ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД по сопровождению подготовки введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ и умственной отсталостью
учебно-методический материал на тему
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД по сопровождению подготовки введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ и умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_metodicheskoy_raboty.docx | 40.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Обоснования направлений методической работы
В ГБОУ СОШ (ОЦ) *** в параллели 1 классов обучается один ребёнок с ОВЗ (ЗПР). Обучение осуществляется инклюзивно по АООП НОО (вариант 7.1).Форма обучения очная.
В школе разработана нормативная база, регламентирующая деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, обучающихся в форме очного обучения:
· положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.);
· положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в т.ч. через договор взаимодействия с ГБОУ Сергиевский ППМС-центр (договор о сотрудничестве), с центральной районной больницей;
· договор с родителями детей с ОВЗ;
· положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
· положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы.
Разработана и утверждена АООП начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся (прежде всего здание и прилегающая территория), не отвечают в полном объёме требованиям безбарьерной среды.
В школе на данный момент завершены работы по монтажу поручней, пандусов. Есть подъёмные платформы (аппарели).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ СОШ (ОЦ) *** частично отвечает общим и особым образовательным потребностям детей каждой категории. На данный момент в школе имеется несколько комплектов оборудования для дистанционного обучения. Педагогический состав, работающий с данным оборудованием, прошел курс обучения и успешно справляется с поставленной задачей. При этом в работе используются как дистанционные уроки, так и очные уроки с посещением ребенка – инвалида на дому.
В школе организован временной режим обучения, организованы рабочие места ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Работает кабинет психолого-педагогической службы, логопедический кабинет, сенсорная комната.
К сожалению, школа не полностью обеспечена специальными учебникам, рабочими тетрадями и дидактическими материалами, отвечающими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ (вариант 7.1) обучаются по учебникам массовой школы. Для детей с УО специальных учебников, тетрадей, дидактических материалов нет.
Из специалистов психолого-педагогического и медицинского сопровождения в штате нашей образовательной организации есть 1 педагог-психолог и 1 учитель-логопед.
Количество педагогов, прошедших повышение квалификации по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с УО в объёме 72 ч – 2 человека, в объёме 36ч – 2человека.
План методической работы на 2016-2017 учебный год
по сопровождению подготовки введения ФГОС НОО
для детей с ОВЗ и умственной отсталостью
Цель методической работы: обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к введению ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога; создание условий для введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью в 1 классах в 2016-2017 уч.году.
Основные направления методической работы:
1.Создать условия для обновления содержания образования и совершенствования образовательного процесса на основе внедрения в практику работы продуктивных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности ребёнка с ОВЗ и совершенствование профессионального мастерства педагога.
2.Создать нормативно - правовую и методическую базу по введению ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью.
3.Выявить, проанализировать и обеспечить тиражирование наиболее ценного опыта работы педагогов по реализации новых образовательных целей для обучающихся с умственной отсталостью.
