений кистей рук и пальцев

  • «Собираем ягоды», «Пальчики здороваются», «Пальчики моются», «Замочек», «Пальцы шагают», «Колечко», «Гармошка», «Бутончик», «Зайка»
  • вычерчивание фигур
  • обведение шаблонов
  • вырезание ножницами различных фигур
  • разбирание по сортам семян, по цвету мозаик
  • лепка, штриховка, рисование по пунктиру
  • складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары
  • показывание пальцев по два и по три
  • сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определенные цели
  1. Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда
  2. Выполнение заданий в группе под наблюдением логопеда
  3. Самостоятельная работа дома

2

   Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти

1. Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:

  • «Делай так»
  • «Что изменилось?»
  • «Чего не стало?»
  • «Составление целого предмета из частей»
  • «Найди фигурку по подобию»
  • «Кто больше запомнит или увидит».

2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:

  • «Угадай, чей голос»
  • «Улиточка»
  • «Улови шепот»
  • «Жмурки с голосом»
  • «Где позвонили?»
  • «Скажи, что звучит»
  • «Лягушка»

3

   Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:

  • «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»
  • «Чашечка», «Ковшик»
  • «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка»
  • «Горка», «Киска сердится»
  • «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»
  • удерживание бумажных трубочек
  • комбинированные упражнения под счёт

2. Упражнения. направленные на развитие подвижности мышц языка:

  • язык широкий («чашечкой»)
  • язык узкий («горкой»)
  • поочерёдное высовывание языка («лопаткой», «жалом») 4-5 раз подряд
  • поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы
  • «Качели»
  • втягивание и вытягивание широкого языка
  • удерживание языка в состоянии покоя
  • упражнение в произнесении звуков т-с
  • прищелкивание
  • комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.

        П р и м е ч а н и е: при парезах наиболее трудным является подъём языка.

1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые)

2. Самостоятельные упражнения

3. Отработка артикуляционных движений под счёт

4. Выработка кинестетических ощущений для данного звука

5. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор

6. Имитационные игры («Кто дальше загонит мяч», «Сдуть снежинку», «Загнать мяч в ворота», «Тепло – холодно» и др.)

2

2 этап

   Знакомство с артикуляцией звука

1. Показ артикуляции перед зеркалом

2. Показ профиля данного звука

3. Показ положения языка кистью руки

4. Наглядная демонстрация желобка по сагитальной линии языка

5. Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков)

6. Работа с профилями гласных звуков

1

   Специальные упражнения для звуков [с], [с`], [з], [з`], [ц]:

1. Работа над вспомогательными звуками:

  • многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное с нижнего подъема «т - т - т»)
  • с присоединением голоса («д - д - д»)
  • выполнение сильного задувания, вызывающего звуки «тс-с-с»

2. Механическая помощь при постановке звука:

  • удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем
  • образование холодной струи воздуха (упражнение «Ледяная горка»)

Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:

  • игры на выработку вибраторных движений кончика языка
  • работа над силой выдоха
  • имитационные игры

2

   Специальные упражнения для звука [ш], [ж]:

П е р в ы й   с п о с о б: - от «Чашечки».

В т о р о й   с п о с о б: постановка звука [ш] от [р]

Т р е т и й   с п о с о б: механическая помощь при постановке звука:

прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам от [с]

2

   Koppeкция звука:

Работа над:

  • точностью
  • чистотой (без вспомогательных движений)
  • плавностью (без толчков)
  • силой (с напряжением)
  • темпом (от замедленного к быстрому)
  • достижение уcтoйчивости полученного результата

Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания

3

3 этап

Автоматизация

поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности

   Работа над звуком:

1. Звук в слоге:

  • открытом
  • закрытом
  • в звукосочетаниях

2. Звук в слове:

  • в начале
  • в середине
  • в конце
  • в сочетаниях с гласными

3. Звук в предложении

4. Звук в тексте

5. Пословицы, поговорки, стихи

6. Скороговорки

1. Произнесение слов, слогов и предложений

2. Работа с таблицами

3. Работа с игровым материалом, картинками

4. Чтение текстов

5. Работа с деформированным текстом

6. Заучивание и прогoваривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок

10

   Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений

1. Узнавание звука на фоне слога, слова

1. Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово

2. Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности

3. Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов

4. Игра «Услышь своё имя»

5. Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок)

6. Отхлопать ритмическую структуру слова

2

2. Формирование фонематического анализа

1. Определить первый звук в слоге, слове

2. Определить последний звук

3. Назвать все входящие в слово звуки

4. Определить количество звуков, слогов, слов

5. Назвать звуки по порядку

6. Назвать, какой звук стоит перед данным и после него

4

3. Развитие синтетической деятельности

1. Составить из названных звуков слог, слово

2. Игра с мячом «Доскажи словечко»

3. Составить из букв разрезной азбуки слово

4. Игра «Умный телефон»

1

4. Развитие фонематических представлений

1. Подобрать слово на заданный звук, слог

2. Придумать слово по количеству звуков, слогов

3. Подобрать картинки на звук

4. Преобразовать слова

  • добавить начальный или конечный звук
  • изменить гласный или согласный
  • назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке
  • работать с использованием схем (вписать буквы в кружки)
  • разгадать ребусы, шарады

4

5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая)

1. Пересказ различных текстов

2. Составление рассказов:

  • по опорным словам
  • по сюжетным картинкам
  • на заданную тему
  • придумывание части рассказа

3. Инсценирование сказок

4. Работа со сказками-фильмами

4

Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком

  • Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. – С.-Пб., 2002
  • Соколенко Н.И. Посмотри и назови, т.2 – С.-Пб., 1997
  • Крылова Т. Учимся говорить правильно. – М., 2003
  • Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – С.-Пб., 1997
  • Буденая Т.В., Логопедическая гимнастика. – С.-Пб., 2001
  • Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999
  •  Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – С.-Пб., 2003
  • Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2004

15

Перспективное планирование коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

1этап

№ занятия

Тема занятия

Задачи

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Развитие психологической базы речи

 

Формирование операций фонематического восприятия

1

Звуки. Речевые и неречевые   звуки. Гласные - согласные звуки

Осознание детьми фонемной структуры слова на слух

1

Развитие пространственных представлений (правая и левая части тела). Развитие логического мышления

2

Определение   позиции звука

Формирование понятия о том, что слово представляет  линейную  последовательность фонем.  Представление о  первом звуке в слове. Определение позиции звука в слове

1

 Развитие мелкой моторики,фонемати-ческого слуха

3

Звуковой    состав слова.       Гласные звуки и буквы

Характеристика гласных. Дать представление о словообразующей роли гласных, делении на слоги. Выделение гласных из слов в различных позициях. Выделение ударной гласной из начала слова

1

Развитие временных представлений

4

 

Выделение гласного звука с конца слова. Выделение гласного звука из середины слова. Работа над ударением в словах с выделен-ными гласными

1

Развитие внимания. Формирование зрительного гнозиса

5

Звуковой состав слова. Дифференциация гласных      А - О

1

Развитие внимания

6

Дифференциация гласных   О - У

1

Развитие зрительной памяти

7

Дифференциация гласных  Ы - И

1

Развитие слуховой памяти

8

Дифференциация гласных  Е - Ю

1

Развитие пространственных представлений (ориентировки в окружающем пространстве)

9

Дифференциация гласных   Е - Я

1

Формирование операций сравнения

10

Звуковой    состав слова.
Согласные   звуки и буквы

Характеристика   согласных.Вы-де-ле-ние согласных  из начала,  конца,  середины слова

1

Развитие наблюдательности

11

 

Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами А - Я

1

Развитие мышления

12

 

Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами О - Ё

1

Развитие временных представлений

13

Звуковой    состав слова.
Согласные   звуки и буквы

Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами У - Ю

1

Развитие слухового внимания

14

 

Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами Ы - И

1

Развитие фонематического слуха,развитие мелкой моторики

15

 

Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами Э - Е

1

 Развитие фонематического слуха,развитие мелкой моторики

16

Дифференциация согласных П - Б

1

 

17

Дифференциация согласных Т - Д

1

Развитие зрительной памяти

18

Дифференциация согласных В - Ф

1

 

19

Дифференциация согласных К - Г

1

Развитие пространственных представлений

20

Дифференциация согласных С - 3

1

Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания)

21

Дифференциация согласных Ш - Ж

1

Развитие пространственных представлений (ориентировка в окружающем пространстве)

22

Дифференциация согласных Ш - С

1

Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания)

23

Дифференциация согласных Ч - Ш

1

 Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания)

24

Дифференциация согласных Ч - ТЬ

1

 Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания)

25

Дифференциация согласных Ч - Щ

1

 Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания)

26

Дифференциация согласных Щ - СЬ

1

 Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания)

27

Дифференциация согласных Ц - С

1

Развитие временных представлений

28

Дифференциация согласных Ц - Т

1

 Развитие слухового внимания

29

Дифференциация согласных Ц - Ч

1

 Развитие слухового внимания

30

Дифференциация согласных Р - Л

1

 Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания)

31

Дифференциация согласных М - Н

 

1

 Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания)

Формирование звуко-буквенного анализа

32

Алфавит

Опознавание графем родного алфавита и соотношение их с соответствующими звуками.  Разви-тие сенсорно-образного воспри-ятия звуков, букв

1

Развитие пространственных представлений (пространственное расположение фигур и букв). Формирование зрительного гнозиса

33

 

Анализ, конст-руирование и переконструиро-вание печатных букв

1

 Развитие зрительного гнозиса,

Развитие мелкой моторики

34

 

Анализ, конст-руирование и переконструиро-вание письмен-ных букв

1

 Развитие внимания

Развитие фонематического слуха,развитие мелкой моторики

35

Запись слова

Закрепление умения записы-вать  слово моде-лями, графи-чес-кими знаками

1

Развитие внимания

36

 Запись слова

 Закрепление умения запи-сы-вать  слово моде-лями, графи-чес-кими знаками

1

 Развитие внимания

37

Правила правописания

Практическое усвоение узловых правил     правоп-сания.     Упот-ребление бол-шой буквы в именах, фами-лиях, наз-ваниях   городов,   клич-ках  животных и т.д

1

Формирование буквенного гнозиса

38

 

Правописание сочетаний ЖИ - ЩИ

1

Развитие слухового внимания

39

Правила правописания

Правописание сочетаний ЧА - ЩА

1

 Развитие слухового внимания

40

 

Правописание сочетаний ЧН - ЧК

1

 Развитие слухового внимания

41

 

Правописание сочетаний ЧУ - ЩУ

1

 Развитие слухового внимания

42

 

Обозначение буквами парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов

1

 Развитие слухового внимания

-

Формирование операций лексика -синтаксического анализа предложений

43

Предложение

Формирование представления о том, что предло-жение является линей-ной после-дователь-ностью слов, о первом слове предложения

1

Формирование буквенного гнозиса

44

 

Формирование представления о законах предло-жения

1

Развитие временных представлений

45

 

Формирование умений опреде-лять позицию слова в предло-жении по отно-ше-нию к его началу, концу

1

Формирование зрительного гнозиса

46

 

Формирование умений опре-делять количество слов в предложении

1

 Формирование зрительного гнозиса

Предупреждение дислексии и дисграфии на почве несформированности    фонематического анализа и синтеза

47

Предложение

Развитие анализа структуры предложения

1

Развитие   пространственных представлений (ориентировка в окружающем пространстве)

48

Слоговой   анализ и синтез

Развитие слог-вого анализа и синтеза. Выде-ление гласного звука из слога. Выделение глас-ных звуков из слова

1

 Развитие фонематического слуха,развитие мелкой моторики

49

Фонематический анализ и синтез

Развитие   фонем-атического  анализа  и син-те-за. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. Выделение первого и пос-леднего звука из слова

