Рабочая программа по русскому языку, 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку, 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass_.doc | 492 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Инсарская средняя общеобразовательная школа № 1»
ИНСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов МБОУ «Инсарская СОШ №1» ___________ Маврушкина Е.Н. протокол № ________ «29» августа 2017 г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР МБОУ «Инсарская СОШ №1» ____________Чудаева Е.В. «30» августа 2017 г. | «Утверждаю» директор МБОУ «Инсарская СОШ №1» ___________ Гулькина Е.В. «31» августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
на 2017-2018 учебный год
Класс: 3"б"
Разработчик программы:
Зимулькина Н.А.,
учитель начальных классов
г. Инсар
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение предмета «Русский язык» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.
Рабочая учебная программа по русскому языку для 3 «б» класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Русский язык» (автор: В. П. Канакина, М.: Просвещение).
В результате того, что в 2017-2018 учебном году определены 35 учебных недель, на изучение предмета «Русский язык» в рабочей программе берется 175 учебных часов 5 часов в неделю.
Преподавание ведется по учебнику: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016 и последующие издания.
Цель и задачи учебного предмета «Русский язык»
Целью изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены главные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык».
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Познавательные УУД:
1. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
2. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные УУД:
1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
2. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
3. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
4. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
6. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
•применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
•строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
•понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
•понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
•восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
•распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
•знакомиться с жанрами объявления, письма;
•строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
•определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
•составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
•использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
•находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно про-износить звуки в слове и вне слова;
•определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
•понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
•анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
•определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
•определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
•определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
•определять ударный и безударные слоги в слове;
•правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
•использовать знание алфавита при работе со словарями;
•определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
•находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
Обучающийся получит возможность научиться:
•осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
•оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
•соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
•наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
•иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
•иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
•наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
•распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
•иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
•оценивать уместность использования слов в тексте;
•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
•размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
•приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
•различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
•различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
•находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (про-стые случаи), корень, приставку, суффикс;
•выделять нулевое окончание;
•подбирать слова с заданной морфемой;
•образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
•различать изменяемые и неизменяемые слова;
•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
•сравнивать, классифицировать слова по их составу;
•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
•осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
•наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
•разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
•распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
•распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
•распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
•распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
•узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
•устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
•узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
•подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
•производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
•наблюдать за словообразованием частей речи;
•замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать предложение, словосочетание и слово;
•выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
•определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопроси-тельные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
•различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
•устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
•отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении слово-сочетания;
•разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
•выделять в предложении основу и словосочетания;
•находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
•опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
•непроизносимые согласные;
•разделительный твёрдый знак (ъ);
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными со-гласными (перечень см. в словаре учебника);
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
•безударные родовые окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
•раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, под-бор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными прави-лами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографиче-ские и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
•запятая при обращении;
•запятая между частями в сложном предложении;
•безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь.
Содержание учебного предмета
Язык и речь (2 ч.)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст. Предложение. Словосочетание (15 ч.)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Слово и его лексическое значение (20 ч.)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Состав слова (43 ч.)
Состав слова. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок (простейшие примеры). Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Различение предлогов и приставок.
Основа и окончание слова. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Части речи (77 ч)
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Повторение (18 ч.)
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Распределение учебных часов по четвертям
Курс рассчитан на 175 ч, 5 часов в неделю, 35 учебных недель.
Количество часов в 1-й четверти – 41 ч.
Количество часов во 2-й четверти – 38 ч.
Количество часов в 3-й четверти – 55 ч.
Количество часов в 4-й четверти – 41 ч.
Отличительные особенности тематического планирования
В примерную учебную программу по русскому языку автора В.П. Канакиной внесены следующие изменения и дополнения:
- в распределение количества часов на изучение отдельно взятых тем (увеличено количество часов на изучение тем разделов 4, 5, 6 за счет уменьшения количества часов на изучение тем разделов 1, 2, 3, что объясняется разной степенью сложности учебного материала, а также за счет 5 дополнительных часов 35 учебной недели).
НРК учитывается при проведении 1 урока в каждой четверти.
