Формирование УУД в начальной школе при организации проектной деятельности
статья по теме
В статье раскрывается понятие УУД, этапы формирования универсальных учебных действий, блоки УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_v_nachalnoy_shkolepri_organizatsii_proektnoy_deyatelnosti.docx | 177.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД в начальной школе
при организации проектной деятельности
Действие - акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, т.е. процесс подчиненный осознаваемой (сознательной) цели.
Характеристика значения действия с точки зрения взаимодействия ребенка с предметом (идеей) помогает увидеть динамику изменений, происходящих с ним: «для человека, усваивающего действие, оно выступает в качестве цели, а для усвоившего действие его исполнение становится потребностью, мотивом».
Деятельность, которая базируется на универсальных учебных действиях, и есть деятельность по сознательному присвоению полученных знаний и способность их использовать, как в учебных, так и в жизненных ситуациях.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:
- личностным;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- предметным.
Универсальные учебные действия
- В широком смысле – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- В узком смысле – совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Познавательные действия определяются как способы решения познавательных задач, требующих применения различных методов познания рационального использования мыслительных операций, деятельности моделирования и конструирования.
Класс | Находить | Перерабатывать | Представлять |
информацию | |||
1-2 | Находить в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного | Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. | Небольшой пересказ простого текста Простой план |
3-4 | Извлекать из текста, таблиц, схем, иллюстраций | Простые факты, Наглядные явления, Отдельные события, Образы понятий. | Свой текст (краткий), Таблицы, схемы (простые) |
Регулятивные действия – это способы решения элементарных рефлексивных задач, требующих применения планирования, контроля, оценки, поиска ошибок, установления ошибок.
Класс | Цель и план | Действия по плану | Оценка результата |
1-2 | Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии | Работать по предложенному плану, использовать учебник | Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки |
3-4 | Совместно с учителем - определять учебную проблему, составлять план | Работая по плану, сверять свои действия с цель | Самооценка успешности в диалоге с учителем и самостоятельно |
Коммуникативные действия – это способы решения языковых и речевых задач, результатом которых является развитие смыслового чтения, сформированность диалогической и монологической речи, ориентировка в разных типах текста.
Класс | Донести свое | Понять других | Договориться |
1-2 | Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу | Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты | Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе. |
3-4 | Выражать свои мысли устно и письменно (кратко), с аргументами | Принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою | Выполнять различные роли в группе (организатор, исполнитель…) |
Этапы формирования универсальных учебных действий
Первый этап. «Представление» - выполнение действия по образцу, интуитивное применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий и т.д. Ученик в большинстве случаев не готов различать существенные и несущественные стороны выполняемого действия, может его описать только с привязкой к конкретному предметному материалу.
Второй этап. «Способ» - осознанное применение способа при выполнении учебного действия.
- Ученик при выполнении задания ориентируется на существенные характеристики метапредметного способа действия, который лежит в основе выполняемого учебного задания.
- Ученик знает, как называется применяемый им способ. Также может этот способ описать как порядок действий, не опираясь на определённый предметный материал.
Умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным критериям
Классификация – это деление совокупности объектов (свойств, явлений, процессов) по какому-либо признаку или признакам группы
- Что мы делим на группы? Зачем?
- Какой признак надо учесть при делении на группы?
- У каких объектов (предметов) можно обнаружить данный признак? Как можно назвать эту группу?
- Какие объекты имеют другой признак? Как можно назвать эту группу?
- Что мы узнали в ходе деления на группы множества объектов?
Умение осуществлять логическое действие «обобщение»
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. В ходе обобщения происходит движение от единичного, менее общего – к более общему.
- Какую группу объектов (предметов) нужно назвать? Зачем?
- Какими общими свойствами обладают эти объекты (предметы)?
- Что среди этих общих признаков самое важное для решения данной задачи?
- Каким словом можно назвать эту группу?
Третий этап. «Овладение УУД» - применение способа в контексте учебной деятельности. Ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап её реализации. Ученик не только сознательно соотносит способ и цель своей учебной деятельности, но и выстраивает саму деятельность под учебную цель, поскольку владеет представлениями о её структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности.