№ п/п | Направление мероприятий | Сроки реализации | Предполагаемый результат
| Ответственный исполнитель |
1. Нормативно-правовое обеспечение, методическое и аналитическое обеспечение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ | ||||
1.1. | Приведение локальных актов образовательного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС ОВЗ | Июнь-август 2016 г. | Локальные акты | Директор школы, зам. директора по УВР, рабочая группа по введению ФГОС ОВЗ |
1.2. | Использование рекомендаций инструктивных писем Минобрнауки России по вопросам введения ФГОС для детей с ОВЗ | Постоянно | Директор школы, зам. директора по УВР | |
1.3. | Отслеживание и своевременное информирование педагогов об изменениях нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней | В течение 2016-2017 уч. года | Информация для стендов и сайта школы, совещаний | Директор школы, зам. директора по УВР |
1.4. | Утверждение перечня УМК для обучающихся 1-х классов на 2016 - 2017 учебный год в соответствии федеральным перечнем | Июнь-август 2016 г. | Школьный перечень УМК для 1-х классов в соответствии с ФГОС ОВЗ | Педагогический совет, зам. директора по УВР, заведующая библиотекой |
1.5. | Разработка проекта адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ с учетом потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) – на основе требований ФГОС ОВЗ | Май-август 2016 | Проект ООП НОО для детей с ОВЗ школы | Заместитель директора по УВР, рабочая группа по введению ФГОС ОВЗ |
1.6. | Заседание рабочей группы ОО, с целью координации деятельности педагогического коллектива по введению ФГОС ОВЗ с.01.09.2016 г. | 1 раз в четверть в течение 2016-2017 уч. г. | План работы, мониторинг подготовки школы к введению ФГОС ОВЗ | Рабочая группа по введению ФГОС ОВЗ |
1.7. | Анализ имеющихся условий (кадровых, материально-технических, учебно-методических и информационных, финансовых), их соответствие/несоответствие требованиям ФГОС ОВЗ | Постоянно | Аналитическая справка План мероприятий | Рабочая группа по введению ФГОС ОВЗ |
1.8. | Разработка и утверждение рабочих образовательных программ по учебным предметам и внеурочной деятельности с учетом изменений предметных, метапредметных целей, личностных результатов | Июнь-август 2016 г. | Утверждение программ | Учителя 1 классов, руководитель ШМО, зам. директора по УВР, педагогический совет |
1.9. | Приведение учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса в соответствие с требованиями целей и планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ: выбор УМК, обеспечение учебниками обучающихся 1-х классов на 2016 - 2017 учебный год в соответствии с федеральным перечнем | До мая 2017 г. | Информационно-библиотечный фонд школы | Заместитель директора по УР, председатели МО, заведующая библиотекой |
1.10. | Разработка программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ | Июнь-июль 2016 г. | Модель внеурочной деятельности – программа внеурочной деятельности обучающихся 1-х классов | Заместитель директора по УВР, Рабочая группа |
1.17 | Планирование работы образовательной организации с учетом государственного задания, используя технологический регламент государственных услуг по реализации адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС ОВЗ | Июнь-июль 2016г. | План работы на 2016-2017 уч.г. | Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, рабочая группа |
1.18 | Знакомство с опытом работы других образовательных учреждений по внедрению ФГОС ОВЗ | В течение 2016-2017 уч. года | Корректировка плана внедрения ФГОС ОВЗ | Рабочая группа, заместитель директора по УВР |
1.19 | Обеспечение выполнения рекомендаций ЦПМПК, Сергиевской и Северной ПМПК | В течение 2016-2017 уч.г. | Зам. директора по УВР, учителя 1 классов | |
2. Организационное обеспечение реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ | ||||
2.1 | Разработка учебного плана для 1 классов на 2016-2017 уч.г. Организация рабочей группы по реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ. | Июнь, 2016г. | Учебный план на 2016-2017 уч.г. | Зам. директора по УВР |
2.2 | Изучение требований ФГОС для детей с ОВЗ | В течение 2016-2017 уч.г. | Анкетирование педагогов по готовности к введению ФГОС для обучающихся с ОВЗ | Зам. директора по УВР, руководитель ШМО |
2.3 | Организация деятельности рабочей группы с учётом новых задач на 2016-2017уч.г. Разработка плана мероприятий реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2016-2017 уч.г. | Июнь, 2016г. | План мероприятий (дорожная карта) реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2016-2017 уч.г. Утверждение директором дорожной карты по реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2016-2017 уч.г. | Зам. директора по УВР |
2.4 | Обсуждение проекта АОП НОО | Август 2016 | Скорректированная АОП НОО | Педагогический совет, Совет школы |
2.5 | Проведение стартовой диагностики обучающихся 1 классов | Сентябрь, 2016г. | База данных | Зам. директора по УВР |
2.6 | Проведение родительского собрания в 1-х классах «Знакомство с проектом ФГОС обучающихся с ОВЗ» | Сентябрь, 2016г. | Протокол проведения родительского собрания. | Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, классные руководители и учителя 1 классов. |
2.7 | Анализ результатов стартовой диагностики и внесение корректив в дорожную карту реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2016-2017 уч.г. | Осень, 2016г. | Предложения в дорожную карту реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2016-2017 уч.г. | Зам. директора по УВР, руководитель ШМО |
2.8 | Организация и проведение открытых уроков в 1-х классах в рамках реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ | Ноябрь 2016г. – апрель 2017г. | Взаимопосещение и анализ уроков. | Руководитель ШМО, учителя 1-х классов |
2.9 | Проведение совещаний о ходе реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2016- 2017 учебный год: ‒ о ходе реализации ФГОС по итогам первого полугодия в 1-х классах; ‒ о промежуточных итогах реализации ФГОС в 1-х классах; ‒ об итогах организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС в 1-х классах | Январь, февраль, май 2017 г.