Тематическое планирование
Раздел | Наименование разделов и тем | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Язык и речь | 3 | 2 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 16 | 15 |
3 | Слово в языке и речи | 21 | 20 |
4 | Состав слова | 41 | 43 |
6 | Части речи | 75 | 77 |
7 | Повторение | 14 | 18 |
Итого | 170 | 175 |
Практическая часть рабочей программы
Практическая часть | 1 чет. | 2 чет. | 3 чет. | 4 чет. | год |
Диктант | 3 | 3 | 3 | 2 | 11 |
Контрольное списывание | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Развитие речи из них: изложение сочинение устный рассказ | 7 | 8 | 7 | 4 | 26 |
2 2 3 | 4 3 1 | 2 4 1 | 2 - 2 | 10 9 7 | |
Проектная работа | 1 | 2 | 3 | - | 6 |
Итого | 13 | 14 | 14 | 7 | 48 |
Сетка контрольных работ
Кол-во уроков контроля | Вид урока контроля и тема контроля | Кол-во часов | |
I четверть | 6 | Вводный контрольный диктант по теме «Повторение изученного во 2 классе» | 1 |
Контрольное списывание №1 по теме: «Предложение» | 25 мин | ||
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | 31 | ||
Проект «Рассказ о слове» | 1 | ||
Контрольное списывание № 2 по теме «Слово в языке и речи» | 25 мин | ||
Контрольный диктант за I четверть по теме «Предложение. Словосочетание. Слово в речи». | 1 | ||
II четверть | 6 | Проект «Семья слов» | 1 |
Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | ||
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | 1 | ||
Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» за 2 четверть | 1 | ||
Контрольное списывание №3 | 25 мин | ||
Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | ||
III четверть | 6 | Проект «Тайна имени» | 1 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | ||
Проект «Зимняя страничка» | 1 | ||
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||
Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | ||
Контрольное списывание №4 по теме «Местоимение» | 25 мин | ||
Контрольный диктант по теме «Части речи» за 3 четверть | 1 | ||
IV четверть | 3 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
Административная контрольная работа (диктант) за 3 класс. | 1 | ||
Контрольное списывание №5. | 25 мин |
Объём письменных работ в 3 классе
Орфографические пятиминутки и словарные диктанты
1 полугодие - 10-15 слов 2 полугодие – 12-15 слов
Контрольные диктанты
1 полугодие – 45 – 55 слов 2 полугодие – 55 - 60 слов
Проверочное списывание и контрольное списывание
1 полугодие – 50 – 60 слов 2 полугодие – 60 - 65 слов
Письмо по памяти
От двух четверостиший стихотворной формы до 30-35 слов текста в прозаической форме
Изложение
Количество слов увеличивается по сравнению с диктантами соответственно
на 15-20 слов.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 четверть | ||||
Язык и речь | 2 | |||
1 | Виды речи. Её назначение. | 1 | 02.09 | |
2 | Речь – отражение культуры человека. Р. р. Устное составление текста по рисунку. Проверь себя! | 1 | 04.09 | |
Текст. Предложение. Словосочетание | 15 | |||
3 | Что такое текст? Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. | 1 | 05.09 | |
4 | Предложение (повторение и углубление представлений) | 1 | 06.09 | |
5 | Р. р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. К.Е Маковский «Дети, бегущие от грозы» | 1 | 07.09 | |
6 | Виды предложений по интонации. | 1 | 09.09 | |
7 | Предложение с обращением. Р. р. Составление предложений по рисунку. | 1 | 11.09 | |
8 | Вводный контрольный диктант по теме «Повторение изученного во 2 классе» | 1 | 12.09 | |
9 | Упражнение в разборе предложений по членам предложения. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | 13.09 | |
10 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 14.09 | |
11 | Распространённые и нераспространённые предложения. Контрольное списывание №1. | 1 | 16.09 | |
12 | Главные и второстепенные члены предложения. Упражнение в разборе предложений по членам предложения. | 1 | 18.09 | |
13 | Простое и сложное предложение. Общее представление. | 1 | 19.09 | |
14 | Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. | 1 | 20.09 | |
15 | Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова. | 1 | 21.09 | |
16 | Р. р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». НРК «Осень в родном краю» | 1 | 23.09 | |
17 | Анализ работы по развитию речи. Проверь себя. | 1 | 25.09 | |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): отличать предложение от группы слов, не составляющих предложения; выделять в письменном тексте диалог; наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа; классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации; обосновывать знаки препинания в конце предложений; находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи; составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения; различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении; распространять нераспространённое предложение второстепенными членами; составлять из двух простых предложений одно сложное; разделять запятой части сложного предложения; выделять в предложении словосочетания. | ||||
Слово в языке и речи | 20 | |||
18 | Лексическое значение слов. Однозначные и многозначные слова. | 1 | 26.09 | |
19 | Антонимы и синонимы | 1 | 27.09 | |
20 | Омонимы. Общее представление. Работа со словарём омонимов. | 1 | 28.09 | |