Алгоритм учебных действий для достижения метапредметных планируемых результатов.
Если задание предназначено для развития коммуникации, то побуждает ли оно учащихся к коммуникативной деятельности, а именно:
- Задание требует развернутой коммуникации?
- Требует ли задание сотрудничества?
- Заданы ли параметры коммуникации?
- Создают ли учащиеся общий (коллективный) результат?
Алгоритм учебных действий для достижения метапредметных планируемых результатов.
Задание для формирования регулятивных установок и развития саморегуляции:
- Задание многошаговое или простое?
- Известны ли детям критерии оценки?
- Планируют ли учащиеся работу?
Алгоритм учебных действий для достижения метапредметных планируемых результатов.
Задание для формирования ценностных установок:
- Предполагает ли задание выражение или оценку ценностных представлений (да - нет)?
- Учащиеся выражают собственную позицию?
- Учащиеся аргументируют выбранное суждение?
Этапы формирования УУД, являющихся структурными элементами учебной деятельности
Блоки УУД, которые чаще всего формируются при работе над проектом.
Постановка проблемы
- демонстрирует понимание цели и задач деятельности;
- демонстрирует понимание последовательности действий;
- имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности;
- демонстрирует понимание проблемы;
- высказывается по поводу полученного результата.
Коммуникация
- соблюдает нормы речи в простом высказывании;
- соблюдает нормы изложения простого текста;
- работает с вопросами на уточнение;
- соблюдает процедуру при работе в группе.
Блоки УУД, которые чаще всего формируются при работе над проектом.
Оценочная деятельность
- высказывает оценочное отношение к полученному продукту;
- высказывает свое впечатление от работы над проектом;
- приводит аргументы, подтверждающие справедливость высказанного оценочного отношения
- называет трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом;
- по завершении проекта сравнивает ожидаемый и полученный продукт;
- делает выводы о соответствии продукта замыслу;
- называет сильные стороны работы над проектом.
Работа с информацией
- осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности;
- демонстрирует понимание полученной информации;
- демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу.
Качества универсальности действия
- повторяемость
- проявление в различных ситуациях
- отсутствие привязанности к конкретному содержанию учебного предмета
Универсальное учебное действие есть способ решения учебной задачи с разным предметным содержанием на основе применения совокупности последовательных операций.
Основная образовательная программа начального общего образования
Учебное задание - требование, которое надлежит выполнить ученику для достижения учебной цели. Оно рассматривается как средство, способствующее развитию личности, повышению качества знаний, а также повышению эффективности педагогического труда.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:
- обнаруживают предмет своего действия,
- исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
- преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают своё описание и т.д.,
- частично запоминают.
Проект - уникальный способ организации деятельности человека от замысла до материального воплощения.
- Ориентирован на реализацию замысла ребенка как автора проекта
- Нет образца
- Определено только время работы
- Процесс осуществляется учеником по собственному алгоритму
- Самостоятельная эвристическая, поисковая деятельность
- Оценивается не только продукт, но и эффективность процесса деятельности
- Самооценка позволяет работать в поле творческой активности, повысить мотивацию к развитию
Главная цель обучения - освоение ребенком технологии проектной деятельности и овладение последовательностью операций создания проекта в любой области человеческой деятельности. Тот, кто владеет алгоритмом реализации собственного замысла, тот способен претворить в жизнь самые смелые мечты и замыслы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсии в начальной школе в рамках проектной деятельности
В данной работе размещены материалы о совмещении экскурсионной и проектной деятельности...
Программа курса «Экология в начальной школе» в системе проектной деятельности
Программа курса расчитана на организацию дополнительного образования...
Конспект внеклассного мероприятия для начальной школы с использованием проектной деятельности "Хлеб всему голова".
Цели мероприятия :*развитие навыков проектной деятельности;*развитие интереса и любознательности , интеллектуальных умений обучающихся;* воспитание бережного отношения к хлебу;*воспитание умения...
Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка в начальной школе в рамках проектной деятельности.
Цели и задачи ФГОС определяют способы обучения иностранному языку в начальной школе , для формирования социокультурной компетенции, как одной из приоритетных при изучении языка....
Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе
Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе. В с...
Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти
Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить круго...
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....