Рабочая программа индивидуальных занятий по формированию навыков устной коммуникации «Коррекция нарушения звукопроизношения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)»
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.
Основные задачи:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения
у младших школьников.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.
- Формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.
- Развитие пространственно-временных представлений.
- Совершенствование лексико-грамматической стороны речи:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovka_1.1_b.docx | 39.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 4 «Центр образования»
РАССМОТРЕНО на заседании МО Руководитель __________________ ФИО Протокол № от « » 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета Протокол № _________________________ Председатель Тихомирова М.Ю. от « » 2019 | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора № / от « » 2019 г Директор ____________ Тихомирова М.Ю. |
Рабочая программа
индивидуальных занятий
по формированию навыков устной коммуникации
«Коррекция нарушения звукопроизношения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(с задержкой психического развития)»
Для 1.1Б класса
Составитель: учитель-логопед: Валова А.С.
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:
Программа разработана в соответствии с требованиями:
- Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, а также на основе следующих нормативно-правовых актов:
- Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования",
- Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»,
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами",
- Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
При разработке рабочей программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина;
- Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
- Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.
Основные задачи:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения
у младших школьников.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.
- Формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.
- Развитие пространственно-временных представлений.
- Совершенствование лексико-грамматической стороны речи:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее
обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов,
относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей
навыков активного использования различных способов
словообразования;
- уточнение используемых синтаксических конструкций;
- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического
оформления речи, путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- Формирование связной речи как средство и форму мыслительной деятельности:
- развитие навыков построения связного высказывания;
программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности;
- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, содержания текста, сюжетной картины).
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к
обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности к языковым явлениям;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
9. Формирование полноценных общеучебных умений и навыков.
10. Формирование коммуникативных умений и навыков.
11. Совершенствование мелкой моторики.
12. Воспитание любви к русской речи, к родному языку.
Содержание программы
1 этап: Подготовительный
Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование артикуляционной базы речи.
Задачи:
1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.
3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе
систематических тренировок.
5. Укрепление физического здоровья в процессе различных оздоровительных мероприятий и процедур (массаж, медикаментозное лечение, консультирование врачей-специалистов).
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.
Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.
2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков
Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
Задачи:
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука в словах и предложениях.
3. Формирование умения не смешивать звуки.
4. Формирование и развитие мелкой моторики.
Постановка звуков в последовательности:
- шипящий: ш;
- шипящий: ж;
- шипящие: ч, щ.
-сонорный: л;
Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.
3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков
Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Задачи:
1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие
внимания, памяти.
2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой
моторики. Развитие мышления.
Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.
Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические
задания. Графомоторные упражнения. Пальчиковая гимнастика.
4 этап: Оценочный
Цель работы: Подведение итога логопедической работы.
Задачи:
- Оценка результативности коррекционной работы.
- Определение перспективы дальнейшей деятельности.
Итоговая контрольная работа.
Праздник «Говорим правильно и красиво!»
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения коррекционного курса в1 классе
Личностные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО <11>:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Коммуникативные
- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Уметь договариваться.
- Слушать и понимать речь других.
- Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила
- Уметь задавать учебные вопросы.
- Иметь первоначальные навыки работы в группе: распределить роли, распределить обязанности, уметь выполнить работу;
осуществлять контроль;
Понимать смысл простого текста; знать и применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре)
Регулятивные
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
- Осваивать правила планирования, контроля способа решения.
- Осваивать способы итогового, пошагового контроля по результату.
Овладевать способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные
- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и словаре.
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
- Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, устанавливать последовательность основных событий в тексте.
- Выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя.
- Использовать знаково-символические действия.
- Формулировать проблемы с помощью учителя.
Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
Предметные
На основе государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму образования в начальной школе, к концу прохождения программы учащиеся должны:
Знать:
- Все звуки и буквы русского языка;
- Их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы
пишем и видим).