21 | Слово и словосочетание. | 1 | 30.09 | |
22 | Значение и использование фразеологизмов | 1 | 02.10 | |
23 | Роль фразеологизмов в речи. Р. р. Обучающее подробное изложение текста. | 1 | 03.10 | |
24 | Анализ работы по развитию речи. Работа над ошибками. | 1 | 04.10 | |
25 | Части речи и их значение. Имя существительное. Местоимение | 1 | 05.10 | |
26 | Части речи. Имя прилагательное. Глагол. | 1 | 07.10 | |
27 | Части речи. Имя числительное. Общее представление. | 1 | 09.10 | |
28 | Р.р. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» | 1 | 10.10 | |
29 | Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах. | 1 | 11.10 | |
30 | Гласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | 12.10 | |
31 | Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными сочетаниями жи- ши, ча – ща, чу – щу и безударными гласными в корне. | 1 | 14.10 | |
32 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными. | 1 | 16.10 | |
33 | Разделительный Ь знак. | 1 | 17.10 | |
34 | Правописание слов с разделительным Ь знаком. Р. р. Обучающее изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану и вопросам текста. | 1 | 18.10 | |
35 | Контрольный диктант за I четверть по теме «Предложение. Словосочетание. Слово в речи». | 1 | 19.10 | |
36 | Проверь себя. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект «Рассказ о слове» | 1 | 21.10 | |
37 | Контрольное списывание № 2 по теме «Слово в языке и речи» | 1 | 23.10 | |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю; распознавать многозначные слова, слова в прямом и в переносном значениях; находить среди других слов, в предложении, тексте синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы и антонимы; различать слово и словосочетание как сложное название предмета; находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания; выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания; устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. | ||||
Состав слова | 43 | |||
38 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | 24.10 | |
39 | Как найти в слове корень? Чередование согласных в корне слова. | 1 | 25.10 | |
40 | Сложные слова. | 1 | 26.10 | |
2 четверть | ||||
41 | Что такое окончание? | 1 | 28.10 | |
42 | Как найти в слове окончание. | 1 | 08.11 | |
43 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку. | 1 | 09.11 | |
44 | Значение приставок. | 1 | 11.11 | |
45 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | 1 | 13.11 | |
46 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | 14.11 | |
47 | Значения суффиксов. | 1 | 15.11 | |
48 | Р.р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова « В голубом просторе» | 1 | 16.11 | |
49 | Анализ творческих работ. Редактирование и совершенствование сочинений. | 1 | 18.11 | |
50 | Основа слова. | 1 | 20.11 | |
51 | Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Разбор слова по составу. Проект «Семья слов» | 1 | 21.11 | |
52 | Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по плану учебника | 1 | 22.11 | |
53 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | 23.11 | |
54 | Проверь себя. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | 25.11 | |
55 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 | 27.11 | |
56 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | 28.11 | |
57 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | 29.11 | |
58 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Страничка для любознательных. Следы старославянского языка в речи. | 1 | 30.11 | |
59 | Р. р. Изложение текста на основе слухового восприятия и языкового анализа текста «В берлоге» | 1 | 02.12 | |
60 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными. | 1 | 04.12 | |
61 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными. Р.Р. Составление текста на основе своих впечатлений (упр. 212). НРК «Первый снег в родном городе» | 1 | 05.12 | |
62 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными. | 1 | 06.12 | |
63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 07.12 | |
64 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 09.12 | |
65 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 11.12 | |
66 | Правописание слов с удвоенными согласными | 1 | 12.12 | |
67 | Правописание слов с удвоенными согласными | 1 | 13.12 | |
68 | Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» | 1 | 14.12 | |
69 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | 1 | 16.12 | |
70 | Правописание приставок и суффиксов. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | 18.12 | |
71 | Правописание суффиксов ик – ек. | 1 | 19.12 | |
72 | Правописание суффикса -ок. Проверочная работа. | 1 | 20.12 | |
73 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 21.12 | |
74 | Правописание слов с разделительным ъ знаком. | 1 | 23.12 | |
75 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание частей слова». | 1 | 25.12 | |
76 | Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» за 2 четверть | 1 | 26.12 | |
77 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | 27.12 | |
78 | Р.р. Изложение текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | 28.12 | |
3 четверть | ||||
79 | Правописание слов с разделительным ъ знаком Р.р. Составление объявления | 1 | ||