| Заседания методического объединения учителей начальной школы. | Зам. директора по УВР, руководитель ШМО |
2.10 | Организация участия педагогов, администрации школы в семинарах, совещаниях, конференциях по вопросам реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2016- 2017 учебный год | В течение 2016-2017 учебного года | Информирование педагогов о результатах семинаров и конференций по вопросам реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ | Зам. директора по УВР, руководитель ШМО |
2.11 | Проведение итоговой диагностики в 1-х классах | Апрель, 2017г. | База данных | Зам. директора по УВР |
2.12 | Анализ результатов итоговой диагностики и разработка плана мероприятий реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2017-2018 уч.г. | Май-июнь, 2017г. | Предложения в дорожную карту реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2017-2018 уч.г. | Зам. директора по УВР, рабочая группа |
2.13 | Корректировка плана деятельности рабочей группы по подготовке введения ФГОС на 2015-2016 учебный год | Декабрь, 2016г. | Решение педсовета, Приказ о составе рабочей группы, Утвержденный директором план-график по введению ФГОС на 201-2017 учебный год | Зам. директора по УВР |
2.14 | Прохождение курсов повышения квалификации педагогов и администрации школы по вопросам введения ФГОС. | В течение 2016-2017 учебного года | Поэтапное прохождение курсовой подготовки. Перспективный план повышения квалификации педагогических работников | Зам. директора по УВР,учителя |
2.15 | Рассмотрение вопросов введения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью | В течение 2016-2017 учебного года | Корректировка планов МО, Протоколы заседаний МО | Руководитель ШМО, учителя 1-х классов |
2.16 | Внесение дополнений в программы по самообразованию с целью изучения требований реализации ФГОС для детей с ОВЗ. | Сентябрь, 2016г. | Карта самообразования | Руководитель ШМО, учителя 1-х классов |
2.17 | Проведение инструктивно-методических совещаний и теоретических семинаров по вопросам введения ФГОС для педагогов | В течение 2016-2017 учебного года |
Методические рекомендации
| Зам. директора по УВР, руководитель ШМО |
2.18 | Участие педагогов в конкурсах различного уровня | В течение 2016-2017 учебного года | Обеспечение условий для участия в семинарах
| Руководитель ШМО, учителя 1-х классов |
2.19 | Организация консультаций по индивидуальным запросам учителей | В течение 2016-2017 учебного года | Размещение результатов на сайте школы | Зам. директора по УВР, руководитель ШМО |
2.20 | Посещение и взаимопосещение уроков, воспитательных занятий с последующим анализом | В течение 2016-2017 учебного года | Консультации | Руководитель ШМО, учителя 1-х классов |
2.21 | Проведение методических дней: -Личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении и воспитании детей с ОВЗ. -Современный урок: формы и методы. | В течение 2016-2017 учебного года | Обмен опытом | Руководитель ШМО, учителя 1-х классов |
2.22 | Подведение предварительных итогов по подготовке введения ФГОС для детей с ОВЗ, внесение предложений в план-график реализации ФГОС на 2017-2018 учебный год | Май, 2017г. | Аналитическая справка, Предложения в план-график реализации ФГОС на 2017-2018 учебный год | Зам. директора по УВР, руководитель ШМО |
3. Информационно-методическое сопровождение | ||||
3.1. | Создание библиотеки методической литературы, примерных программ по ФГОС | В течение 2016-2017 учебного года | Комплектование библиотеки УМК по всем учебным предметам в соответствии с Федеральным перечнем | Директор школы, зам. директора по УВР,педагоги |
3.2. | Анализ укомплектованности библиотеки печатными и электронными ресурсами | До 28.08.2016 | Составление заявки на обеспечение учебниками | Зам. дир.по УВР, библиотекарь |
