Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти
статья (1 класс) на тему
Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить кругозор и представления о зимующих птицах, об окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе, получили практические навыки в изготовлении кормушек. В ходе проекта было изготовлено и вывешено в микрорайоне и ближайшем лесу 89 кормушек. Отрадно отметить, что родители не были сторонними наблюдателями, а были активными участниками проекта, что не только свидетельствует о значимости данной проблемы, но и способствует сплочению семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_kultury_u_uch_nach_shkoly.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Александра Михайловна
МБУ «Школа №93», учитель начальных классов
Ожиганова Валентина Дмитриевна
МБУ «Школа №93», учитель начальных классов
Элекина Галина Фёдоровна
МБУ «Школа №93», учитель начальных классов
Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти
Все хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Н. Луконин
Современное человечество живёт в эпоху небывалого развития научно-технического прогресса, сопровождающегося активным воздействием на природную среду. Глобальные проблемы, несущие угрозу жизни на Земле вызвали необходимость экологического образования, начиная с младшего школьного возраста. Решение экологических проблем во многом будет зависеть от тех, кто сегодня, сидя за партами, получает свои первые знания об окружающем мире. Задача начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения.
Экологическое образование в нашей школе не ограничивается только уроками. Оно имеет продолжение во внеклассной, внешкольной работе и в проектной деятельности.
К проектной деятельности своих учеников мы приобщаем с первого класса. При организации работы над проектом стараемся проявлять особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам свои знания и умения, а направить их к нужному источнику информации. Наша задача – научить детей работать самостоятельно, создать максимальные условия для активности школьника.
Как пример хотим привести работу учащихся 1-х классов над проектом «Покормите птиц зимой»
Идея создания данного проекта возникла в результате экскурсии в близлежащий к школе лес. Экскурсия проходила осенью. Наблюдая за изменениями в природе, дети заметили в небе птиц, летевших клином на юг. Ребята с грустью помахали руками в след птицам и задумались: «Все ли птицы улетают на юг? Почему птицы улетают? Какие птицы остаются с нами зимовать? Легко ли будет птицам зимовать в нашей местности? Нужна ли птицам наша помощь? »
На следующий день после недолгих обсуждений о результатах экскурсии на Утреннем сборе и было единодушно принято решение начать работу над проектом «Покормите птиц зимой»
Работа состояла из следующих этапов:
Этапы работы:
1. Теоретический
Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях городской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.
Дети искали информацию в энциклопедиях, интернете, проводили наблюдения за птицами. Полученной информацией ребята делились на утреннем сборе, выпускали листовки, рисовали рисунки увиденных птиц. (приложение 1)
Дети выяснили, что является основным зимним кормом для птиц и составили таблицу питания.(приложение 2)
Первоклассники пришли к выводу: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в нашей местности.
2. Практический
Задачи: совместно с родителями сделать кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.
Ребята выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из тетра-пакетов или пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Более долговечные кормушки - сделанные из дерева. В изготовлении таких кормушек приняли участие папы, за что ребята им выразили особую благодарность. Многие дети принесли картонные коробки-кормушки, в которых были подарки к Новому году.
В школе первоклассники провели акцию «Покормите птиц зимой!» Ребята совместно с родителями и учителями повесили кормушки около школы и в своих дворах. (приложение 3)
Вывод: Каждому школьнику под силу изготовить самую простую кормушку для птичек.
3. Наблюдение
Задачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.
Ребята ведут наблюдения, следят за чистотой кормушки и подсыпают корм. Своими наблюдениями ребята делятся на Утреннем сборе.
Вывод : сытой птице мороз не страшен! В нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, вороны, иногда прилетают снегири и свиристели. Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях. Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. Человек может помочь перезимовать птицам, строя и развешивая кормушки. Главное правило - не забывать подсыпать корм в кормушки!
Итог работы:
27 января 2017 года в рамках Региональной научно-практической конференции “Формирование экологического сознания: современные подходы и технологии”, которая проводилась на базе МБУ «Школа №93», дети представили презентацию своего проекта. В зале присутствовали студенты и преподаватели ТГУ, учителя предметники, учащиеся старших классов, родители. Предлагаем вашему вниманию сценарий выступления первоклассников на защите проекта.
Тема проекта: «Покормите птиц зимой»
Творческое название проекта: «Войди в природу другом».
Проблема: недостаточный уровень экологической культуры в обществе.
Авторы: Иванова А.М., Ожиганова В.Д., Элекина Г.Ф.
Исполнители: учащиеся 1а,1б,1д классов
Союзники: учителя, родители, библиотекарь
Сроки реализации: ноябрь – февраль 2016/17 г.
Цель нашей проектной работы – оказание помощи зимующим птицам нашего города
Задачи:
- Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц нашей местности.
- Изготовить кормушки совместно с родителями.
- Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
- Оформить презентацию по теме проекта.
Результаты работы над проектом:
- Изготовление кормушек
- Презентация проекта
- Буклеты – памятники “Как подкармливать птиц”.
- Создание мини-спектаклей и выступление агитбригады в 1-3 классах
- Акция «Покормите птиц зимой!»
- Плакаты – призывы об оказании помощи птицам
- Сценарий выступления
- Коллекция птичьего корма
Сценарий выступления.
1 ведущий Ты можешь удивиться,
Земля – наш общий дом!
Живут в нём звери, птицы,
И мы с тобой живём.
2 ведущий О том, что мы соседи,
И мы должны сберечь
Пернатых всех на свете
Об этом наша речь!