80 | Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | ||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): различать однокоренные слова, группировать их, находить корень, работать со словарём однокоренных слов, формулировать определение приставки, корня и суффикса, работать с памяткой, проводить разбор слов по составу, анализировать, составлять модели слов, редактировать текст, оценивать результаты деятельности, подробно излагать содержание повествовательного текста | ||||
Части речи | 77 | |||
81 | Части речи (повторение и углубление представлений). Контрольное списывание №3 | 1 | ||
82 | Части речи. Имя существительное. Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти. | 1 | ||
83 | Значение и употребление имён существительных в речи. Р.р. Составление текста по рисунку учебника (упр.7) | 1 | ||
84 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | ||
85 | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста | 1 | ||
86 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | ||
87 | Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени» | 1 | ||
88 | Изменение имён существительных по числам. | 1 | ||
89 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. | 1 | ||
90 | Р.р. Упражнение по развитию связной речи. | 1 | ||
91 | Род имён существительных. | 1 | ||
92 | Определение рода имен существительных в косвенных падежах. | 1 | ||
93 | Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода. | 1 | ||
94 | Упражнения в написании ь знака после шипящих. | 1 | ||
95 | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | ||
96 | Проверочная работа по теме «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» | 1 | ||
97 | Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам. | 1 | ||
98 | Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. | 1 | ||
99 | Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные. | 1 | ||
100 | Р.р. Коллективное сочинение по репродукции картины Билибина «Иван царевич и лягушка-квакушка» | 1 | ||
101 | Именительный падеж имён существительных. | 1 | ||
102 | Родительный падеж имён существительных. | 1 | ||
103 | Дательный падеж имён существительных. | 1 | ||
104 | Винительный падеж имён существительных. | 1 | ||
105 | Упражнение в различении изученных падежей имён существительных (родительный и винительный) | 1 | ||
106 | Творительный падеж имён существительных. | 1 | ||
107 | Предложный падеж имён существительных. | 1 | ||
108 | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | ||
109 | Обобщение знаний о падежах имён существительных. | 1 | ||
110 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | ||
111 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект «Зимняя страничка». НРК «Зима в родном краю» | 1 | ||
112 | Р.р. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | ||
113 | Лексическое значение имен прилагательных | 1 | ||
114 | Связь имён прилагательных с именем существительным. Сложные имена прилагательные | 1 | ||
115 | Роль имён прилагательных в тексте. Художественное и научное описание. | 1 | ||
116 | Имя прилагательное. Текст - описание | 1 | ||
117 | Р.р. Сочинение - высказывание по репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 | ||
118 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | ||
119 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 1 | ||
4 четверть | ||||
120 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 1 | ||
121 | Изменение имён прилагательных по числам | 1 | ||
122 | Изменение имён прилагательных по числам. Р.р. Составление объявления описательного характера. | 1 | ||
123 | Изменение имён прилагательных по падежам. Общее представление. | 1 | ||
124 | Упражнение в определении падежа имён прилагательных. | 1 | ||
125 | Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи. | 1 | ||
126 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||
127 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа | 1 | ||
128 | Р.р. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками». | 1 | ||
129 | Проверь себя. Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | ||
130 | Местоимения. Личные местоимения. | 1 | ||
131 | Личные местоимения 3-го лица. Изменение по родам. | 1 | ||
132 | Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. | 1 | ||
133 | Местоимение. Р.р. Составление письма. | 1 | ||
134 | Обобщение знаний о местоимении. Контрольное списывание №4 по теме «Местоимение» | 1 | ||
135 | Контрольный диктант по теме «Части речи» за 3 четверть | 1 | ||
136 | Значение и употребление глаголов в речи. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | ||
137 | Упражнение в определении лексического значения глаголов. | 1 | ||
138 | Упражнение в распознавании глаголов среди других слов. | 1 | ||
139 | Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам | 1 | ||
140 | Глагол в начальной (неопределенной) форме | 1 | ||
141 | Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме. | 1 | ||
142 | Число глаголов. Изменение глаголов по числам. | 1 | ||
143 | Изменение глаголов по числам. | 1 | ||
144 | Времена глагола. | 1 | ||
145 | Упражнение в определении времени глагола. | 1 | ||
146 | Изменение глаголов по временам. | 1 | ||
147 | Изменение глаголов по временам. | 1 | ||
148 | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | ||