1

 Развитие фонематического слуха,развитие мелкой моторики

50

 

Развитие слож-ных форм фонематического  анализа  (определение  последователь-ности, количе-ства и места звуков в слове)

1

 Развитие фонематического слуха,развитие мелкой моторики

51

 

Формирование   фонематического восприятия     (дифференциация фонем). Дифференциация смешиваемых детьми фонем

1

 Формирование зрительного гнозиса,развитие мелкой моторики

52

Закрепление

 

1

 Развитие фонематического слуха,развитие мелкой моторики

53

Дифференциация твердых и мягких согласных

Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

1

Формирование буквенного гнозиса

54

Два способа обозначения мягкости согласных

Обозначение мягкости соглас-ных с помощью мягкого знака

1

 Формирование зрительного гнозиса

55

 

Обозначение мягкости соглас-ных звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И

1

Развитие временных представлений

56

Разделительный мягкий знак

Дать детям представление о разделительном мягком знаке

1

 Формирование зрительного гнозиса

Требования к результатам обучения учащихся

При завершении коррекционно-развивающего обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания данного этапа. К этому времени у учащихся должны быть:

  • сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
  • поставлены и от дифференцированы все звуки;
  • уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
  • введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение.

Учащиеся  должны уметь:

 называть звуки, из которых состоит слово, давать им характеристику (гласные – ударные и безударные; согласные – звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);

  • не смешивать понятия «звук» и «буква»;
  • делить слова на слоги, ставить ударение;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • определять границу слов;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв.

2 этап

Цель: Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

Задачи: 

1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного    запаса,     как    путем    накопления    новых    слов,    являющихся различными   частями   речи,   так   и   за   счет   развития   умения   активно пользоваться различными способами словообразования.

2.     Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.

3.  Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций

   Тема занятия

 Задачи

Кол-во часов

Датаплан

Дата факт

Развитие психологической базы речи

1

Устная и письменная речь. Буквы.
Артикуляционная гимнастика.

Развитие слогового анализа и синтеза.

1

Развитие   прос-транственных представлений (ориентировка в окружающем пространстве

2

Деление текста на предложения.
Артикуляционная гимнастика

Развитие   фонематического   анализа   и синтеза.

1

Уточнение знаний  о схеме тела.

3

Предложение состоит из слов. Артикуляционная гимнастика.

Развитие сложных форм фонематического  анализа  (определение  последовательности, количества и места звуков в слове)

1

Развитие мелкой моторики.

4

Звуки речи. Артикуляционный признак гласных.

Формирование   фонематического   восприятия     (дифференциация     фонем). Дифференциация смешиваемых детьми фонем

1

 Развитие мелкой моторики.

5
6
7

Узнавание и выделение гласных ( а, о, у, и, э) из начала, середины и конца слова.

Развитие сложных форм фонематического  анализа  (определение  последовательности, количества и места звуков в слове)

3

Развитие мелкой моторики.

8
9

Главный артикуляционный признак согласных звуков -преграда.  Дифференциация гласных и согласных.

Развитие сложных форм фонематического  анализа  (определение  последовательности, количества и места звуков в слове)

2

Уточнение и развитие ориентировки во времени.

10
11

Согласный звук, его выделение из начала, середины, конца слова.

Развитие фонематического   анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

2

Уточнение и развитие ориентировки во времени

12

Гласные образуют слог.

Развитие фонематического   анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

1

Уточнение и развитие зрительного восприятия на неречевом материале.

13
14
15

Упражнения в слоговом анализе и синтезе. Ударный слог. Слоговой ритм.

Развитие   фонематического   анализа   и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

3

Уточнение и разви-тие зрительного восприятия на нере-чевом материале

16

Позиция гласного в начале, середине и конце слова.

 Развитие   фонематического   анализа   и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

1

 Развитие слухового внимания

17

Звонкие согласные. Главный артикуляционный признак.

 Формирование   фонематического   восприятия     (дифференциация     фонем).