3.3. | Обеспечение учащихся начальных классов учебниками, учебными пособиями в соответствии с ФГОС | Август | Обеспечение учащихся учебниками в соответствии с ФГОС | Библиотекарь |
3.4 | Размещение на сайте школы информации о введении ФГОС | В течение 2016-2017 учебного года | Обеспечение публичной отчётности школы о ходе и результатах реализации ООП | Директор школы, зам. директора по УВР |
3.5 | Информирование обучающихся, родителей, общественности, педагогов о подготовке к введению ФГОС через сайт школы, СМИ, родительские собрания, совещания (оформление стенда) | В течение 2016-2017 учебного года | Приказ «О подготовке публичного отчёта школы» | Директор школы, зам. директора по УВР, учителя начальных классов |
3.6 | Обеспечение доступа педагогам, переходящим на ФГОС для детей с ОВЗ, к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных | В течение 2016-2017 учебного года | Доступ учителей к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных | Директор школы, зам. директора по УВР |
3.7 | Создание банка методических разработок уроков, воспитательных занятий, дополнительных занятий | В течение 2016-2017 учебного года | Обобщение и систематизация пед. опыта учителей (разработка метод.рекомендаций, сборников) | Учителя, руководитель ШМО |
4. Информационное обеспечение введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ | ||||
4.1. | Анализ учебно-методического обеспечения образовательного процесса с позиции требований ФГОС для обучающихся с ОВЗ | |||
4.2. | Освещение на Управляющем совете школы вопроса «Рассмотрение проекта адаптированной основной образовательной программы начального общего образования» (АООП НОО). | Август, 2016г. | Решение управляющего совета школы | Управляющий совет ОО |
4.3. | Освещение на педагогическом совете вопроса «Утверждение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования» (АООП НОО). | Август, 2016г. | Решение педагогического совета | Зам. директора по УВР |
4.4. | Организация изучения ФГОС ОВЗ, нормативно-правовых документов, регулирующих введение ФГОС НОО для детей с ОВЗ, Санитарно-гигиенических требований к организации обучения детей с ОВЗ педагогическим коллективом школы с опорой на внутренние и внешние информационно-методические ресурсы. | В течение 2015-2016 учебного года | План работы ШМО по организации изучения ФГОС ОВЗ. Удостоверения о курсах повышения квалификации. | Директор школы, зам. директора по НМР, руководитель ШМО |
4.5. | Участие в семинарах, совещаниях, конференциях по вопросам реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ на 2016- 2017 учебный год | В течение 2016-2017 учебного года | Информирование педагогов о результатах семинаров и конференций по вопросам реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ | Зам. директора по УВР, руководитель ШМО |
4.6. | Изучение, обобщение и внедрение успешного опыта учителей по формированию универсальных учебных действий, успешного опыта проведения интеллектуальных и социальных практик с обучающимися с ОВЗ начальной школы | 2016-2017 уч.г. | Банк методический идей | Заместитель директора по НМР, руководитель ШМО |
4.7 | Участие в работе (просмотр записей) вебинаров по темам, касающимся введения ФГОС ОВЗ | По расписанию вебинаров | Методическая поддержка | Заместитель директора по НМР, руководитель ШМО |
4.8 | Создание в школе подборки методической литературы по вопросам введения ФГОС ОВЗ | В течение 2016-2017 учебного года | Подборка литературы на электронных носителях, печатные издания, размещение материалов на сайте школы | Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, зам. директора по ИКТ |
4.9 | Информирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей о ходе подготовки к введению ФГОС ОВЗ с 01.09.2016 через сайт образовательного учреждения | В течение 2016-2017 учебного года | Сайт образовательного учреждения, публикации в СМИ | Директор, зам. директора по УВР , зам. директора по ИКТ |