Уметь:
- Звуковая сторона речи. Фонематические процессы:
- чисто произносить все звуки речи;
- вычленять звуки из слова, правильно их произносить, проводить
анализ артикуляции;
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- правильно обозначать буквы на письме (без искажений);
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и
мягким знаком;
- обозначать на письме буквами звонкие и глухие согласные в сильных
позициях;
- проводить слоговой анализ, выделять ударный слог,
переносить слова по слогам;
- проводить звукобуквенный анализ слов;
- правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.
- Лексико-грамматический строй речи:
- знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим
темам;
- активизировать через речевую практику усвоенную лексику;
- понимать, подбирать и называть слова, обозначающие названия
предметов, их признаки, действия;
- согласовывать существительные с прилагательными и глаголами,
числительными, образовывать новые слова;
- понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы
речи.
- Работа над предложением и связной речью:
- усвоить понятие предложения из двух и нескольких слов, связанных
по смыслу и выражающих законченную мысль;
- составлять модель простого двусоставного предложения;
- уметь распространять предложение по модели и вопросам;
- правильно оформлять предложение на письме (прописная буква в
начале, точка – в конце);
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и
рукописным шрифтом;
- грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку
слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
- пересказывать сказку, рассказ;
- составлять простой текст из 3-5 предложений на заданную тему.
- Неречевые процессы:
- знать времена года, дни недели, части суток;
- определять пространственные направления и обозначать их
вербально;
- уметь анализировать, сравнивать, обобщать предметы, и явления;
- классифицировать предметы по заданному признаку.
- Развитие общеучебных умений и навыков:
- готовить свое рабочее место и материал к занятию;
- убирать рабочее место по окончании занятия;
- воспринимать инструкцию учителя и действовать последовательно по
ее выполнению;
- уметь выделять главное;
- вести учебный диалог;
- отвечать на вопросы полным предложением;
- выполнять обязанности дежурного.
Общее количество часов – 29
Форма проведения занятий – индивидуальная Периодичность – 1 раза в неделю.
Продолжительность- 15-20 минут (основание: «Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).
Календарно-тематическое планирование
индивидуальных логопедических занятий в 1.1Б классе
№ | Тема занятия | Методики и задания | Кол-во часов | Дата провед |
Шипящий «Ш» | ||||
1 | Подготовительный этап: Знакомство с органами артикуляции. | Игровые упражнения: «Найди отличия», «Корректор», «Чего не хватает» , «Найди спрятанные предметы» | 1 | |
2 | Выделение звуков в словарном ряду. | Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке». Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | 1 | |
3 | 2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков Постановка звука «ш». | Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука. | 1 | |
4 | Автоматизация звука «ш» в слогах. | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука в слогах | 1 | |
5 | Автоматизация звука «ш» в словах. | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словах | 1 | |
6 | Автоматизация звука «ш» в предложениях. | Игры на развитие слухового внимания. Закрепление звука в предложениях. | 1 | |
7 | 3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков Автоматизация звука «ш» в чистоговорках. . | Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чистоговорках | 1 | |
8 | Автоматизация звука «ш» в стихах. | Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в стихах. | 1 | |
9 | Автоматизация звука «ш» при пересказе. | Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука при пересказе. | 1 | |
10 | Автоматизация звука «ш» в рассказах. Составление рассказа по серии картин, по картине. | Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука при составлении рассказа. | 1 | |
Шипящий «Ж» | ||||
11 | Подготовительный этап: выделение звука 2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков Воспитание правильного произношения звука «ж». | Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука. | 1 | |
12 | Автоматизация звука «ж» в слогах | Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Закрепление звука в слогах. | 1 | |
13 | Автоматизация звука «ж» в словах, в предложениях. | Игры на развитие слухового внимания. Закрепление звука в предложениях. | 1 | |
14 | 3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков Автоматизация звука «ж» в рассказах, сказках. | Формирование понятия звонкости и глухости звуков. Учить слышать звук «ж» среди других звуков, слогов, в словах. Определить место звука «ж» в словах. Дальнейшее закрепление навыка звукобуквенного анализа слов. | 1 | |
15 | Дифференциация артикуляции звуков «ж-ш». | Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов. | 1 | |
Шипящий «Ч» | ||||
16 | Подготовительный этап: выделение звука 2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков Воспитание правильной артикуляции звука «ч». Автоматизация звука в слогах | Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука. | 1 | |
17 | Автоматизация звука «ч» в словах, предложениях. | Игры на развитие слухового внимания. Закрепление звука в словах, предложениях. | 1 | |