2 ведущий Природа – наш чудесный дом!
Должно быть, всем уютно в нём!
Пусть птицы поют и машут крылом:
Берегите природу – это их дом!
1 ведущий Мы учащиеся 1-х классов представляем проект «Покормите птиц зимой!»
2 ведущий Творческое название проекта: «Войди в природу другом!»
3 ведущий Девиз: Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать!
1 ведущий Далеко не все птицы осенью улетают на юг. Многие виды остаются на зимовку в нашей местности.
2 ведущий На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки и деревья покрылись снегом. Ночью бывают сильные морозы.
3 ведущий Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в нашей местности. Многие птички погибают.
1 ученик. Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
2 ученик. Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
3 ученик. По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!".
1 ведущий Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? Чем питаются птицы и хватает ли им корма?
2 ведущий На уроках окружающего мира мы узнали, что многие птицы зимой погибают не от холода, а от нехватки корма.
3 ведущий Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна.
4 ученик. Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
1 ведущий Мы решили помочь птицам и подкармливать их. В школе мы объявили акцию «Покормите птиц зимой!».
2 ведущий Далее мы выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из тетра-пакетов или пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
3 ведущий Более долговечные кормушки, сделанные из дерева. Многие дети принесли картонные коробки-кормушки, в которых были подарки к Новому году. Это очень хорошо, что ребята их не выбросили, а проявили заботу о птицах.
1 ведущий Ученики вместе с родителями изготовили кормушки из различных материалов. Вот посмотрите, какие кормушки ребята сделали вместе с папами.(приложение 4 фотоотчёт)
2 ведущий Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед
Прилетели на обед
3 ведущий Для птиц повесили кормушки,
Слышите здесь птичий ор
Это птички прилетают
К нам кормиться в школьный двор.
Исполняется песня «Всем нужны друзья»
1 ведущий Чтобы помочь зимующим птицам нашего города, необходимо знать, чем они кормятся?
2 ведущий Изучив литературу, мы составили таблицу о видах корма для птиц, которых мы наблюдаем на территории школы
3 ведущий Из таблицы видно, что основной корм для птиц различные семена.
1 ведущий Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное.
2 ведущий Чёрный ржаной хлеб птицам вреден.
3 ведущий Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую.
1 ведущий Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
5 ученик. Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
Так доверчивы они,
Верят нам, как дети.
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответ
1 ведущий Кормушки мы развесили около школы и в своих дворах в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом.
2 ведущий Прибивать кормушки на гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья.
3 ведущий Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни.
1 ведущий В ходе работы над проектом мы провели конкурс рисунков
2 ведущий Выучили много стихов и песен о птицах
3 ведущий Составили памятки-буклеты
1 ведущий Собрали коллекцию корма для птиц
2 ведущий Мы прочитали много литературы и узнали о повадках птиц
3 ведущий А главное, вместе с папами делали кормушки!
6 ученик. О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам, -
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
7 ученик. Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь .
1 ведущий После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:
2 ведущий Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к
выживанию в наших погодных условиях.
3 ведущий В нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.
1 ведущий Человек может помочь перезимовать птахам, развешивая кормушки и подкармливая птиц
2 ведущий Сытой птице мороз не страшен!
3 ведущий Птицы – наши друзья!
1 ученик. Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2 ученик. Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна будет им зима.
3 ученик. Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4 ученик. Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
5 ученик. Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
2 ведущий Спасибо за внимание!
(хором) Вы нас строго не судите, лучше птицам помогите!
Результат.
В результате работа получилась интересной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить кругозор и представления о зимующих птицах, об окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе, получили практические навыки в изготовлении кормушек. В ходе проекта было изготовлено и вывешено в микрорайоне и ближайшем лесу 89 кормушек. Отрадно отметить, что родители не были сторонними наблюдателями, а были активными участниками проекта, что не только свидетельствует о значимости данной проблемы, но и способствует сплочению семьи.
Литература:
Господникова М.К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2008.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2002
Шорыгина Т.А. Зелёные сказки; экология для малышей. М.; «Прометей», Книголюб, 2002
Энциклопедия животных. М.; «Эксмо», 2005
Большая энциклопедия животного мира. М.; «РОСМЕН», 2004
Детская энциклопедия «Птицы». М.; «РОСМЭН», 2012
Егоренкова, Л.И. Экологическое воспитание младших школьников // М.: АРКТИ – 2008
Ресурсы интернета:
http://allforchildren.ru/poetry/winter47.php
http://detlib70.ru/pernatye-sosedi/page/932
http://gov.cap.ru/print.aspx?gov_id=76&id=3464975
https://kopilkaurokov.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ экологической культуры младших школьников через систему заданий на уроках и внеклассной деятельности.
В материале описан опыт работы по формированию основ экологической культуры у учащихся начальной школы....
Формирование экологической культуры у учащихся начальной школы через внеурочную деятельность
В настоящее время, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает воспитание экологической культуры у младших школьн...
Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....
Статья на тему: Формирование основ экологической культуры младших школьников личности в экскурсионной работе
Статья для учителей...
формирование основ экологической культуры дошкольников. Из опыта работы.
Подборка конспектов в разных образовательных областях. Элементы работы с родителями....
Формирование основ читательской культуры у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения
В презентации описаны приемы и примеры заданий по формированию основ читательской культуры у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения...
Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры
Цели и задачи экологического воспитания. Возможности школы в формировании экологической культуры. Практическая деятельность детей. Работа с родителями....