4.10 | Обновление информации на странице «ФГОС ОВЗ» школьного сайта | По мере поступления | Информационный раздел о введении ФГОС ОВЗ на школьном сайте | Зам. директора по ИКТ |
4.11 | Информация ходе введения ФГОС ОВЗ в 1 классе в самоанализе образовательного учреждения | Июль 2017 | Самоанализ образовательного учреждения | Директор |
5. Аналитическое сопровождение | ||||
5.1 | Анализ учебно-методического обеспечения образовательного процесса с позиции требований ФГОС для обучающихся с ОВЗ | сентябрь, январь, май 2016-2017 уч.г. | Планирование необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса. Создание материально-технического обеспечения внедрения ФГОС | Директор школы, зам. директора по УВР |
5.2 | Изучение мнения родителей (законных представителей) по вопросам введения новых стандартов (анкетирование на родительских собраниях) | в течение года | Анализ выявленных проблем и их учёт при реализации ФГОС | Кл руководители, психолог |
5.3 | Разработка диагностического инструментария для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС. | в течение года | Диагностический инструментарий | Зам. директора по УВР |
5.4 | Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений работников ОУ | в течение года | Анализ выявленных проблем и их учёт при организации методического сопровождения | Директор школы, зам. директора |
5.5 | Мониторинг готовности школы к введению ФГОС для детей с ОВЗ | август, декабрь, май |
Аналитическая справка
| Директор школы, зам. директора, Рабочая группа |
5.6 | Организация ВШК по введению ФГОС (методическая работа) | сентябрь | Аналитическая справка
| Зам. дир.по УВР |
5.7 | Разработка системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП (личностные и предметные результаты образования) | до 01.07.2016 | Создание системы мониторинга, Разработка Положения о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации | Директор школы, зам. директора Рабочая группа, ПМПС сопровождения, руководитель ШМО |
5.8 | Проведение родительского собрания для родителей, будущих первоклассников по реализации ФГОС | май | Протокол родительского собрания, информация на сайт школы | Классный руководитель, директор школы, зам. директора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по лепке для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.
Учить лепить предметы округлой формы.Закрепить представления о шаре и его свойствах.Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира....
Конспект открытого урока по ручному труду для детей с умеренной степенью умственной отсталости. Лепка "Улитка"
На уроке использованы различные виды коррекционных заданий и игровых упражнений. На протяжении всего урока ведётся работа по развитию речи учащихся....
рабочие адаптированные программы начального общего образования для детей с лёгкой степенью умственной отсталости для 3 класса
Рабочие адаптированные программы начального общего образования для детей с нарушениями интеллекта (лёгкая степень умственной отсталости) для 3 класса....
Творческий проект по предмету "Ручной труд" в 7 классе для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость) Сенсорная книга "Развивай-ка"
Цель нашего проекта – создать дидактическое пособие для развития сенсомоторных процессов.Развитие мелкой моторики и точности движений, координации и сенсомоторных процессов - основная задача в р...
Коррекционно-развивающие логопедические занятия в соответствии с требованиями ФГОС с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Коррекционно-развивающие логопедические занятия в соответствии с требованиями ФГОС с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.мственной отсталостью....