1

 Развитие слухового внимания

18

Дифференциация твердых и мягких со-гласных

Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

1

 Развитие слухового внимания

19

Дифференциация согла-сных по звон-кости и глу-хости

Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

1

 Развитие слухового внимания

20

Дифференциация согласных П - Б

 Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

1

Развитие слухового внимания

21

Дифференциация согласных  Т - Д   

 Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

1

Развитие слухового внимания

22

Дифференциация согласных 
В - Ф    

 Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

1

Развитие слухового внимания

23

Дифференциация согласных
К - Г     

 Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

1

Развитие слухового внимания

24

Дифференциация согласных  С - З   

 Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

1

Развитие слухового внимания

25

Дифференциация согласных    
Ш - Ж 

 Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

1

Развитие слухового внимания

26

Дифференциация согласных  Ш -С   

 Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

1

Развитие слухового внимания

27
28
29

Дифференциация согласных  Различных по арти-куля-ционному признаку.
Диктант.

  

 Формирование фонематического восприятия

3

 Развитие слухового внимания. Формирование зрительного гнозиса

30
31
32

Дифференциация опти-чески-сход-ных букв.
Диктант.

 Формирование фонематического восприятия

3

Формирование зрительного гнозиса ( восприятия и узнавания).

33
34
35

Проверка правописания оглушаемой согласной в середине и конце слова.

Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

3

 Развитие слухового внимания.

36
37
38

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И

Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

3

 Развитие слухового внимания.

39
40
41

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Воспитание языкового чутья, зрительного и слухового внимания к слову, (дифференциация фонем)

3

 Развитие зрительго гнозиса и слухового внимания

42
43

Разделительный мягкий знак

Дать детям представление о разделительном мягком знаке

2

 

44
45

Дифференциация  гласных второго ряда между собой.

 Воспитание языкового чутья, зрительного и слухового внимания к слову,

2

Слогообразующая роль гласных.

46
47

Корень слова.

 Воспитание языкового чутья, зрительного и слухового внимания к слову,

2

Воспитание языкового чутья, зрительного и слухового внимания к слову, умение чувствовать и понимать его лексическое значение.

48
49

Суффикс

 Воспитание языкового чутья, зрительного и слухового внимания к слову,

2

 Воспитание языкового чутья, зрительного и слухового внимания к слову,

50
51

Приставка

 Воспитание языкового чутья, зрительного и слухового внимания к слову,

2

 Воспитание языкового чутья, зрительного и слухового внимания к слову,

52
53

Дифференциация  предлогов и приставок.
Диктант.

Дифференциация  предлогов и приставок

2

 Развитие слухового внимания

54
55

Безударная гласная в корне слова

Практические приемы проверки безударной гласной в корне слова

2

 Воспитание языкового чутья, зрительного и слухового внимания к слову,

56

Диктант

1

Развитие зрительного гнозиса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по спецкурсу "Юным умникам и умницам"2класс

Данный курс можно проводить в рамках внеурочной деятельности ФГОС.Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Гармония" для 2класса (ФГОС)

Рабочая программа (пояснительная записка, календарно-поурочное планирование) по русскому языку УМК "Гармония"  к учебнику Соловейчик для 2 класса (ФГОС)...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Гармония" для 2класса (ФГОС)

Рабочая программа (пояснительная записка,календарно-тематическое планирование) по литературному чтению УМК "Гармония" для 2 класса к учебнику Кубасовой...

Рабочая программа внеурочной деятельности «История религиозной культуры» (1-2класс)

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности создана на основе программы А. В. Бородиной   «История религиозной культуры» для 1- 11 классов общеобразовательных школ,  лицеев,...

Рабочая программа по исправлению дисграфии у младших школьников

Рабочая программа составлена в ответствии с ФГОС  НОО.Цель программы: исправление нарушения письма у обучающихся 2-4 классов.Адресат: обучающиеся 2-4 классов, с нарушением письменной речи, характ...

Программа по коррекции звукопроизношения у обучающихся 1-4 классов

Программа по коррекции звукопроизношения у обучающихся 1-4 классов...