Коррекционно-развивающие логопедические занятия в соответствии с требованиями ФГОС с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Прокопенко Надежда Анатольевна

Коррекционно-развивающие логопедические занятия в соответствии с требованиями ФГОС  с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.мственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_seminar_17.docx17.57 КБ
Office presentation icon seminar_17.prokopenko.ppt1.31 МБ

Предварительный просмотр:

2 слайд: По данным Всемирной организации Здравоохранения в последние годы происходит увеличение  числа умственно отсталых детей.

Частота умственной отсталости достигает от 1-3% от общей детской рождаемости.  Также в последние годы наблюдается тенденция усложнения дефектов развития.

 Федеральный Государственный Стандарт предусматривает Коррекционно- развивающую область в которую входят логопедические занятия в раздел внеурочной  деятельности.

3 слайд: Основной речевой проблемой у учащихся с умственной отсталостью является грубое системное нарушение недоразвитие речи в структуре дефекта умственной отсталости. Низкий уровень владения вербальной формой общения обусловлен не только особенностями психофизического развития детей с умеренной и тяжелой формами умственной отсталости – но и грубым органическим поражением центральной нервной системы, общим системным недоразвитием речи, низким уровнем их коммуникативной компетентности в целом.  

Из этого следует : слабость мотивации,

  • нарушение программирования,
  • трудности реализации речевой программы и контроля,
  • выраженные и стойкие нарушения звукопроизношения

Эти дефекты делятся на 3 уровня

   1:» 1 уровень: Безречевые» дети. Они безучастны к окружающей среде.

   2:  2 уровень: Дети у которых отмечаются отдельные лепетные слова.

   3: 3 уровень: Это дети у которых имеется бытовой словарь и фразовая речь.    Но последовательность изложения тоже затруднена.

4 слайд: Основная цель логопедического воздействия на 1 и 2 уровень- это социализация в обществе. На 3 уровень социализация в обществе тоесть  формирование коммуникатывных умений межличностного общения, Стимулирование  речевой активности во всех видах деятельности, обогащание словаря, учить отвечать на вопросы учителя, развивать интонационную выразительность речи, развивать мелкую моторику.

5слайд: Работа с учащимися с умственной отсталостью начинается с диагностики. Это наблюдение, беседа с учеником говорящим, беседа с учителем, родителями, изучение заключения ТПМПК и его рекомендаций логопедическая диагностика, заполнение речевой карты, разработка программы и её реализация.

6 слайд: Логопедическая работа строится от простого к сложному:      

Развитие артикуляционной моторики.

7 слайд: 3. Развитие речевого дыхания.

8 слайд: 4. Развитие мелкой моторики

9 слайд: В ходе коррекционных занятий решаются следующие задачи             1. Учить реагировать ребёнка на обращённую к нему речь собеседника.

2. Учить понимать речь обращённую речь.

3. учить выполнять простые поручения по словесной инструкции.

Для 3 уровня,  говорящих детей : Называть фамилию, имя, отчество своё, родителе,. педагогов. Рассказывать наизусть стихи, участвовать в праздниках, отвечать на вопросы педагогов в учебной и внеурочной деятельности.

10 слайд: Логопедическая работа строится с учётом развития ребёнка и его возможностей. Основная   цель коррекционной работы- это слияние игровой и учебной деятельности.

 В игровую деятельность входит: ролевая игра, которая отражает окружающую действительность- Это такие игры как Больница, парикмахерская, магазин, стройка и другие игры.  В ролевых играх учащиеся учатся приёмам обмена информацией и обрабатывать её для решения жизненных проблем.

11 слайд: На логопедических занятиях, благодаря игровому моделированию, мы имеем возможность развивать все компоненты коммуникативных умений и одновременно развивать речь.

                                   12 слайд:  Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционно-развивающие логопедические занятия в соответствии с требованиями ФГОС с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Прокопенко Н.А. учитель - логопед

Слайд 2

. Особенности работы в рамках ФГОС С УО нет необучаемых детей и даже самых тяжёлых можно чему-то научить, используя специальные методы и приёмы индивидуального обучения; обязательно включение родителей в педагогический процесс.

Слайд 3

Уровни недоразвития К первому уровню относятся «Безречевые» дети. Одни безучастны к окружающей среде, речью не пользуются. Другие дети произносят постоянно один монотонный звук, не являющийся средством общения. Некоторые пользуются неречевыми средствами. Эта группа является наиболее сложной в речевом отношении независимо от возраста. Ко второму уровню относят детей, у которых отмечаются отдельные лепетные слова или словосочетания, произнесённые с различными фонетическими искажениями. Фонетические нарушения носят дизартрический характер, что значительно усложняет формирование произносительной стороны речи. К третьему уровню речевого развития относят детей, у которых имеется бытовой словарь и фразовая речь. Одни дети многоречивы, пользуются развернутой фразовой речью с элементами нарушенного звукопроизношения. Другие дети пользуются короткой фразой, отмечаются аграмматизмы. Последовательность изложения затруднена.

Слайд 4

Логопедическое воздействие Основная цель логопедического воздействия – повышение уровня коммуникативной компетентности и максимально возможная подготовка к социуму учащихся с умеренной и тяжелей умственной отсталостью.

Слайд 5

Работа с детьми данной категории начинается с диагностики: наблюдение в учебной и внеклассной деятельности; беседа с учеником; беседа с учителем. логопедическая диагностика: выполнение речевых проб; заполнение речевой карты на ученика; построение индивидуального плана уровня актуального речевого развития ученика.

Слайд 6

Развитие артикуляционной моторики

Слайд 7

Развитие речевого дыхания

Слайд 8

Развитие мелкой моторики

Слайд 9

В ходе коррекционных логопедических занятий решаются следующие задачи: побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему; учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей; развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи; развивать подвижность артикуляционного аппарата; развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания); обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.) учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др. закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность; учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;

Слайд 10

Ролевая игра Важной особенностью сюжетно-ролевой игры является возможность моделирования на ее основе той или иной ситуации общения, предполагающей простой диалог. Учащиеся в играх используют вербальные и невербальные способы общения.

Слайд 11

В условно-импровизированных ситуациях общения, создаваемых на логопедических занятиях, благодаря игровому моделированию уроков, мы имеем возможность тренировать все компоненты коммуникативных умений (информационно-коммуникативный, интерактивный и перцептивный) и одновременно развивать речь.

Слайд 12

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемных ситуаций на уроках ручного труда с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью первого года обучения.

Одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.Как известно, коррекционно...

Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с элементами методики Монтессори

В статье отражаются элементы Монтессори-педагогики, позволяющие более эффективно организовать коррекционно-образовательный процесс на логопедических занятиях с детьми, имеющих умеренную и тяжелую степ...

Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с элементами методики Монтессори

В статье отражаются элементы Монтессори-педагогики, позволяющие более эффективно организовать коррекционно-образовательный процесс на логопедических занятиях с детьми, имеющих умеренную и тяжелую степ...

"Конспект занятия по предметно практической деятельности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тема "Украсим кукле платье".

Конспект занятия по предметно практической деятельности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостю....

Конспект интегрированного занятия «Путешествие по Санкт – Петербургу» (4 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР)

Тип урока: Образовательный : Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (рисование) .Виды детской деятельности: образовательная...

Статья на тему "Основные аспекты коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

Все младшие школьники с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют нарушения речи и нуждаются в логопедической помощи. В статье освещены основные аспекты коррекционно-логопедической работы в шко...

Особенности коррекционной логопедической работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

ull;Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются наиболее сложной группой аномальных детей. •На фоне глубокого нарушения всей познавательной деятельности особенно отчетливо в...