18 | 3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков Автоматизация звука «ч» в потешках, стихах. | Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в стихах. | 1 | |
19 | Автоматизация звука «ч» в рассказах, сказках. | Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в сказках | 1 | |
20 | Шипящий «Ч» | 1 | ||
Подготовительный этап: выделение звука 2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков Воспитание правильной артикуляции звука «щ». | Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука. | |||
21 | Автоматизация звука «щ» в слогах, словах, предложениях. | Определение наличия звука «щ» в слогах на слух. | 1 | |
22 | 3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков Автоматизация звука «щ» в стихах, рассказах. | внимания, памяти. Закрепление звука в стихах, рассказах | 1 | |
23 | Диффреренциация звуков «ч» - «щ» | Дифференцировать звуки в словах, определять их место в слове. Закрепление навыков звукобуквенного анализа. | 1 | |
Сонор «Л» | ||||
24 | Подготовительный этап: выделение звука 2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков Постановка звука «л». | Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука. | 1 | |
25 | Автоматизация звука «л» в слогах, словах | Формирование понятия «место звука в слове». Определение на слух наличия звука в слове. Развитие навыков звукобуквенного анализа слов типа:лук, ла-па, лош-ка, ме-лок. | 1 | |
26 | Автоматизация звука «л» в предложениях | Выделение хорошо произносимого согласного звука в начале, в конце, в середине слова. | 1 | |
27 | 3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков Автоматизация звука «л» в рассказах, стихах. | Определение наличия звука «щ» в слогах на слух. внимания, памяти. Закрепление звука в стихах, рассказах | 1 | |
28 | 4 этап: Оценочный Подведение итога логопедической работы. | Итоговая контрольная работа. | 1 | |
Праздник «Говорим правильно и красиво!» | 1 |
Итого: 29 часов
Предполагаемый результат:
Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:
научиться правильно произносить звуки;
пользоваться этими звуками в речи;
различать оппозиционные фонемы;
овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
овладеть навыками построения связного высказывания.
Учебно-методические средства обучения:
Литература для учащихся:
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизации звуков у детей. Комплект из 4 тетрадей. М. 2006.
2. Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Комплект из 9 тетрадей. М. 2005.
2 . Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
3. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.
Литература для учителя:
Основная:
- Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической
работы в школе. М., 2001.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. М., 2001.
3. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение.1965.
4.. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
5. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.
Дополнительная:
- Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2004.
- Васильева Т.И. Упражнения по дикции. М.. 1988.
- Волкова Л.С. Логопедия. М., Просвещение, 1995.
- Выгодский Л.С. Мышление и речь. М.; Просвещение, 1982.
- Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М.. 1977.
- Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. М.,2001 .
- Новоторцева И.В. Артикуляционная гимнастика. М.. 1996.
- Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. М.; Просвещение. 1996.
- Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.
- Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М.; Просвещение. 1978.
Оборудование: Магнитная доска. Магниты. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Звуковые сигналы. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры.
Наглядно – иллюстративный демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и задержкой психического развития».
laquo;Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и задержкой психического развития»....
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литературное чтение» для учащихся 1 (1 дополнительного) - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития Вариант 7.2
Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2). Нормативный срок обучения 5 лет.Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с З...
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 1 (1 дополнительного) - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.2)
Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2). Нормативный срок обучения 5 лет.Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с З...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (Вариант 7.2) 1(1 дополнительного) - 4 классов
Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (Вариант 7.2) 1(1 дополнительного) - 4 классов
Данная программа адресована учащимся 1 (1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа №2 им...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Технология» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (Вариант 7.2) 1(1 дополнительного) - 4 классов
Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа №2 име...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Развитие эмоционально – волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) на занятиях ГПД»
Методическая разработка составлена на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка пс...