149 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. | 1 | ||
150 | Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. | 1 | ||
151 | НЕ с глаголами. | 1 | ||
152 | НЕ с глаголами. | 1 | ||
153 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | ||
154 | Обобщение знаний о глаголе. Проверь себя. Проверочная работа | 1 | ||
155 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | ||
156 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний о глаголе. | 1 | ||
157 | Р.Р. Составление текста по рисунку. НРК «Весна в родном краю» | 1 | ||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): узнавать изученные части речи среди слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи; определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновать правильность их выделения; распознавать однокоренные слова, выделять в них корень; различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. | ||||
Повторение | 18 | |||
158 | Части речи. | 1 | ||
159 | Административная контрольная работа (диктант) за 3 класс. | 1 | ||
160 | Текст. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | ||
161 | Текст. Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | ||
162 | Имя существительное, имя прилагательное. | 1 | ||
163 | Имя числительное, местоимение. | 1 | ||
164 | Глагол. | 1 | ||
165 | Состав слова. Предлоги и приставки. Контрольное списывание №5. | 1 | ||
166 | Состав слова. Суффикс, окончание слова. | 1 | ||
167 | Словосочетание. Предложение. Текст. | 1 | ||
168 | Упражнение в правописании частей слова. Однокоренные слова | 1 | ||
169 | Упражнение в правописании частей слова. | 1 | ||
170 | Текст. Тема текста. Части текста. | 1 | ||
171 | Урок-игра «Конкурс грамотеев» | 1 | ||
172- 175 | Повторение изученного материала за курс 3 класса. | 4 | ||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): обобщить знания о частях речи, принимать участие в обсуждении, высказывать свои мысли в устной форме, анализировать высказывания одноклассников, составлять текст по самостоятельно составленному плану, определять падежи имён существительных, прилагательных, называть их характерные признаки, классифицировать части речи, повторить изученные орфограммы, обосновывать правильность своего выбора. |
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ (ИЛИ ИХ ЭЛЕМЕНТЫ):
- ИКТ
- игровая технология
- проектная технология
- учебно-исследовательская технология
- проблемно-диалоговая технология
- обучение в сотрудничестве
ТИПЫ УРОКОВ
- урок усвоения новых знаний
- урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
- урок применения метапредметных и предметных знаний
- урок обобщения и систематизации предметных знаний
- урок повторения предметных знаний
- контрольный урок
- коррекционный урок
- комбинированный урок
- учебная экскурсия
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: текущий, ВПР, мониторинги, итоговый.
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
На уроках проводится работа с одаренными детьми (дифференциация и индивидуализация обучения):
- разноуровневые задания (обучающие и контролирующие);
- обучение самостоятельной работе (работа с учебником, с дополнительной литературой);
- развивающие задачи, в том числе олимпиадные задания;
- творческие задания (сочинения, изложения и др).
РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
В классе обучаются 2 ребёнка с ОВЗ. Рекомендовано: обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе 7.1 (программа коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК).
Для успешного обучения выбираются задания в форме, доступной для самостоятельного выполнения детьми. Дифференцируется помощь, необходимая учащимся (организующая, стимулирующая, обучающая).
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Изучение региональных особенностей учитывается при проведении 1 урока в каждой четверти - творческие задания на основе наблюдений за родной природой.
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ:
Предусмотрено данной программой применение на уроках ИКТ, в форме наглядных презентаций при изучении материала, для контроля знаний, что обусловлено:
- улучшением наглядности изучаемого материала,
- увеличением количества предлагаемой информации,
- уменьшением времени подачи материала
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Компьютер.
2. Мультимедиа проектор.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017/2018 учебный год. 2. Примерная программа по русскому языку / авт. В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2011. 3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы. 4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс. 5. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 3 класс / О.Н. Крылова, – М.: Издательство «Экзамен», 2014. 6. Русский язык. 1-4 классы: конспекты уроков-диктантов. Познавательные тексты с объяснениями и заданиями / авт. сост. Н.Н. Бобкова (и др.). – Волгоград: Учитель, 2013.
Интернет-ресурсы:
- http://standart.edu.ru[Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
- http://school-collection.edu.ru[Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
- http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
- http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...